Технологическая карта урока русского языка на тему "Слово и его лексическое значение" (5 класс)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока русского языка на тему "Слово и его лексическое значение" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
31.07.2021
Технологическая карта урока русского языка на тему "Слово и его лексическое значение" (5 класс)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе.docx

Технологическая карта урока

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

ФИО – Солдатова Елена Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 5

 

Цели деятельности учителя

Ознакомить учащихся с понятиями лексика, лексическое и грамматическое значения слова, с толковыми словарями; обучать умениям различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; сформировать навык толкования лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение понятий лексика, лексическое и грамматическое значения слова; уметь составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом, пользоваться толковым словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. – М.: Русский язык, 2008.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 2006.

Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка: пособие для учителей / Н. М. Шанский и др.; под ред. С. Г. Бархударова. – М.: Просвещение, 2004.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия и термины

Лексика, лексическое и грамматическое значение слова

Ресурсы: основные

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы.

Русский язык. Практика. 5 класс / под ред. А. Ю. Купаловой.

 

 

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учащиеся входят в класс и рассаживаются

СЛАЙД 1

Вступительное слово.

Друзья мои!

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги Ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Надеюсь, что мы с вами очень хорошо и плодотворно поработаем, хочу подарить вам интересный урок.

– Мне и всем присутствующим важно узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу.

На столах у вас таблички с буквой Я, оцените, пожалуйста, своё настроение на данный момент и закрасьте букву Я, выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению.

СЛАЙД 2

 

 


                               - настроение отличное, хочу работать

 

 

 

 

 

https://i.pinimg.com/736x/10/8e/14/108e14f39e1ae0fed5f774e615766b08--smiley-faces-emojis.jpg
 

 


                               - работать буду, но без особого желания

 

 

https://static7.depositphotos.com/1034896/734/v/950/depositphotos_7341394-stock-illustration-angry-smiley.jpg
 


             - настроение плохое, ничего не хочется делать

 

 

 

(закрашивают только букву Я).

Как много улыбок засветилось. Как приятно, что настрой у вас хороший, поделитесь своим эмоциями друг с другом, покажите свои карточки и гостям. Им тоже интересно узнать, какое у вас настроение. Спасибо!

 

Вы будете работать индивидуально, в группах. Помните – важно не только самому выполнять задания, но и помочь своим товарищам. Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы, который приведет к успеху всего класса.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, мотивация учения.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Систематизация знаний, письменная работа.

 

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесенка знаний (лесенка успеха)

Сегодня мы продолжим изучать новый раздел русского языка, а какой именно давайте вспомним.

Откройте тетради, запишите число, а тему, я надеюсь, вы определите самостоятельно.

Я предлагаю вам подсказки. Посмотрите на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 3

Первая подсказка:  

На доске слова (прочитать стихотворение):

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

(«Слова» Вадима Шефнера)

– Ребята, о чём это стихотворение? Какова тема стихотворения? (это стихотворение о слове, о том, что все предметы, которые нас окружают, имеют свое название).

 

СЛАЙД 4

Вторая подсказка. (у доски ученик)

Посветить-посвятить

Примерять - примирять

Полоскать – поласкать

Может я допустила ошибку? Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. (правописание зависит от лексического значения слова)

 

 

Давайте спланируем нашу деятельность.

– Итак, сделаем вывод, а сделав его, мы будем поднимать по лесенке знаний. В конце урока определим, какая ступенька понравилась больше.

– Я думаю, что мы поднимемся по лестнице знаний высоко. Ваша маленькая удача приведёт к большому успеху.

– Вы готовы работать, узнавать и получать новые знания?

 

СЛАЙД 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Анализируют высказывание с целью выделения признаков; подведение под понятие;

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

 

 

Анализируют, обосновывают выбор написания

 

 

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: могут осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников

Устные ответы

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Творческая практическая деятельностьпо реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Беседа по вопросам. Словесно-иллюстративный рассказ. Работа со слайдами презентации

приём «Инсерт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стараться мотивировать всех учащиеся, высказывают и обосновывают свою точку зрения

– Мы возвращаемся к карточкам, в которых вы раскрашивали букву Я. Перед вами вопросы: Внимание!

Задание:

Если вы можете ответить на вопрос, то ставите +.

