Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Простые и сложные предложения"
Оценка 5

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Простые и сложные предложения"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
13.02.2022
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Простые и сложные предложения"
Данный урок разработан в соответствии с программой, составлен по учебнику Л.Ф. Климанова и Т.В. Бабушкина "Русский язык", 4 класс. Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, организованного при помощи проблемно-диалогической технологии и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: открытия нового знания. В основе урока была заложена проблемная ситуация и побуждающий от проблемной ситуации диалог, лингвистические исследования и практическая деятельность учащихся.
Технологическая карта русский язык сложное и простое предложение.docx

Тимофеева Лариса Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №2» г. Воркуты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык», 4 класс

на тему «Простые и сложные предложения»

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Авторы УМК

УМК «Перспектива» Авторы: Л.Ф Климанова, Т.В. Бабушкина

Цели урока

1. Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

2. Учить выделять  в письменной речи простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в сложных предложениях.

3. Воспитывать любовь и интерес к изучению русского языка.

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

1.    Различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу.

2.    Применять правила правописания, знаков препинаний (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Личностные:

1.    Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2.      2. Адекватно оценивать свою работу и воспринимать оценку учителя.

3.      Метапредметные:

1.      Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

2.      Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3.      Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Регулятивные УУД:

- Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.

- Развивать мотивы учения.

Коммуникативные УУД:

- Формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, сотрудничать в совместном решении проблемы.

- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Познавательные УУД:

- Формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.

Оборудование и образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» Л.Ф Климанова, Т.В. Бабушкина,  4 класс, 1 часть, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Используемая технология

Проблемно – диалогическая технология.

 

Карта урока

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

 

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

 Формирование УУД

I этап.  Мотивация  к учебной  деятельности

 

Цель – мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

 

I этап.   Организационный

Эмоциональный настрой.

 

- Сегодня у нас  на уроке  много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

- Ребята, давайте улыбнёмся им. Я рада видеть вас и думаю, что сегодняшний урок принесёт  не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут  сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Вам предстоит активно потрудиться. А работать мы будем под девизом: «Кто сам умеет знания добыть, тому легче будет жить».

- Откройте тетради и запишите дату.

 

Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Лич.  Самоопределение роли ученика

Ком. Умение слушать и слышать

II этап. Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений

 

Цель -  актуализировать  знания

 

Приём формирования самооценки «Индивидуальная проверка»

 

II этап. Актуализация знаний.  Внедрение в учебную деятельность.

- Начнем урок со словарной работы.

Словарная работа

С….бака,  инж…нер,  н..ябрь,  тр…мвай,  ар…мат,  к…рабль,   с…вер, инт…ресный , ст…лица.

- Запишите в строчку через запятую пропущенные безударные гласные.

- Проверка  (о, е, о, а, о, о, е, е, о)   Оцените себя.

- Орфографическое чтение

- Составьте  слово из первых букв  данных словарных слов (СИНТАКСИС)

- Что такое синтаксис? (наука, которая учит соединять слова в  словосочетания и строить из них   предложения)

- Что такое предложение? (группа слов …..)

- Вспомните, по какому признаку предложения бывают?

а) (по цели высказывания)

б) (по интонации)

в) (по наличию второстепенных членов)

- Составьте предложения. Вы можете  использовать данные словарные слова.

 

 

Диалог с учителем

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

 

 

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

Ком. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Рег. Прогнозировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 III этап   Выявления места и причины затруднения.

Цель - мотивировать к изучению темы

- Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

 

- Послушайте, какие предложения получились у меня:

Зеленеет лес и радует лесных жителей.

Зеленеет лес, и весело поют птицы.

Прежде чем записать, проговорим известные нам орфограммы. Запишите.

- Проверьте  записанные предложения со слайдом. Что вы заметили? (Слайд)

- Почему не поставили запятую?

- Какая проблема у нас возникла? (выяснить, нужна ли здесь запятая)

- В каких случаях ставится запятая? (союзы а, но, повторяющиеся союзы и, или)

- Проанализируйте 1 предложение. Что скажете?

- Проанализируйте 2 предложение? (знакомые правила не подходят к предложению)

Вывод: давайте будем искать пути решения этой проблемы. Достаточно ли наших знаний? (нет, нужны новые знания, которые дадут ответ на этот вопрос)

- Что необходимо  сделать, чтобы  найти ответ на этот вопрос? (наблюдать, сравнивать, доказывать)

Анализирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, через которую учащиеся смогли бы  назвать тему урока.

Ставят цель, выявляют место и причины затруднения

 

Создать проблемную ситуацию,

 

Поз . Самостоятельное выделение ,  формулирование темы, умение добывать информацию из источников

 

Рег. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Оценивать правильность выполнения заданий.

