Технологическая карта уроков.
Оценка 5

Технологическая карта уроков.

Оценка 5
docx
17.06.2022
Технологическая карта уроков.
Технологическая карта урока заклепка.docx

 

Технологическая карта урока

     Предмет.   Технология                                                                                                                                                                               Класс  6

Базовый учебник. «Технология. Технический труд» 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой.- Москва: Дрофа, 2013.

Тема урока.  Виды заклепочных соединений и способы их выполнения. 

Цель урока: формирование  приёмов выполнения заклепочного соединения.

Планируемые результаты:

а) предметные: уметь выполнять разметку, сверление, соединение деталей из тонколистового металла заклепками;

б) личностные: уметь работать в парах, слушать собеседника и аргументировать свою точку зрения;

 в) метапредметные:  уметь обрабатывать информацию, выбирать рациональные способы решения технических задач в            

зависимости от  конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Задачи урока:

а) образовательные (формирование познавательных УУД):

- обеспечить осознанное усвоение последовательности выполнения заклепочного соединения деталей из тонколистового металла;

- совершенствовать навыки работы слесарным инструментом;  

б) развивающие (формирование регулятивных УУД):

- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся (учить анализировать свою работу,

выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой товарищей по классу, строить  

аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, ставить и разрешать проблемы во время урока);

- развивать двигательную сноровку, соразмерность движений с конструкционными свойствами обрабатываемого материала;

в) воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- прививать соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- воспитывать ответственность, добросовестность, сопричастность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам.

г) профориентационные (формирование познавательных УУД):

- познакомить с профессией слесаря-сборщика.

Тип урока: урок введения нового знания и практическая работа.

Методы обучения: устный опрос; рассказ; демонстрация наглядных пособий; показ приёмов работы; упражнения обучающихся; работа с учебником, рабочей тетрадью; практическая работа.

Объект труда: образец заклёпочного соединения.

Материально-техническое обеспечение: 

- образец совочка для сыпучих материалов;

- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Виды заклепочных соединений и способы их выполнения»;

- верстаки слесарные, станок сверлильный, очки защитные, линейки, чертилки, кернеры, молотки, наборы для клепки.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент

(1 слайд)

(2 слайд)

(3 слайд)

Подготовка класса к работе.

Положительный эмоциональный настрой на урок.

  - Как вы думаете, что объединяет эти изображения? (военная техника, выполнены из металла).  

                                                                   - Каким способом соединялись части доспехов?

Предлагается назвать варианты решения проблемы.

1. Соединение на клею.                                              2. Соединение на винтах.                                            3. Соединение на заклепках.                                        4. Соединение фальцевым швом.

В качестве основного (практически единственного) крепежного элемента при постройке Эйфелевой башни и крейсера "Аврора" использовались именно заклепки.

-Как вы думаете, почему?

  - Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Включаются в деловой ритм.

Выявляют проблему.

   

Проблема: предложить вариант соединения металлических пластин.

Высказывают различные варианты решения данной проблемы.

1. Соединение на клею.

2. Соединение на винтах и гайках.

3. Соединение на заклепках.

4. Соединение фальцевым швом.

Выдвигают предложения по теме и цели урока.

Личностные: мотивация, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.  

 Регулятивные: помощь учителю в самоорганизации.  

Коммуникативные: построение понятных для собеседника высказываний.

2

Актуализация знаний.

Фиксация затруднений в деятельности.

(4 слайд)

(5 слайд)

Выявляет уровень знаний, необходимых для выполнения практической работы.

 Вспомните:

Что такое заклёпка?

Какой материал используют для изготовления заклёпок?

Назовите виды заклёпок.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Актуализируют имевшиеся ранее знания.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

3

Постановка учебной задачи.

(6 слайд)

Создает проблемную ситуацию.  

Что такое заклёпочный шов?

Установленные рядом две и более заклёпки образуют шов.

По относительному размещению заклёпок швы делятся на рядные и шахматные. Рядные швы могут быть однорядными, двухрядными и т.д.

