Технологическая карта урока по биологии
Класс |
11 |
Тема урока |
Половой отбор |
Тип урока |
Урок получения новых знаний |
Цель урока: |
сформулировать понятие полового отбора, как фактора изменения частоты генов в популяции. |
Задачи урока: |
|
Образовательные: |
сформулировать понятия полового отбора, как одной из форм естественного отбора, как фактора изменения частоты генов в популяциях. |
Развивающие: |
развивать умения сравнивать биологические процессы между собой, анализировать и делать соответствующие выводы и обобщения, формирование представления о графическом изображении биологических процессов; развивать умение выражать свои мысли в словесной форме; формировать навыки сотрудничества; способствовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи; развивать память, внимание, наблюдательность. |
Воспитывающие: |
воспитывать бережное отношение к окружающему миру и понимание уникальность и значение всех живых организмов; развивать память, внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к окружающему миру и понимание уникальность и значение всех живых организмов. |
Оборудование |
Проектор, интерактивная доска. |
Литература |
1. Бородин П.М., Высоцкая Л.В, Дымшиц Г.Н, Рувинский А.О. и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица. Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: «Просвещение,. 2014 .-303 с.: ил. – (Академический школьный учебник) 2. Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум. 3. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый и углубленный уровени: Учебник навигатор, 10 класс, 11 класс для общеобразовательных учреждений с СД-дисками. - М.: Дрофа, 2014. 4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2010. -368 с; |
Условные обозначения:
Личностные УУД (Л)
Коммуникативные УУД (К)
Регулятивные УУД (Р)
Познавательные УУД (П)
Ход урока
Краткое описание этапов урока |
Деятельность учителя |
УУД, формируемые на уроке |
Организационный момент. Настрой детей и включение их в деятельность на уроке. |
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность обучающихся, их рабочего места к уроку. |
Уважительно относиться к учителю и одноклассникам (Л). |
|
|
|
Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л). |
|
Мотивация учебной деятельности. |
|
Фронтальная беседа. Учитель: Человека окружает огромное количество необходимых удивительных вещей, про механизмы, работы которых мало кто задумывается. - Например, замечал ли кто-нибудь отличия во внешнем виде самцов и самок животных? - Приведите примеры. - Задумывались ли вы над тем, какое это имеет природное значение или просто воспринимали как должное? Именно об этих механизмах мы и поговорим сегодня на уроке. |
Самоопределение (Л). умение задачи, ответом для которых является описание последовательности действий естественных формальных языках(Р). |
решать на и |
Осознанное вхождение обучающихся пространство учебной деятельности. |
в |
Так как при доместикации часто возникают у одного из полов особенности, наследственно связанные с этим полом, то, без сомнения, то же должно встречаться и в природе. Таким образом, возникает возможность модификации каждого из обоих полов путем естественного отбора в связи с различием в образе жизни, |
Извлечение необходимой информации текстов (П). Подведение понятие (П). |
из под |
|
что иногда и случается, или же модификация одного пола по отношению к другому, как это обычно происходит. |
|
Актуализация знаний. Подготовка обучающихся к освоению новых знаний. |
Ввод в тему. Таким образом сегодня на уроке мы с вами будем изучать половой отбор. Кто сможет предположить, что такое половой отбор? |
Выполнение проблемного учебного действия (Р). |
Изучение нового материала. |
Информация учителя: Половой отбор - это естественный отбор на успех в размножении. Половой отбор выживание организмов является важным, но не единственным компонентом естественного отбора. Другим важнейшим компонентом является привлекательность для особей противоположного пола. Ч.Дарвин назвал это явление половым отбором. Впервые он упомянул эту форму отбора в «Происхождении видов», а затем подробно проанализировал ее в книге «Происхождение человека и половой отбор». Он считал, что «эта форма отбора определяется не борьбой за существование в отношениях органических существ |
Извлечение необходимой информации из текстов (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
Анализ, сравнение, аналогия, классификация (П). Подведение под понятие (П).
|
|
между собою или с внешними условиями, но соперничеством между особями одного пола, обычно самцами, за обладание особями другого пола». Половой диморфизм – это анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида. Приведите известные Вам примеры полового диморфизма. Половой отбор в свою очередь делится на две группы: - межсамцовый и межсамковый отбор; - по вкусу самок. Если рассматривать половой межсамцовый отбор, то в каждом поколении между самцами возникает жесточайшая конкуренция за самок. Это и турнирные бои, сложные механизмы поведения и борьба за территорию. Как вы думаете, как борьба за территорию сказывается на половом отборе? Приведите известные вам примеры? |
Определение основной и второстепенной информации (П). Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). |
|
Если говорить о выборе самок, то часто самки выбирают тех самцов, которые им больше нравятся. Основные гипотезы о механизмах полового отбора. Согласно гипотезе «хороших генов» самка «рассуждает» следующим образом: «Если этот самец, несмотря на его яркое оперение и длинный хвост, каким-то образом умудрился не погибнуть в лапах хищника и дожить до половой зрелости, то, следовательно, он обладает хорошими генами, которые позволили ему это сделать. Значит, его стоит выбрать в качестве отца для своих детей: он передаст им свои хорошие гены». Яркость окраски перьев и гребней у птиц, чешуи и хвоста у рыб является надежной характеристикой здоровья. Гипотеза «хороших генов» Яркость гребня у петухов напрямую зависит от содержания тестостерона в крови и от степени зараженности паразитами. Чем выше уровень тестостерона, тем ярче гребень, чем больше паразитов, тем он бледнее. |
|
|
Известно, также, что тестостерон угнетает иммунную систему. Следовательно, самцы с ярким гребнем обладают такой эффективной иммунной системой, которая обеспечивает их устойчивость к паразитам, несмотря на высокий уровень тестостерона. Выбирая ярких самцов, самки выбирают хорошие гены для своих потомков. Гипотеза «привлекательных сыновей» Если яркие самцы, по каким бы то ни было причинам, являются привлекательными для самок, то стоит выбирать яркого отца для своих будущих сыновей, потому что его сыновья унаследуют гены яркой окраски и будут привлекательными для самок в следующем поколении. Таким образом, возникает положительная обратная связь, которая приводит к тому, что из поколения в поколение яркость оперения самцов все более и более усиливается. Процесс идет по нарастающей до тех пор, пока не достигнет предела жизнеспособности. |
|
Первичное закрепление знаний.
|
Организует проведение закрепления материала: 1. Состязание самцов в период размножения свидетельствует о проявлении формы отбора 1) стабилизирующего 2) движущего 3) полового 4) методического 2. Какая из гипотез – «хороших генов» или «привлекательных сыновой» - применима для объяснения начальных стадий возникновения полового диморфизма? |
Выполнение действий по алгоритму. Сравнение, обобщение, классификация (П). Коррекция (Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Рефлексия. |
Проводит обобщение пройденного материала в виде кластера. |
Использование критериев для обоснования своего суждения (К). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Самоопределение (Л). |
Домашнее задание. |
Домашнее задание: учить параграф 66, отвечать на вопросы в конце параграфа, повторить 63,64, 65. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.