Технологическая карта занятия по теме: "Читательская компетентность студента как метапредметный образовательный результат"
Оценка 4.8

Технологическая карта занятия по теме: "Читательская компетентность студента как метапредметный образовательный результат"

Оценка 4.8
Семинары
doc
08.06.2020
Технологическая карта занятия по теме: "Читательская компетентность студента как метапредметный образовательный результат"
Цель – формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает обучающемуся не только знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле, но откроет им мир современной прозы, научит ориентироваться в ней и оценивать ее с художественно-эстетических позиций, что особенно важно в литературной ситуации нашего времени. Задачи Образовательная: - систематизировать и обобщить знания обучающихся по постмодернизму, рассмотреть поэтику интьертекстуальности, доказать, что интертекстуальный анализ – это процесс формирования современного грамотного читателя; - способствовать формированию метапредметных компетенций через приёмы: погружение в текст, решение проблемного вопроса, исследование, презентацию доклада и обсуждение темы выступления с сокурсниками; - способствовать формированию информационной компетенции: а) поиск и отбор необходимых источников информации; работа с ними (чтение, интерпретация, трансляция); б) владение традиционными и новыми средствами работы с письменной информацией; в) понимание связей между этими компонентами и осознанное их поддержание при решении информационных задач собственного проекта. Развивающая: • откликаться на содержание текста; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Воспитывающая: - создать рефлексивно - познавательную среду для осмысления и переосмысления читательской деятельности, совместного проживания содержания художественного материала, совместной групповой и коллективной работы; - прививать обучающимся читательский литературный вкус, приобщать к основам и истокам отечественной литературы; - способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования через приём самостоятельной проектной работы, самооценки учебной деятельности.
технологическая карта по теме Развитие читательской компетентности.doc

ГАПОУ РБ «КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ им.П.И.ЧАЙКОВСКОГО»

 

 

 

Технологическая карта

открытого учебного занятия в рамках Месячника ПЦК общеобразовательных дисциплин

 по теме « ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА  КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ»

по ОП.03. Литература (отечественная и зарубежная)

в группах

Специальности 51.02.02. «Народное художественное творчество (по видам»)

 

 

 

Дата «17» апреля 2017 г.

Преподаватель: Л.Е.Антонова.

 

 

 

 

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема. ПОЭТИКА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Тип, вид учебного занятия:

Образовательная технология- проектная технология;

Форма проектной технологии- учебная конференция

Цель  формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает обучающемуся не только  знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле, но откроет им мир современной прозы, научит ориентироваться в ней и оценивать ее с художественно-эстетических позиций, что особенно важно в литературной ситуации нашего времени.

Задачи

Образовательная:

- систематизировать и обобщить знания обучающихся по постмодернизму,  рассмотреть поэтику интьертекстуальности,  доказать, что интертекстуальный анализ – это процесс формирования современного грамотного читателя;

- способствовать формированию метапредметных компетенций через приёмы: погружение в текст, решение проблемного вопроса, исследование, презентацию доклада и обсуждение темы выступления с сокурсниками;

- способствовать формированию информационной компетенции:  а) поиск и отбор необходимых источников информации; работа с ними (чтение, интерпретация, трансляция); б) владение традиционными и новыми средствами работы с письменной информацией;  в) понимание связей между этими компонентами и осознанное их поддержание при решении информационных задач собственного проекта.

Развивающая:

·    откликаться на содержание текста;

·    откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

·    на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·    в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

·    использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Воспитывающая:

- создать рефлексивно - познавательную среду  для осмысления и переосмысления читательской деятельности, совместного проживания содержания художественного материала, совместной групповой и коллективной работы;

- прививать обучающимся читательский  литературный вкус, приобщать к основам и истокам  отечественной литературы;

- способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования через приём самостоятельной проектной работы, самооценки учебной деятельности.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, ноутбук, проекционная аппаратура.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОПОП (ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

   В результате изучения курса литературы студент должен

знать:

- закономерности и особенности культурно-исторического и литературного процессов данного периода;

-основные тенденции развития русской литературы в контексте эволюции культуры

уметь:

- анализировать художественные произведения с точки зрения их принадлежности к определённому стилю, течению, направлению;

- выявлять связи литературы с другими видами искусств и анализировать русскую литературу как часть общемирового культурного процесса;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Планируемые результаты занятия

Этапы учебного занятия

 

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

ЭСУП

Ком-по-ненты МпК

Ком-по-ненты ОК

Умения организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в  достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

 

Эмоционально-психологические компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

I этап – организационный – включение в учебную деятельность (УД)

ВВОДНАЯ БЕСЕДА:

1. Что такое художественная литература?

