Технологическая карта урока «Осанка. Упражнения для профилактики нарушения осанки»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МОЯ Технологическая карта урока.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО, учитель физической культуры средней школы №  г……..

Класс: 1

Тема урока:  «Осанка. Упражнения для профилактики нарушения осанки».

Направленность: тренировочная.

Тип урока: образовательно-познавательный.  

Место урока в системе уроков: ознакомление с новым материалом и применение полученных знаний в дальнейшей жизни.

Образовательные ресурсы:   Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского,   В.И. Лях  1-11 классы. - М.:Просвещение,2012г.-104с. Видеозапись мультфильма из серии «Азбука здоровья» - «Быть здоровым - здорово!»

 

Инвентарь: 1. Гимнастические коврики.  2. Массажные мячики. 3. Скамейка. 4. Мешочки с песком. 5.Мячи - прыгуны. 6. Стойки-ориентиры. 7. Пластмассовые кольца – «шляпы». 8. Гимнастические палки.

Цели:

·        укрепление здоровья младших школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;

·        формирование самосознания учащихся, основанного на здоровом образе жизни, обучение их активным формам конструктивного общения, оказанию помощи сверстникам.

Задачи:

·        Продолжать совершенствовать различные виды ходьбы.

·        Учить детей следить за своей осанкой во время ходьбы и выполнения упражнений, развивать и укреплять мышцы стопы.

·        Укреплять дыхательную мускулатуру.

·        Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье, правильно выполнять массаж при помощи малого массажного мяча.

·         совершенствовать технику выполнения упражнений для профилактики коррекции осанки; закрепить знания о правилах выполнения упражнений, технике безопасного поведения; 

·         развивать физические качества (выносливость, гибкость, координацию движений, силу мышц, ловкость), мышление, речь, умение следовать вербальным и невербальным инструкциям учителя, навык само- и взаимооценивания; 

·         воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, любовь к занятиям физической культурой, умение видеть красоту движений и стремиться к её совершенствованию, морально-волевые качества: терпеливость, ответственность, старательность, трудолюбие, внимательность, чувство товарищества, умение работать в группе, привычку к постоянному самоконтролю и стремление к совершенствованию.

 

Цели урока:

1 )предметная: Ознакомить с  упражнениями для профилактики нарушения осанки. Способствовать развитию координации, гибкости, силы мышц, развитию понимания необходимости в регулярных занятиях физической культурой и ответственности за свое здоровье. Научить самостоятельно принимать положение правильной осанки.

2) метапредметная: Формировать способность понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению. Способствовать развитию умения самостоятельно выполнять упражнения, корректировать ошибки и оценивать свою работу. Овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

3) личностная: Содействовать развитию коммуникативных способностей. Воспитание активности, умения правильно высказываться и аргументировать те или иные действия, взаимодействовать с одноклассниками, умения контролировать свое поведение и эмоции. Формировать уважительное отношение к иному мнению, умение побеждать и проигрывать, уважая соперника.

Задачи урока:

1.                Мотивация учащихся на предстоящую деятельность.

2.                Актуализация знаний и умений, постановка учебной задачи.

3.                Приведение учащихся к самостоятельной учебной деятельности.

4.                Изучение нового материала.

5.                Оценка деятельности и осознание выполненной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы уроков

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Познавательная

Коммуникативная

 

Регулятивная

Личностная

1-й этап Организационный ( мин)

 

Проверяет правильность построения в шеренге, постановке стоп и расположения рук. Приветствует детей. Спрашивает о настроении, самочувствии, о том, что изучали на прошлых уроках. «Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о здоровье. Как вы думаете, какого человека можно назвать здоровым? (У здорового человека ничего не болит, он весел, бодр. Он сильный, ловкий и  смелый. А кто из вас знает, что необходимо сделать для того, чтобы всегда быть здоровыми? (Надо беречь себя, заниматься физической культурой и спортом, закаляться, правильно питаться. Ребята, вы всё правильно сказали. Тема урока: Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки

«Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться».