Если вы не знаете ответа на данный вопрос, но хотели бы узнать, то поставьте напротив ?, т.е. не знаете ответа, но хотели узнать. ПЛАН

СЛАЙД 6

+ — я это знаю;

? — это я хочу узнать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Тем временем 2 ученика работают по индивидуальному заданию (когда закончат выполнять своё задание, могут перейти к заполнению карточки):

 

Из данных слов составить предложение:

Ты откроешь тогда тайну, тогда живёт слово.

Что день вешний – слово ласковое.

– Скажите, появились в чьих-нибудь карточках вопросительные знаки? Есть такие ребята? Если есть, то мы с вами в течение урока будем искать ответы на вопросы, которые возникли. Я думаю, что мы непременно найдём решения.

 

Проверка индивидуальной работы в парах.

Один из учеников озвучивает задание всему классу, даёт ответ.

СЛАЙД 7

Предложения:

Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну.

Ласковое слово – что вешний день.

– Как вы думаете, ребята, что это за предложения? (Пословицы)

– О каком главном помощнике, который заставляет нас задуматься, говорится в данных пословицах? (О слове)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

 

Индивидуальная работа

 

 

 

Выполнение задания в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы; задают вопросы для уточнения информации

 

Решение лингвистической задачи, обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации, коррекция пробелов и неверных представлений при усвоении нового учебного материала.

 

предлагает учащимся объяснить значение написанных на доске слов

– Решим лингвистическую задачу. Перед вами слайд, рассмотрите его и ответьте:

– Перед вами слова? (на слайде в 1 столбце даны буквы, в дальнейшем составляющие слова – 2 столбик)

СЛАЙД 8

1 столбик

2 столбик

Яросис

Россия

Смоква

Москва

Пелицк

Липецк

Ньледябе

Лебедянь

 

Объясняют значения слов из 2 столбика (работа над лексическим значением слова как средство развития речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Итак, попытайтесь сформулировать тему урока. Запишите в тетрадь:

Кто может сформулировать тему нашего урока? (Правильно, тема урока – Слово и его значение). Запишите в тетрадь.

Целеполагание

Что мы должны сегодня узнать? (узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова»).

Чему мы должны сегодня научиться? (научиться определять лексическое значение слова, находить лексическое значение слова толковом словаре, расширить свой словарный запас).

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на вопросы, работают со словарями в группе, оценивают работы товарищей

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

 

 

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и                       умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрытие определения «слово», «лексическое значение слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрытие определения словарная статья на примере слова «словарь»

 

 

Организует и сопровождает деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

Каждый пункт алгоритма раскрывается постепенно, после ответов учащихся,

 

пункты записаны на слайде.

контролирует правильность выполнения задания. Организует и сопровождает деятельность детей

– Итак, сегодня мы будем работать по плану.

– Ребята, какой пункт плана мы уже с вами выполнили? Поднимаемся по нашей лестнице знаний на одну ступеньку.

– Продолжаем работать дальше и рассмотрим схемы на доске. Ответьте на вопрос:

– Какой из них мы можем отнести к определению «слово»?

СЛАЙД 9

звуки значение Звуки
значение
 


                                                        

 

 

 

 

 Открыть учебники на с. 76, § 56. Готовы, открыли учебник? Читаем §.

– Ребята, что вы узнали из прочитанного? Можно пользоваться теоретическим материалом, учебником.

 

– А что такое лексическое значение слова?

 

Формулирует определения «слово», «лексическое значение слова

– Лексическое значение слова – это внутренне содержание слова. Наше представление о предмете (признаке, действии).

 

– Обратите внимание на план урока, на нашу лестницу.

– Что можете сказать? Выполнили ещё один пункт плана?

Так, где же мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов? Давайте вспомним. (Лексическое значение слова можно найти в толковом словаре).

– Ребята, какие толковые словари вы известны? А почему словарь называется «толковый»? Что значит слово толковать? (Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.)

Выставка словарей.

«Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х томах Владимира Ивановича Даля,

Однотомный «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова,

«Толковый словарь русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова.

 

– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.

Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

СЛАЙД 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 


А кто из вас знает, как пользоваться толковым словарём?

Нам необходимо составить алгоритм работы с толковым словарём.

 

Но прежде чем перейти к этому вопросу, обратите внимание на слайд «Словарная статья»

СЛАЙД 11

СЛОВАРЬ, я, м. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов.

