Технологическая карта урока математики "Сложение положительных и отрицательных чисел" 6кл

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

задачи связаны с семейным бюджетом
Иконка файла материала технологическая карта к уроку Сложение положительных и отрицательных чисел.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова г. Кудымкара

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок математики

«Сложение положительных и отрицательных чисел»

6класс

 

 

 

 

Шпис Вера Михайловна,

учитель математики

 

 

 

 

 

2022г

Пояснительная записка.

Разработка предназначена для обучающихся 6класса при изучении раздела «Положительные и отрицательные числа». В данном разделе это не первый урок, поэтому обучающиеся знакомы с понятием положительные и отрицательные числа, умеют выполнять сложение отрицательных чисел, соотносят понятия долг (расходы) с отрицательными числами и зарплата (доходы) – с положительными числами.

         При изучении темы используются экономические задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Учитель:  Шпис Вера Михайловна

Урок: математики

УМК: Виленкин Н.Я.

Класс: 6

Технологии: технология критического мышления.

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тема урок: Сложение положительных и отрицательных чисел

Тип урок: освоения новых знаний

Место урока: 1

Цель урока: Изучение сложения положительных и отрицательных чисел

Задачи:

·         Образовательные: уметь распознавать, обозначать и читать положительные и отрицательные числа;

·         уметь наблюдать и описывать жизненные ситуации, для объяснения которых необходимо представление о положительных и отрицательных числах;

·         Развивающие: развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученных данных; развивать логическое мышления и умения делать выводы; формировать умения анализа, сравнения, переноса знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при выполнении практического задания.

·         Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении математики, используя разнообразные приемы деятельности; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знает определения положительного и отрицательного чисел

действий сложения над ними; 

-точно и грамотно выражает свои мысли в устной и письменной речи, применяет математическую терминологию

математическую терминологию;

выполняет устные и  письменные вычисления с положительными и отрицательными числами.

определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, работает по плану, оценивает правильность выполнения действий, планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные: обнаруживает проблему недостатка знаний для выполнения действий.

Познавательные:  учится навыкам самостоятельного приобретения новых знаний.

Коммуникативные: осуществляет самооценку, слушает других.

Межпредметные связи: финансовая грамотность

Ресурсы урока: презентация, рабочий лист

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

УУД

Организационный этап

Здравствуйте, ребята, садитесь

- Посмотрите, друг на друга.  Улыбнитесь.

Проверим вашу готовность к уроку. У каждого из вас на парте лежит рабочий лист. Сегодня мы будем работать с ним. Все  задания будите выполнять на этом листе.

Подпишите Фамилию имя, класс. Дату. В левом углу смайлик. Дорисуем- выражая своё настроение на урок.

На листе имеется самооценочная таблица, вы её заполняете самостоятельн. Если выполнено задание верно и правильно ставите 3 балла, если частично или с ошибками – 2 балла, 1 балл- если задание не выполнено.

Учащиеся знакомятся с рабочим листом и дорисовывают смайлик.

https://w7.pngwing.com/pngs/882/647/png-transparent-smiley-emoticon-face-black-and-white-sad-emoji-miscellaneous-head-sadness.pngплохое настроение

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c6307ecb3a0b/1085701_3.png так себе

https://yt3.ggpht.com/ytc/AKedOLSmJGw5yBVckWSyjEmYDrUcVx9ojjtOC2jv8Jxu=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rjрадостное

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные: мотивация учения

Мотивация учебной деятельности учащихся

Распределить числа по группам:

3;     5,4;    - 7;    - 4,8;     9,3;    0; 

  -6  ;  5,6;    -2,5

Почему не записали 0?

 

Назовём эти группы как мы уже привыкли: расход и доход.

Что можно найти?

Расход (отрицательные):  -7;  -4,8;  -2,5;  -6

Доход (положительные): 3;   5,4;   9,3;   5,6

 

0-это не положительное и неотрицательное число.

 

Можно найти сумму расходов:  -23,3

И сумму дохода:  14,3

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других.