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»  Осуществляет проверку имеющихся знаний: «Что такое осанка? Какая осанка правильная?» Предлагает учащимся вспомнить и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве. «Теперь проверим нашу осанку, а поможет нам в этом – гимнастическая стенка. Подойдите все к гимнастической стенке и встаньте к ней спиной, так, чтобы пятки, спина и голова были прижаты к стенке, подбородок не опускаем, смотрим прямо. Поднимите плечи, отведите их назад и опустите. Зафиксировали правильную осанку – спину прямо всем держать, голову не опускать.» Поворот направо, в обход по залу шагом марш!

 

 Отвечают на вопросы учителя,

осуществляя актуализацию полученных ранее знаний. (У здорового человека ничего не болит, он весел, бодр. Он сильный, ловкий и  смелый. Осанка-непринужденная поза человека). Встают спиной к стене, принимая правильную осанку, имея пять точек соприкосновения — затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушают собеседника, строят высказывания.

Строятся, пересчитываются.

Контролируют правильность ответов на вопросы.

 

 

Доброжелательно относятся к товарищам, учителю. Соглашаются с ответами товарищей или высказывают свою точку зрения.

2-й этап – Упражнения в ходьбе (с мешочками) и беге

  1. Обычная ходьба.
  2. Ходьба на носках руки за голову.
  3. Ходьба на пятках руки к плечам.
  4. Ходьба в полном приседе, дети поднимают с пола мешочки с песком (по одному).
  5. Обычная ходьба.
  6. Ходьба на носках, перекладывая резиновое кольцо из руки в руку над головой (руки прямые через стороны вверх – вниз, следить за осанкой детей).
  7. Ходьба с высоким подниманием колена, “кольцо” перекладывают из руки в руку под ногой (спина прямая).
  8. “Паучки” - ходьба на ладонях и ступнях, “кольцо” положить на низ живота.
  9. Ходьба, “кольцо” положить на голову (следить, чтобы оно не упало, для этого спина должна быть прямая, голову не наклонять).
  10. Бег в быстром и медленном темпе (дети меняют темп по сигналу).
  11. Обычная ходьба.
  12. Упражнение на дыхание: вдох – руки через стороны вверх, выдох – руки через стороны вниз (при этом перекладывать мешочки из руки в руку).

 Делают упражнения по команде учителя, следят за красотой и грамотностью техники их  выполнения, осознают   

 значение каждого упражнения

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдают дистанцию, уважительно относятся друг к другу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся внимательно слушать, контролировать и  корректировать свои действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-й этап

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастическими палками для профилактики нарушений осанки:

 

Учитель  предлагает детям положить в корзину мешочки и взять гимнастические палки, и занять свои места на гимнастических ковриках для выполнения упражнений.

«В руки мы возьмём скакалку,
Обруч, кубик?... Лучше палку!
Все движения разучим,
Станем крепче мы и лучше».

Предлагает выполнить упражнения ЛФК на ковриках.

Обязательно настроить детей на выполнение упражнений. Наблюдает, по необходимости подсказывает, помогает, направляет работу в нужное русло, следит за временем выполнения, спрашивает о самочувствии и о ходе работы, о готовности к дальнейшей работе. Вот отличная картинка:
Мы как гибкая пружинка!
Пусть не сразу все дается,
Поработать нам придется!

 

 

 

 

Ребята получают наглядное представление о необходимости укреплять мышцы спины и следить за осанкой.

Связывают упражнения с мышцами, которые работают при выполнении упражнения.

 

Упражнения для укрепления мышц спины:

1) И.п. – лёжа на животе, впереди себя в вытянутых руках гимнастическую палку. Приподнимая голову и плечи, сведя лопатки , поднять гимнастическую палку вверх от пола, удерживать на счёт 3, 4 вернуться в и.п. Повторяют 4-5 раз.

2) И.п. – лёжа на животе, руки с гимнастической палкой под подбородком. Поочерёдное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Повторяют 4-6 раз.

3) И.п. – лёжа на животе, гимнастическая палка за спину в руках . Поднять плечи и голову от пола удерживать приподнятую гимнастическую палку, на счёт 3, 4 – вернуться в и.п. Повторяют 4-6 раз.

4) И.п. – лёжа на животе, гимнастическая палка впереди в прямых руках. «Самовытяжение»                                                                

Упражнения для мышц брюшного пресса:

5) И.п. лёжа на спине, гимнастическая палка лежит на полу за головой в прямых руках Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном  суставах, касаясь коленом перед собой гимнастической палки.  Повторяют  каждой  6-8 раз.

