Тема: "Ознакомление с зависимостью между величинами: скорость, время, расстояние"
УМК: "Школа России", авторы: М.И.Моро и др., 4 класс.
Цель: формировать представления о зависимости между величинами: скорость, время, рассояние.
Задачи:
1. Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.
2. Отрабатывать вычислительные навыки.
3. Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.
Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать сою деятельность.
Предметные: знать понятие скорости, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения; закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.
Конспект урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
1. Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математике за новыми знаниями. - Какие слова с таким же смыслом мы можем подобрать к слову путешествие? |
Приветствуют учителя. Отвечают на вопрос учителя - путь, дорога. |
||||
2. Актуализация знаний |
- Что вы должны сделать вначале пути? - Давайте начнем с математического диктанта. - Я буду читать задачи, а вы будете устно их решать, а в тетради записывать только ответ. Для начала запишите число, классная работа. 1. У Маши дорога в школу занимает 13 минут, а у Алины в 3 раза больше. Сколько времени идет в школу Света? 2. Ребята прошли 14 км в первый день путешествия, а во второй в 2 раза меньше. Какое расстояние во второй день? 3. Стороны прямоугольника 4см и 3 см. Чему равна площадь прямоугольника? - А теперь проверяем. - Какой ответ получили в первой задаче? - У всех такой ответ? - Скажи, как получили такой ответ? - Что общего у чисел этого ряда? - Разбейте эти числа на группы - Какой формулой вы пользовались для нахождения площади прямоугольника? |
(повторить)
Записывают в тетради число, кл.работа
(39 мин) (14:2=7км) (12 см2)
(именованные числа, мерки) (39 мин - единицы времени 7 км – единицы длины 12 кв. см - результат нахождения площади) S=a*b |
||||
3. Создание проблемной ситуации. |
- А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберите: велосипед или автомобиль? - Почему? - Значит что мы будем сравнивать при выборе транспорта? - А определить скорость можно? - Итак, первая остановка Подумай-ка. Давайте решим задачи. Возьмите карточки на вашем столе и прочитайте первую задачу. 1.Мише до школы идти 640 метров , а Кириллу 580 метров. Кто ближе живёт? Кто быстрее дойдёт до школы? - А можно ответить на 2-ой вопрос? - Почему? 2. Марина идёт 10 минут до школы, а Оля идёт 12 мин. Кто тратит больше времени на дорогу? Кто быстрее идёт? - Можно ответить на 2-ой вопрос? - Какая величина характеризует быстроту движения? - Так что же такое скорость. Выберите верное определение скорости. 1. Скорость – это расстояние. 2. Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. 3. Скорость – это время движения. - Молодцы! Правильно. - Теперь решим еще одну задачу 3. Миша в своем классе пробежал 80 метров за 20 секунд на соревнованиях, а Игорь 45 за 15 секунд. Каждый считает, что он лучший спортсмен. Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша говорит, что он прошел большее расстояние. Кто, по вашему мнению, пробежал быстрее? - Что является новым в этой задаче? - Что общего с другими которые решали вначале урока? - Попробуйте разрешить спор и запишите имя мальчика, который бежал быстрее - Какое имя ты написал, а ты? - Кто не смог ответить? - В чем затруднения? - Правильный ответ Миша! - Раз обосновать никто не может значит у нас затруднения! - Какое задание выполняли? - Что не получилось? |
( автомобиль) (т.к. движется быстрее, с большей скоростью) (скорость движения) ( в машинах есть спидометр)
(Ближе живёт Кирилл) ( нет) (т.к. не знаем сколько времени тратят на дорогу мальчики, а знаем только расстояние) (Оля тратит больше времени на дорогу) (нет так как не знаем какое расстояние они проходят до школы) (скорость )
(Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени)
(длина и время)
(если кто-то решил, то спросить может обосновать или нет) (решали задачу) (мы пробовали применить известные формулы, но ни одна не подошла) |
||||
4 .Сообщение темы и цели урока. |
- Так какая же цель нашей работы? - А какая тема нашего урока? - Итак, нам надо построить способ для нахождения скорости. |
(узнать как v связана со временем и расстоянием или способ нахождения скорости) (скорость) |
||||
5. Открытие детьми нового знания. |
- Для этого мы пронаблюдаем решение задачи из учебника. Открыли учебники на странице 5, самая верхняя задача. Я читаю а все внимательно слушают и следят: "Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько км проходила эта машина за 1 час?" -Учитель производит полный анализ задачи Ребята, а какая же взаимосвязь существует? Кто назовет? |
Ученики внимательно слушают, следят. Отвечают на все вопросы учителя по анализу. В итоге приходят к решению 160:2=80 (от увеличения скорости - уменьшается время, но увеличивается расстояние) |
||||
6. Первичное закрепление |
А теперь, чтобы применить на практике полученные знания, мы решим задачу номер 9 из учебника. Полный анализ задачи, затем совместное решение, записать условие в виде таблицы. Можно одного ученика к доске на запись решения, но только после анализа. - Какие ещё можете назвать единицы скорости ( ответы детей ) - Вернёмся к Мише и Игорю. Что нам надо найти? - Какая скорость у Миши?(4м/с), а Игоря ( 3м/с) - Теперь мы можем сравнить скорость Миши и Игоря?(да) - Что нам позволяет новая формула? - Молодцы! |
Открывают учебники, знакомятся с задачей, активно участвуют в анализе задачи, краткую запись и решение записывают в тетради. (скорость Миши и Игоря)
(находить скорости объектов) |
||||
7. Физминутка |
Электронная физминутка |
Повторяют движения, физически отдыхают |
||||
8. Закрепление изученного материала |
Откройте учебник на стр.5. Задание 11 самостоятельно.Задание 13. Работа по карточкам
|
Выполняют задания с помощью учителя, первое задание с взаимопроверкой. Карточки самостоятельно (в парах) Выполнение всех заданий. |
||||
Итог урока |
-Какую цель мы ставили перед собой? -Достигли мы цели? |
Отвечают на вопросы учителя |
||||
Рефлексия |
-Оцените свою работу на уроке Я доволен собой, у меня все получилось. У меня не все получилось, нужно повторить. Многое не получилось, нужно повторить.
|
Высказывают свои мнения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.