Технологическая карта урока "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд".
Оценка 4.8

Технологическая карта урока "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
2 кл
12.02.2021
Технологическая карта урока "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд".
Предметные УУД: • построить алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и формирование первичного умения его применять; • закрепить алгоритм вычитания двузначных чисел (общий случай), решений уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, решение задач на взаимосвязь части и целого.
ТК урока. Вычитание двузназных чисел с переходом через разряд- Лукина С. В..docx

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

2

Тип урока

открытие новых знаний

Урок №

14

Тема урока

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Цель урока

создание условий для освоения учащимися рационального приема вычитания чисел с переходом через разряд.

Формируемые УУД

Предметные:

·         построить алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и формирование первичного умения его применять;

·         закрепить алгоритм вычитания двузначных чисел (общий случай), решений уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, решение задач на взаимосвязь части и целого.

Личностные:

·         организовать ситуации рефлексии и самооценки;

·         освоить личностный смысл учения, желания учиться.  

Регулятивные:

·         формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;

·         совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания;

·         учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Познавательные:

-совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию;

·         формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их;

·         выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства.

Коммуникативные:

·         участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

·         оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций;

·         выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

·         отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

·         критично относится к своему мнению;

·         понимать точку зрения другого;

·         участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

 

Основные понятия

Единицы, десмятки, разряд.

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

·         Петерсон Л.Г. Математика. Учебник-тетрадь для 2-го класса. Часть 1. С. 24-25.

·         Презентация к уроку «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».

·         Модели десятков и единиц.

·         Карточки с заданиями.

·         Рабочая тетрадь.

·         Алгоритм самооценки.

Организация пространства  

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

 

Этапы урока и хронометраж

Название этапа урока

Время (мин)

1

Организационный этап

2  

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

6

3

Выявление места и причины затруднения

3

4

Построение проекта выхода из затруднения

1

5

Реализация построенного проекта

10  

6

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

8

7

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

10

8

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

3

9

Этап информации и домашнего задания

2


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель  - создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность

·        Вспомним правила поведения на уроке.

 

 

·        Для чего нужно соблюдать эти правила?

Слайд

·        Девиз нашего урока:

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

·        Значит, …

·        Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Слайд

 

 

 

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.

Слайд 2

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

 

Дети сидят по парам.

 

 

 

 

 

 

– Значит, мы открываем что-то новое.

Вспоминаем то, что важно для урока.

Знакомимся с основным вопросом урока.

Открываем новое знание. Применяем новое знание.

2

Актуализация знаний.

Цель – актуализировать умения решать примеры на вычитание с переходом через разряд в пределах 100 и примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

1.     Откроем тетради и запишем число.

Слайд

27 сентября.

·        Дайте характеристику этого числа.

Слайд

2.     Задание на карточке: соедините числа  в порядке возрастания.

Проверка в парах.

·        Прочитайте последовательность чисел.

·        Что значит в порядке возрастания?

 

·        На какие группы можно разделить эти числа?

 

·        Что общего у всех чисел?

Слайд

3.Вспомним, как называются КОМПОНЕНТЫ действия ВЫЧИТАНИЯ.

Слайд

УМЕНЬШАЕМОЕ

ВЫЧИТАЕМОЕ

РАЗНОСТЬ

Слайд 9

4. Решите примеры.

·         Какой пример вызвал затруднение? Почему?

 

 

 

 

 

-Двузначное, 2 десятка, 7 единиц. Нечётное.

Перед ним -26, после него- 28.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18, 19, 20, 34, 43, 47, 52, 60, 61, 67. 85, 86, 90.

От меньшего к большему.

 

Чётные и нечётные.

Круглые.

 

Двузначные.

 

 

УМЕНЬШАЕМОЕ

ВЫЧИТАЕМОЕ

РАЗНОСТЬ

 

4

Проблемное объяснение нового знания.

Цель – фиксировать индивидуальное затруднение, выявить место и причину затруднения,

построить и реализовать проект выхода из затруднения

 

1.     Проанализируем решение последнего примера  41-24.

·        Какие числа вычитали?

·        Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел.

 

 

 

 

 

 

·        Что вам помешало это сделать?

 

·        Что же в этом примере было для вас новым?

 

·        Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих:

в уменьшаемом не хватает единиц.

·        Где вы уже встречались с таким случаем?

 

·        Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд».

2.     В чём же причина ваших затруднений?

Слайд

 

3.     Какую цель вам надо перед собой поставить?

 

Слайд

4.     Назовите тему урока.

Слайд

·        В теме для удобства запишем коротко.

Повесить на доску карточку с темой:

41 – 24

 
 

 


Слайд

План открытия знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Слайд

Выполнение графической модели.

·        Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд?

·        Какой способ записи будет необходим?

·        Выложим графическую модель примера.

 

 


·        Повторите ещё раз, как вычитают двузначные числа?

Слайд

 

Запишем в столбик

Разность поразрядно

Рационально и наглядно.

Считать не ленись,

Начинай счёт с единиц.

 

·        Что здесь мешает воспользоваться этим правилом?

 

·        Разве уменьшаемое меньше вычитаемого?

·        Где же спрятались единицы?

·        Как же быть?     