6)  И.п. лёжа на спине, гимнастическая палка за головой в прямых руках. Ногами выполняем движение «Велосипед» (20 сек).

7) Диафрагмальное дыхание. Вдох носом, живот надуть. Выдох ртом губы сложить трубочкой.

9)  И.п. лёжа на спине, гимнастическая палка за головой в прямых руках. Медленно приподнять голову и туловище до положения сидя. Вернуться в и.п. Повторяют 5-6 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргументируют   упражнения. Самостоятельно выполняют их или с помощью учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самоконтроль правильности выполнения упражнений.

 

 

4-й этап - эстафеты

«Чтоб проворным стать атлетом,
Проведем мы эстафету.
Будем бегать быстро, дружно,
Победить нам очень нужно!»

Предлагает учащимся поделиться на две команды при помощи расчёта на «красный» и «жёлтый» (в соответствии названиям команд) и построиться на линии старта. Объясняет содержание и правила эстафетных заданий под названием: «Пронеси шляпу» и «Прыгуны». В ходе эстафет необходимо следить за правильной осанкой, голову держать прямо.

Предлагает выполнить упражнения на дыхание, следит за тем, чтобы выдох у ребят был длиннее вдоха.

В первой эстафете ребята поочереди проносят «Шляпу» - колечко от пирамиды, не уронив его до ориентира и обратно и передают эстафету следующему. 

Во второй эстафете они продвигаются на мячах-прыгунах «змейкой» между стоек до поворотной отметки и обратно и передают эстафету следующему.

 

 

1.      Ребята выполняют плавный вдох через нос, руки через стороны вверх - плавный выдох через рот, произнося звук: “Уууууу”, опуская руки вниз (выдох длиннее вдоха).

 

2.      Ребята выполняют вдох, руки через стороны поднимают вверх, на  выдохе произносят отрывисто: “У-у-у-у” и опускают руки вниз

 

 

Сообща работают в команде. Поддерживают и подбадривают товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют победителя, анализируют результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют адекватную само- и взаимооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-й этап - самомассаж

«Дети, вы тренировались, играли, немного устали, садитесь скорее в кружок. Давайте сделаем небольшой массаж».

Предлагает ребятам сесть в круг, раздаёт им массажные мячики для выполнения самомассажа. Фоном звучит тихая музыка.

«Ребята в круг все собираются, а мячики у них  в руках располагаются. Мячик, мячик, ты колюч, покатаем между рук. Мяч катается, ладонь улыбается.  Ребята все стараются, Мячик медленно катается. Вдруг он быстро побежал, побежал, побежал. На ладонь нашу нажал. Посмотри-ка, ямки стали, а ладони не устали».

Выполняет совместно с детьми массаж кистей рук, правой и левой руки, груди и спины.

 

Дети садятся на пол по кругу и берут массажные мячи. Сначала выполняют под стихотворные строки массаж кистей рук. Затем катают мячик вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на мяч (от кисти к плечу и обратно). Мячик катают ладонью по кругу на груди. Далее учащиеся поворачиваются по кругу, встают на колени и пододвигаются ближе друг к другу, так чтобы каждый ребёнок дотягивался до спины соседа. Дети делают массаж спины друг другу – катают мячик вверх - вниз, затем по кругу. По сигналу дети поворачиваются в другую сторону и снова делают массаж спины.

 

 

 

 

 

 

6-й этап - Рефлексия

Предлагает детям выполнить упражнение на дыхание в «Игре плечами». Следит за тем, чтобы вдох ребята выполняли через нос, а выдыхали через губы, сложенные «трубочкой» (выдох длиннее вдоха).

 

Занимаясь сегодня на уроке, вы развивались физически, интеллектуально, духовно и учились контролировать свою осанку и работать над ней.

 

Ребята садятся на гимнастическую скамейку. Подняв плечо вверх, выполняют вдох, опуская его – выдох. Затем плечо меняется.

 

Слушают и отвечают

 

 

 

 

 

Слушают и отвечают. высказывают своё мнение, агрументируют, прислушиваются к чужому мнению

 

 

 

 

Оценивают свои успехи.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru