Технологическая карта урока
Предмет. Технология Класс 6
Базовый учебник. «Технология. Технический труд» 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой.- Москва: Дрофа, 2013.
Тема урока. Виды заклепочных соединений и способы их выполнения.
Цель урока: формирование приёмов выполнения заклепочного соединения.
Планируемые результаты:
а) предметные: уметь выполнять разметку, сверление, соединение деталей из тонколистового металла заклепками;
б) личностные: уметь работать в парах, слушать собеседника и аргументировать свою точку зрения;
в) метапредметные: уметь обрабатывать информацию, выбирать рациональные способы решения технических задач в
зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Задачи урока:
а) образовательные (формирование познавательных УУД):
- обеспечить осознанное усвоение последовательности выполнения заклепочного соединения деталей из тонколистового металла;
- совершенствовать навыки работы слесарным инструментом;
б) развивающие (формирование регулятивных УУД):
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся (учить анализировать свою работу,
выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой товарищей по классу, строить
аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, ставить и разрешать проблемы во время урока);
- развивать двигательную сноровку, соразмерность движений с конструкционными свойствами обрабатываемого материала;
в) воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- прививать соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- воспитывать ответственность, добросовестность, сопричастность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам.
г) профориентационные (формирование познавательных УУД):
- познакомить с профессией слесаря-сборщика.
Тип урока: урок введения нового знания и практическая работа.
Методы обучения: устный опрос; рассказ; демонстрация наглядных пособий; показ приёмов работы; упражнения обучающихся; работа с учебником, рабочей тетрадью; практическая работа.
Объект труда: образец заклёпочного соединения.
Материально-техническое обеспечение:
- образец совочка для сыпучих материалов;
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Виды заклепочных соединений и способы их выполнения»;
- верстаки слесарные, станок сверлильный, очки защитные, линейки, чертилки, кернеры, молотки, наборы для клепки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент (1 слайд) (2 слайд) (3 слайд) |
Подготовка класса к работе. Положительный эмоциональный настрой на урок. - Как вы думаете, что объединяет эти изображения? (военная техника, выполнены из металла). - Каким способом соединялись части доспехов? Предлагается назвать варианты решения проблемы. 1. Соединение на клею. 2. Соединение на винтах. 3. Соединение на заклепках. 4. Соединение фальцевым швом. В качестве основного (практически единственного) крепежного элемента при постройке Эйфелевой башни и крейсера "Аврора" использовались именно заклепки. -Как вы думаете, почему? - Как вы думаете, какова цель нашего урока? |
Включаются в деловой ритм. Выявляют проблему.
Проблема: предложить вариант соединения металлических пластин. Высказывают различные варианты решения данной проблемы. 1. Соединение на клею. 2. Соединение на винтах и гайках. 3. Соединение на заклепках. 4. Соединение фальцевым швом. Выдвигают предложения по теме и цели урока. |
Личностные: мотивация, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. Регулятивные: помощь учителю в самоорганизации. Коммуникативные: построение понятных для собеседника высказываний. |
2 |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. (4 слайд) (5 слайд) |
Выявляет уровень знаний, необходимых для выполнения практической работы. Вспомните: Что такое заклёпка? Какой материал используют для изготовления заклёпок? Назовите виды заклёпок. |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Актуализируют имевшиеся ранее знания. Отвечают на вопросы учителя. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. |
3 |
Постановка учебной задачи. (6 слайд) |
Создает проблемную ситуацию. Что такое заклёпочный шов? Установленные рядом две и более заклёпки образуют шов. По относительному размещению заклёпок швы делятся на рядные и шахматные. Рядные швы могут быть однорядными, двухрядными и т.д. Шахматный шов менее трёх рядов содержать не может. Предложить наиболее доступный и надёжный способ соединения металлических деталей в изделиях, испытывающих нагрузку на изгиб. Соединение заклепками. Назовите тему урока. Виды заклепочных соединений и способы их выполнения. Сформулируйте цель. Научиться выполнять заклепочный шов. |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Воспринимают, осмысливают, запоминают учебный материал. Осмысливают тему нового материала и основные приёмы выполнения соединения деталей из тонколистового металла. Предлагают различные варианты решения данной проблемы. Самостоятельно определяют тему и цели урока. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: выделение проблемы, самостоятельное формулирование познавательной цели, темы урока. |
4 |
Ввод нового материала. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). (7 слайд) (8 слайд) (9 слайд) (10 слайд) (11 слайд) |
Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации (определение задач). - Назовите элементы заклепки. Предложить варианты соединения нескольких пластин. -Как вы думаете, где используются заклёпочные соединения? Заклёпочные соединения широко используются при сооружении металлических конструкций мостов, балок, опор линий электропередач, а так же в самолетостроении, судостроении и т.д. Работа с презентацией. Процесс клепки состоит из следующих основных операций: — образования отверстия под заклепку в соединяемых деталях
сверлением или пробивкой; Клепка может быть: — ручная, при которой используются
слесарный молоток и приспособления; В зависимости от расположения соединяемых деталей различают
соединения: При ручной клепке применяют слесарные молотки с квадратным бойком, поддержки, обжимки, натяжки и чеканки.
