Технологическая карта урока по теме «Трапеция»
Предмет: геометрия
Класс: 8
Тема: «Трапеция»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Форма организации образовательной деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, индивидуальная работа.
Цель: ознакомить обучающихся с понятием трапеции, ее элементами, познакомить с видами трапеций, рассмотреть некоторые их свойства и научить применять полученные знания в процессе решения задач.
Личностные УУД:
Уметь:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- проводить объективную самооценку и взаимооценку.
Регулятивные УУД:
Уметь:
- определять цели учебной деятельности;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- составлять алгоритм действий на уроке;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД:
Уметь:
- слышать, слушать и понимать партнера;
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
- взаимно контролировать действия друг друга;
- договариваться, вести дискуссию;
- правильно выражать свои мысли;
- эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.
Познавательные УУД:
Уметь:
- добывать новые знания;
- находить нужную информацию в учебнике и других источниках;
- составлять алгоритм деятельности при решении проблемной ситуации;
- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Основные понятия: трапеция, элементы трапеции, прямоугольная трапеция, равнобедренная трапеция.
УМК: геометрия, 8 класс. Мерзляк А.Г. Полонский В.Б. Якир М.С.
ТСО: наглядные средства обучения.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. Этап мотивации к учебной деятельности. (1 мин) |
У: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Учитель демонстрирует слайд и задаёт вопросы о эмоциональном настрое перед началом урока. Определяет готовность учеников к уроку, организует внимание. Эпиграф к уроку: «Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство». У: Как вы думаете, зачем нам эта Восточная мудрость? (Слад 1) |
Приветствую учителя. Проверяют подготовку рабочих мест, садятся за парты. Читают эпиграф, выражают свои мысли.
|
Л. Самоопределение, смыслообразование. К. Планирование учебного сотрудничества
|
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. (7 мин) |
Устная работа. У: Вспомним, что изучали на предыдущих уроках.
(Слайд 2) |
Устно отвечают на вопросы, слушают ответы других и комментарии учителя.
|
П. Учатся извлекать информацию, находить пути решения поставленной проблемы. К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. Р. Умение слушать, дополнять, уточнять высказанные мнения. Л. Формирование навыков организации анализа своей деятельности. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. (5 мин) |
У: Назовите четырех угольники. Какими свойствамиони обладают? Какой из четырехугольников мы не рассматривали? (Слайд 3)
|
Слушают учителя. Участвуют в работе по выходу из проблемной ситуации, отвечают на поставленные вопросы, перечисляют виды четырехугольников и их свойства. излагают свои мысли.
|
К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли. Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и того, что еще не известно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. (7 мин) |
У: Как будет звучать тема нашего урока? (Тема сегодняшнего урока «Трапеция») (Слайд 4) Какую же цель мы поставим сегодня на уроке? Какие перед нами будут стоять задачи? У: Задачи определены, цель поставлена. Теперь окунемся в историю и узнаем, откуда же к нам пришло слово «Трапеция». (Слайд 5) Трапе́ция (от др.-греч. τραπέζιον — «столик»; «стол, еда») — четырёхугольник, у которого только одна пара противолежащих сторон параллельна. Трапеции появились на яхтах еще в 30-е годы прошлого века. Это приспособление применялось для того, чтобы удерживать матроса за бортом судна. (Слайд 6) Трапециевидные мышцы обеих сторон вместе имеют форму трапеции. (Слайд 7) В повседневной жизни форма трапеции встречается в интерьерах (диваны, стены, навесные потолки); в ландшафтном дизайне (границы газонов, искусственных водоемов, камней); в индустрии моды (одежда, обувь, аксессуары); в дизайне предметов повседневного пользования (светильники, посуда, с использованием форм трапеции); в архитектуре. (Слайд 8)
|
Обучающиеся определяют тему, цель и задачи урока. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Слушают историю слова «Трапеция» и где эта фигура встречается в жизни.