Слайд

·        Запишем столбиком

41

 23

Слайд

·        Восстановим  алгоритм вычитания с переходом через разряд

41-23

Работа в парах.

Проверка в группах.

 

 

·         Ответ: 18

 

 

·         3 десятка минус 2 десятка  будет 1 десяток.

 

 

·         Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.

 

 

·         Вычитаю единицы.

o    

 

o   3 меньше, чем 5. Занимаю один десяток (отмечаю это точкой над десятками).

·          

 

·         13 минус 5 будет 8.

 

 

·         Вычитаю десятки.

 

 

·         Уменьшаю количество десятков на 1. В разряде десятков осталось 3 десятка

 

 

·         Пишу результат под единицами.

 

 

Слайд

·        Нашли новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то …

·        Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались?

Слайд

ПИШУ ЕДИНИЦЫ ПОД ЕДИНИЦАМИ

УМЕНЬШАЮ КОЛИЧЕСТВО ДЕСЯТКОВ НА 1

В УМЕНЬШАЕМОМ НЕ ХВАТАЕТ ЕДИНИЦ.

ЗАНИМАЮ 1 ДЕСЯТОК И ДРОБЛЮ ЕГО НА 10 ЕДИНИЦ

ЗАПИСЫВАЮ ОТВЕТ

ВЫЧИТАЮ ДЕСЯТКИ, ЗАПИСЫВАЮ ПОД ДЕСЯТКАМИ

ВЫЧИТАЮ ЕДИНИЦЫ ИЗ ВСЕХ ПОЛУЧЕННЫХ ЕДИНИЦ,

ЗАПИСЫВАЮ ПОД ЕДИНИЦАМИ

 

Слайд

Проверка по эталону.

 

 

 

- Двузначные.

 - При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы.

 - Здесь в уменьшаемом не хватает единиц.

 

 - Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.

 

 

 

 

- Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток.

 

 

 

- Нет способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

- Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

 

- Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

 

 

 

 

План открытия знания.

 

1.                 Выполнить вычитание с помощью графической модели.

2.                 Сформулировать новый шаг алгоритма для вычитания единиц с переходом через разряд.

3.                 Дополнить известный алгоритм новым шагом.

4.                 Выполнить задание на пробное действие с помощью дополненного алгоритма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Графические модели.

 

 

 

 

- Запись в столбик.

- Из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы.

 

 

 

 

 

 

 

- В уменьшаемом не хватает единиц.

 - Нет.

 - В десятке.

 - 1 десяток заменить 10 единицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один у доски с объяснением:

-  из 3 д вычитаем 2 д, получаем 1 д;

из 11 единиц вычитаем 3 единицы, получаем 8 единиц. Результат: 1 д. 8 ед. или 18.

 

 

… можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы

- Алгоритмом вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

4

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель - научиться применять новый способ

Слайд

Игра «Угадайка».

Слайд

«Сказка о рыбаке и рыбке».

·        Новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то …

·        Каким алгоритмом вы воспользовались?

Решают примеры с комментированием

 

 

 

…можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы.

- Алгоритмом вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: проверить свои умения.

 

Слайд  

– Попробуйте свои силы в самостоятельной работе:

Самостоятельная работа.

98-19,       76-18,      54-17.

Слайд

Проверка по эталону.

·        У кого нет ошибок? Поставьте на полях тетради «+».

·        У кого 1 ошибка, 2?

·        Где ошибка?

·        В чём причина?

·         Какой выход?

 

 

Самостоятельная работа по выполнению заданий в рабочей тетради.

 

 

 

 

 

 

 

- Забыли уменьшить число десятков на 1, …

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель - зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Слайд

·        Что сегодня было нового на уроке?

·        Где попали в затруднение?

·        Как вышли из затруднения?

http://uverenniy.ru/sbornik-metodicheskih-razrabotok-bbk-74-200/67562_html_2a3132b9.jpg

·         Оцените свою работу на уроке.

 

 

 

- Узнали способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

 

 

7

Домашнее задание.

Слайд

·         Все было легкопридумать 6 примеров на вычитание по  алгоритму. Решить с проверкой.

·         Сложно решать примеры – с. 24 №2, №4.

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Основные понятия Единицы, десмятки, разряд

Основные понятия Единицы, десмятки, разряд

Технологическая карта урока "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд".

Технологическая карта урока "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд".

Этап урокаДеятельность учителя

Этап урокаДеятельность учителя

Задание на карточке: соедините числа в порядке возрастания

Задание на карточке: соедините числа в порядке возрастания

Решите примеры. ·

Решите примеры. ·

Какую цель вам надо перед собой поставить?

Какую цель вам надо перед собой поставить?

Какой способ записи будет необходим? ·

Какой способ записи будет необходим? ·

Ответ: 18 · 3 десятка минус 2 десятка будет 1 десяток

Ответ: 18 · 3 десятка минус 2 десятка будет 1 десяток

В УМЕНЬШАЕМОМ НЕ ХВАТАЕТ ЕДИНИЦ

В УМЕНЬШАЕМОМ НЕ ХВАТАЕТ ЕДИНИЦ

Решают примеры с комментированием …можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы

Решают примеры с комментированием …можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы

Цель - зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Цель - зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Скачать файл