Технологическая карта урока окружающий мир 4 класс
Оценка 4.6

Технологическая карта урока окружающий мир 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
26.05.2020
Технологическая карта урока окружающий мир 4 класс
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Наш край"
технологическая карта урока.docx

 

Технологическая карта   метапредметного урока по окружающему миру  4 класс

                                                             учитель Чемакина Галина Александровна

Тема урока

Наш край

Тип урока

Изучение нового материала  

 

Цель

Познакомить с географическим положением нашего края, с  особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

Задачи

1. Расширить знания детей о Родном крае, в котором они живут: водоёмы, растительный и животный мир, полезные ископаемые, достопримечательности края, города.

2. Развивать умение в поиске необходимой информации и анализа полученной информации.

3. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Наш край».

4. Содействовать развитию нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление.

Планируемый результат

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

 

Познакомить с группами особенностей и привлекательностью нашего края. Научить работать
с интерактивными источниками информации- картой, с моделями изучаемых объектов, с источником информации из интернета.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учащихся.

Коммуникативные:  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

договариваться с людьми: выполняя различные роли, работая в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения;

формирование умения определять своё отношение к миру.

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Методы и формы работы

Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский метод, формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах,  проблемный метод обучения.

Оборудование урока

путеводитель «От земли до неба», энциклопедии, учебник, атласы,

карты-

Политико – административная карта России, физическая карта Тюменской области, контурная карта Тюменской области, карта Уватского района, мультимедийный проектор, презентация, компьютер

Место проведения урока

Класс, первый этаж

Основные понятия

Российская Федерация,  полезные ископаемые, города, заповедники, достопримечательности края.

Педагогические технологии

Здоровьесберегающие, личностно-ориентированная технология, организация сотрудничества в малых группах, технология продуктивного обучения, проблемные технологии, технология критического мышления, ИКТ.

Краткая характеристика класса

В классе 31 человек. Дети с разным уровнем развития  способностей. Есть активные дети, есть пассивные, есть которые быстро выполняют задания, и, наоборот, очень медлительные. Так же разный уровень усвоения ими учебного материала. Основная масса детей со средними способностями.  На уроках учащиеся, как правило, активны, почти всегда дисциплинированны, внимательны, Учащиеся имеют свою точку зрения и не стесняются высказать, доказать её.

 

 

                                                                                         Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Технология

1

Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество.

В добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас! Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.

Улыбнулись друг другу

Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного.

 

Технология личностно-ориентированного обучения

2

Актуализаци я знаний. Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.

Подготовка учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации.

 

- загадка

Ты держишь целый мир в руках
Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах
Все города и страны карта (карта)

В каждой группе учащихся своя карта они рассматривают её и  говорят то, о чём она может рассказать

1 группа – физическая карта –

С помощью окраски показаны формы рельефа: низменности, возвышенности, плоскогорья, горы. Показаны водные объекты: моря, омывающие Россию );

2 группа – карта природных зон  - территория с характерным климатом, почвой, растениями и животным миром

3 группа - http://so-yug-eparhia.cerkov.ru/files/2019/05/o_886.jpg- карта Тюменской области- описывают рельеф, её реки (слайд 1)

Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «физическая карта», «рельеф», «природные зоны», «климат», использовать их в активном словаре; — уметь «прочитать» карту и обосновывать своё мнение.

Технология проблемного обучения

3

Самоопределение к деятельности, мотивация к учебной деятельности.

Цель: учить детей формулировать тему и цель урока, находить информацию в словаре.

 

-— Определите тему урока;

- Какова цель?

- Что мы будем делать для достижения этой цели? (ответы детей)

 

- Что означает слово край? (в словаря В.Даля)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что вы называете родным краем?  

-Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке.

 

 

 

 

В начале урока Вы рассказывали о картах. Ещё раз проговорим о том, какие же карты знаем?

 

1.      Работа со словарем

(Находят информацию самостоятельно и рассказывают друг другу)

- Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, пре­дельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обры­ва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Примор­ский край.)

