Технологическая карта урока по музыке "Опера «Иван Сусанин» М. Глинки."
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по музыке "Опера «Иван Сусанин» М. Глинки."

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
музыка
1 кл—5 кл
01.04.2022
Технологическая карта урока по музыке "Опера «Иван Сусанин» М. Глинки."
Конспект урока по музыки
иван сусанин опера.docx

Технологическая карта урока по музыке

Тема

Опера «Иван Сусанин» М. Глинки.

Педагогические цели: деятельностная

содержательная

Создать условия для формирования УУД.

Продолжить знакомство с содержанием Оперы «Иван Сусанин»  М.И. Глинки

Тип занятия

Введение нового знания

Проблема занятия

Особенности развития образов польского войска

Задачи:

 

Предметные

Формирование представления о подвигах простых крестьян во время войны с поляками.

Учиться: слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, узнавать изученные муз. сочинения, называть их автора.

Личностные

Способствовать проявлению эмоционального отношения к искусству, эстетический взгляд на мир, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознанию своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов

Метапредметные:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника

Основное содержание темы, понятия и термины

1.      Бал

2.      Полонез

3.      Мазурка

4.      3 действие

5.      4 действие

Музыкальный материал

Опера «Иван Сусанин»

Дата

21.02. 2022

Класс

4 «А»

Преподаватель

Дорофеева Ирина Ивановна

Отметка, подпись

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

 

Этапы

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

Сегодня мы с вами отправимся в мир танцевальной музыки, погрузимся в атмосферу ярких, удивительных образов музыкального спектакля.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Этап актуализации

 

 

Этап выявления места и причины затруднения

Посмотрите на экран.

Что же вы там видите?

(Звучит музыка М.И. Глинки «Увертюра к опере "Иван Сусанин"». На слайде: Большой театр оперы и балета, Воронежский театр оперы и балета, театр Ла Скала в Милане, Мариинский оперный театр в С.-Петербурге).

Скажите, что такое театр?

Кто в театре ставит действие?

А кто сопровождает действие на сцене?

Постановку каких спектаклей мы можем увидеть на сцене музыкального театра?

Что такое опера?

Что такое балет?

Как называют людей, которые пишут музыку к этим музыкально-театральным сочинениям?

Внимание - на экран. Фрагмент оперы или балета вы видите? Докажите правильность ответа.

(На слайде - видеофрагмент сцены из 3-го действия оперы «Иван Сусанин».)

Совершенно верно. Вы видели фрагмент из оперы. А конкретно – это был фрагмент из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

В этой опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом поляков на Москву. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским, а одним из ярчайших эпизодов этой борьбы стал подвиг крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины.

А как вы думаете, есть ли в операх балетные сцены?

Балет нередко вводится в действие опер, чтобы многограннее выразить художественные образы героев спектакля, подчеркнуть их характерные черты.

Ответы учащихся.

Театр - место для зрелищ, направление в искусстве, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актёров.

Режиссёр.

Оркестр во главе с дирижёром.

Опера, балет.

Опера - музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра. 

Балет -музыкальный спектакль, где содержание передаётся с помощью музыки и танца.

 

 

 

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают своё мнение

Этап введения нового знания

 Сегодня музыкальный театр приглашает нас познакомиться с танцевальными эпизодами оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Мы отправляемся на бал.

А что такое бал?

Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются повышенной торжественностью, строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.

Итак, мы отправляемся на бал, и тема нашего урока звучит так: «Бал в замке польского короля». Она созвучна названию 2-го действия оперы. Как вы думаете, что мы должны узнать?

Эта сцена вводит нас в мир образов II действия оперы «Иван Сусанин». В этом действии, так называемом «польском акте», прозвучит танцевальная музыка таких жанров, как полонез, краковяк, вальс, мазурка.

Напомню вам, что полонез - тор­жественный, величественный танец, которым обычно открывались придворные светские балы. Какие музыкально-выразительные средства его характеризуют?

 включить пример

 

- Прослушайте полонез из оперы «Иван Сусанин». Обратите внимание на особенности исполнения этой музыки и музыкальную форму.

Слушание Полонеза из 2-го действия оперы.

 

На какую интересную особенность исполнения музыки вы обратили внимание?

В какой музыкальной форме написана композитором музыка этого полонеза?

Давайте представим себя участниками бала и испол­ним шаг по­лонеза, подчеркивая горделивый характер этой музыки.

Сравним теперь полонез по звучанию и движениям с танцем «Мазурка». Что такое мазурка?  С этим жанром вы уже знакомились ранее на примере фортепианного творчества Ф. Шопена.

 

Видеофрагмент из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

 

Похожи танцы?

В чём отличие?

Совершенно верно. Мазурка, ребята, переносит нас в опере в атмосферу праздничного ликования. И имен­но тему мазурки Глинка активно разрабатывает на протяжении всей оперы: впервые тема мазурки появляется еще в увертюре. Уже во II акте изменённый мотив мазурки рисует состояние тревоги и смятения врагов;

Где происходит 3 действие оперы? Откройте учебник на странице 96 и прочтите 1 абзац.

