Технологическая карта урока "Ритмика". Тема "Русский народный танец" /открытие нового знания/
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Ритмика". Тема "Русский народный танец" /открытие нового знания/

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физическая культура
01.02.2023
Технологическая карта урока "Ритмика". Тема "Русский народный танец" /открытие нового знания/
Технологическая карта первого урока Ритмика 4 класс.docx

Технологическая карта первого урока (из трёх)

«Ритмика» /4 класс/

Тема урока

Русский народный танец

Тип урока

Открытие нового знания

 

Место урока в учебной программе

Раздел: «Беседы по хореографическому искусству».

Продолжительность урока

40 минут

Цель

Создание условий для формирования духовно-нравственной личности учащихся на уроке народно-сценического танца(с использованием ИКТ).                                                                                                                                  

Задачи

Образовательные:

   Приобрести знания о правилах и приемах исполнения русского народного танца, сформировать практические знания и умения движений русского народного танца, с применением ИКТ.

Развивающие:

Развить познавательный интерес к русскому народному танцу, эмоциональную отзывчивость на музыку, богатить опыт ученика разнообразием ритма и пластики русского танца.

Воспитательные:

1)    Личностные качества: чувство патриотизма, воспитание художественного вкуса.

2)    Развитие коммуникативных навыков через взаимодействие в группе.

 

 

Основные понятия

«зарождение», «особенности», «характер», «манера исполнения», «воротца», «карусель», «корзиночка».

Междисциплинарные связи

(Развитие мелкой моторики и всего двигательного аппарата) музыка, литературное чтение

Принципы обучения

Принцип доступности и посильности

Место проведения урока

Класс хореографии

Формы организации образовательной деятельности

Музыкально-тренировочное занятие 

работа фронтальная, в парах

Средства обучения

Материальные,  идеальные(полученные ранее умения и знания учащимися)

Технологии, методы, приёмы обучения

Метод использования слова: рассказ, беседа

Метод наглядного восприятия: демонстрация видеозаписи, показ упражнений

Используемые методические разработки и дидактические материалы

«Особенности методики занятий ритмикой» Архипова И. А.

 Аудио записи: «Русские наигрыши» ансамбль русских народных инструментов, детские песенки «Матрёшки», «Русские наигрыши» ансамбль русских народных инструментов;

 презентация DVD: ансамбль Берёзка «Праздничная плясовая», хоровод «Во поле берёзка стояла»

Требования, особые условия и ограничения при реализации урока

Музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска, русский народный костюм (мужской, женский); гимнастические коврики.

 

Методы и механизмы оценки результативности

Оценка собственной учебной деятельности учащимися, формируя рейтинг работая в группе

Список литературы

Ткаченко Т.С. Народные танцы. Москва 2018 год.

 

 

 

Технология проведения 1-го урока

 

Этап урока

Цель и задачи

Время

                                 Содержание урока

Общие методические указания по проведению урока

Результаты

 

 

 

деятельность педагога

деятельность учащихся

 

 

1.Организационный момент

 

 

 

Активизация учащихся

 

3 мин.

 

 

Здравствуйте ребята! Вы готовы к уроку?! Добры и приветливы!? Расскажите правила поведения на уроке. Давайте поздороваемся. Поклон (мужской и женский).                                             Предложить учащимся удобно расположиться на гимнастических ковриках.                                                                    

 

Учащиеся исполняют по кругу зала: разминка для профилактики плоскостопия.   Поклон (лицом в круг). После чего располагаются на гимнастических ковриках.

 

Провести инструктаж, настроить учащихся на работу.

 

Формирование правил поведения на уроке, аргументировать.

 

2.Объяснение нового материала (теоретическая часть с использованием ИКТ)

Познакомить уч-ся: зарождение, особенности национального костюма, характер и манера исполнения танца.

8 мин.

1. Ребята, чем мы с вами занимаемся на уроках?                                                                      2.А как вы думаете, сколько на свете танцев?                                                                3. Сложно сосчитать. У каждого народа свой национальный танец. Танец создаётся когда хочется выразить печаль и радость.