Личностные: умение проявлять познавательную инициативу.

Актуализация знаний

1.Вспомним: что мы относим к доходам?

 Всё перечисленное мы относим к семейным расходам или доходам Вложения в акции или накопления в банках.

2. Что относим на расходы семьи?

 

 

Вывод: положительные числа в жизни – это …, отрицательные-…?

 

3. Объяснить и записать схему с помощью положительных и отрицательных чисел

« Сумма двух доходов - доход»:

 «Сумма двух долгов есть долг»:

Заработная плата, пенсии, выплаты на детей.

 

 

 

 

Покупки продуктов питания, одежды, оплата за свет, связь, обслуживание автомобиля, кино и т. Д.

Положительные число определяют доход, отрицательные числа долг или расход.

 

 

 

(+) + (+) = (+)

(-) + (-) = (-)

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих  высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

 фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

 

Выявление  места и причины затруднения

А что ещё возможно вычислить?  Записать выражение.

Как вы думаете- положительный или отрицательный будет ответ?

Найдём  сумму полученных результатов. Каким действием?

А с каким знаком будет ответ?

 

Сумма расходов: - 14,3

Сумма дохода:  23,3

Итого: 9 дохода

Сумму доходов и расходов вместе.

(+) + (-) = ?

- предлагают свои варианты действий: «+», «-»

- предполагают знак в ответе

 

 

 

23,3+ (– 14,3) = 9

 

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Постановка цели и задач урока..

Тема урока?

 

Основная цель урока?

 

 

Записываем  тему урока. Открываем учебник стр.  178 Читаем и находим правило сложения положительных и отрицательных чисел

Как выполнить сложение?

 

 

 

Какое действие выполняем при сложении положительных и отрицательных чисел?

Сложение положительных и отрицательных чисел.

Научиться выполнять сложение положительных и отрицательных чисел

 

Читают, находят в тексте правило.

 

Чтобы сложить два числа с разными знаками:

1) надо из модуля большего вычесть модуль меньшего числа; 2) поставить перед полученным число знак того слагаемого, модуль которого больше.

При  сложении положительных и отрицательных чисел мы их вычитаем.

 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

 

Первичное закрепление

 1. Решение задач

  Задача 1. Возьмем в банке 30 000 рублей, затем получим доход 50000рублей. Сколько будет денежных средств и какого: доход или долг?

  Задача 2. Если на балансе вашего телефона было 48 рублей, а ты с другом проговорил 84 рубля. Каким будет твой баланс? Мама тебе положила 100 рублей. Сколько теперь будет у тебя на счету?

  Задача 3. Задачу записать в виде выражения и решить.

Доход семьи Васькиных состоит из заработной платы папы 35 тыс. руб., мамы- 28 тыс. руб., бабушкиной пенсии – 16 тыс. руб. ежемесячно они расходуют на коммунальные услуги 7 тыс. руб., продукты питания – 53 тыс. руб., прочие расходы – 8тыс.руб. Какова сумма дохода или долга?

 

2.Вычислим сумму доходов и расходов каждой семьи (по рядам)

1 ряд

1 семья: 15+3+8+5-3+2-7-1-2+4

2 семья:   8-2+4+9-11-5+4+5-2

2 ряд

3 семья:    17-1-3+6-2-5+4-2+1

4 семья:     5+1+6-2-8+4-3-3

3 ряд

5 семья:       3-2+1-3+4-2-1-5

6 семья:     -12+2-1-6+4-3+5+4

Посмотрите: в трёх семьях идёт накопление денежных средств, в одной расходы равны доходам, и последних денег не хватает… наверно им придётся брать кредит.

На рабочем листе и у доски

 

 -30000 + 50000 = 20000 (р)

Ответ: доход 20 000 рублей

 

 

 

1) 48 +(-84) = -36(р) баланс после разговора

 2) – 36+100 = 64 (р) на счету            

                                      Ответ:  64 рубля

 

 

 

35+28+16+ (-7)+ (-53)+ (-8)=11 (тыс. р.) – дохода

Ответ: доход 11 тыс. руб.

