Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова г. Кудымкара
Урок математики
«Сложение положительных и отрицательных чисел»
6класс
Шпис Вера Михайловна,
учитель математики
2022г
Пояснительная записка.
Разработка предназначена для обучающихся 6класса при изучении раздела «Положительные и отрицательные числа». В данном разделе это не первый урок, поэтому обучающиеся знакомы с понятием положительные и отрицательные числа, умеют выполнять сложение отрицательных чисел, соотносят понятия долг (расходы) с отрицательными числами и зарплата (доходы) – с положительными числами.
При изучении темы используются экономические задачи.
Технологическая карта урока
Учитель: Шпис Вера Михайловна
Урок: математики
УМК: Виленкин Н.Я.
Класс: 6
Технологии: технология критического мышления.
Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Тема урок: Сложение положительных и отрицательных чисел |
Тип урок: освоения новых знаний |
Место урока: 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: Изучение сложения положительных и отрицательных чисел |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: · Образовательные: уметь распознавать, обозначать и читать положительные и отрицательные числа; · уметь наблюдать и описывать жизненные ситуации, для объяснения которых необходимо представление о положительных и отрицательных числах; · Развивающие: развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученных данных; развивать логическое мышления и умения делать выводы; формировать умения анализа, сравнения, переноса знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при выполнении практического задания. · Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении математики, используя разнообразные приемы деятельности; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||
знает определения положительного и отрицательного чисел действий сложения над ними; -точно и грамотно выражает свои мысли в устной и письменной речи, применяет математическую терминологию математическую терминологию; - выполняет устные и письменные вычисления с положительными и отрицательными числами. |
определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, работает по плану, оценивает правильность выполнения действий, планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Регулятивные: обнаруживает проблему недостатка знаний для выполнения действий. Познавательные: учится навыкам самостоятельного приобретения новых знаний. Коммуникативные: осуществляет самооценку, слушает других. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи: финансовая грамотность |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: презентация, рабочий лист |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности ученика |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята, садитесь - Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Проверим вашу готовность к уроку. У каждого из вас на парте лежит рабочий лист. Сегодня мы будем работать с ним. Все задания будите выполнять на этом листе. Подпишите Фамилию имя, класс. Дату. В левом углу смайлик. Дорисуем- выражая своё настроение на урок. На листе имеется самооценочная таблица, вы её заполняете самостоятельн. Если выполнено задание верно и правильно ставите 3 балла, если частично или с ошибками – 2 балла, 1 балл- если задание не выполнено. |
Учащиеся знакомятся с рабочим листом и дорисовывают смайлик.
|
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения |
||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Распределить числа по группам: 3; 5,4; - 7; - 4,8; 9,3; 0; -6 ; 5,6; -2,5 Почему не записали 0?
Назовём эти группы как мы уже привыкли: расход и доход. Что можно найти? |
Расход (отрицательные): -7; -4,8; -2,5; -6 Доход (положительные): 3; 5,4; 9,3; 5,6
0-это не положительное и неотрицательное число.
Можно найти сумму расходов: -23,3 И сумму дохода: 14,3 |
Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других. Личностные: умение проявлять познавательную инициативу. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Вспомним: что мы относим к доходам? Всё перечисленное мы относим к семейным расходам или доходам Вложения в акции или накопления в банках. 2. Что относим на расходы семьи?
Вывод: положительные числа в жизни – это …, отрицательные-…?
3. Объяснить и записать схему с помощью положительных и отрицательных чисел « Сумма двух доходов - доход»: «Сумма двух долгов есть долг»: |
Заработная плата, пенсии, выплаты на детей.
Покупки продуктов питания, одежды, оплата за свет, связь, обслуживание автомобиля, кино и т. Д. Положительные число определяют доход, отрицательные числа долг или расход.
(+) + (+) = (+) (-) + (-) = (-) |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление места и причины затруднения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
А что ещё возможно вычислить? Записать выражение. Как вы думаете- положительный или отрицательный будет ответ? Найдём сумму полученных результатов. Каким действием? А с каким знаком будет ответ?
Сумма расходов: - 14,3 Сумма дохода: 23,3 Итого: 9 дохода |
Сумму доходов и расходов вместе. (+) + (-) = ? - предлагают свои варианты действий: «+», «-» - предполагают знак в ответе
23,3+ (– 14,3) = 9
|
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока.. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока?
Основная цель урока?
Записываем тему урока. Открываем учебник стр. 178 Читаем и находим правило сложения положительных и отрицательных чисел Как выполнить сложение?
Какое действие выполняем при сложении положительных и отрицательных чисел? |
Сложение положительных и отрицательных чисел. Научиться выполнять сложение положительных и отрицательных чисел
Читают, находят в тексте правило.