IVэтап.  Построение  проекта выхода из затруднения Открытие новых знаний.

Постановка учебной задачи.

 

Цель -  научить  различать

простое и сложное предложение

 

 

- Приступим. Найдите грамматическую основу первого предложения? – второго?

- Чем отличаются предложения?

- Вспомните, как называются предложения с одной грамматической основой?  (простое)

- А с двумя?.......

- Какова тема урока? (Простое и сложное предложение)

- Исходя из  темы  сформулируем  цели?........

Вывод: Для чего нам нужно изучать эту тему?

( грамотно писать, расставляя знаки препинания)

 

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

 

Составляет план достижения цели и определяет средства 

(алгоритм)

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

Рег. Планирование

Ком. Сотрудничество в поиске и выборе информации

Поз. Моделирование решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование

 

 

V этап.  Реализация построенного проекта. Применение новых знаний.

Цель -  научить применять знания в практическом задании; формировать умение постановки знаков препинания

 

- Возвращаемся к нашим предложениям, проведём исследование.

Прочитайте первое предложение, второе.

- Одинаковые ли предложения?... Докажите.

- Разбейте  сложное предложение на два простых. Назовите их.

- Могут ли они существовать друг без друга?  Почему?

 (обсудите в паре….выражают законченную мысль, связаны по смыслу)

- Как на письме показана  граница этих предложений? (запятой)

Итак, из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу)

Обобщая наши рассуждения: простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и отделяются запятой (первая цель достигнута)

Физминутка.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом

Работать в соответствии с составленным планом

Оценивать правильность выполнения задания

 

 

Ком. Умение слушать и слышать партнёра, видеть ошибки, контролировать себя и партнёра

 

 

 

VI этап  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

 

 

Внимание на слайд. Дано предложение.

Проснулась тундра, появились первые цветы, деловито зажужжал шмель.

- Определите, какое это предложение сложное или простое? Докажите.

- Определите границы? На письме как их показать?

- Чем отличается это от предыдущего сложного предложения?

Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ.

- Чтобы определить простое или сложное предложение,  составим  алгоритм наших действий.

1. Прочитать предложение.

2. Найти грамматическую  основу. Для чего?

3. Определить сложное или простое.

4. Если сложное, то поставить знаки препинания.

Вывод: по этому алгоритму мы научимся определять простые и сложные предложения, значит вторая цель нами тоже достигнута.

 

Устанавливает осознанность восприятия первичное обобщение

Выполняют задания с объяснением

Рег. Контроль,  оценка, коррекция

Ком. Умение слушать и слышать партнёра, видеть ошибки, контролировать себя и партнёра

 

VI I этап   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Приём формирования самооценки «Самопроверка по эталону»

 

Поработаем самостоятельно.

- Прочитайте задание. Пользуясь алгоритмом,

определите простое  и сложное предложение.

- Запишите их.

Весёлым треском трещит затопленная печь.

Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.

Проверка по эталону. Вывод: оцените себя.

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа осуществляет

самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

 

Рег. Контроль, коррекция выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка

 

VIII этап   Включение в систему знаний и повторения

 

 

Приём формирования самооценки «Контроль по результату»

Игра  « Найди пару »

На столах карточки с предложениями, составьте из них сложные предложения, работая в парах.

Прозвенел  звонок с урока. Ребята выбежали на перемену.

Пригрело солнце. Появились первые проталины.

Пошёл весенний дождь. Сверкнула  молния.  Грянул  гром.

Проверка. Чем отличаются на письме сложные предложения от простых? 

Вывод: научились ставить запятые? Третья цель достигнута.

Оцените работу вашей пары.

Организует выполнения творческого задания

 

 

 

 

 

Выполняют творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают своё мнение

Рег.  Контроль,  оценка, коррекция

Поз. Выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Ком. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

IX  Рефлексия учебной деятельности

 

Цель -  научить осознавать свои достижения

Приём формирования самооценки «Рефлексивная карточка»

 

 

Подошёл к концу наш урок. Все цели нами достигнуты. Благодаря чему мы их достигли? (наблюдению, исследованию, рассуждению и т.д.)

Оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте свой результат.

- я старался, но не всё получилось;

- со всеми затруднениями я справился;

Благодарю за хорошую работу – поблагодарите себя аплодисментами.

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Ком. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Рег. Самооценка



 

 

 

 

 




 


 

Тимофеева Лариса Ивановна, учитель начальных классов

Тимофеева Лариса Ивановна, учитель начальных классов

Карта урока Этапы урока

Карта урока Этапы урока

Цель - мотивировать к изучению темы -

Цель - мотивировать к изучению темы -

Итак, из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые…

Итак, из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые…

VIII этап Включение в систему знаний и повторения

VIII этап Включение в систему знаний и повторения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022