Шахматный шов менее трёх рядов содержать не может. 

Предложить наиболее доступный и надёжный способ соединения металлических деталей в изделиях, испытывающих нагрузку на изгиб.  

 Соединение заклепками.

Назовите тему урока. 

Виды заклепочных соединений и способы их выполнения.

Сформулируйте цель.     

Научиться выполнять заклепочный шов.

Ставят цели, формулируют 

(уточняют) тему урока.

Воспринимают, осмысливают, запоминают учебный материал.

Осмысливают тему нового материала и основные приёмы выполнения соединения деталей из тонколистового металла.

Предлагают

различные варианты решения данной проблемы.

Самостоятельно определяют тему и цели урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: выделение проблемы, самостоятельное формулирование познавательной цели, темы урока.

4

Ввод нового материала.

Построение проекта выхода из затруднения

(«открытие» детьми нового знания).

(7 слайд)

(8 слайд)

(9 слайд)

(10 слайд)

(11 слайд)

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации (определение задач).

- Назовите элементы заклепки.

Предложить варианты соединения нескольких пластин.

-Как вы думаете, где используются заклёпочные соединения?

Заклёпочные соединения широко используются при сооружении металлических конструкций мостов, балок, опор линий электропередач, а так же в самолетостроении, судостроении и т.д.

Работа с презентацией.

Процесс клепки состоит из следующих основных операций:

 — образования отверстия под заклепку в соединяемых деталях сверлением или пробивкой;
— образование гнезда под закладную головку заклепки (при потайной клепке);
— вставка заклепок в отверстия;
— образование замыкающей головки заклепки, т. е. собственно клепка.

Клепка разделяются на:
— холодную, т. е. выполняемую без нагрева заклепок;
— горячую, при которой стальные заклепки перед постановкой их на место нагревают до 1000—1100°С.

Клепка может быть:

 — ручная, при которой используются слесарный молоток и приспособления;
— механизированная, когда применяются пневматические клепальные молотки;
— машинная, с использованием стационарных клепальных прессов.

В зависимости от расположения соединяемых деталей различают соединения:
- внахлестку, в которых край одного листа накладывается на край другого;
— встык, когда соединяемые детали своими торцами плотно примыкают друг к другу и соединяются при помощи одной или двух накладок.

Инструменты и приспособления для клепки.
 

При ручной клепке применяют слесарные молотки с квадратным бойком, поддержки, обжимки, натяжки и чеканки.


Заклепочные швы классифицируют:

 По назначению

— прочные швы (мостовые и крановые фермы, самолеты и т. д.), обеспечивающие прочность соединения,

-прочноплотные (в котлах и резервуарах с высоким давлением),

-плотные (в резервуарах с небольшим внутренним давлением), обеспечивающие прочность и герметичность;

 По взаимному расположению склепываемых деталей 

- швы встык с одной или двумя накладками;

  -швы внахлестку;

По числу рядов (для швов встык число рядов учитывается по одну сторону стыка)

— однорядные и многорядные;

  По расположению заклепок в рядах

 -параллельные;

- шахматные швы.

Достоинства:

- высокая надежность соединения;

 - удобство контроля качества клепки;

- повышенная сопротивляемость ударным и вибрационным нагрузкам;

 - возможность соединения деталей из трудно свариваемых металлов, например из алюминия;

 - не дают температурных деформаций;

 - детали при разборке не разрушаются.

 Недостатки:

 - высокая стоимость, так как процесс получения заклепочного шва состоит из большого числа операций (разметка, продавливание или сверление отверстий, нагрев заклепок, их закладка, клепка) и требует применения дорогостоящего оборудования (станки, прессы, клепальные машины);

 - повышенный расход материала для этого соединения (из-за ослабления соединяемых деталей отверстиями под заклепки требуется увеличение их толщины, применение накладок и т. п.);

 - детали ослаблены отверстиями;

 - высокий шум и ударные нагрузки при изготовлении;

 - невозможность соединения деталей сложной конфигурации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Предлагают

различные варианты соединения нескольких металлических пластин между собой.