Чтобы сложить два числа с разными знаками: 1) надо из модуля большего вычесть модуль меньшего числа; 2) поставить перед полученным число знак того слагаемого, модуль которого больше. При сложении положительных и отрицательных чисел мы их вычитаем.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Решение задач Задача 1. Возьмем в банке 30 000 рублей, затем получим доход 50000рублей. Сколько будет денежных средств и какого: доход или долг? Задача 2. Если на балансе вашего телефона было 48 рублей, а ты с другом проговорил 84 рубля. Каким будет твой баланс? Мама тебе положила 100 рублей. Сколько теперь будет у тебя на счету? Задача 3. Задачу записать в виде выражения и решить. Доход семьи Васькиных состоит из заработной платы папы 35 тыс. руб., мамы- 28 тыс. руб., бабушкиной пенсии – 16 тыс. руб. ежемесячно они расходуют на коммунальные услуги 7 тыс. руб., продукты питания – 53 тыс. руб., прочие расходы – 8тыс.руб. Какова сумма дохода или долга?
2.Вычислим сумму доходов и расходов каждой семьи (по рядам) 1 ряд 1 семья: 15+3+8+5-3+2-7-1-2+4 2 семья: 8-2+4+9-11-5+4+5-2 2 ряд 3 семья: 17-1-3+6-2-5+4-2+1 4 семья: 5+1+6-2-8+4-3-3 3 ряд 5 семья: 3-2+1-3+4-2-1-5 6 семья: -12+2-1-6+4-3+5+4 Посмотрите: в трёх семьях идёт накопление денежных средств, в одной расходы равны доходам, и последних денег не хватает… наверно им придётся брать кредит. |
На рабочем листе и у доски
-30000 + 50000 = 20000 (р) Ответ: доход 20 000 рублей
1) 48 +(-84) = -36(р) баланс после разговора 2) – 36+100 = 64 (р) на счету Ответ: 64 рубля
35+28+16+ (-7)+ (-53)+ (-8)=11 (тыс. р.) – дохода Ответ: доход 11 тыс. руб. Или: 35 + 28 + 16 – 7 – 53 - 8 = 11
|
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполняем самостоятельную работу Надо записать числовое выражение и решить задачу. Задача 1 Доход семьи Ивановых состоит из заработной платы папы – 37 тыс. руб., мамы- 23 тыс. руб., пенсии бабушки -16 тыс. руб., дедушки – 19 тыс. руб. Расходы: коммунальные платежи – 5 тыс. руб., продукты питания – 17 тыс. руб., бытовая химия и предметы личной гигиены – 3 тыс. руб., одежда и обувь – 15 тыс. руб., оплата кредита на покупку машины – 10 тыс. руб., образование (репетитор) – 5 тыс. руб., лекарства – 3,5 тыс. руб., оплата телефона и Интернета – 2 тыс. руб., и остальные накопление средств на летний отдых. Чему равнялись все расходы семьи? И сколько удалось им отложить на отдых? Задача 2 Доход семьи Соловьевых, состоящих из 4-х человек: мамы и троих детей, в сентябре составил: заработная плата мамы 25 000 рублей, социальные пособия на детей 9100 на каждого ребёнка. В этом месяце на питание семья потратила 27600 рублей, а на приобретение одежды 8900 рублей. Кроме того, на коммунальные расходы 7600, покупка подарка на день рождения – 2000 рублей, школьные принадлежности 3100 рублей. Карманные деньги детей в сумме составили 1600 рублей, оплата детского садика-1600 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на поездку в зимние каникулы. Чему равнялись все расходы семьи в сентябре? И сколько удалось им отложить на отпуск? Задача 3 За ведения учета в марте определились основные статьи доходов и расходов семьи Петровых. Заработная палата родителей: у папы оклад равен 35 000 рублей, а у мамы оклад – 24 500 рублей. Коммунальные платежи – 7 300 рублей, расходы на обеды на работе и в школе –6 500 рублей, питание дома – 27 500 рублей, бытовые расходы 3200 рублей, развлечения и отдых – 4 700 рублей, эксплуатация автомобиля – 8300 рублей, оплата сотовой связи и интернета – 2000рублей. Чему равнялись все расходы семьи в марте? И сколько удалось им отложить на летний отпуск? Сверим свои ответы. В одной задаче у нас отрицательный ответ. Что значит?
Наверно надо точнее планировать денежные расходы. |
Выполнение самостоятельной работы
Решение 37+23+16+19+(-17)+(-3)+(-15)+(-10)+(-5)+ +(-3,5)+(-2)=39,5 тыс. рублей
Решение 25000+ 9100+ 9100+ 9100+(-27600)+(-8900)+(-7600)+(-2000)+ (-3100)+(-1600)+ (-1600)=-0,1руб
Решение 35000+24500+(-7300)+(-6500)+ (27500)+ (-3200)+(-4700)+(-8300)+(-2000)=20000 руб
Самопроверка
Денег не хватило. Значит у них были денежные сбережения с прошлого месяца. Если они сделали покупки. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее
задание. |
Записывают домашнее задание. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Считаем баллы и выставляем себе оценку.
|
|
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||
Список литературы
1. Лисицын И., Вигдорчик Е. «Финансовая грамотность 5-7кл» методическое пособие. М ВАКО-2018
2. Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.