Прослушаем 3 действие. 

А вы подумайте над вопросом: что нарушает покой в семье Сусанина?

Что и как отвечает Сусанин полякам?

Верно, Вначале Сусанин отказывается. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить.

Для того, чтобы узнать узнать чем закончилась опера, мы с вами изучим 4 –е действие, которое называется «Сцена в лесу».

Обратите внимание на слайд, перед вами Иван Сусанин, который погиб героической смертью, он исполняет арию, которая называется «Ты взойдешь, моя заря».

Ребята, кто-нибудь уже может сказать мне, что такое ария?

Ребята, а зачем ария нужна в опере?

Послушайте арию и расскажите о своих впечатлениях.

О чем поет Иван Сусанин?

Можно ли назвать Ивана Сусанина драматическим героем? Почему?

Я согласна с вами! Ведь на самом деле Иван Сусанин поёт о том, что умирая, он переживает о своей дочери и сыне, переживает, что не узнает, чем закончится война. Но знает, что пожертвуя собой весь русский народ объединится, станет еще сильнее.

Ребята, запомните, что опера написана не про одного человека, не про одного Ивана Сусанина, а про весь русский народ.

Иван Сусанин является героем, в котором раскрывается весь героический образ русского народа, нам показывается то, что русский народ способен постоять друг за друга, отдать свою жизнь ради жизней других.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Выделяется характерный пунктирный ритм, энергич­ные призывно-фанфарные интонации, торжественный характер.

Музыку исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов при­соединяются голоса поющих поляков.

Звучат контрастные 3 части. Трёхчастная форма.

Мазурка - польский народный танец, отличающийся мелодией с острым ритмом, стремительный и динамичный, воинственный и лиричный одновременно

Мажорный лад.

Мазурка - изящная по характеру, а полонез - воинственный

Ответы детей.

 

 

 

 

 

ария – это сольное произведение героя оперы.

чтобы раскрыть чувства героя, показать, как ему плохо или хорошо, показать его состояние на данный момент

О том, что Иван Сусанин скоро умрет, но ему не страшно, о том, что он исполнил свой долг перед Родиной, о том, что у него горькая судьба, просит дать ему силы

Можно, потому что он жертвует собой, ради русского народа.

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других

 

Этап включения в систему знаний и повторения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Ребята, вижу, вы меня очень внимательно все слушали, и я предлагаю вам сыграть в игру «Самый внимательный», я задам вам несколько вопросов по нашей теме и за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. Сохраните их до конца урока.

1. Какая тема нашего урока?

2.Что такое опера?

3.Что такое БАЛЕТ?

4. Что такое мазурка?

5. Что такое полонез?

6. Чем отличаются?

7. Что такое театр?

8. Назовите автора, чью музыку мы сегодня слушали?

9.Назовите произведение, которое мы сегодня слушали.

Отлично, вы замечательно справились со всеми вопросами.

Окончен бал, погасли свечи…

Прощай сегодня, наш театр, до новой встречи.

Закрылся занавес тот час.

Вспомним, где побывали мы сейчас?

С чем познакомились?

Перечислите их и охарактеризуйте.

А сейчас, ребята, подумайте: поляки - захватчики, враги. А М.И. Глинка посвящает им целое действие. Для чего так много внимания противникам?

М.И.Глинка «не скрывал и не прятал красивых качеств» польской культуры. Она была ему дорога. «Совесть великого художника не позволяла М.И. Глинке фальшиво искривлять польское». О чём нам говорят эти слова?

Почему характеристика поляков представлена танцами?

Польша - танцевальная страна. Однокоренные слова, связанные с танцами – Польша – полька - полонез.

Сегодня мы с вами прикоснулись к великому искусству. Музыка Глинки облагораживает нашу жизнь, утверждает светлое начало, отвергает зло и жестокость.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были очень активны и погружены вы работу. Хотелось бы выделить тех, кто получил самое большое количество жетонов, вы большие молодцы! Я надеюсь, вы узнали много нового. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На балу

С бальными танцами.

Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой.

Об интернациональности музыкального языка. Язык музыки понятен всем.

 

 

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

 

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

 


 

Технологическая карта урока по музыке

Технологическая карта урока по музыке

Сценарий урока Этапы

Сценарий урока Этапы

Внимание - на экран. Фрагмент оперы или балета вы видите?

Внимание - на экран. Фрагмент оперы или балета вы видите?

Напомню вам, что полонез - тор­жественный, величественный танец, которым обычно открывались придворные светские балы

Напомню вам, что полонез - тор­жественный, величественный танец, которым обычно открывались придворные светские балы

Обратите внимание на слайд, перед вами

Обратите внимание на слайд, перед вами

Этап включения в систему знаний и повторения

Этап включения в систему знаний и повторения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022