Урок окружающего мира
« Природные зоны.Зона степей»
4 класс
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 с. Эльхотово
Дзиова И.А.
Тема |
Зона степей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели |
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её климатическими особенностями, животным и растительным миром. Развивать умение работать с картой-атласом. Учить наблюдать, рассуждать, делать выводы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
Предметные результаты: повторение и систематизация знаний о природных зонах усвоение учащимися первоначальных сведений об особенностях природных зон формирование умения находить на карте изучаемые природные зоны Метапредметные результаты: формирование умения выделять главное, обобщать, доказывать формирование умения работать с текстом учебника (нахождение информации, словарная работа) формирование самоконтроля и самооценки учебных действий Личностные результаты: воспитание положительной мотивации к обучению совершенствование культуры учебного труда развитие диалогической и специальной речи Коммуникативные: развитие умения сотрудничать в коллективе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование |
электронное приложение к учебнику, листочки с верными и неверными утверждениями для каждого ученика, кроссворд и карточки с текстом (географические ошибки) для работы в группах, гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
- Здравствуйте девчонки и мальчишки! Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь. Пусть ваши улыбки улучшат ваше настроение. |
Приветствие. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний и способов действий
|
- А сейчас мы проверим, как вы усвоили предыдущую тему, проведя тест. У вас на столах конверты с заданиями. Достаньте лист. В течении 3 минут вы должны ответить на поставленные вопросы. Приступайте. 1.Тестирование. Отметьте верные (+) и неверные (-) высказывания 1 вариант 1. В лесной зоне жаркое засушливое лето 2. Почва-это верхний плодородный слой земли 3. Почвы в лесной зоне богаты питательными веществами 4. Клён, липа и дуб относятся к растениям смешанных лесов 5. Зона лесов занимает больше половины территории России 6. Если вырубить лес по берегу реки, то река станет больше 7. В лесах встречаются животные, занесённые в Красную книгу
2 вариант 1. Леса называют «лёгкими нашей планеты». 2. Тайга занимает большую часть лесной зоны. 3. Бурундук и кедровка-это хищники лесной зоны 4. Фитонциды-это вредные вещества 5. Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру. 6. В зоне смешанных лесов растут берёзы, сосны, осины, ели. 7. В лесной зоне бедный растительный мир. Поменяйтесь с соседом по парте работами. На доске готовые ответы:
I вариант:- + + - +- + II вариант:+ + - - + + - Вы успешно прошли тест и вам присвоено звание научных сотрудников. Собираемся в дорогу! За правильные ответы вы будете получать жетоны и в конце урока определите свою оценку. 2. Работа в группах — Исправьте географические ошибки в тексте. Лесная зона расположена к северу (правильно - к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно — более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно — богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно — хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно — редкими) животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно — является) домом для растений, животных, грибов
|
Арктическая зона, зона тундры, зона лесов
Открывают конверты и выполняют тест по закреплению знаний предыдущей темы.
Проверяют работы сверяя данные с доской. Оценку показывают карточкой. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Самоопределение к деятельности |
1.Мы отправляемся в природную зону, расположенную южнее зоны лесов. Что это за зона мы узнаем, разгадав кроссворд?Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова.
1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника.) 2. Вроде сосны, вроде елок, а зимой без иголок. (Лиственница.) 3. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.) 4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа.) 5. Лиственное деревосо стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха.) (Ключевое слово в выделенных клетках: степи.) А зовет дорога к югу, в бескрайние степи, или в зону степей. Тема урока: «Зона степей». (На доске учитель записывает тему урока.) — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? — Что мы будем делать для достижения этой цели? — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.)
На доске план темы: 1.климат 2. растения 3. животный мир |
Ответы учащихся: зона степей.
Высказывают предположения: какие животные обитают в зоне степей, чем они питаются, какие растения можно встретить в этой природной зоне, какой там климат |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Открытие новых знаний. Знакомство с климатическими особенностями зоны степей |
1.Откройте атласы. Каким цветом обозначена степь на карте? Где находится эта зона в нашей стране? Какую площадь занимает? (Картина «Степь») 2.Настр.110 прочитайте 1 и 2 абзац и отметьте климатические особенности степи. - Что такое «суховеи»? - Какие особенности климатических условий степи скрывает загадка? (Запись: лето+20-40, зима -20 -30, суховей).
3.Найдите зону степей на карте. Что карта может рассказать нам про степную зону? (Степная зона расположена южнеезоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепью. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть — на Западно-Сибирской.)
|
Работают с атласом. Находят зону степей. Юго-восток европейской равнины. Небольшая площадь.
Работают в парах с текстом учебника. В учебнике отмечают особенности степного климата (температура, осадки, ветра)
Пыльные бури
Дожди очень редки, вода не успевает напоить почву испаряется или стекает в низины. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Растительный мир зоны степей. 6. Знакомство с животным миром степи
|
4. Работа в группах — Познакомимся подробнее с зоной степей. В работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи. (Ученики делятся на группы.) — Ботаники, используя гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Растения», учебник (с. 111, 114), расскажите о растениях степной зоны по плану. План рассказа о растениях 1. Общая особенность растений. 2. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья). — Зоологи, используя картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», учебник (с. 112—115), расскажите о животных степной зоны по плану. План рассказа о животных 1. Отличительная черта степных животных. 2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас). — Экологи, используя карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (с. 115, 116), расскажите об экологических проблемах зоны степей по плану. План рассказа о природоохранной деятельности 1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека. 2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
|
Чтение по «цепочке» Работают с текстом учебника. Отмечают названия растений и их приспособленность к климату степи. Корни глубоко уходят в землю, сохраняют в земле луковицы с питательными веществами, видоизменённые листья. Перечисляют животных. Норы- от врагов и жары, окраска под цвет земли, быстрые ноги, на зиму залегают в спячку или улетают.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
(Прыгаем если признаки лесной зоны, хлопаем если степь). Тайга, лось, суховей, полынь, зубр, редкие дожди, типчак, фитонциды, пыльная буря. |
Выполняют движения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Первичное закрепление |
Сообщения учащихся Рассказ ботаников Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, слайдов). Совсемпо-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
Рассказ зоологов В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек или слайдов). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков или слайдов). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков или слайдов), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков или слайдов), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности. Рассказ экологов Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина — распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный (показ рисунков или слайдов). Есть еще одна проблема — это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на земле, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
|
Сообщения учеников |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Составление кластера. Работа в группах. |
Мы много путешествовали по зоне степей, познакомились с растительным и животным миром. А сейчас составьте отчёт в виде кластера. На доске во время проверки учащиеся из каждой группы выстраивают содержание кластера.
|
Работают в группе на листах. Составляют кластер, опираясь на материал новой темы. Учащиеся каждой группы заполняют кластер. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Подведение итога урока |
Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что удивило? Что вызвало затруднения? Что ещё хотели бы узнать по новой теме? Дома с помощью дополнительных источников подготовить ответы на поставленные вопросы, составить 2-3 цепи питания. Критерии оценивания. За оценку 5: по тесту + и 3-4 жетона, за оценку 4: по тесту + и 2-3 жетона. |
Я узнал…. Мне понравилось… Меня удивило…
Предполагают, что можно узнать: есть ли в степи люди, чем занимаются люди, живущие в зоне степей. Оценивают свою работу на уроке и ставят оценку на рабочем листе. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.