Технологическая карта урока
Тема урока: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ:ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
Класс: 4 «б»
Дата проведения
Цели для ученика Предметные: овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока; знать и уметь называть основные природные зоны России; пользоваться картой природных зон России и физической картой, как источником информации; приборами (теллурий); объяснять, почему происходит смена природных зон. Метапредметные: добывать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопросы, обобщать полученные знания и формулировать выводы из изученного материала; взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; оценивать свои достижения на уроке. Личностные: осознавать уникальность природного многообразия России и его ценность как нашего общего достояния. |
Цели для учителя
Образовательные: способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации. Развивающие: развитие интереса к предмету «Окружающий мир». Воспитательные: сотрудничать в совместном решении задачи. Уважительно относиться к позиции другого ученика.
|
|||||
Тип урока Открытие нового знания.
|
Формы урока Фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.
|
|||||
Опорные понятия, термины Географический объект, земной шар, солнце, основные природные зоны, промежуточные природные зоны.
|
Новые понятия Природные зоны, теллурий.
|
|||||
Формы контроля Работа с физической картой и картой природных зон; Игровая деятельность; Тренировочные упражнения; Самостоятельная работа; Обобщающая беседа.
|
Домашнее задание Учебник с. 30-34, раб. Тетрадь с. 38 задания 3, 4, 5.
|
|||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудни-чества) |
|
I. Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности
|
Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»: Если долго-долго-долго В самолете нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть. То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озера, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймем тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (Т. Бокова) - Какова главная мысль прочитанного стихотворения? - В чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока? (Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.) |
Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют высказывать свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
Организация рабочего места, устные ответы. |
|
II. Актуализация знаний и умений
|
- Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках? (Картой полушарий, физической картой). - Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности. - С помощью чего мы можем прочитать карту? ( С помощью условных обозначений, цвета, подписанных объектов)
- Проверим д/з: Расскажите «Какой я представляю Россию, глядя на карту».
- Игра «Найди лишний географический объект» А) Лена, Волга, Байкал, Енисей; Б) Ладожское, Онежское, Каспийское, Марс (4 -я планета в порядке удаления от солнца, названа в честь Марса – древнеримского бога войны, красная имеет такой цвет из-за поверхн., насыщ. оксидом железа. Имеет 2 спутника – Фобос и Деймос т.е. страх и ужас); В) Кавказ, Алтай, Северный Ледовитый, Урал.
|
Рассказывают о России, показывают на карте географические объекты (равнины, плоскогорье, горы).
Соревнуются, кто быстрее найдет лишний географический объект. Дополнительная информация. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Познавательные: Осуществляют логические действия, извлекают необходимую информацию, строят осознанные речевые высказывания. Регулятивные: ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая с трудолюбием, приложенными усилиями; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
Устные ответы на заданную тему. |
|
III. Изучение нового материала
|
Демонстрация опыта. -Теллурий (от лат. tellus — «Земля», в родительном падеже — telluris) — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси. - Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла? (Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше). - Как вам кажется, влияет ли такое явление на природу земного шара? (Да, природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг).
Знакомство с новым понятием «Природные зоны». Постановка целей урока. -На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России. «Природные зоны» - это новое для вас понятие. -Исходя из самого понятия, определите цели урока.
Знакомство с природными зонами. (Демонстрация слайдов с признаками каждой природной зоны, ее обитателях и растительности; обозначении и местонахождении на карте).
В настоящее время среди основных природных зон выделяют (карта в учебнике с.72-73): - Арктических пустынь - Тундра - Лесотундра - Тайга - Смешанные леса и Широколиственные леса - Лесостепи - Степи - Полупустыни и пустыни -Субтропические леса (Черноморское побережье Кавказа) - Смешанные леса Дальнего Востока - Области высотной поясности Дополнительная информация учителя об области высотной поясности. Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью (с. 75 в учебнике).
- Обратите внимание на особую красоту каждой природной зоны и уникальность природного многообразия России, составляющего общее достояние всех граждан России. |
Рассматривают опыт.
Самостоятельно формулируют вывод, определяют задачу и цели урока.
Знакомятся с новым понятием, определяют цели урока.
Знакомятся с признаками природных зон, определяют местонахождение на карте в учебнике и на доске. Задают уточняющие вопросы.
Карточки с названием зон прикрепляют на доску.
|
Фронтальная, индивидуальная. |
Устные ответы, выполненные задания. |
||
IV. Физминутка |
|
|
|
|
Отдых |
|
V. Практическая деятельность
|
Тренировочные упражнения на закрепление основных и промежуточных зон. - Выберите основные зоны и встаньте в том порядке, как зоны сменяются. -Промежуточные зоны, займите свои места.
Закрепить добытые учащимися знания. - Формируем умения найти самостоятельно на карте необходимую природную зону, ориентируясь по цветовым обозначениям, подписать.
|
Упражнения с карточками- названиями природных зон.
Раздаточный материал. |
Работа фронтальная, самостоятельная. |
Познавательные: Осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; используют поиск необходимой информации с помощью знаково-символических средств; осознанно строят речевые высказывания и логическую цепь рассуждений. Регулятивные: осуществляют контроль, оценку в ситуации затруднения. |
Устные ответы, записи на раздаточном материале. |
|
VI. Рефлексия Итог урока Оценки |
Обобщение полученных знаний. Заключительная беседа. - Что нового сегодня узнали на уроке? - Объясните причину смены природных зон. Сопоставить вывод учащихся с выводом в учебнике на с.75.
- Как оцениваете свою работу на уроке? - Достигли ли поставленных целей на уроке?
|
Внимательно слушают, участвуют в диалоге. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: умеют слушать собеседника. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
|
Устные ответы. |
|
VII. Домашнее задание |
С.74-79 прочитать, выполнить задание для домашней работы с.75 , раб. тетр. с.38 № 3,4,5. |
|
|
Регулятивные: Осуществляют поиск решения поставленных задач. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.