Или:  35 + 28 + 16 – 7 – 53 - 8 = 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

Доход

36

30

28

16

8

15

Расход

-18

-20

-13

-16

-13

-22

Итого

23

10

15

0

-5

-7

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение .

Самостоятельная работа с самопроверкой

 Выполняем самостоятельную работу

Надо записать числовое выражение и решить задачу.

Задача  1            

Доход семьи Ивановых состоит из заработной платы папы – 37 тыс. руб., мамы- 23 тыс. руб., пенсии бабушки -16 тыс. руб., дедушки – 19 тыс. руб.   Расходы: коммунальные платежи – 5 тыс. руб., продукты питания – 17 тыс. руб., бытовая химия и предметы личной гигиены – 3 тыс. руб., одежда и обувь – 15 тыс. руб., оплата кредита на покупку машины – 10 тыс. руб., образование (репетитор) – 5 тыс. руб., лекарства – 3,5 тыс. руб., оплата телефона и Интернета – 2 тыс. руб., и остальные накопление средств на летний отдых.  Чему равнялись все расходы семьи? И сколько удалось им отложить на отдых?

 Задача  2

Доход семьи Соловьевых, состоящих из 4-х человек: мамы и троих детей, в сентябре составил: заработная плата мамы 25 000 рублей, социальные пособия на детей 9100 на каждого ребёнка.   В этом месяце на питание семья потратила 27600 рублей, а на приобретение одежды 8900 рублей. Кроме того, на коммунальные расходы 7600,  покупка подарка на день рождения – 2000 рублей, школьные принадлежности 3100 рублей. Карманные деньги детей в сумме составили 1600 рублей, оплата детского садика-1600 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на поездку в зимние каникулы. Чему равнялись все расходы семьи в сентябре? И сколько удалось им отложить на отпуск?

Задача  3

За ведения учета в марте определились основные статьи доходов и расходов семьи Петровых. Заработная палата родителей: у папы оклад равен 35 000 рублей, а у мамы оклад – 24 500 рублей. Коммунальные платежи – 7 300 рублей, расходы на обеды на работе и в школе –6 500 рублей, питание дома – 27 500 рублей,  бытовые расходы 3200 рублей, развлечения и отдых – 4 700 рублей, эксплуатация автомобиля – 8300 рублей, оплата сотовой связи и интернета – 2000рублей. Чему равнялись все расходы семьи в марте? И сколько удалось им отложить на летний отпуск?

Сверим свои ответы.

В одной задаче у нас отрицательный ответ. Что значит?

 

Наверно надо точнее планировать денежные расходы.

Выполнение самостоятельной работы

     

 

Решение

37+23+16+19+(-17)+(-3)+(-15)+(-10)+(-5)+

 +(-3,5)+(-2)=39,5 тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение

25000+ 9100+ 9100+ 9100+(-27600)+(-8900)+(-7600)+(-2000)+ (-3100)+(-1600)+ (-1600)=-0,1руб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение

35000+24500+(-7300)+(-6500)+ (27500)+

 (-3200)+(-4700)+(-8300)+(-2000)=20000 руб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

 

Денег не хватило. Значит у них были денежные сбережения с прошлого месяца. Если они сделали покупки.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: управление своим поведением

Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил

Домашнее задание.
№№   1081
Составить экономическую задачу по теме «Доход и расход семьи»

Записывают домашнее задание.

 

Рефлексия деятельности

 

Считаем баллы и выставляем себе оценку.

 

 

 

*   

“уже знал”

 +

новое

(-)

думал иначе или не знал

?

не понял, есть вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Познавательныепостроение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности

 

 

 

Список литературы

1.     Лисицын И., Вигдорчик Е. «Финансовая грамотность 5-7кл» методическое пособие. М ВАКО-2018

2.     Сайт http://linda6035.ucoz.ru/  


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также