 

Что же можно узнать из неё о слове?

1) лексическое значение.

2) является ли слово однозначным, многозначным.

3) где его можно применить и как правильно писать.

 

– Итак, мы с вами познакомились с тем, что такое словарная статья. Я предлагаю вам составить алгоритм работы с толковым словарём.

– Какой 1 этап мы должны выполнить, для того чтобы найти незнакомое, неизвестное слово в словаре?

 

СЛАЙД 12

Алгоритм работы с толковым словарём.

1.     Прочитать слово.

2.      Определить, на какую букву оно начинается.

3.     ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и последующих букв.

4.     Прочитать толкование слова и составить предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Работа с учебником

 

Устные ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы учащихся

 

 

 

 

 

Ребята рассказывают о словарях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы учащихся

выполнять конкретные учебные задачи внимательно слушать преподавателя; делать соответствующие записи в тетради

 

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного

Познавательные: использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Личностные: формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для представления результата

 

4. Первичное усвоение новых знаний.

 

выявление пробелов и неверных представлений при усвоении нового учебного материала и их коррекция.

 

 

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации, коррекция пробелов и неверных представлений при усвоении нового учебного материала.

 

 

А теперь мы закрепим всё и поработаем в парах. Вспомним правило работы в парах:

 

СЛАЙД 13

- говорим вежливо;

- называем собеседника по имени;

- говорим по очереди, не перебивая друг друга;

- внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера;

- четко высказываем свое мнение.

– Повторили, теперь приступаем к работе.

– Повернитесь друг к другу и по команде «Обучай» учащиеся 1 варианта обучают учащихся 2 варианта работе со словарём. По сигналу «Переход» - меняетесь. Задание понятно?

Если кто из вас забыл алгоритм работы со словарём,  можете воспользоваться слайдом.

– Обучай.

– Переход.

– Стоп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

совместная деятельность в парах

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа
с учебными пособиями, письменная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка (под музыку)

Закрепление на практике.

– У вас на партах карточки разных цветов: зелёные, жёлтые, синие.

Задание: прочитать текст, найти незнакомые слова, открыть толковый словарь в «Практике» со стр. 252 и найти лексическое значение в вашем словарике, составить предложение с данным словом (распределить по карточкам, работа в парах)

(В это время 2 ученика выполняют индивидуальное задание – работа с толковым словарём, раскрыть значение слова БИБЛИОТЕКА)

 

Задание по карточкам

– Кто будет готов, поднимайте руку.

– Кто работал по зеленым карточкам (слово КАТАЛОГ), прочитать словарную статью, составленное предложение с данным словом.

 

КАТАЛОГ, -а, м. Список, перечень предметов (книг, картин, экспонатов музея и др.), составленный в порядке, облегчающем их нахождение. Алфавитный каталог.

Мы просматривали каталог модной одежды.

 

– Кто работал с карточкой синего цвета? (слово КОНКУРС, назвать лексическое значение, привести примеры)

КОНКУРС, -а, м. Соревнование с целью выявить наилучших участников, наилучшие работы. Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Мы с подругой/другом приняли участие в конкурсе чтецов.

 

– Кто работал с карточкой жёлтого цвета? (слово СТАДИОН)

СТАДИОН, -а, м. Сооружение для спортивных занятий и соревнований, состоящее из площадок, вспомогательных помещений и мест для зрителей. Стадион «Динамо». (От лат. стадия – «дорожка»).

Мы всем классом играли в футбол на центральном стадионе.

 

Проверка индивидуального задания (слово БИБЛИОТЕКА)

БИБЛИОТЕКА, -и, ж. 1. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. Историческая библиотека. 2. Собрание книг, а также помещение, где они хранятся. Домашняя библиотека. 3. Название книг определённой тематики. Библиотека приключений. (От греч. библион – «книга», теке – «склад, хранилище»).

Наш класс ходил в библиотеку.

 

– Сколько значений у слова БИБЛИОТЕКА?

– Как называются слова, у которых 2 и более значений? (такие слова называются многозначными).

 

– Обратимся к нашей лестнице, посмотрим, куда мы поднялись.

– Вы отлично работаете на уроке, я предлагаю вам отдохнуть.

 

 

Пишут практические работы, оценивают себя и товарищей; отвечают на вопросы

 

 

Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы.

