Технологическая карта урока по теме"Основания"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
06.01.2020
Технологическая карта урока по теме"Основания"
Урок химии в 8 классе «Основание» разработан в соответствии с ФГОС ОО и Примерной программой основного общего образования по химии (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию). Урок является авторским, в его разработке использованы литературные источники УМК О.С. Габриеляна (см. далее «Список использованной литературы»). Сегодня многими учителями разработаны рабочие программы курса химия в основной школе, в то же время методических разработок уроков по ФГОС ещё очень мало. Поэтому данный методический материал будет интересен учителю химии для использования в практической деятельности. Урок имеет компетентностно-деятельностный подход, обучающиеся извлекают знания из учебника, заданий предлагаемых учителем, электронного образовательного ресурс «Химия. 8 класс» с сайта www.drofa.ru. Урок направлен на формирование метапредметных и предметных результатов, которые проверяются по итогам урока. Личностные результаты прописаны к теме «Соединения химических элементов», в которую входит урок «Основания», и проверяются по результатам её прохождения (основание: материалы курсовой подготовки в ХК ИРО
phpfBca5r_Petuhova-YUV_Urok-himii_FGOS.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Предмет: химия, УМК О.С. Габриелян.

Класс: 8.

Тема урока: «Основания».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование обучающимися знаний об основаниях как классе неорганических веществ.

Задачи:

- изучить состав, названия, классификацию и представителей класса основания;

- получить представления о веществах-индикаторах, качественных реакциях на примере щелочей.

Личностные результаты по теме «Соединения химических элементов»:

сформированность ответственного отношения к учению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Метапредметные результаты урока:

познавательные: выделять общие признаки предметов на примере оснований и объяснять их сходство и различия, соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;

регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия результата;

коммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, организовывать учебное взаимодействие при работе в паре (группе).

Предметные результаты: определять состав оснований по их формуле; определять принадлежность веществ к классу оснований; распознавать опытным путем растворы щелочей по изменению окраски индикаторов; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.

Этап мотивации к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока, обращает внимание на эпиграф урока (приложение 1)

Приветствуют учителя, настраиваются на деятельность и специфику урока химии

2.

Этап воспроизведения результатов предыдущего урока

Предлагает заполнить лист диагностического контроля «Мини-обзор» (приложение 2)

Формируют остаточные образовательные знания по теме предыдущего урока «Оксиды и летучие водородные соединения»

3.

Этап вводной информации и формулировки цели урока

Предлагает  материал об интересных фактах  вещества гашеная известь (приложение 3)

Высказывают возможные проблемные вопросы урока и цели изучения материала

4.

Этап усвоение новых знаний

Задание 1. Показывает ряд формул: Ca(OH)2, KOH, NaOH, Ba(OH)2, Al(OH)3. Предлагает с помощью учебника с. 98 определиться с определением и составом оснований.

 

Задание 2. Дает возможность выполнить компетентносно ориентированное задание (приложение 4).

 

 

Задание 3. Рассмотрите рис. 58 на с. 100-101 учебника. Дайте объяснение понятиям «качественная реакция» и «вещества индикаторы».

 

 

Мини-сообщение: о результатах исследовательской работы «Использование самодельных индикаторов в домашних условиях»

Делают вывод о составе оснований Ме+n(ОН)n по представленным формулам и делают предположения об определении класса основания, опираясь на материалы учебника. Дают названия веществам.

На основе выполненного задания классифицируют основания по растворимости (щелочи и нерастворимые). Знакомятся с таблицей «Растворимость оснований, кислот и солей в воде».

Изучают рисунок и дают определения понятиям «качественная реакция» и «вещества индикаторы». Называют индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин. Изучают таблицу индикатор.

Извлекают информацию из сообщения Туманковой Александры, победителя районной конференции, задают уточняющие вопросы

5.

Этап проверки понимания знаний

Практическое задание. С помощью индикаторов распознать в двух пробирках воду и щелочь.

 

 

Теоретическое задание (приложение 5). Как распознать известковую воду и гидроксид натрия?

 

 

 

В группе из двух человек (за одной партой) с помощью лабораторного опыта получают практический результат: лакмус со щелочью дает синий цвет раствора, фенолфталеин – малиновый, метилоранж – розовый.

Проводят виртуальный эксперимент на основе умозаключений по полученным знаниям на уроке (известковая вода распознается с помощью углекислого газа, а гидроксид натрия - индикатором). Обсуждают результаты в паре

6

Этап первичной проверки понимания новых знаний

Обращает внимание на выполнение мини-теста по теме урока (приложение 6)

Выполняют задания мини-теста, выполняют взаимопроверку результатов в паре, обсуждают результаты и оценивают друг друга

7

Этап рефлексии

Побуждает сопоставить поставленную цель в начале урока с полученным результатом.

Анализируют результаты урока. Делают выводы о достижении цели урока.