|
Л. Осознание ответственности за общее дело. П. Самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. К. Выражение своих мыслей, использование речевых средств, для решения коммуникативных задач. |
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднений. (8 мин) |
Вниманию учеников предоставляется чертеж трапеции. (Слайд 9). Учитель дает основные понятия элементов трапеции. У: Откроем учебник на с. 43 и прочитаем определение трапеции. У: В чем сходство и в чем различие трапеции и других изученных фигур Определите, какие из предложенных четырехугольников являются трапециями и почему? (Слайд 10) У: Найдите отличия в представленных трапециях и предположите название каждому виду трапеции. И так, мы определили с вами равнобедренную (равнобокую), прямоугольную и равностороннюю трапецию. (Слайд 11) Рассмотрим несколько задач. Задача 1. Один из углов равнобедренной трапеции равен 68°. Найдите остальные углы трапеции. (Слайд 12) Задача 2. Дано: ABCD – трапеция, АD = 7, ВС = 5, АВ=CD. Найти: СD. (Слайд 13) Задача 3. Являются ли трапеции равнобедренными? Определить углы данных трапеций. (Слайд 14) |
Слушают учителя. Рассматривают элементы трапеции. Работают с учебником. Анализируют отличии трапеции от других фигур. Отвечают на вопросы. Определяют какие из предложенных четырехугольников являются трапецией и почему. Находят отличия в предложенных трапециях, предлагают им названия. Решают задача. Слушают комментарии и замечания учителя. Оценивают свою деятельность. |
П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. К. Сотрудничество с учителем. Выражение своих мыслей, использование речевых средств, для решения коммуникативных задач. Р. Восприятие, осмысление, запоминание материала. |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (7 мин) |
У: Теперь порешаем задания из учебника: № 216, 218, 220, 222, 223, 225. (Слайд 15) |
Выполняю задание. Обсуждают решение. Помогают отвечающему у доски, если у него возникают затруднения. Отвечают на дополнительные вопросы по задачам. |
Р. Контроль, оценка, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К. Коррекция, оценка, действие. |
7. Физ. минутка (1 мин) |
В классе развешаны в разных местах различные цветные фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.д.). Учитель предлагает ученикам найти, например, красный круг, затем – зеленый квадрат, и т.д. Когда все фигуры найдены, можно продолжать урок. (Слайд 16) |
Ищут фигуры, развешанные по классу. |
К. Способность к мобилизации сил и энергии. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонному образцу. (5мин) |
У: Выполняем следующие задания самостоятельно. (Приложение 1) (Слайд 17) Теперь сверьте ваши ответы с ответами на слайде (Слайд 18) Подсчитайте количество правильных ответов и выставите себе оценки по следующим критериям: 9-8 плюсов - оценка «5»; 7-6 плюсов - оценка «4»; 5-4 плюсов - оценка «3»; меньше 4 плюсов –оценка «2». |
Ученики решают задания самостоятельно, затем сверяют свои ответы с эталоном. Ответы в приложении 1. |
П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации. К. Умение полно и точно выражать свих мысли. Р. Прогнозирование, саморегуляция, адекватная самооценка. Л. Нравственно-этическая ориентация. Способность и самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. |
9.Этап включения в систему знаний и повторения. (1 мин) |
У: Что мы делали сегодня на уроке? Какую фигуру называют трапецией? Назовите элементы трапеции. Какие виды трапеции вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? |
Отвечают на вопросы. |
П. Умение структурировать знания. Р. Контроль, оценка, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
10.Рефлексия деятельности. (2 мин) |
У: На доске записаны незаконченные фразы (Слайд 19). Продолжите их. “Сегодня на уроке я узнал…” - “Сегодня на уроке я научился…” - “Сегодня на уроке я повторил…” - “Сегодня на уроке я закрепил…” Спасибо всем за сегодняшний урок. Вы проделали огромную работу. Все молодцы.
|
Отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность. |
Л. Развитие самооценки. |
11.Домашнее задание. (1 мин) |
Объясняет сущность домашнего задания. Домашнее задание (Слайд 20): §8-изучить, выучить определения; №217,219,221,224. |
Записывают в дневник, слушают учителя. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тест по теме «Трапеция» с ответами
Критерии оценивания:
9-8 плюсов - оценка «5»;
7-6 плюсов - оценка «4»;
5-4 плюсов - оценка «3»;
меньше 4 плюсов –оценка «2».
Задание 1. Среди представленных фигур выберите трапецию.
Задание 2. Укажите верное определение для трапеции.
1) многоугольник, который имеет попарно параллельные стороны, называется трапецией;
2) четырёхугольник, у которого один из углов прямой, а две стороны равны, называется трапецией;
3) четырёхугольник, с двумя параллельными сторонами и двумя другими не параллельными, называется трапецией +;
4) многоугольник с равными сторонами именуется трапецией.
Задание 3. Какая фигура называется равнобедренной трапецией?
1) четырёхугольник, имеющий равные боковые не параллельные стороны +;
2) любая фигура с равными боковыми сторонами;
3) четырёхугольник, который имеет боковые стороны, равные между собой;
4) многоугольник, имеющий равные боковые стороны, параллельные друг другу.
Задание 4. Какие названия сторон существуют для трапеции?
1) боковые и основания +;
2) боковые и средние;
3) основания и вершины;
4) вершины и боковые.
Задание 5. Если у трапеции имеется один угол, равный 90°, то её называют:
1) равнобедренной;
2) параллельной;
3) обычной;
4) прямоугольной +.
Задание 6. Из представленных фигур выберите равнобедренную трапецию:
Задание 7. Какое свойство не справедливо для равнобедренной трапеции:
1) углы при основании равны;
2) диагонали равны;
3) боковые стороны равны;
4) противолежащие углы равны +.
Задание 8. Чему равна сумма углов трапеции?
1) 270°;
2) 360° +;
3) 250°;
4) 180°.
Задание 9. Чего не может быть в прямоугольной трапеции?
1) двух прямых углов;
2) двух прямых углов, одного острого и одного тупого;
3) двух острых углов +;
3) двух одинаковых углов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.