Технологическая карта первого урока (из трёх)
«Ритмика» /4 класс/
Тема урока |
Русский народный танец |
Тип урока |
Открытие нового знания
|
Место урока в учебной программе |
Раздел: «Беседы по хореографическому искусству». |
Продолжительность урока |
40 минут |
Цель |
Создание условий для формирования духовно-нравственной личности учащихся на уроке народно-сценического танца(с использованием ИКТ). |
Задачи |
Образовательные: Приобрести знания о правилах и приемах исполнения русского народного танца, сформировать практические знания и умения движений русского народного танца, с применением ИКТ. Развивающие: Развить познавательный интерес к русскому народному танцу, эмоциональную отзывчивость на музыку, богатить опыт ученика разнообразием ритма и пластики русского танца. Воспитательные: 1) Личностные качества: чувство патриотизма, воспитание художественного вкуса. 2) Развитие коммуникативных навыков через взаимодействие в группе.
|
Основные понятия |
«зарождение», «особенности», «характер», «манера исполнения», «воротца», «карусель», «корзиночка». |
Междисциплинарные связи |
(Развитие мелкой моторики и всего двигательного аппарата) музыка, литературное чтение |
Принципы обучения |
Принцип доступности и посильности |
Место проведения урока |
Класс хореографии |
Формы организации образовательной деятельности |
Музыкально-тренировочное занятие работа фронтальная, в парах |
Средства обучения |
Материальные, идеальные(полученные ранее умения и знания учащимися) |
Технологии, методы, приёмы обучения |
Метод использования слова: рассказ, беседа Метод наглядного восприятия: демонстрация видеозаписи, показ упражнений |
Используемые методические разработки и дидактические материалы |
«Особенности методики занятий ритмикой» Архипова И. А. Аудио записи: «Русские наигрыши» ансамбль русских народных инструментов, детские песенки «Матрёшки», «Русские наигрыши» ансамбль русских народных инструментов; презентация DVD: ансамбль Берёзка «Праздничная плясовая», хоровод «Во поле берёзка стояла» |
Требования, особые условия и ограничения при реализации урока |
Музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска, русский народный костюм (мужской, женский); гимнастические коврики.
|
Методы и механизмы оценки результативности |
Оценка собственной учебной деятельности учащимися, формируя рейтинг работая в группе |
Список литературы |
Ткаченко Т.С. Народные танцы. Москва 2018 год. |
Технология проведения 1-го урока
Этап урока |
Цель и задачи |
Время |
Содержание урока |
Общие методические указания по проведению урока |
Результаты |
||
|
|
|
деятельность педагога |
деятельность учащихся |
|
|
|
1.Организационный момент
|
Активизация учащихся
|
3 мин.
|
Здравствуйте ребята! Вы готовы к уроку?! Добры и приветливы!? Расскажите правила поведения на уроке. Давайте поздороваемся. Поклон (мужской и женский). Предложить учащимся удобно расположиться на гимнастических ковриках.
|
Учащиеся исполняют по кругу зала: разминка для профилактики плоскостопия. Поклон (лицом в круг). После чего располагаются на гимнастических ковриках.
|
Провести инструктаж, настроить учащихся на работу.
|
Формирование правил поведения на уроке, аргументировать.
|
|
2.Объяснение нового материала (теоретическая часть с использованием ИКТ) |
Познакомить уч-ся: зарождение, особенности национального костюма, характер и манера исполнения танца. |
8 мин. |
1. Ребята, чем мы с вами занимаемся на уроках? 2.А как вы думаете, сколько на свете танцев? 3. Сложно сосчитать. У каждого народа свой национальный танец. Танец создаётся когда хочется выразить печаль и радость. Слайд №1. Посмотрите- народные танцы в разных уголках мира: итальянец пляшет не так как белорус, а белорус не так как якут. У одного танец широкий, говорящий, а у другого спокойный, бесчувственный. Откуда же такое разнообразие танцев, где оно родилось? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. (Так писал писатель Н. В. Гоголь) Русский танец родился в крестьянской среде. Танцевали его не на сцене, а на зелёной лужайке, деревенской околице, на лесной опушке. Слайд №2. Зарождение танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово, танец. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие труд. Их приурочивали к церковным праздникам: «Семик» - посев, «Коляда» - зимний праздник. Слайд №3. Среди участников обрядов стали выделяться лучшие пляшущие, поющие, играющие на музыкальных инструментах. Их называли: «плясец», «игрец». Так и появились скоморохи. Слайд №4. Национальная одежда – это не просто одежда. По ней можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Одежда каждой области России была оригинальна по своем и имела свои излюбленные цвета, орнаменты, отделку, фасон. Слайд №5. Костюм женский, мужской. Костюм женский: сарафан, рубашка украшенная вышивкой, передник, платок на голову, кокошник, ленты, обручи на голову. Мужской: лапти, штаны, рубашка, поясок. Слайд №6. О богатстве и многообразии русского народного танца говорят красивые хороводы и кадрили, задорные и лихие пляски. В народных поговорках говорилось «Плясать – душу открывать». Пляска бывает – одиночная, парная пляска, перепляс, массовый пляс. Слайд № 7. DVD исполняет ансамбль Берёзка «Праздничная плясовая». Вам понравилась пляска?