2. Понятие художественного образа?

3. А что думаете по поводу чтения художественной литературы вы сами? Так зачем же оно нужно? Что нам дает прочтение книг? Какую литературу вы предпочитаете читать?

4. Обращаете ли вы внимание на степень художественности произведения искусства, в т.ч. литературы?

Поэтика романа Умберто Эко (1932-2016) «Имя розы» (1983 г.) Роман представляет собой воплощение на практике теоретических идей Умберто Эко о постмодернистском произведении.

 

 

 

 

 

Требования со стороны учебной деятельности

Организует начало занятия, обеспечивает полную готовность к работе

 

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в УД

1) актуализирует требования со стороны УД

2) устанавливает тематические рамки УД Обращает внимание на «Листы самоконтроля» Подводит к теме

Обозначает общую тему Показывает актуальность темы

Самоопределяется в УД

                           

1) сопоставляет свое реальное «Я» с образом

«Я – идеальный учащийся»

 

 

 

 

 

Обучающиеся  в течение занятия будут оценивать себя

Занятие сопровождается слайдовой презентацией с гиперссылками

Ключевые компетенции, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: обобщенные способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками информации.

 

Эмоционально-психологические компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

II этап –  актуализация опорных знаний  

1.Постмодернизм- понятие, история  2. Поэтика-понятие

3.Отличие поэтики модернизма от поэтики постмодернизма- работа по сравнительной таблице В.Б.Брайнина

4.  Текст (от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание» ) — в общем плане связная и полная последовательность знаков. зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.Свойства-цельность и связность.

Р. Барт определяет идеальный текст-письмо следующим образом: «Идеальный текст пронизан сетью бесчисленных, переплетающихся между собой внутренних ходов, не имеющих друг над другом власти; он являет собой галактику означающих, а не структуру означаемых; у него нет начала, он обратим; в него можно вступить через множество входов, ни один из которых нельзя признать главным; вереница мобилизуемых им кодов теряется где-то в бесконечной дали, они "неразрешимы" (их смысл не подчинен принципу разрешимости, так что любое решение будет случайным, как при броске игральных костей); этим сугубо множественным текстом способны завладеть различные смысловые системы, однако их круг не замкнут, ибо мера таких систем - бесконечность самого языка»

5.Интертекстуальность как стратегия читательского восприятия. интертекстуальный анализ художественного произведения

Проблема- интертекстуальность способствует развитию художественной литературы, либо препятствует?

Представим ситуацию, в которую попадает будущий специалист культуры: нужно провести анализ современного танца, спектакля. Вопрос: сможете организовать работу в правильном направлении?

- Каковы будут основные этапы интертекстуального анализа?

- Какое противоречие возникает? (Между необходимостью проведения грамотного литературоведческого анализа произведения, в котором содержится информационное многообразие  художественного текста и недостаточным объёмом знаний на данный момент.)            

 

 

Предлагает обобщение  по изученному материалу, содержание которого соотносится с текущим занятием

 

 

 

 

 

Организует беседу

 

 

 

 

 

 

 

Подводит  к возникновению противоречия

Актуализируют опорные знания пол литературоведению и истории литературы

 

 

 

 

 

 

Вступают в диалог с преподавателем

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют противоречие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные компетенции: ОК2

Социально-коммуникативные: ОК4, ОК5, ОК6

Компетенции самосовершенствования: ОК8

ІII этап – постановка учебной проблемы

3.1. Проблема

Нелинейное чтение. Связано с теорией Ж. Делеза и Ф. Гваттари о двух типах культуры: «древесной» культуры и «культуры корневища». С первым типом связывается принцип подражания природе, превращение мирового хаоса в эстетический космос посредством творческого усилия, здесь книга является «калькой», «фотографией» мира. Воплощением второго типа культуры является постмодернистское искусство. «Если мир - хаос, то книга станет не космосом, а хаосмосом, не деревом, но корневищем. Книга-корневище реализует принципиально новый тип эстетических связей. Все ее точки будут связаны между собой, но связи эти бесструктурны, множественны, запутанны, они то и дело неожиданно обрываются». Здесь книга уже не «калька», а «карта» мира. «Грядет не смерть книги, но рождение нового типа чтения: главным для читателя станет не понимать содержание книги, но пользоваться ею как механизмом, экспериментировать с ней. «Культура корневища» станет для читателя своего рода «шведским столом»: каждый будет брать с книги-тарелки все, что захочет».

