Технологическая карта урока музыки.
Учитель – Гребеньщикова Надежда Валерьевна
МОБУ «Восточненская СОШ» Тындинского района.
6 класс
УМК:«Музыка» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Тема урока: «Образы народной и духовной музыки»
Цели урока:
1. Деятельностная –формирование УУД.
2. Предметно-дидактическая – совершенствовать музыкальное восприятие детей через знакомство с особенностями использования народной музыки в произведениях русских композиторов. Раскрыть характерные особенности и способы изображения народных образов в операх русских композиторов..
Планируемые результаты урока:
1.Предметные:
· Формирование умения слушать и воспринимать симфоническую и оперную музыку (Концерт для фортепиано с оркестром №1 (1-я часть) П.И.Чайковского, Фрагменты опер: «Садко» Н.А. Римского – Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Князь Игорь» А.П. Бородина.), размышлять о музыкальном произведении как о части народной культуры;
· Формирование умения узнавать прослушанные ранее музыкальные произведения;
· Расширение знаний о народных инструментах;
· Закрепление навыков вокально-хоровой деятельности: при пении шуточной народной песни «Чепуха».
· Развитие воображения, эмоциональной отзывчивости;
· Развитие способности размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения и предположения о средствах и формах использования в классической музыке народных мотивов и эпических сюжетов;
· Формирование умения определять характерэпических музыкальных образов, понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
· Развитие умения анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
2. Метапредметные:
· Побуждение к эмоциональному отклику на музыкальное произведение;
· Воспитание позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей, своего исполнения и своей работы на уроке;
· Формирование умения размышлять о произведениях искусства в устной форме;
· Формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), мимике.
· Развитие умения творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
· Развитие умения самостоятельно ставить новые учебные задачи и планировать пути достижения целей,
· Развитие умения анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
· Формирование умения работы с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством
· Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
3.Личностные:
· Проявление умения наблюдать за разнообразными явлениями жизни, отражёнными в музыкальных произведениях;
· Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
· Осознание обучающимися того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное восприятие музыкального произведения.
Тип урока - Комбинированный
Методы обучения:
1.Основной – Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.
2. Дополнительные–
* Метод активного слушания,
· Метод шестиугольного обучения,
· Лэпбук – разновидность метода проектов.
Средства обучения:
· Компьютер
· Экран
· Синтезатор
Этап урока |
Методы обучения |
Содержание деятельности |
Формируемые УУД |
Методы оценки/самооценки |
|
учителя |
ученика |
||||
Мотивация (приветствие, настрой) |
Формирование внутренней потребности учеников для включения в учебную деятельность |
Учитель приветствует детей, напоминает о «бонусах» - забавных цветных музыкальных знаках, которые обучающиеся наклеивают на страницы лэпбука.
|
Дети открывают страничку лэпбука с «бонусами» и напоминают друг другу о правилах получения «бонусов» |
Формируется позитивное, доброжелательное отношение к самим себе, окружающему миру и предмету «музыка».
|
Оценивается позитивность настроя на работу на уроке. |
Вхождение в тему (определение цели и задач урока) |
Метод музыкальных композиций.
Метод шестиугольного обучения. |
Учитель предлагает детям ознакомиться с материалом учебника на стр. 48 и самим сформулировать тему урока. |
Дети знакомятся с материалом учебника и озвучивают тему.
Дети записывают тему на гекс. |
Развивается умение самостоятельно находить нужную информацию в учебнике и формулировать основную мысль.
|
Учитель одобряет детей за правильное определение темы урока. |
Актуализация знаний.
|
Метод активного слушания.
Метод шестиугольного обучения.
Метод музыкальных композиций.
Метод активного слушания. Метод шестиугольного обучения.
|
Учитель предлагает прослушать уже знакомые фрагменты классических произведений, в которых композиторы использовали народную музыку.
Предлагается воспользоваться ранее заполненными гексами как подсказкой.
Учитель спрашивает о музыкальном инструменте в руках Садко и Бояна.
Учитель рассказывает о том, что в оперных постановках за гусли обычно играет арфа – инструмент симфонического оркестра.
Учитель предлагает узнать знакомое произведение (первую часть концетра для фортепиано с оркестром №1 Чайковского) |
Дети слушают и смотрят фрагменты опер «Садко» и «Руслан и Людмила», называют оперы и композиторов, выкладывают нужные гексы на парту. Вспоминают имена персонажей оперы.
Дети отвечвют: «Гусли»
Дети слушают и смотрят, находят нужный гекс, называют композитора и произведение. |
Проявляется творческое начало в размышлениях о музыке. Расширение знаний об особенностях оперной постановки.
Расширение знаний о симфоническом оркестре.
Развитие умения слушать музыку и рассуждать о ней.
|
Учитель одобряет детей за правильные ответы.
|
Новое погружение в тему. |
Метод музыкальных композиций.
Метод активного слушания.
Метод шестиугольного обучения. |
Учитель предлагает ознакомиться с заданиями учебника по теме урока.
Учитель предлагает заполнить свободные гексы ключевыми словами из учебника. |
Дети выполняют задания учебника:1. Прослушать «Пляску скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Дети заполняют гексы (1 термин на гекс) |
Расширение знаний об оперной музыке.
Развитие умения слушать музыку и рассуждать о ней.
Расширение знаний музыкальной терминологии и умения ей пользоваться.
|
Учитель одобряет детей за правильные ответы. |
Самостоятельная работа с лэпбуком. |
Метод шестиугольного обучения.
|
Учитель предлагает учащимся самостоятельно задать себе тему и собрать модуль по заданной теме (не менее 5 терминов) Могут быть использованы любые, ранее изученные темы. Во время работы звучит знакомое детям и любимое ими произведение: фрагмент оперы Бородина «Князь Игорь» |
Дети выбирают себе тему и выкладывают модуль. |
Совершенствование навыка пользования музыкальной терминологией. |
Учитель одобряет детей за правильные ответы.
|
Рефлексия |
Учитель предлагает прикрепить полученные за урок «бонусы» в лэпбук.
Учитель спрашивает о том, какое из знакомых произведений дети хотели бы прослушать ещё раз. Включается выбранное детьми произведение. |
Дети выбирают полюбившееся произведение.
С удовольствием наклеивают «бонусы» в свой лэпбук.
|
Позитивная самооценка музыкально-творческих
способностей и своей деятельности на уроке.
|
Оценивают свою работу и своё настроение. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.