|
1.Танцуем, слушаем музыку играем. 2. Очень много! 100!, 1000! Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
Учащиеся рассматривают костюм: женский и мужской.
|
Изучение нового материала. Постановка проблемы открытие нового. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. |
Умение вести диалог на заданную тему. Формировать собственное мнение и аргументировать его. Получение информации от учителя |
|
3.Актуализация знаний. |
Закрепить движения в разминке |
5 мин |
Чтобы так танцевать надо хорошо поработать. Но прежде, необходимо, что сделать? Зачем танцору нужна разминка? Всем пора уже вставать Бегать, прыгать и скакать. Вы готовы? Не зевай! Упражненья начинай.
|
- Да! - Необходимо сделать разминку. Подготовить себя к занятию танцами, а для этого необходимо разогреть все группы мышц тела. Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем (на гимнастических ковриках) |
Организовать фронтальную работу движений из разминки (упражнения на увеличение степени подвижности суставов и укрепление опорно- двигательного аппарата) напомнить учащимся важность счёта при выполнении движений. |
Уметь слушать и понимать установки. Осуществление действий по заданному правилу |
|
4.Объяснение нового материала (с использованием ИКТ)
Конкретизация темы урока
|
Познакомить уч-ся: хоровод, музыкальное сопровождение.
Поставим перед собой цель, это и есть цель урока.
|
5 мин |
Слайд №8. Среди обрядовых игр песенно-танцевального характера уделяют внимание хороводам. Первые русские хороводы были посвящены солнцу, подражали - форме солнечного диска, хороводы строились по кругу. Они разнообразны в своих построениях. Каждый рисунок имеет своё название: «воротца», «карусель», «корзиночка». Но основная форма-это круг. Слайд№9. DVD ансамбль танца Берёзка хоровод «Во поле берёзка стояла». Слайд №10. Русский народный танец исполняется под своеобразный оркестр в состав которого входили: деревянные ложки, колокольчики, балалайка, свирель, гармонь, трещотки, свирели. Слайд №11. Что же характерно для русского народного танца, какова манера исполнения танца? Скромность, благородность, размах, величавость, кокетство. Итак- давайте конкретизируем вместе тему урока: мы разговаривали о народных танцах. Поставим перед собой цель, это и есть цель урока.
|
Высказывание собственного мнения -Мы много узнали нового о русском народном танце: зарождение, особенности национального костюма, характер и манера исполнения. |
Изучение нового материала. Включить учащихся в обсуждение вопросов. |
Установка границ знания/незнания.
Постановка цели и задачи урока |
|
5.Актуализация знаний. |
Закрепить танцевальные движения |
7 мин |
А теперь перестроимся по линиям, в шахматном порядке, лицом к зрителю. Вспомним танцевальную лексику русского народного танца: «маталочка», «гармошка», «ковырялочка», «при падание», «присядка», «притопы», «шаг на полу пальцах».
|
1.Учащиеся наблюдают, повторяют алгоритм действия 2.Ученики по линиям в шахматном порядке выполняют хореографические упражнения. Следят за правильным выполнением движений как у себя, так и у рядом стоящего. |
Организовать фронтальную работу(танцевальная лексика) |
Оценка собственной учебной деятельности, само и взаимоконтроль |
|
6.Закрепление изученного. |
Отработка танцевальной связки, манера исполнения |
7 мин
|
Вы сейчас построитесь в шеренгу: рассчитаетесь на 1-4(деление по парам-1с1, 2со2). Связка: - «при падание» в право(на 1,2) - «при падание» в лево(на 3,4) - «ковырялочка» в право (на 5,6) - «три притопа»(на 7,8) - «гармошка» в право(на 1,2,3,4) - «гармошка» в лево(на 5,6,7,8)
|
Учащиеся пропустив вступление мелодии, поочерёдно, синхронно парами выполняют танцевальную связку на 16 счётов. Следят за осанкой, манерой исполнения. Выбирают (лучшую пару) оценивают бурными аплодисментами.
|
Организовать работу по парам. Самостоятельное выполнение движений.
|
Сотрудничество в паре |
|
7.Подведение итогов урока. Рефлексия |
Подвести итог проведённой работе на уроке. |
5 мин. |
1.Судя по аплодисментам все пары показали лучшую технику. Синхронность, ритмичность, задор, характер при выполнении связки, потому что каждый старался.
2. Давайте организуем круг, как в хороводе и поделимся впечатлениями: что узнали нового, что было интересно, а что не очень.
3. Спасибо за урок. Поклон. |
1.Учащиеся располагаются на гимнастических ковриках, образуя круг, подсчитывают заработанные аплодисменты формируя рейтинг. 2.Учащиеся образуют круг, делятся впечатлениями. 3.Выпоняют поклон. |
Организовать работу в группе. Включить учащихся в подведение итогов работы на уроке.
|
Самооценка. Работа в группе. Формировать собственное мнение и аргументировать его.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.