По назначению — прочные швы (мостовые и крановые фермы, самолеты и т. д.), обеспечивающие прочность соединения, -прочноплотные (в котлах и резервуарах с высоким давлением), -плотные (в резервуарах с небольшим внутренним давлением), обеспечивающие прочность и герметичность; По взаимному расположению склепываемых деталей - швы встык с одной или двумя накладками; -швы внахлестку; По числу рядов (для швов встык число рядов учитывается по одну сторону стыка) — однорядные и многорядные; По расположению заклепок в рядах -параллельные; - шахматные швы. Достоинства: - высокая надежность соединения; - удобство контроля качества клепки; - повышенная сопротивляемость ударным и вибрационным нагрузкам; - возможность соединения деталей из трудно свариваемых металлов, например из алюминия; - не дают температурных деформаций; - детали при разборке не разрушаются. Недостатки: - высокая стоимость, так как процесс получения заклепочного шва состоит из большого числа операций (разметка, продавливание или сверление отверстий, нагрев заклепок, их закладка, клепка) и требует применения дорогостоящего оборудования (станки, прессы, клепальные машины); - повышенный расход материала для этого соединения (из-за ослабления соединяемых деталей отверстиями под заклепки требуется увеличение их толщины, применение накладок и т. п.); - детали ослаблены отверстиями; - высокий шум и ударные нагрузки при изготовлении; - невозможность соединения деталей сложной конфигурации. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Предлагают различные варианты соединения нескольких металлических пластин между собой. Составляют технологическую карту (последовательности операций) изготовления образца. Работают со слайдами презентацией (смотрят и запоминают). Запоминают демонстрируемые учителем приёмы работы инструментами и приспособлениями для клёпки. Слушают учителя, смотрят презентацию, записывают в тетради. Отвечают на вопросы учителя. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе решения. |
5 |
Первичное закрепление (12 слайд) (13 слайд) (14 слайд) |
Устанавливает осознанность ситуации. Предлагается: - Какую наиболее опасную технологическую операцию сегодня будете выполнять? - Изучить правила безопасной работы при выполнении соединения. А теперь сможем самостоятельно выполнить соединение заклепкой и сделать первый шаг по достижению цели? Демонстрация обучающимся последовательности и приёмов выполнения соединения заклепками (выполняет в паре). - Зачем соединяемые детали сжимают ручными тисками? (Чтобы не сместились центры отверстий при сверлении). Важно не допустить брака в работе. Фиксация ошибок в работе. |
Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Работают со слайдами по правилам безопасной работы. Выполняют тренировочные упражнения на образцах по соединению пластин заклепками. Отвечают на вопросы учителя. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов соединения деталей из металла. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6 |
Применение нового знания. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (15 слайд) |
Организует деятельность по применению новых знаний. Практическая работа, учебник, стр. 111-116. Предлагается: - повторить инструкцию по выполнению соединения заклепками; - разметить заготовки для соединения; - накернить центры отверстий для заклепки; - просверлить отверстия в деталях; - выполнить первое заклепочное соединение; - выполнить второе заклепочное соединение; - придать изделию товарный вид. Работа в парах. |
Самостоятельно работают. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Демонстрируют образцы. Выполняют практическую работу в соответствии с инструкцией в учебнике. Распределяют обязанности в парах. Размечают детали изделия. Сверлят детали соединения. Подгоняют детали изделия. Выполняют заклепочное соединение. Контролируют качество изделия по эталону (образцу). |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит закреплению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение, формирование умения работать в парах, группах, применение на практике полученных знаний и последующий контроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения технических задач. |
7 |
Включение в систему знаний. Рефлексия деятельности. Итог урока. (16 слайд) (17 слайд) (18слайд) (19 слайд) (20 слайд) (21 слайд) |
Организует рефлексию. 1. Ответить на вопросы - Какие приспособления изображены на слайде? -С какой целью они применяются? - Где применяются заклепочные соединения? - Почему же в качестве крепежного элемента при постройке Эйфелевой башни и крейсера "Аврора" использовались именно заклепки? 2. Оценить свою работу, используя лист самооценки. (Приложение 1). 3. Установить объективность самооценки напарника (по листу самооценки). Сегодня я узнал- Сегодня я повторил – Сегодня я научился- Сделайте вывод (по цели урока). |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 1. Отвечают на вопросы. 2. Оценивают свою работу в соответствии с критериями листа самооценки. 3. Оценивают правильность самооценки напарника. Делают вывод (по цели урока): освоили соединение деталей из тонколистового металла заклепками. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: оценка и самооценка учебной деятельности. |
8 |
Информация о домашнем задании. (22 слайд) |
Комментирует домашнее задание. 1. Выявить соединение заклепками у предметов, применяемых в быту, и объяснить рациональность их применения. 2. Определить отличия заводских заклепочных соединений от тех, которые вы выполнили. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Методические материалы к проектированию урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.