Технологическая карта урока музыки по теме "Музыкальный пейзаж" для 3 класса
Оценка 4.7

Технологическая карта урока музыки по теме "Музыкальный пейзаж" для 3 класса

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
24.07.2023
Технологическая карта урока музыки по теме "Музыкальный пейзаж" для 3 класса
Методический материал для учителя музыки в помощь по подготовке к уроку
Технологическая карта урока музыки_Тема _Музыкальный пейзаж_3 класс.docx

Технологическая карта урока.

Учитель: Плешакова Е.А.

Класс: 3 «В»

Предмет: Музыка

Тема урока: «Музыкальный пейзаж»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Формировать у учащихся осознание взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

образовательная: формировать навыки осознанного восприятия искусства;

закрепить знания о средствах музыки и изобразительного искусства;

воспитательная: воспитывать любовь к искусству, творчеству;

развивающая: развивать «внутреннее» зрение, воображение, художественное мышление; побуждать детей к творческому самовыражению в изображении природы;

развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;

 

Оборудование:

·        Презентация: «Музыка»;

·        Мультимедийная доска, компьютер.

                  Музыкальные произведения – «Утро»,  «Оранжевая песенка», «Как у наших у ворот»


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Нейля Жаслановна. Сегодня урок музыки буду проводить у вас я. Давайте проверим все ли у вас готово к уроку. Можете садиться.

Учащиеся готовятся к уроку садятся.

Личностные: положительное отношение и интерес к музыке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Пояснение темы урока

Прежде чем вы познакомитесь с новой музыкой, посмотрите в окно.

Что вы видите? А какое сейчас время года?

 

 

Поэт Н.А Некрасов в одном своем стихотворении сказал: «Нет безобразья в природе». И это верно. И наша русская осень - тому пример. Не зря для осени придумали так много красочных названий: золотая, багряная, рябиновая, огненная, шуршащая.

Посмотрите на эту картину. (На слайде репродукция картины художника И. Левитана "Золотая осень».)

 

-Какие краски использованы для этой картины?

-По каким приметам мы видим, что здесь изображена осень?

А вот как описал золотую осень в лесу поэт А.Т. Твардовский.

Слушайте стихотворение и найдите на картине приметы, о которых говорится в тексте. (Учитель читает стихотворение А.Т. Твардовского «Осень в лесу»)

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Какие приметы на картине вы нашли, слушая это стихотворение?

Тема нашего урока — картины природы в музыке. Изображение природы на рисунке называется словом «пейзаж». Значит, сегодня вы познакомитесь с «музыкальными пейзажами». Запишите эту тему в тетради: «Музыкальный пейзаж»

Учащиеся смотрят в окно.

Описывают то, что видят. Осень.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают картину художника И. Левитана «Золотая осень»

Ответы учащихся.

Учащиеся описывают приметы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярко-желтая листва, птиц не слышно.

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 

Изучение нового материала   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас вы услышите одно музыкальное произведение, рисующее картину природы. Оно называется «Утро». Его сочинил композитор, которого зовут Эдвард Григ. Повторите все вместе имя и фамилию композитора. (Портрет композитора на слайде)

Григ родился и жил в северной стране Норвегии.

Запишите в тетради название сочинения и фамилию композитора.

-Понравилось ли вам это произведение?

-Чем понравилось?

Музыка композитора Э. Грига тоже очень мелодичная, она легко запоминается. Это роднит музыку норвежского композитора с музыкой русских композиторов. Например Пётр Ильич Чайковский высоко ценил музыку Э. Грига. Эти два великих музыканта жили в одно время в разных странах, но они знали музыку друг друга, переписывались и даже встречались, когда Григ выступал с концертами в странах Европы.

-Скажите пожалуйста, в какой динамике начинается пьеса «Утро»?

-Как композитор показал, что природа постепенно оживает?

-Какой оркестр исполнял эту песню?

-Какой инструмент исполнял главную песню?

Послушайте это произведение еще раз. Опустите головы и закройте глаза. Когда услышите, как музыка рисует появление над линией горизонта яркого солнца, поднимите голову и посмотрите на меня.

(Повторное прослушивание пьесы)

-Вы запомнили главную музыкальную тему пьесы?

(Учитель исполняет начало пьесы)

-Исполните ее на слог «ЛЮ»

Главная тема пьесы будет несколько раз повторятся. Мелодия не изменится, но каждый раз будет несколько иным. В музыке такая музыкальная форма, когда повторяется одна и та же тема, но с некоторыми изменениями, называется «Вариации». Повторите это слово.

Запишите определение в тетради: «Вариации – это повторение одной темы в разном оформлении». Например, тему могут исполнять разные инструменты. Вы уже встречались с такой вариацией, когда слушали финал 4-й Симфонии П.И. Чайковского. Помните, там звучала мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла». Главная тема не менялась, но ее исполняли разные инструменты симфонического оркестра.

