Технологическая карта урока по учебному предмету «Информатика» в 9-ом классе на тему «Развитие функциональной грамотности на уроках информатики через решение практических задач на компьютере»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по информатике. 9 класс. Функциональная грамотность
Иконка файла материала Tekhnologicheskaia_karta.docx

Технологическая карта урока по учебному предмету «Информатика» в 9-ом классе на тему «Развитие функциональной грамотности на уроках информатики через решение практических задач на компьютере»

 

Тип урока:

Урок повторения и систематизации знаний

Авторы УМК:

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

Цели урока:

 закрепить умения создавать и редактировать таблицу в табличном процессоре; использовать относительные ссылки для автоматических вычислений по формулам; использовать встроенные функции для организации вычислений; строить диаграммы.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

·                   предметные – навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным функциям;

·                   метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; понимание связи между условной функцией и алгоритмической конструкцией «ветвление»;

·                   личностные – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Оборудование:

ПК учителя, ПК учащихся, интерактивная доска.

Образовательные ресурсы:

Разработана презентация для интерактивной доски, раздаточный материал для учащихся.

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

УУД

1.

Приветствие.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

 

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодняшний урок хочу начать с такого приветствия:

 

Если дождь стучит по крыше,

Если в жизни все не так.

Улыбнитесь вы по шире,

Ведь улыбка – это клад!

 

Не даром говорят: «Улыбайтесь чаще – жизнь будет слаще!» Потому, что с хорошим настроением всегда все получается. Надеюсь, что и у вас сегодня на уроке все получится!

 

Прежде, чем начать работу, давайте вспомним основные правила техники безопасности в кабинете информатики. (Работаем на компьютере чистыми сухими руками, ничего самостоятельно не ремонтируем, во время урока не перемещаемся по кабинету, провода руками не трогаем и т.д.)

Настраиваются на восприятие материала урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают и проговаривают правила техники безопасности в кабинете информатики.

 

2 мин

Личностные:

 

формирование навыков самоорганизации

 

2.

Актуализация знаний.

Мы изучили тему «Организация вычислений в электронных таблицах» и теперь вы знаете, что есть такое замечательное приложение. Чем же эта программа хороша?

(В ней можно легко проводить вычисления по формулам, много готовых функций, можно строить графики и диаграммы)

Как можно организовать вычисления в электронной таблице?

(По формулам, по готовым (встроенным) функциям)

Из чего состоит формула?

(Из знаков арифметических или логических операций, чисел и ссылок на ячейки со значениями)

Отлично, молодцы!

 

Активно участвуют в беседе, взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в принятии решения.

Отвечают на вопросы.

 2 мин

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска

Личностные:

развитие грамотной речи

3.

Постановка цели и задач урока.

А, скажите пожалуйста, ребята, как вы считаете, в каких сферах деятельности можно применять электронные таблицы? В каких профессиях данное приложение будет очень полезным? (бухгалтер, экономист, секретарь, специалист отдела кадров, торговля и т.д.)

Ребята, вы выпускной 9 класс и уже совсем скоро вам предстоит сделать, наверное, первый в вашей жизни важный шаг – вам предстоит выбрать пойти в колледж и получать профессию или остаться в школе и пойти в 10 класс? Вы знаете, что в нашей школе есть профильные классы? А какие профили обучения есть в нашей школе? А знаете, как производится отбор учащихся для обучения по тому или иному профилю?

Давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока:

«Применение электронных таблиц для выбора профиля обучения в 10 классе» (слайд 1)

Для достижения цели предлагаю выполнить практическую работу, в которой применить свои знания и навыки работы в табличном процессоре, а заодно и узнать, как пройти отбор в профильный 10 класс.

Отвечают на вопросы учителя.

Вместе с учителем формулируют цель урока.

3 мин

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Личностные:

формирование логического мышления

 

Регулятивные:

умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

4.

Применение знаний и умений

Практическая работа «Работа в среде табличного процессора»

Цель работы: закрепить умения создавать и редактировать таблицу в табличном процессоре; использовать относительные ссылки для автоматических вычислений по формулам; использовать встроенные функции для организации вычислений; строить диаграммы.

Описание задания:

Прочитайте внимательно текст:

В школе «Квадрат» после 9-го класса можно поступить в 10-й профильный класс. Обучающимся предлагается несколько профильных направлений на выбор. Прием в данные классы осуществляется для всех желающих на основе конкурсного отбора согласно направлению.

Например, для поступления в физико-математический класс необходимо по итогам 9-го класса иметь:

1)                     годовые отметки по предметам «Математика» и «Физика» - не ниже «4»;

2)                     средний балл годовых отметок по всем предметам – не ниже 4,5.

Для поступления в химико-биологический класс необходимо по итогам 9-го класса иметь:

1)                     годовые отметки по предметам «Химия» и «Биология» - не ниже «5»;

2)                     средний балл годовых отметок по всем предметам – не ниже 4,3.

Необходимо с использованием средств табличного процессора выяснить кто из учащихся, окончивших 9 класс может поступить в профильный 10 класс.

(описание работы представлено в приложении)

Выполняют практическую работу на компьютере по заготовленному раздаточному материалу самостоятельно.

20 мин

Регулятивные:

планирование (составление плана и последовательности действий);

контроль (сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном).

 

Познавательные:

действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера);

логические (анализ объектов с целью выделения признаков).

5.

Физкультминутка

В процессе работы делается перерыв на физкультминутку (слайд 2), а также зарядку для глаз (слайд 3, 4)

Выполняют упражнения.

3 мин

 

6.

Контроль

Проанализируйте полученные данные и на основе результатов запишите в тетрадь ответы на вопросы (слайд 5):

1)                На какой профиль обучения претендует больше учащихся?

2)                Сколько учащихся прошли в профильный физико-математический класс?

3)                Сколько учащихся прошли в профильный химико-биологический класс?

4)                Кто из учащихся, не прошедших отбор в профильный класс по предварительным результатам, может еще поступить и что им для этого нужно сделать?

 

Анализируют полученные результаты в таблице и на их основе письменно отвечают на вопросы.

10 мин

Познавательные:

действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера);

логические (анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство).

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

7.

Подведение итогов

-                     Какую цель мы ставили на уроке?

-                     Удалось ли нам достичь цель?

-                     Что нового узнали?

-                     Вам было легко работать на уроке или были трудности?

(слайд 6)

Анализируют, систематизируют, делают выводы, отвечают на вопросы учителя.

2 мин

Познавательные:

действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера);

логические (анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство).

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

7.

Рефлексия

У вас на столах цветные листочки, оцените пожалуйста свою работу на уроке и поднимите вверх листочек того цвета, который соответствует вашей оценке (зеленый – урок прошел удачно, я доволен собой; желтый – мне было трудно, но я справился с заданиями, в целом, я собой доволен; красный – мне было очень трудно, я совсем не разобрался в теме, мне нужна помощь. (слайд 7)

 

1 мин

Регулятивные:

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

8.

Заключение

Так как у нас сегодня урок обобщения и закрепления знаний и этот урок заключительный в теме, то сегодня вы уходите без домашнего задания.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что что умеете дружно трудиться,

А знание точно уж вам пригодится!

 

2 мин

 

 


 

Посмотрите также