   - Исходя из противоречия и отталкиваясь от тезиса, сформулируйте проблему.

-Понятие  архивации и распаковывания информации – это атрибут нашего времени.

-Действительно, в текстах писателей  присутствует некая свёрнутая информация, в сущность  которой следовало бы вникнуть каждому уважающему себя грамотному человеку. Зачем это нужно? А зачем нужно знать свою историю и культуру?

3.2. Гипотеза

Гипотеза: в текстах художественных произведений  содержится очень значительный пласт информации,  которую можно получить методом распаковывания через интертекстуальный анализ текста..

Создаёт условия для выявления места и причины затруднения

1)      ставит проблемный вопрос

2)      создаёт проблемную ситуацию

3)      ведёт подводящий диалог (система посильных учащемуся вопросов и заданий, которые подводят его к осознанию темы урока)

 4) сообщает тему с мотивирующим приёмом («актуальность», « яркое пятно»)

 5) создает ситуацию спора, дискуссии, выбора

Обучающийся осознает, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений, способностей

1)      отвечает на проблемный вопрос

2)      анализирует проблему

3)    участвует в диалоге

4)    формулирует тему урока

5)    приходит к выводу: «Мне не хватает знаний, и я хочу это знать для того, чтобы…»

 

 

Записывают в тетрадях

 

 

Регулятивные компетенции: ОК2

ІV этап – формулирование проблемы (цели занятия), планирование деятельности (постановка учебных задач)

Цель  формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает обучающемуся не только  знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле, но откроет им мир современной прозы, научит ориентироваться в ней и оценивать ее с художественно-эстетических позиций, что особенно важно в литературной ситуации нашего времени.

Задачи

Образовательная:

- систематизировать и обобщить знания обучающихся по постмодернизму,  рассмотреть поэтику интьертекстуальности,  доказать, что интертекстуальный анализ – это процесс формирования современного грамотного читателя;

- способствовать формированию метапредметных компетенций через приёмы: погружение в текст, решение проблемного вопроса, исследование, презентацию доклада и обсуждение темы выступления с сокурсниками;

- способствовать формированию информационной компетенции:  а) поиск и отбор необходимых источников информации; работа с ними (чтение, интерпретация, трансляция); б) владение традиционными и новыми средствами работы с письменной информацией;  в) понимание связей между этими компонентами и осознанное их поддержание при решении информационных задач собственного проекта.

 

Создаёт условия для формулировки учащимися цели занятия и постановки учебных задач

1)      ведёт побуждающий диалог: Какие есть предположения? Какие вопросы можно задать?

2)      организует фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учебных задач

3)      применяет приёмы, помогающие учащимся удерживать учебные задачи в течение всего занятия (фиксация плана интертекстуального анализа  произведения)

 

Подводит к постановке цели занятия

Самостоятельно формулирует цель занятия и ставит учебные задачи

 

1)      участвует в диалоге, дискуссии

2)      высказывает свою точку зрения, своё отношение к материалу

3)      ставит вопрос: «Что мне надо узнать?»

 

 

 

 

Ставят учебные задачи

 

 

ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

V этап  -демонстрация сформированности читательских умений через реализацию проектной работы – интертекстуального анализа текста художественного произведения.

1. найти и извлечь информацию – первое умение читательской грамотности:

• ориентироваться в содержании текста произведения  и понимать его целостный смысл:

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

      — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять их (метапредметный результат);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

А) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную  информацию;

Б) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

В) формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

2. Интегрировать и интерпретировать - второе умение читательской грамотности:

умение  распознать общую идею или тему текста;

описывать отношения между героями; сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;

понимать настроение и общий тон произведения;

находить практическое применение информации из текста;

понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.  

3. Осмыслить и оценить – третье умение читательской грамотности: умение связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

1. Аллюзии и реминисценции в классической литературе

Библейские темы в литературе

Аллюзии и реминисценции А.Пушкина как основа понимания идейного содержания романа «Евгений Онегин»

Пушкин у Ахматовой

Лермонтов у Блока

2. Аллюзии и реминисценции в современной литературе постмодернизма

В.Пелевин

И.Бродский

А.Галич

В. Пъецух

О.Богаев

3. Чеховский контекст в современной литературе:

Л.Улицкая

Б.Акунин

А.Волос

Создаёт условия для самостоятельного выбора учащимися способов решения учебных задач

1)      побуждает к поиску собственного плана решения

2)      учит выбирать более эффективный путь решения

3)      организует процесс решения учебных задач

4)      стимулирует учащихся к исследовательской деятельности

5)      побуждает учащихся к высказыванию собственных затруднений и организует деятельность по выявлению их причин

6)  ненавязчиво контролирует

7)      создаёт «ситуацию успеха»

 

 

 

Организует контроль и самоконтроль

 

Организует оценку проекта (лист с критериями оценки)

 

Организует контроль и самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выбирает способ решения учебных задач, отвечая на вопрос: «Как я буду действовать?»