-Каким словом в музыке называется исполнение, при котором звуки плавно переходят один в другой?

-Каким словом в музыке называется острое, отрывистое исполнение звуков?

-Как в песне «Утро» исполнялась мелодия – легато или стаккато?

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают произведение «Утро»

Хором повторяют имя и фамилию композитора.

 

 

Запись в теради

 

-Да

-Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Тихо

 

 

-Усилил звучание

-Симфонический

-

 

 

 

 

 

 

-Ответы детей

 

Класс поет лейтмотив произведения

 

 

 

 

 

Повторяют слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Легато

-Стаккато

 

-Легато

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народная песня – знакомство, разбор, разучивание.

Вокально – хоровое исполнение

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете, что главное свойство русской музыки – это песенность. Но это вовсе не означает, что песенная и напевная музыка обязательно должна быть медленной и грустной. У русского народа создано много песен разного характера: и озорных, игровых, плясовых. И все они напевные, с запоминающимися мелодиями. Сегодня вы начнете разучивать русскую народную песню, которая называется «Как у наших у ворот». Запишите ее название в тетради и сделайте рядом пометку: русская народная песня.

Возможно, что многие из вас эту песню слышали, а кто-то даже разучивал и исполнял. И это еще лучше, поскольку тогда вам не придется много времени тратить на разучивание слов. А мелодия песни короткая, повторяющаяся, вы ее легко запомните с первого раза. (прослушивание данного произведения)

 

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.

Муха песенки поёт,
Муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт.

Комар музыку ведёт,
Комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт,
Ай, люли, вот ведёт.

Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала,
Ай, люли, всё звала.

Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной,
Ай, люли, вот со мной.

Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал,
Ай, люли, я устал.

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.

-Чем необычна эта песня?

 

-Какие признаки указывают на то, что песня народная?

 

-Каков характер ее исполнения?

-Песня представляет собой небольшой сказочный рассказ.

Какие герои упоминаются в ней?

-Что происходит по сюжету песни? Какие действия выполняют герои?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что можно делать во время пения этой песни?

 

 

 

 

-Можно ли эту песню петь с солистами?

-Какие роли будут исполнять солисты?

Послушайте слова 1-го куплета и мелодию. В запевах мелодия несложная, тем более, как вы отметили, один и тот же мотив и текст будут повторяться дважды. (Учитель демонстрирует исполнение 1-го куплета, учащиеся повторяют, текст на слайде).

Теперь давайте подробно рассмотрим мелодия и текст припевов. Все припевы будут начинаться одинаково – словами «ай-лю-ли». На слово «ай» надо исполнить распевание «а-ай»

 

 

В припеве нужно повторить последние слова куплета. Но в этом месте встретится второе распевание, на последнем слоге. Например, в припеве 1-го куплета – в самом конце «у воро-от». Голос здесь делает скачок вверх. При повторе припева такого распевания нет.

 

-Соедините запев и припев 1-го куплета, пока я прошу вас это сделать не торопясь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в теради

 

 

 

 

 

 

 

Слушают данное музыкальное произведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В каждом куплете строчки повторяются

-Запоминающаяся мелодия, распев слогов в припевах.

-веселая, задорная и т.д

 

 

-Стрекоза, муравей, комар

Комар играет на музыкальном инструменте – «Музыку ведет», стрекоза пляшет и приглашает поплясать с собой муравья, а муравей отказывается, потому что устал от пляски.

-Танцевать, водить хоровод, подыгрывать на музыкальных инструментах, инсценировать куплеты)

-Да

-Стрекозы и муравья

 

 

 

-Повторяют 1-ый куплет за учителем.

 

 

 

 

Дети разучивают и поют распевание на нисходящем движений звукоряда

 

 

 

 

 

-Учащиеся разучивают мелодию припева.

-Учащиеся в рабочем темпе исполняют весь 1-ый куплет. Затем разучивают 2-ой и 3-ий куплеты. Исполняют песню целиком всем классом и по рядам.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Разучивание ритмических движений

Чтобы исполнение песни «Как у наших у ворот» выглядело так, словно ее поет настоящий русский народный ансамбль, разучим танцевальные движения.

Во время исполнения припева движения будут одинаковые – хлопки в ладоши.

Во время исполнения 1-го куплета руки надо поднять вверх, вращая кистями. А затем нужно сомкнуть кисти рук наверху, образовав «ворота», о которых поется в песне.

-О чем говорится во 2-ом куплете?

- Что означают слова «музыку ведет»?

 

 

— На каком же инструменте играл комар в этой песне? Мог он играть на рояле?

 Скорее всего, комар играл на русском народном инструменте. Самый популярный русский народный инструмент - балалайка. Значит, во 2-м куплете вы будете показывать игру на балалайке.

— Как играют на балалайке?

 

 

 

 

 

В 3-м куплете комар приглашает плясать стрекозу. Покажем руками, как можно пригласить на танец: руки вытяните вперед и разведите в стороны, а потом поставьте на пояс. В 3-м куплете повторите жест дважды, стараясь делать это в такт музыке.

