Технологическая карта урока |
|
Предмет |
Математика |
Класс |
2 |
Тип урока |
открытие новых знаний |
Урок № |
14 |
Тема урока |
Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд |
Цель урока |
создание условий для освоения учащимися рационального приема вычитания чисел с переходом через разряд. |
Формируемые УУД |
Предметные: · построить алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и формирование первичного умения его применять; · закрепить алгоритм вычитания двузначных чисел (общий случай), решений уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, решение задач на взаимосвязь части и целого. Личностные: · организовать ситуации рефлексии и самооценки; · освоить личностный смысл учения, желания учиться. Регулятивные: · формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий; · совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания; · учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: -совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию; · формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их; · выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства. Коммуникативные: · участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; · оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций; · выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; · отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; · критично относится к своему мнению; · понимать точку зрения другого; ·
участвовать в работе группы,
распределять роли, договариваться друг с другом.
|
Основные понятия |
Единицы, десмятки, разряд. |
Ресурсы: – основные – дополнительные |
· Петерсон Л.Г. Математика. Учебник-тетрадь для 2-го класса. Часть 1. С. 24-25. · Презентация к уроку «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». · Модели десятков и единиц. · Карточки с заданиями. · Рабочая тетрадь. · Алгоритм самооценки. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
Этапы урока и хронометраж
№ |
Название этапа урока |
Время (мин) |
1 |
Организационный этап |
2 |
2 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. |
6 |
3 |
Выявление места и причины затруднения |
3 |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
1 |
5 |
Реализация построенного проекта |
10 |
6 |
Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи. |
8 |
7 |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
10 |
8 |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. |
3 |
9 |
Этап информации и домашнего задания |
2 |
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Мотивация к учебной деятельности Цель - создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность |
· Вспомним правила поведения на уроке.
· Для чего нужно соблюдать эти правила? Слайд · Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». · Значит, … · Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд
|
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке. Слайд 2 На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать.
Дети сидят по парам.
– Значит, мы открываем что-то новое. Вспоминаем то, что важно для урока. Знакомимся с основным вопросом урока. Открываем новое знание. Применяем новое знание. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний. Цель – актуализировать умения решать примеры на вычитание с переходом через разряд в пределах 100 и примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. |
1. Откроем тетради и запишем число. Слайд 27 сентября. · Дайте характеристику этого числа. Слайд 2. Задание на карточке: соедините числа в порядке возрастания.
Проверка в парах. · Прочитайте последовательность чисел. · Что значит в порядке возрастания?
· На какие группы можно разделить эти числа?
· Что общего у всех чисел? Слайд 3.Вспомним, как называются КОМПОНЕНТЫ действия ВЫЧИТАНИЯ. Слайд УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ Слайд 9 4. Решите примеры. · Какой пример вызвал затруднение? Почему? |
-Двузначное, 2 десятка, 7 единиц. Нечётное. Перед ним -26, после него- 28.
18, 19, 20, 34, 43, 47, 52, 60, 61, 67. 85, 86, 90. От меньшего к большему.
Чётные и нечётные. Круглые.
Двузначные.
УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Проблемное объяснение нового знания. Цель – фиксировать индивидуальное затруднение, выявить место и причину затруднения, построить и реализовать проект выхода из затруднения
|
1. Проанализируем решение последнего примера 41-24. · Какие числа вычитали? · Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел.
· Что вам помешало это сделать?
· Что же в этом примере было для вас новым?
· Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц. · Где вы уже встречались с таким случаем?
· Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд». 2. В чём же причина ваших затруднений? Слайд
3. Какую цель вам надо перед собой поставить?
Слайд 4. Назовите тему урока. Слайд · В теме для удобства запишем коротко. Повесить на доску карточку с темой:
Слайд План открытия знания
Слайд ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слайд Выполнение графической модели. · Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд? · Какой способ записи будет необходим? · Выложим графическую модель примера.
· Повторите ещё раз, как вычитают двузначные числа? Слайд
Запишем в столбик Разность поразрядно Рационально и наглядно. Считать не ленись, Начинай счёт с единиц.
· Что здесь мешает воспользоваться этим правилом?
· Разве уменьшаемое меньше вычитаемого? · Где же спрятались единицы? · Как же быть? Слайд · Запишем столбиком 41 23 Слайд · Восстановим алгоритм вычитания с переходом через разряд 41-23 Работа в парах. Проверка в группах.
Слайд · Нашли новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то … · Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались? Слайд
Слайд Проверка по эталону.
|
- Двузначные. - При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы. - Здесь в уменьшаемом не хватает единиц.
- Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.
- Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток.
- Нет способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. - Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
- Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
План открытия знания.
1. Выполнить вычитание с помощью графической модели. 2. Сформулировать новый шаг алгоритма для вычитания единиц с переходом через разряд. 3. Дополнить известный алгоритм новым шагом. 4. Выполнить задание на пробное действие с помощью дополненного алгоритма.
- Графические модели.
- Запись в столбик. - Из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы.
- В уменьшаемом не хватает единиц. - Нет. - В десятке. - 1 десяток заменить 10 единицами.
Один у доски с объяснением: - из 3 д вычитаем 2 д, получаем 1 д; из 11 единиц вычитаем 3 единицы, получаем 8 единиц. Результат: 1 д. 8 ед. или 18.
… можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы - Алгоритмом вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Первичное закрепление во внешней речи. Цель - научиться применять новый способ |
Слайд Игра «Угадайка». Слайд «Сказка о рыбаке и рыбке». · Новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то … · Каким алгоритмом вы воспользовались?
|
Решают примеры с комментированием
…можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. - Алгоритмом вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: проверить свои умения.
|
Слайд – Попробуйте свои силы в самостоятельной работе: Самостоятельная работа. 98-19, 76-18, 54-17. Слайд Проверка по эталону.
· У кого нет ошибок? Поставьте на полях тетради «+». · У кого 1 ошибка, 2? · Где ошибка? · В чём причина? · Какой выход? |
Самостоятельная работа по выполнению заданий в рабочей тетради.
- Забыли уменьшить число десятков на 1, … |
|||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель - зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Слайд · Что сегодня было нового на уроке? · Где попали в затруднение? · Как вышли из затруднения? · Оцените свою работу на уроке. |
- Узнали способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Домашнее задание. |
Слайд · Все было легко – придумать 6 примеров на вычитание по алгоритму. Решить с проверкой. · Сложно решать примеры – с. 24 №2, №4.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.