1)      участвует в обсуждении и предположении способов деятельности

2)      формулирует гипотезы

3)      планирует работу

4)     осуществляет решение учебных задач, работая фронтально, индивидуально, осуществляет процессуальный самоконтроль учебной деятельности

 

 

Обучающийся

представляет индивидуальный исследовательский проект.

 

Оценивают друг друга (по критериям)

 

Презентации по темам докладов

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

 

          Приём  – использование «дерева вопросов».

 1 группа – вопросы с поверхности, ответы на эти вопросы лежат на поверхности текста: Кто?.. Что сделал?.. Куда?.. Где?.. Когда?.. Был ли?
2 группа – ищет ответы на такие вопросы, которые можно найти только между строк (вопросы начинаются со слов Почему..? Как..? А что если..? Будет ли так? и т. д.).
3 группа – суть этих вопросов – связать текст с жизнью, опытом обучающихся: Как текст связан с событиями в твоей жизни? Если бы ты был на месте…? На что это похоже? Есть ли связь с тем, что происходит сегодня?

 

Нацеливает на получение конечного продукта :                                        «Дерево вопросов» (по типу схемы  «Информационная гроздь»).   

 

Работают в группе по заданию преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность к профессиональному выбору: умение ориентироваться в мире профессии, в жизненной ситуации с учетом собственных интересов и возможностей.

 

 

VI этап – развитие умений (применение нового знания)

 

«Не надейтесь избавиться от книг»- книга диалогов Умберто Эко и французского интеллектуала Жан-Клода Каррьера. «Чем больше читаешь книг — тем больше их нужно прочитать; это бесконечный процесс. Вместе с тем у человека, испытывающего потребность в чтении, нет никаких шансов прочитать все, что он хотел бы прочитать. Однако это не значит, что непрочитанные книги зияют в нашем культурном багаже черными дырами: каждая важная непрочитанная книга влияет на нас опосредованно, через десятки других, испытавших ее влияние. Памятуя о том, сколько произведений написал Умберто Эко, кажется, что мало у кого есть шанс освоить все его наследие. Однако влияние на нас Эко все равно оказывает. Даже если мы его и не читали».

Организует первичное закрепление знаний

 

 

 

Применяет полученные знания в практической деятельности, «Что я узнал?»

 

 

ТЕСТ по видам интертектов

 

 

заполнение «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ПРОЕКТА  СТУДЕНТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 2- Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. самосовершенствования (ОК8) через приём самостоятельной работы, самооценки учебной деятельности

 

VI этап – итог занятия,  рефлексия учебной деятельности

 

Обобщение по теме

Завершить свои размышления можно таким заключением Л. Улицкой:

«Гениальный писатель расширяет человеческий мир. Из… закона связи всего со всем вытекает одно не вполне очевидное следствие: богатство отдельной человеческой жизни зависит от того, сколько нитей может удержать

человек. И какой же непоправимый урон наносят себе лично, культуре и самой жизни люди, исключающие из своего умственного обихода науку и искусство, ограничивающие своё существование лишь связями с источниками питания, тепла и партнёрами для продолжения рода» [Улицкая Л. Священный мусор. – М., 2012. с. 59].

 

 

 

 

Создаёт условия для рефлексивной деятельности учащихся

1)      обучает анализу полученного результата с точки зрения требования задач

2) помогает учащимся оценивать свои действия и действия сокурсников

 

 

Осуществляет само- и взаимоконтроль, обобщают, делают выводы

 

Демонстрирует результат рефлексивной деятельности: « Лист самоконтроля обученности по теме

«ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru

ГАПОУ РБ «КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ им

ГАПОУ РБ «КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ им

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Тема

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Тема

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Ключевые компетенции, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: обобщенные способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками информации

Ключевые компетенции, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: обобщенные способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками информации

Эмоционально-психологические компетенции:

Эмоционально-психологические компетенции:

Регулятивные компетенции: ОК2 ІV этап – формулирование проблемы (цели занятия), планирование деятельности (постановка учебных задач)

Регулятивные компетенции: ОК2 ІV этап – формулирование проблемы (цели занятия), планирование деятельности (постановка учебных задач)

ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

ОК 2- Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 2- Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020