Слайд №1. Посмотрите- народные танцы в разных уголках мира: итальянец пляшет не так как белорус, а белорус не так как якут. У одного танец широкий, говорящий, а у другого спокойный, бесчувственный. Откуда же такое разнообразие танцев, где оно родилось? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. (Так писал писатель Н. В. Гоголь)                                        Русский танец родился в крестьянской среде. Танцевали его не на сцене, а на зелёной лужайке, деревенской околице, на лесной опушке.                                       Слайд №2. Зарождение танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово, танец. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие труд. Их приурочивали к церковным праздникам: «Семик» - посев, «Коляда» - зимний праздник.                                          Слайд №3.  Среди участников обрядов стали выделяться лучшие пляшущие, поющие, играющие на музыкальных инструментах. Их называли: «плясец», «игрец». Так и появились скоморохи.                         Слайд №4. Национальная одежда – это не просто одежда. По ней можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.  Одежда каждой области России была оригинальна по своем и имела свои излюбленные цвета, орнаменты, отделку, фасон.                                                                 Слайд №5.  Костюм женский, мужской. Костюм женский: сарафан, рубашка украшенная вышивкой, передник, платок на голову, кокошник, ленты, обручи на голову. Мужской: лапти, штаны, рубашка, поясок.                                     Слайд №6. О богатстве и многообразии  русского народного танца говорят красивые хороводы и кадрили, задорные и лихие пляски. В народных поговорках говорилось «Плясать – душу открывать». Пляска бывает – одиночная, парная пляска, перепляс, массовый пляс.                              Слайд № 7. DVD исполняет ансамбль Берёзка «Праздничная плясовая».                                               

Вам понравилась пляска?

 

 

1.Танцуем, слушаем музыку играем.                        

2. Очень много! 100!, 1000! Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают костюм: женский и мужской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала. Постановка проблемы открытие нового. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Умение вести диалог на заданную тему.  Формировать собственное мнение и аргументировать его.

Получение информации

от учителя

3.Актуализация знаний.

Закрепить движения в разминке

5 мин

Чтобы так танцевать надо хорошо поработать.  Но прежде, необходимо, что сделать?

Зачем танцору нужна разминка?

Всем пора уже вставать                                     Бегать, прыгать и скакать.                                                  Вы готовы? Не зевай!                                         Упражненья начинай.

 

- Да!                                                        - Необходимо сделать разминку.

Подготовить себя к занятию танцами, а для этого необходимо разогреть все группы мышц тела. Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем (на гимнастических ковриках)

Организовать фронтальную работу движений из разминки (упражнения на увеличение степени подвижности суставов и укрепление опорно- двигательного аппарата)                    напомнить  учащимся важность счёта при выполнении движений.

Уметь слушать и понимать установки. Осуществление действий по заданному правилу

4.Объяснение нового материала (с использованием ИКТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкретизация темы урока

 

 

Познакомить уч-ся:   хоровод, музыкальное сопровождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставим перед собой цель, это и есть цель урока.

 

5 мин

Слайд №8. Среди обрядовых игр песенно-танцевального характера уделяют внимание хороводам. Первые русские хороводы были посвящены солнцу, подражали - форме солнечного диска, хороводы строились по кругу. Они разнообразны в своих построениях. Каждый рисунок имеет своё название: «воротца», «карусель», «корзиночка». Но основная форма-это круг.                                     Слайд№9. DVD ансамбль танца Берёзка хоровод «Во поле берёзка стояла».            Слайд №10. Русский народный танец исполняется под своеобразный оркестр в состав которого входили: деревянные ложки, колокольчики, балалайка, свирель, гармонь, трещотки, свирели.  Слайд №11.  Что же характерно для русского народного танца, какова манера исполнения танца? Скромность, благородность, размах, величавость, кокетство. Итак-  давайте конкретизируем вместе тему урока: мы разговаривали о народных танцах. Поставим перед собой цель, это и есть цель урока.

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывание собственного мнения     -Мы много узнали нового о русском народном танце: зарождение, особенности национального костюма, характер и манера исполнения.