Составляют технологическую карту (последовательности операций) изготовления образца.

Работают со слайдами презентацией (смотрят и запоминают).

Запоминают демонстрируемые учителем приёмы работы инструментами и приспособлениями для клёпки.

Слушают учителя, смотрят презентацию, записывают в тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе решения.

5

Первичное закрепление

(12 слайд)

(13 слайд)

(14 слайд)

Устанавливает осознанность ситуации.

Предлагается:

- Какую наиболее опасную технологическую операцию сегодня будете выполнять?

- Изучить правила безопасной работы при выполнении соединения.

А теперь сможем самостоятельно выполнить соединение заклепкой и сделать первый шаг по достижению цели?

Демонстрация обучающимся последовательности и приёмов выполнения соединения заклепками (выполняет в паре).

- Зачем соединяемые детали сжимают ручными тисками? (Чтобы не сместились центры отверстий при сверлении).

Важно не допустить брака в работе.

Фиксация ошибок в работе.

Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Работают со слайдами по правилам безопасной работы.

Выполняют тренировочные упражнения на образцах по соединению пластин   заклепками.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов соединения деталей из металла.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6

Применение нового знания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(15 слайд)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Практическая работа, учебник, стр. 111-116.

Предлагается:                                                        - повторить инструкцию по выполнению соединения заклепками;

- разметить заготовки для соединения;      

   - накернить центры отверстий для заклепки;  

 - просверлить отверстия в деталях;                          - выполнить первое заклепочное соединение;

  - выполнить второе заклепочное соединение;  

  - придать изделию товарный вид.

Работа в парах.

Самостоятельно работают. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Демонстрируют образцы.

Выполняют практическую работу в соответствии с инструкцией в учебнике.

Распределяют обязанности в парах.

Размечают детали изделия.

Сверлят детали соединения.

Подгоняют детали изделия.

Выполняют заклепочное соединение.

Контролируют  качество изделия по эталону (образцу).

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит закреплению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение, формирование умения работать в парах, группах,

применение на практике полученных знаний и последующий контроль.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения технических задач.

7

Включение в систему знаний.

Рефлексия деятельности.

Итог урока.

(16 слайд)

(17 слайд)

(18слайд)

(19 слайд)

(20 слайд)

(21 слайд)

Организует рефлексию.

1. Ответить на вопросы

- Какие приспособления изображены на слайде?

 -С какой целью они применяются?

- Где применяются заклепочные соединения?

- Почему же в качестве  крепежного элемента при постройке Эйфелевой башни и крейсера "Аврора" использовались именно заклепки?

  2. Оценить свою работу, используя лист самооценки.  (Приложение 1).

3. Установить объективность самооценки напарника (по листу самооценки).

Сегодня я узнал-

Сегодня я повторил –

Сегодня я научился-

Сделайте вывод (по цели урока).

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

1. Отвечают на вопросы.

2. Оценивают свою работу в соответствии с критериями листа самооценки.

3. Оценивают правильность самооценки напарника.

Делают вывод (по цели урока): освоили соединение деталей из тонколистового металла заклепками.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.                

Личностные:                          оценка и самооценка учебной деятельности.

8

Информация о домашнем задании.

(22 слайд)

Комментирует домашнее задание.

1. Выявить соединение заклепками у предметов, применяемых в быту, и объяснить рациональность их применения.

2. Определить отличия заводских заклепочных соединений от тех, которые вы выполнили.

Записывают домашнее задание в дневник.

Методические материалы к проектированию урока

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.  и др.; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
  2. Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
  3. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения. Методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников. Вологда, 2013
  4. Есенкова Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В. Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 88с.
  5. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление  начальной школой – № 12/2011.– С. 12-18

 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Соединение заклепками. Назовите тему урока

Соединение заклепками. Назовите тему урока

Инструменты и приспособления для клепки

Инструменты и приспособления для клепки

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т

Включение в систему знаний. Рефлексия деятельности

Включение в систему знаний. Рефлексия деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2022