 

 

 

Отвечают на вопросы, работают со словарями в группе, оценивают работы товарищей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют элементарные физические упражнения

Индивидуальная, групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

 

6. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника

 

 

– А сейчас мы приступим к самому интересному этапу нашего урока - ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

– Ребята, у которых эмблемы синего цвета, ваша задача выполнить упр. 697 (II), стр. 198. Внимательно читайте задание. Есть желающие выполнить задание у доски?

– Ребята, у которых эмблемы красного цвета (2 человека). Ваша задание на листах. (Игра «Угадай слово»)

1.     Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. (БОГАТЫРЬ)

2.     Человек, который любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (ПАТРИОТ)

 

– Ребята, у которых эмблемы белые эмблемы, работают у интерактивной доски. (2 ученика).

Задание на карточке (карточка прикреплена к доске):

Расставить слова по алфавиту:

СЛАЙД 14

БИБЛИОТЕКА

ДИАЛОГ

ОЛИМПИАДА

ЦИТАТА

ШЕДЕВР

 

Следующее задание: соотнести слово и его лексическое значение (по 3 слова):

ЦИТАТА

ОЛИМПИАДА

ШЕДЕВР

 

 

1.    Проверка задания у учеников, выполняющих на интерактивной доске.

2.    Проверка выполнения 697 (II), стр. 198.

3.    Проверка выполнения заданий у рабочих групп (отвечают капитаны). (Слова такие же, как и те, часть была на интерактивной доске).

 

– Спасибо всем за выполнение заданий. Молодцы.

 

– Какой праздник мы будем отмечать в феврале? (23 февраля) А как он называется? (День защитника Отечества).

–Я думаю, что игра, которую предложат вам девочки, очень интересна

 

– Проведём игру «Угадай слово». (Зачитывают лексическое значение слова, учащиеся узнают его).

1.     Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. (БОГАТЫРЬ)

2.     Человек, который любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (ПАТРИОТ)

ВЕТЕРАН

 

 

Игра «Собери кубики» (или пазлы). Вспомнить все этапы нашего урока и расставить кубики по порядку. Соотнести их и поставить в логической последовательности.

СЛАЙД 15

 

Лексическое значение – внутреннее содержание слова.
Слово имеет лексическое значение
Слова могут иметь 2 и более значения. Они называются многозначными.,Лексическое значение слова можно найти в толковом словаре.,Слова с разным лексическим значением, которые различаются одной буквой нужно проверять.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


– Мы с вами собрали цепочку из кубиков (пазлов). Вспомним, какова была тема урока. (подводим итог урока, отмечаем это на лестнице знаний)

Выполняют творческие работы, оценивают себя и товарищей; отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 (6) учеников (по 3-2 человека возле 3-х столиков

Взаимопроверка по группам

Индивидуальная, групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочие группы

 

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мыс-ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

7. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам

– Какую цель мы перед собой ставили? (узнать, что такое «слово»; научить определять лексическое значение слова)

– Ребята, как, по мнению вашему, мы достигли цели урока?

– Почему последняя ступенька белая? Выскажите свои мнения. (Белая ступенька означает, что нам есть к чему стремиться, сделать ещё открытия).

Вам было интересно на уроке? Оцените, на каком этапе урока вам было интересно. Дайте оценку нашей работе и прикрепите совушек на тот этап урока, который вам понравился.

 

Спасибо за работу.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Я). – Как много улыбок засветилось

Я). – Как много улыбок засветилось

Лесенка знаний (лесенка успеха) –

Лесенка знаний (лесенка успеха) –

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну

Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на вопросы, работают со словарями в группе,…

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на вопросы, работают со словарями в группе,…

Раскрытие определения словарная статья на примере слова «словарь»

Раскрытие определения словарная статья на примере слова «словарь»

Организует и сопровождает деятельность детей

Организует и сопровождает деятельность детей

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации, коррекция пробелов и неверных представлений при усвоении нового учебного материала

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации, коррекция пробелов и неверных представлений при усвоении нового учебного материала

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Физкультминутка (под музыку) –

Физкультминутка (под музыку) –

ЦИТАТА ОЛИМПИАДА ШЕДЕВР 1

ЦИТАТА ОЛИМПИАДА ШЕДЕВР 1

Мы с вами собрали цепочку из кубиков (пазлов)

Мы с вами собрали цепочку из кубиков (пазлов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2021