Технологическая карта урока по математике "Периметр прямоугольника", 2 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка урока по математике, 2 класс, программа "Школа России", На уроке используются современные технологии.
Иконка файла материала математика.docx

Технологическая карта урока

 

Тема: «Периметр многоугольника».

УМК: «Школа России», 2 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создать условия для организации совместной деятельности учащихся с целью знакомства с понятием «периметр многоугольника» и способами его нахождения.

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать формированию у учащихся понятия «периметр многоугольника» и развитию умений его нахождения.

Метапредметные:

развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

умение грамотно и связно излагать свои мысли;

извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова).

Личностные:

формировать положительную мотивацию и интерес к изучению математики.

умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование:  учебник Моро М.И., Бантова  М.А., Бельтюкова  Г.В.  «Математика», часть 2, раздаточный и демонстрационный материал.

 

Ход урока

        

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создание эмоционального настроя, благоприятной обстановки.

– Дорогие ребята, сядьте удобно. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Слайд 2.
  Математика, друзья,

  Абсолютно всем нужна!

  На уроке работайте старательно,

  И успех к вам придёт обязательно!

– Как вы понимаете эти слова?

Коммуникативные: организовывают свое рабочее место под руководством учителя.

Актуализация знаний

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися.

– Вы внимательны? Сейчас мы узнаем это, проверив домашнее  задание.

–  Что было задано на дом?

(Учебник, стр.41 № 34.)

 – Проверим. Назовите, только ответы.

(Один ученик читает ответы, все дети проверяют. Если ответ правильный, дети хлопают в ладоши. Если  ответ неправильный, то топают ногами.)

Слайд 3.

- Оцените свою работу. (Критерии на экране.)

Без ошибок – «5».

1-2 ошибки – «4».

3-5 ошибок – «3».

Более 5 – работа не выполнена.

-Поднимите руки те, у кого отметка «5», «4», «3».

– Сегодня мы продолжим путешествовать в царство математики и отправимся в знакомую для вас страну. В этой стране нас ждёт много интересных и удивительных открытий. И так, в путь!

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

 

Выявление места и причины затруднения

Цель: закрепить изученный материал.

 – Мы собираемся в путешествие, а какого числа оно будет проходить? 

– Дайте характеристику этому числу.

– Чтобы войти в королевство, нам нужно оставить при входе свои пожелания жителям королевства «Математика». А записи мы сделаем в своих тетрадях. Вспомните, правила посадки при письме.

– Запишите число, классная работа.

1.Чистописание.

– Отгадайте загадку:

Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом,
Различу едва-едва,
Где в ней ноги, голова.
Лишь когда на бок ложится,
В бесконечность превратится.
И в очках она видна.
Эта цифра нам нужна.

(Цифра 8.)

– Вспомните написание цифры 8, напишите через клетку всю строку.

2.Устный счёт.

– Наше путешествие продолжается, сейчас мы устно посчитаем.

 Пока мы будем считать, 2 человека выполнят задание от учителя на платформе Учи.ру.

Слайд 4.

1. Сосчитай цепочку

90 - 45 -9 + 14 -12 +6 – 8 + 3

2.Увеличь  каждое  число на 3:

39  42  45  48  51  54  57  60

Слайд 5.

3.Реши круговые примеры.

Слайд 6.

4.Назови геометрические фигуры

 - Молодцы! С заданиями справились. (Выставление оценок за устный счёт и работу на платформе Учи.ру).

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений.

Коммуникативные:

уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Личностные: формировать мотивацию к обучению.

 

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: сформулировать цели деятельности, выбор способов и средств их реализации.

Слайд 7.

 1. Работа с геометрическим материалом.                 

    1.                                          2.

           

– Рассмотрите фигуры? Как называются они? (Ломаные линии.)

Чем фигуры отличаются? (1-незамкнутая ломаная,  2-замкнутая ломаная, многоугольник, четырёхугольник.)

Как найти длину ломаной? (Измерить звенья и сложить их длины.)

Сформулируйте тему урока.

Слайд 8.

 (Тема урока: «Периметр прямоугольника».)

– Чему мы научимся на уроке?

– Это цели нашего урока.

Проверьте  наши открытия по учебнику на стр.42.

– Прочитайте правило в учебнике.

– Какие открытия вы сделали?

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные:

развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

Физкультминутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки.

Слайд 9.

- А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, прыжки, хлопки).

Регулятивные: 

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Реализация построенного проекта

 Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся, умение самостоятельно применять их в разнообразных ситуациях.

 1. Создание проблемной ситуации.

У вас на партах лежат фигуры. Какую форму они имеют? (Форму треугольника.)

Как по-другому можно назвать? (Замкнутая ломаная.)
–  Из скольких звеньев состоит ломаная?

 (Из трёх.)
– Как найти её длину?

 (Измерить звенья и сложить все длины.)

Сделайте это: выполните измерения  (8 см, 7 см, 5 см)
и выполните вычисления.

 ( 8 см + 7 см + 5 см = 20 см).

 – Как по-другому назвать звенья в этой фигуре? (Стороны.)
– Что измеряли и складывали?

 (Измеряли и складывали длины сторон треугольника.)

пути, или сумму длин сторон треугольника.)

2. Знакомство с понятием «периметр многоугольника».