—  Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

 

 

(там где родился,

пошёл в школу, бегал с друзьями на речку, в лес, край где родился,

живёшь)

(На доске записывается тема урока: «Наш край».)

 

- Дети называют.

Регулятивные умения:

— понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; — выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Технология интегрированного обучения

4

Учебно-познавательная деятельность Цель – формировани е у учащихся представлени й о родном крае

А) Работа по админитсративной карте России

-Давайте познакомимся с административной картой России

(учебник с.136-137). Внимательно посмотрите на эту карту

и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта?

-Сколько республик, краёв, автономных округов в составе

нашей страны?

-Найдите самые крупные, республики, края, автономные

округа, где они находятся (Западно- сибирской равнине и

Средне- сибирском плоскогорье)

-Что можете сказать о Восточно- Европейской равнине

(густонаселена)

Учащиеся выискивают информацию в учебнике, находят карту в учебнике, рассматривают её, затем рассказывают

 

- (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

Сравнивают разные карты Тюменской области и находят главный город на картах. Отмечают главный город области на контурной карте. (работа в парах), проводят взаимопроверку в четвёрках

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Предметные умения:

- учить читать карту по условным знакам;

—определять его местоположение на карте;

 Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

 

Технология проблемного обучения.

 

Б) Работа по карте Тюменской области

В) Карта Уватского района

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.

Какой город является главным на нашей территории?

Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с со­седями? с другими округами, республиками, краями? В ка­кой природной зоне мы живем?

—  А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно

сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите село, в котором мы живем.

 

http://so-yug-eparhia.cerkov.ru/files/2019/05/o_886.jpghttps://geosfera.org/uploads/fotos/tyu2.jpg

https://pandia.ru/text/82/063/images/img1_127.jpg

Учащиеся работают в группах.

(слайд 2)

 


5

Физкультминутка

Цель: изменить деятельность детей, ослабить утомление.

Звучит музыка. Дети двигаются по классу. Музыка замолкает, образуют пары. В парах назвать населённый пункт Тюменской области. (0отвечает тот, кто выше ростом), далее назвать населённый пункт Уватского района.

 

 

Здоровьесберегающие технологии. Продуктивные технологии.

6

Закрепление знаний.

Цель: уметь работать с картой находить свой край на карте, находить нужную информацию из разных источников.

- Найдите на карте территорию, где мы живем.

- Какой город является главным на нашей территории?

- Это наш край, наша малая Родина.

- А сейчас познакомимся с картой нашего края

-В каком районе мы живём?

Уватский район

- На какой территории находится район?

(Район находится на территории Западно -Сибирской равнины)

- Найдите и назовите по карте наших соседей.

(Граничит с Тюменским, Тобольским, Вагайским районами)

На партах учебники, энциклопедии – дети осуществляют поиск информации.

Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона). –1 группа (географы)

Климат моего края. – 2 группа (метеорологи)

 

 

Особенности природы- 3 группа) (ботаники)

 

Животный мир края -4 группа (зоологи)

 

Особенности экономики. (промышленность) – 5 группа- (исследователи)

 

Эксперты – 6  группа  -

а) внимательно слушают, следят за выступлениями детей и дают оценку группам по ходу выступлений;

б) Готовят рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае».

 

Предметные: уметь находить на карте свой регион;

- характеризовать свой край по плану;

Метапредметные: работать в паре с картой, определять свой край, составлять рассказ по плану.

- Личностные: проявлять целостный взгляд

на мир в единстве

его народов,

культур и религий.

Коммуникативные:

 - вступать в

учебный диалог с

учителем.

 

Проблемные технологии. Работа в группах.

 

Закрепление знаний.

Цель: уметь

представить

самостоятельно

добытую

информацию

 

Каждая группа представляет свою информацию.

Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона). –1 группа

Климат моего края. – 2 группа

 

 

Особенности природы- 3 группа

 

Животный мир края -4 группа

 

Особенности экономики. (промышленность) – 5 группа

 

Эксперты – 5 группа (внимательно слушают, следят за выступлениями детей и дают оценку группам)

 

Познавательные:

осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений.

Предметные:

— рассказывать о природе родного края и Личностные:

- желание приобретать новые знания и умения; Коммуникативные:

- правильно формулировать собственные мысли.

 

7

Рефлексивно-оценочный этап

Цель: дать оценку учебным действиям;

соотнесение

поставленных

задач с

достигнутым

результатом

-Какую цель урока мы ставили?

 

 

 

- Что новое открыли для себя?

 

 

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

 

- Над чем ещё надо поработать?

 

 

 

Анализ. Самооценка детей.

Оценочный лист

 

 

Оценка деятельности

1)Группа работала активно

 

 

2)Все соблюдали культуру общения

 

«Отличная работа! Молодцы!» - зелёный кружок

«Хорошая работа!» - жёлтый кружок

«Не очень получилось»- красный кружок

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний –

отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; осуществляют поиск средств достижения поставленных задач;

учиться

делать самооценку своей

деятельности на уроке

Технология личностно- ориентированного обучения.

 

                                                             Самоанализ урока

 

Урок был дан в 4 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием.

Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.

 

Цель: Познакомить с географическим положение нашего края, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Задачи:

1. Расширить знания детей о Родном крае, в котором они живут: водоёмы, растительный и животный мир, полезные ископаемые, достопримечательности края, города.

2. Развивать умение в поиске необходимой информации и анализа полученной информации.

3. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Наш край».

4. Содействовать развитию нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление.

Тип урока: изучение нового материала  

 

Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу. На уроке чередуются различные виды деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах)

Урок начала с эмоционального настроя детей, на успех и уверенность в их знаниях.

Была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу.

Опираясь на ранее приобретённые знания была проведена актуализация знаний. Переходу к новой теме способствовала одна из форм игровых технологий – загадка. При помощи наводящих вопросов я старалась добиться того, чтобы дети сформулировали тему и цель урока.

Учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока дети «добывали» знания сами. Я предлагала ученикам рассказать о нашем крае, его географических особенностях, растительном и животном мире, климате.

Я применяла ИКТ для повышения мотивации учащихся, для развития внимания учащихся и познавательной деятельности.

На уроке были реализованы принцип наглядности (использование презентации, словарь, книги, разные карты ), принцип научности ( давала дополнительный материал, дети оперировали научными понятиями, работали с учебником  для получения новых знаний).

Здесь еще один момент - межпредметная связь (окружающий мир – русский язык, литературное чтение). Ученики работали  со словарём.

Старалась подобрать физминутку так, чтобы она соответствовала теме урока.

В течение урока преподносился дополнительный научный материал, который вызывал интерес. Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима, смена видов деятельности. 

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу. Урок соответствует требованиям ФГОС. Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.

 

 


 

Технологическая карта метапредметного урока по окружающему миру 4 класс учитель

Технологическая карта метапредметного урока по окружающему миру 4 класс учитель

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

На уроках учащиеся, как правило, активны, почти всегда дисциплинированны, внимательны,

На уроках учащиеся, как правило, активны, почти всегда дисциплинированны, внимательны,

Тюменской области- описывают рельеф, её реки (слайд 1)

Тюменской области- описывают рельеф, её реки (слайд 1)

Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке

Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке

Предметные умения: - учить читать карту по условным знакам; —определять его местоположение на карте;

Предметные умения: - учить читать карту по условным знакам; —определять его местоположение на карте;

Закрепление знаний. Цель: уметь работать с картой находить свой край на карте, находить нужную информацию из разных источников

Закрепление знаний. Цель: уметь работать с картой находить свой край на карте, находить нужную информацию из разных источников

Каждая группа представляет свою информацию

Каждая группа представляет свою информацию

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексивно-оценочный этап

Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление

Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление

На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу

На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020