8

Этап выбора домашнего задания

Предлагает на выбор домашнее задание:

1. найти в дополнительных источниках интересные факты об основаниях;

2. изучить раздел основания в ЭОР «Химия. 8 класс». www.drofa.ru

3. выполнить задание 6 с. 102

Выбирают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения знаний на уроке:

1. усвоены полностью;

2. есть необходимость повторения;

3. решить расчётную задачу

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Габриелян О.С. Программы курса  химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Дрофа, 2012.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ. – Москва: Дрофа, 2013.

3. Габриелян О.С., Сладков С.А. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику  О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». – Москва: Дрофа, 2013.

4. Каверин А.А. Химия. Планируемые результаты. Системы заданий. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2013.

5. Примерная программа основного общего образования по химии, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

6. Электронный образовательный ресурс «Химия. 8 класс». www.drofa.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». (Аристотель)

Приложение 2

Мини-обзор

1.Назовите не менее 3-х вопросов предыдущего урока ________________      

________________________________________________________________

2. Проранжируйте их по мере важности для Вас________________________

3. Что хотелось бы узнать дополнительно? ____________________________

________________________________________________________________

4. С какими заданиями справлялся без помощи учителя? _______________

_________________________________________________________________

5. Что получилось лучше всего?_____________________________________

________________________________________________________________

6. Что вызвало трудности?_________________________________________

 

Приложение 3

Почему в старину почти все помещения

белили известью, а не мелом?

В 17-18 веках известь была чуть ли не единственным вяжущим веществом, с помощью которого строили дома и храмы. Простой человек не мог себе позволить  дом из камня и извести, но побелить ею стены – вполне было можно.

В те далекие времена люди очень дорожили свои здоровьем, поскольку обратиться к врачу мог себе позволить далеко не каждый, да и не всегда это помогало. Известь же работает как естественный очиститель воздуха, поглощает углекислый газ в помещении и благодаря щелочной среде уничтожает болезнетворные микроорганизмы.

Получали известь из белого каменистого вещества (формула СаО) путем взаимодействием его с водой, и поэтому называли известь гашенной, а исходное вещество – негашеной известью. Гасили известь в специальных ямах, и чем дольше известь гасилась, тем качественнее она была. И составлял срок гашения от 1 месяца до 100 лет! Формула гашеной извести Са(ОН)2, и принадлежит это вещество к классу оснований.

По материалам текса определите:

- Какие вещества вам известные по теме предыдущего урока? Назовите формулу и класс вещества.

- Какой класс веществ был впервые назван? Какое вещество принадлежит этому классу?

- Сравните обе формулы веществ. Найдите сходство и отличие. Сделайте вывод, почему второе вещество можно получить из первого?

 

Приложение 4

Компетентносно-ориентированное задание

         Вам предлагается провести классификацию оснований Cа(OH)2KOH, Al(OH)3, Cu(OH)2NaOH, Ba(OH)2, Fe(OH)3 по некоторым признакам.

Запишите в таблице вместо пропусков конкретные признаки классификации оснований и распределите формулы по этим признакам.

Признак классификации

Признак: ___________

Признак: ___________

 

 

 

Формула

основания

Научное название

Тривиальное (историческое) название

Отношение к воде

Применение

KOH

Гидроксид калия

Едкое кали

Растворимое (щелочь)

Для производства мыла и тугоплавкого стекла

Cа(OH)2

Гидроксид кальция

Известковая вода

Растворимое (щелочь)

Для определения углекислого газа (в качественной реакции)

Гашеная известь

Нерастворимое

Для побелки стен

NaOH

Гидроксид натрия

Едкий натр

Растворимое (щелочь)

Мыловарение, кожевенное и фармацевтическое производство

Fe(OH)3

Гидроксид железа (III)

Ржавчина

Нерастворимое

Не применяется, является продуктом коррозии металла

Cu(OH)2

Гидроксид меди (II)

-

Нерастворимое

Красящее вещество в составе стекла, фарфора

Определиться с признаком классификации вам поможет таблица, расположенная на форзаце в конце учебника «Химия».

Модельный ответ

Признак классификации

Признак: растворимые (щелочи)

Признак: нерастворимое

KOH, NaOH, Ba(OH)2, Cа(OH)2

Al(OH)3, Cu(OH)2,  Fe(OH)3, Cа(OH)2

 

Приложение 5

Задание. В пробирках А и Б находятся известковая вода и раствор гидроксида калия. Какие качественные реакции необходимо провести, чтобы определить содержимое каждой из пробирок?

 

Приложение 6

Мини-тест

1. Нерастворимыми основаниями являются каждое из двух оснований:

1. Al(OH)3 и Fe(OH)3           2.Cu(OH)2 и Ca(OH)2   

3. Ba(OH)2 и NaOH              4.Zn(OH)2 и KOH

 

2. Только индикатором на щелочи является

1. Метилоранж                     2. Фенолфталеин

3. Лакмус                              4. Малиновый

 

3. В перечне веществ выберите формулы оснований

1. NH4OH               2. CaOHCl                  3. CaCl2

4. Mg(OH)2            5. RbOH                      6. Ca(HCO3)2

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"

Технологическая карта урока по теме"Основания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2020