 

 

 

Давайте с вами посмотрим на 4 и 5 куплеты.

Как можно исполнить эти куплеты по ролям?

 

 

Итак, запев 4-го куплета будут петь девочки — за стрекозу, а окончание куплета со словами «ай- люли» - весь класс. Запев 5-го куплета, от имени муравья, будут петь мальчики, а окончание куплета со словами «ай-люли» вы снова споете всем классом.

— Давайте вспомним, какие танцевальные движения вы разучили для этой песни?

— Какие музыкальные инструменты подойдут для исполнения этой песни?

 

 

Исполним всю песню целиком, сначала с танцевальными движениями, потом по ролям

Молодцы.

А теперь послушайте мелодию и скажите мне название этой песни (учитель включает мелодию «Оранжевой песенки»)

Кто угадал песню? Поднимите руки!

Мелодию по ее ритму узнали почти все, хором произнесите ее название.

 

 

— Сколько всего куплетов в этой песне? — Кто напомнит слова 3-го куплета?

 

— Кто напомнит слова 4-го куплета?

 

 

— Какие приемы дирижирования используются в этой песне?

 

 

В 4-м куплете особое окончание. После того как вы споете припев, будет звучать инструментальный проигрыш — первая часть припева. Послушайте его.

— Каким словом в музыке называется долгая остановка на одном звуке? (Фермата.)

— В каких местах «Оранжевой песенки» встречаются ферматы?

 

 

Сейчас я буду вам включать начальные такты следующих произведений, а вы должны отгадать их названия:

1.     «Утро» Э. Грига;

2.     «Как у наших у ворот»;

3.     «Оранжевая песенка»

 

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА.

 

 

 

 

 

 

Класс исполняет 1-ый куплет с танцевальными движениями.

 

-Комар музыку ведет

-Играет на каком-то музыкальном инструменте

 

-Нет

 

 

 

 

 

-Ударяют пальцами по ее струнам. (Дети имитируют игру на балалайке)

 

 

 

 

-Ребята несколько раз повторяют жест «приглашение». Затем исполняют песню с танцевальными движениями.

 

 

-4-ый куплет спеть за стрекозу, а 5-ый – от имени муравья.

-Учащиеся исполняют 4-й и 5-й куплеты.

 

 

 

 

Повторяют танцевальные движения

 

Учащиеся называют инструменты народного оркестра

Исполняют песню

 

 

 

Учащиеся отгадывают название песни.

 

 

Учащиеся хором произносят название песни.

-4 куплета

Повторение слов и исполнение 3 куплета

Повторение слов и исполнение 4 куплета

 

-легкий кистевой жест и плавная вертикаль. Повторение дирижерских жестов.

 

 

 

 

-Фермата

 

-В каждом куплете при

переходе к припеву и в самом окончании песни, на ее последнем звуке.

Отгадывают музыкальные произведения.

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Рефлексия

-Что нового вы узнали на уроке?

-С какими «музыкальными пейзажами» вы сегодня познакомились?

-Кто такой Э. Григ?

-Что такое вариации?

-Что такое легато?

-Что такое таккато?

 

 

Отвечают на заданные вопросы.

Познавательные УУД:

умение обобщать изученное

Коммуникативные УУД:

владение монологической речью

 


 

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

По каким приметам мы видим, что здесь изображена осень?

По каким приметам мы видим, что здесь изображена осень?

Сейчас вы услышите одно музыкальное произведение, рисующее картину природы

Сейчас вы услышите одно музыкальное произведение, рисующее картину природы

Сейчас вы услышите одно музыкальное произведение, рисующее картину природы

Сейчас вы услышите одно музыкальное произведение, рисующее картину природы

Как в песне «Утро» исполнялась мелодия – легато или стаккато?

Как в песне «Утро» исполнялась мелодия – легато или стаккато?

Как у наших у ворот, Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот, Как у наших у ворот,

Чем необычна эта песня? -Какие признаки указывают на то, что песня народная? -Каков характер ее исполнения? -Песня представляет собой небольшой сказочный рассказ

Чем необычна эта песня? -Какие признаки указывают на то, что песня народная? -Каков характер ее исполнения? -Песня представляет собой небольшой сказочный рассказ

Учитель демонстрирует исполнение 1-го куплета, учащиеся повторяют, текст на слайде)

Учитель демонстрирует исполнение 1-го куплета, учащиеся повторяют, текст на слайде)

Разучивание ритмических движений

Разучивание ритмических движений

В 3-м куплете повторите жест дважды, стараясь делать это в такт музыке

В 3-м куплете повторите жест дважды, стараясь делать это в такт музыке

Кто угадал песню? Поднимите руки!

Кто угадал песню? Поднимите руки!

Как у наших у ворот»; 2. «Оранжевая песенка»

Как у наших у ворот»; 2. «Оранжевая песенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2023