Автор: Григоревская Галина Дмитриевна
Учебное заведение: МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области
Предмет: русский язык
Тема: «Род имён существительных».
Класс: 3
Учебно-методическое обеспечение: УМК: «Школа России», учебник русского языка 3кл., авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.
Время: 45 минут
Педагогические цели: способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
Планируемые результаты (предметные): осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Личностные результаты: устанавливают
связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения,
и тем,
что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают
положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление,
желание больше узнать.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
Развивающие: развивать умения учащихся высказываться на грамматическую тему, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать любовь и чуткое отношение к языку, прививать интерес к предмету.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания. Кровать – словарное слово.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи
Форма урока: урок-проект.
Методы обучения: репродуктивные, словесные, наглядные, практические
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал.
План проведения урока
№ |
Этапы урока |
Временная реализация |
1. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
1 минуты |
2. |
Актуализация и пробное учебное действие |
7 минут |
3. |
Выявление места и причины затруднения |
5 минут |
4. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
4 минут |
5. |
Реализация построенного проекта |
3минуты |
6. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
7минут |
7. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
7 минут |
8. |
Включение в систему знаний и повторение. |
7 минут |
9. |
Информация о домашнем задании |
2 минуты |
10 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
2 минуты |
Ход урока
Этапы урока |
Характеристика деятельности |
УУД |
||||||||||||||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
– Дорогие ребята, сядьте удобно. – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу! – Проверим готовность к уроку.
|
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
||||||||||||||||||
Актуализация и пробное учебное действие. |
– Вы внимательны? Сейчас мы узнаем это, проверив домашнее - Что было задано на дом? Упр.34. Нужно разделить имена существительные на три группы. а) имена существительные, которые изменяются по числам: шофёр, рисунок, газета, синица, тетрадь. б) имена существительные, которые употребляются только в единственном числе: молоко, творог, сахар, дружба, мёд, пальто, шоссе.
б) имена существительные, которые употребляются только во множественном числе: очки, ножницы, шашки, санки, сливки, брюки. - Какой вывод можно сделать, поделитесь своими знаниями. (В русском языке есть имена существительные, которые изменяются по числам, есть имена существительные, которые употребляются только в единственном числе, есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.
- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка, будем учиться наблюдать, сравнивать, анализировать. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий. Открыли тетради, запишите число, классная работа. Чистописание. Кк _ Какую закономерность вы заметили? Словарная работа. - Посмотрите на доску. Какое задание вы можете предложить мне выполнить? - Вставить пропущенные буквы. - Пожалуйста, запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Вставленную букву подчеркните карандашом. Сейчас мы познакомимся с новым словом. -Отгадайте загадку. Днём спит на ней подушка. А по ночам – Андрюшка. (Кровать.) -Какое лексическое значение слова кровать? ( Из словаря) - Молодцы! - Что объединяет эти слова? - Какой общий признак у этих слов? (Все слова имена существительные).
- Проверим. Оцените свои знания. - Поделитесь своими результатами. - Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки. - Встаньте, кто допустил одну ошибку. - Встаньте, кто допустил две ошибки. Есть ли кто более трех ошибок допустил? - Что вы знаете об имени существительном?
|
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
||||||||||||||||||
Выявление места и причины затруднения |
- На столах у вас лежат карточки. Я предлагаю вам её заполнить в начале урока и в конце - «Я знаю, я умею, я могу!» Карточка «Я знаю, я умею, я могу!»
- Поделитесь, как вы заполнили таблицу. -Какая же проблема у вас возникла? -Что же мы с вами ещё не знаем об имени существительном? - Сформулируйте тему урока. (Род имён существительных). - Какова цель нашего урока? (Узнать какого рода бывают имена существительные и научиться определять род имён существительных). - Сегодня вы узнаете о родах имен существительных, научитесь классифицировать существительные по родам. - А у вас есть предложения о том, какого рода могут быть существительные? (выслушиваются ответы - предложения учеников). Грамматическая сказка. - Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. - А вам, ребята, еще предстоит открыть секрет рода имени существительного. |
Регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
|
||||||||||||||||||
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
- На какие три группы делятся имена существительные? (Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.) (На плакате появляется соответствующая запись)
- Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы. А вот и секрет (плакат):
-Какие слова-помощники помогут вам определить род имен существительных? Проверьте наши открытия по учебнику с.25. (заполнение плаката)
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
||||||||||||||||||
Реализация построенного проекта. |
1. Коллективное разучивание стихотворения о родах имён существительных. Женский род – запомню я. И скажу: она, моя. И запомню род мужской - И опять скажу – он, мой. Средний род – оно, моё. Это правило твоё.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
||||||||||||||||||
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Работа в парах. Упр.39, с.25
|
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Упр.40, с.25
|
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
||||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение. |
Работа в группах. Класс делиться на три группы. Каждой группе необходимо выполнить задание. 1 группе выбрать имена существительные женского рода. 2 группе – мужского. 3 группе - среднего. Составление мини проекта «Род имён существительных» |
Регулятивные: прогнозирование.
|
||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании |
уч. - с. 26 упр.42, с.27 упр.43 (по выбору) |
|
||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
|
- С чем познакомились сегодня на уроке? – Какой секрет различия имён существительных вы узнали? -Как определить род имени существительного? - Какие окончания имеют существительные мужского рода? Женского рода? Среднего рода?
|
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
|
Список использованной литературы
1. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. 3 класс.
2. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко (Серия «Школа Россия»). – М.: Просвещение, 2011.
3. Ладыженская Т.А. Речевые секреты.
4. -Электронное приложение к учебнику.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.