Технологическая карта

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Класс: 5 Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская Тема урока: Духовная музыка русских композиторов. В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых... Симфоническая сюита на тему песни «Туган тел» Н.Жиганов. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности. Цель урока: показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).Технологическая карта по музыке 5 класс
Иконка файла материала 3 чет 13.02.2016 год.docx
Технологическая карта № 20 Дата: 13.02.2016 год Учитель: Арзамасова Валентина Петровна Класс: 5 Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская Тема урока: Духовная музыка русских композиторов. В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых... Симфоническая сюита на тему песни «Туган тел» Н.Жиганов. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Вид урока: урок­беседа; сочетание разных видов деятельности. Цель урока: показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них  (музыки и литературы). Задачи: познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической  миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание) Личностные: Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций  личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства. Метапредметные: регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают  учебную задачу; познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для  выполнения учебных заданий. коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Предметные: понимают термин «инструментальная музыка», «вокальная музыка»,  «симфоническая миниатюра», умеют применять  музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения. Вид используемых ИКТ: презентация (авторская) Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала;  расширить эстетический кругозор обучающихся. Оборудование: медиапроектор, учебники, тетради, муз.хрестоматия.Время 3 мин. 7 мин Этапы урока Деятельность учителя    Методы и формы Деятельность  обучающихся Исполнение р.н.п. «Во  поле берёза стояла» УУД 1.Организационный  момент (мотивация к  учебной деятельности) Цель этапа: включение  уч­ся в деятельность,  настрой на позитивный  лад. 2.Актуализация знаний  и фиксирование  индивидуальных  затруднений в учебном  действии. Цель этапа: Повторение изученного  материала,  подтверждение связи  темы урока с темой  четверти, выход на  проблему, через  определение темы урока. Приветствие учащихся.  Проверка готовности к  уроку. Исполнение р.н. песни с учениками «Во поле берёза  стояла» ­ Какой жанр сейчас  исполнили? ­ К какому виду музыки он  относится? ­ какие виды вокальной  музыки знаете? Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот  вид музыки, если бы не было  литературы? Почему?  Назовите тему четверти. А народная песня связана с  литературой? Как называется народное  творчество? (Фольклор.) Какие виды фольклора вы  знаете?  Сегодня мы познакомимся с  музыкой, которая появилась  на свет только благодаря  Проблемно­поисковый Ответы: песня Вокальная музыка. Песня. Романс. Блиц­опрос Дают определения  жанрам. Называют тему  четверти. Говорят о  взаимосвязи музыки и  литературы в вокальных жанрах. Фольклор –  музыкальный,  прикладной,  литературный. Рассуждают,  отвечают. Анализируют, выходят на проблему. Решение проблемной  ситуации (познавательные УУД)  Учащиеся сопоставляют,  выделяют главное, находят  ответ на вопрос  учителя,  делают выводы. Анализ и   синтез, классификация,  обобщение. Распознавание существенных  признаков  и свойств  явлений  с помощью наблюдения,  сравнения, анализа. (коммуникативные УУД)  Коммуникация, потребность  поделится со сверстниками и  учителем своим мнением,фольклору – сказанию  русского народа. Итак назовём тему нашего  урока: «Фольклор в музыке  русских композиторов». Опираясь на тему урока,  сформулируйте цель урока,  используя опорные фразы на  доске: узнать, что такое  (симфоническая миниатюра),  в чём особенности этого  (жанра), в чём взаимосвязь  музыки и литературы в  произведении А.Лядова Учитель подводит учащихся  к пониманию того, что   симфоническая миниатюра –  это небольшое  инструментальное  «программное»  произведение,  в основе  которого лежит литературное произведение. Выявить  единство выразительности и  изобразительности в создании музыкального образа  «Кикиморы» 1. Звучит вступление к  музыке А.Лядова   3.Проблемное  объяснение нового  знания, усвоение новых  знаний Цель этапа:  Обеспечение восприятия  и осмысления нового  знания об  инструментальной   музыке, симфонической  миниатюре, а так же о  взаимодействии музыки с  литературой.  Формирование целей и  задач, необходимых для  изучения этой темы. Тема урока : «Фольклор в музыке русских  композиторов» Взаимодействие  с  учителем во время  беседы,  осуществляемой во  фронтальном режиме. Отвечая на вопросы  учителя, рассуждают и  размышляют о том, что  общего в литературной  и музыкальной  «Кикиморе» умения слушать и  воспринимать мнение других.  Совместный поиск ответа на  заданные учителем вопросы,  участие  и взаимодействие в  процессе этого поиска. (регулятивные УУД)  Оценивают  предлагаемые  для анализа произведения  искусства. Способность  принимать и сохранять  поставленную на уроке цель. Анализируют настроение,  характер, атмосферу, выявляют  сходство и различие образов  (опираясь на ранее изученный  материал).  Выделяют  существенную информацию  из  особенностей музыки,  выдвигают свои гипотезы и  обосновывают их.  Осуществляют  актуализацию  личного жизненного опыта. Слушают собеседника, высказывают свое мнение,  взаимодействуют путем  взаимопонимания.. 17 мин.«Кикимора» 2.Учитель  просит выдвинуть  предположение об образной  сфере, в котором написана  эта музыка. 3.Организует беседу,  выявляющую знания  учащихся о жанре  «симфоническая  миниатюра».  4.Знакомит с автором  литературной основы музыки А.Лядова ­  фольклористом­ собирателем И.Сахаровым. Показ презентации Слушание музыки. Как  музыкальный язык и форма  сочинения помогли  композитору изобразить  эти  сказочные события? Сравнить язык двух   художественных  произведений. Появился бы жанр  «симфоническая  миниатюра», если бы не было литературы? 4.Первичное  закрепление. Цель этапа: Закрепление нового  знания; выявление  пробелов первичного  осмысления изученного  материала. 10мин. Учащиеся  читают  отрывок И.Сахарова в  учебнике, затем  слушают музыку   А.Лядова. Познают  особенности  музыкального языка.  Сравнивают с  литературным  описанием Кикиморы. Выявляют  неотъемлемую связь  (Познавательные УУД) Устанавливают аналогии  особенностей музыки русских  композиторов. Делают выводы.. (Коммуникативные УУД) Общаются и взаимодействуют  в процессе нахождения общего и  разного в литературе и музыке. (Регулятивные УУД) Умение контролировать   процесс и результаты своей5. Самостоятельная  работа Какой из образов  музыкального сказа  запомнился больше  других? Почему? 6. Итог урока  (рефлексия) Цель этапа: осознание  уч­ся своей учебной  деятельности, самооценка результатов деятельности  своей и класса. музыки и литературы. деятельности, включая сюда  контроль  в сотрудничестве с  учителем и сверстниками. Индивидуальная. Выполняют в тетради  письменно. Дифферинцированный (разноуровневый  подход) На доске слайд с вопросами:  Сегодня я узнал, что без  фольклора… Меня удивило… Сегодняшние знания я смогу  применить…. Больше всего мне  понравилось….. Я  расскажу о Лядове  (кому?)… Я понял, что  «симфоническая миниатюра» ­ это…. Я узнал о фольклоре….. Планировали способы и приемы  работы. Путем рефлексии на  свои действия, корректировали  формы совместной работы.  Оценивали собственную  деятельность на уроке, во время различных этапов урока. 7.Домашнее задание ( по выбору) Слайд – учитель  комментирует домашнее  задание , благодарит за  работу на уроке 3 мин. 3 мин 1 мин.Завершение урока музыкой  А.Лядова. 1 мин