Изучение нового материала. Включить учащихся в обсуждение вопросов.

Установка

границ знания/незнания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели и задачи урока

5.Актуализация знаний.

Закрепить танцевальные движения

7 мин

А теперь перестроимся по линиям, в шахматном порядке, лицом к зрителю. Вспомним танцевальную лексику русского народного танца: «маталочка»,                        «гармошка», «ковырялочка», «при падание», «присядка», «притопы», «шаг на полу пальцах».

 

1.Учащиеся наблюдают, повторяют алгоритм действия

2.Ученики по линиям в шахматном порядке выполняют хореографические упражнения.

Следят за правильным выполнением движений как у себя, так и у рядом стоящего.

Организовать фронтальную работу(танцевальная лексика)

Оценка собственной учебной деятельности, само и взаимоконтроль

6.Закрепление изученного.

Отработка танцевальной связки, манера исполнения

7 мин

 

Вы сейчас построитесь в шеренгу: рассчитаетесь на 1-4(деление по парам-1с1, 2со2).

Связка:                                                                           - «при падание» в право(на 1,2)                        - «при падание» в лево(на 3,4)                                   - «ковырялочка» в право (на 5,6)                                - «три притопа»(на 7,8)                                                  - «гармошка» в право(на 1,2,3,4)                          - «гармошка» в лево(на 5,6,7,8)

 

Учащиеся пропустив вступление мелодии, поочерёдно, синхронно парами выполняют танцевальную связку на 16 счётов. Следят за осанкой, манерой исполнения. Выбирают (лучшую пару) оценивают бурными аплодисментами.

 

Организовать работу по парам. Самостоятельное выполнение движений.

 

Сотрудничество в паре

7.Подведение итогов урока.

Рефлексия

Подвести итог проведённой работе на уроке.

5 мин.

1.Судя по аплодисментам все пары показали лучшую технику. Синхронность, ритмичность, задор, характер при выполнении связки, потому что каждый старался. 

 

 

2. Давайте организуем круг, как в хороводе и поделимся впечатлениями: что узнали нового, что было интересно, а что не очень.

 

3. Спасибо за урок. Поклон.

1.Учащиеся располагаются на гимнастических ковриках, образуя круг, подсчитывают заработанные аплодисменты формируя рейтинг.

2.Учащиеся образуют круг, делятся впечатлениями.                      3.Выпоняют поклон.

Организовать работу в группе. Включить учащихся в подведение итогов работы на уроке.

 

Самооценка. Работа в группе. Формировать собственное мнение и аргументировать его.

 

 


 

Технологическая карта первого урока (из трёх) «Ритмика» /4 класс/

Технологическая карта первого урока (из трёх) «Ритмика» /4 класс/

Основные понятия «зарождение», «особенности», «характер», «манера исполнения», «воротца», «карусель», «корзиночка»

Основные понятия «зарождение», «особенности», «характер», «манера исполнения», «воротца», «карусель», «корзиночка»

Технология проведения 1-го урока

Технология проведения 1-го урока

Ребята, чем мы с вами занимаемся на уроках? 2

Ребята, чем мы с вами занимаемся на уроках? 2

Слайд №3. Среди участников обрядов стали выделяться лучшие пляшущие, поющие, играющие на музыкальных инструментах

Слайд №3. Среди участников обрядов стали выделяться лучшие пляшущие, поющие, играющие на музыкальных инструментах

Плясать – душу открывать». Пляска бывает – одиночная, парная пляска, перепляс, массовый пляс

Плясать – душу открывать». Пляска бывает – одиночная, парная пляска, перепляс, массовый пляс

Организовать фронтальную работу движений из разминки (упражнения на увеличение степени подвижности суставов и укрепление опорно- двигательного аппарата) напомнить учащимся важность счёта при выполнении движений

Организовать фронтальную работу движений из разминки (упражнения на увеличение степени подвижности суставов и укрепление опорно- двигательного аппарата) напомнить учащимся важность счёта при выполнении движений

Конкретизация темы урока

Конкретизация темы урока

Закрепление изученного.

Закрепление изученного.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023