 Математики – народ точный и не очень любят длинные выражения. И такое длинную фразу как «сумма длин сторон математики назвали одним интересным словом, а каким мы узнаем, если мы разгадаем ребус, расположим числа  в порядке возрастания.

Слайд 10.

 (Записать только ответы.)

10

20

30

40

50

60

70

80

П

Е

Р

И

М

Е

Т

Р

 Это слово «периметр». Мы с вами нашли периметр треугольника.

Так что же такое периметр?

(Чтение и запоминание правила в учебнике на стр. 42.).

Слайд 11.

А сейчас мы с вами обратимся к Большой советской энциклопедии, узнаем происхождение и значение слова «периметр».

 ПЕРИМЕТР (от греч. perimetreo - измеряю вокруг) - длина замкнутого контура, напр. сумма длин всех сторон многоугольника. ПЕРИМЕТР (от греческого perimetreo - измеряю), длина замкнутого контура, например сумма длин всех сторон многоугольника.

Чтобы не писать слово «периметр», мы будем обозначать его латинской буквой Р.

 – А запись будет такой: Р=8+7+5=20 (см).

Познавательные:

выявлять сущность, особенности объектов;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: закрепить изученный материал и уметь применять на практике.

Слайд 12.

Работа по учебнику.

1) Работа по рядам, в парах.

А сейчас найдите в учебнике на странице 42 № 1(1). Прочитайте задание. Что нужно сделать, чтобы найти периметр? (Измерить и сложить длины всех сторон.)

Длины сторон 1 фигуры – 3см, 4см, 1см, 4см. 

Р = 3 + 4 + 4 +1 = 12 ( см)

Ответ: Р = 12 см

Длины сторон 2 фигуры – 3см, 3см, 4см.   

 Р = 3 + 3 + 4 = 10 (см)

Ответ: Р = 10 см

Длины сторон 3 фигуры – 5см, 2см, 3см, 5см.  

  Р = 5 + 2 + 3 + 5 = 15 (см)

Ответ: Р=15 см

2) Найдите в учебнике на стр. 42 № 2.

Прочитайте задание.

Какой длины стороны Славиного треугольника?

 (8см, 3см, 6см.)

Как найти длину куска проволоки? (сложить числа)

Найдите длину проволоки.

(8см + 3см + 6см = 17см)

А как это сделать на практике? (Разогнуть проволоку и измерить.)

Как найти периметр треугольника? (Сложить длины сторон.)

Найдите периметр треугольника.

(8см + 3см + 6см = 17см)

Что можете сказать о длине куска проволоки и периметре треугольника? (Они равны.)

– Сделайте вывод.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Цель: закрепить изученный материал и уметь применять на практике.

Работа по учебнику стр. 42 № 3.

(Самостоятельное выполнение.)

- Как сравнить числовые выражения? Проверка выполненного задания.

–  Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, оцените работу.

– Кто не допустил  ни одной ошибки?

– У кого были допущены ошибки? ( Исправление ошибок.)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

 Включение в систему знаний и повторение

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся, умение самостоятельно применять их в разнообразных ситуациях.

Слайд 13.

1.     Работа в группах.

Вспомните правила работы в группе.

а) Класс делиться на три группы. Каждой группе необходимо выполнить задание:

1 группа: найти периметр четырёхугольника.

2 группа: пятиугольника.

3 группа: шестиугольника.

Учащимся раздаются материал для работы.

б) Отчет по группам.

– Представьте свои результаты, докажите, что вы правильно выполнили задание.

–  Оцените работу групп. (Выставление оценок.)

2.     Составление мини проекта «Периметр многоугольника».

(Дети отвечают на вопросы и прикрепляют ответы на плакате.)

– Что такое периметр?

Как найти периметр многоугольника?

В результате групповой работы получился мини-проект:

Мини-проект

1. Периметр многоугольника – сумма длин его сторон.

2. Измерь длины сторон фигуры.

3. Чтобы найти периметр многоугольника, сложи длины  всех его сторон.

Регулятивные: прогнозирование.

 

Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимание выполнения домашнего задания.

Слайд 14.

– Выполните домашнее задание - учебник стр.43 № 5, 6 (По выбору).

– Прочитайте задание. Какие возникли вопросы?

По желанию – начертить многоугольник и найти его периметр.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли;

записывают задание в дневники, задают уточняющие вопросы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

 

Цель: дать качественную оценку работы класса и  подвести итог учебного занятия. Ученики определяют, что удалось на уроке, а  какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

Какие цели мы поставили в начале урока? Вспомните их и озвучьте.

Считаете ли вы, что мы достигли их?

Назовите умения, которые помогли нам совершить сегодняшнее открытие?

Слайд 15.

Самооценка.

Оцените свою работу?  (Дети показывают карточки.)

  •  Мне всё понятно, всё выполнил верно.

(Зелёная карточка.)

  • Ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.

 (Синяя карточка.)

  • Я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.

( Красная карточка.)

Выставление оценок за работу на уроке.

Молодцы! Урок окончен.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Моро М.И., Бантова  М.А., Бельтюкова  Г.В. Математика. 2 класс. Изд. – М.: Просвещение, 2019.

2. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 2 класс. УМК «Школа России». Изд.– М.: Ваго, 2019.

3. Сухин И.Г. Занимательные материалы по математике. Изд. – М.: Ваго, 2019.