Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и
скучает.
Загадка
Она бывает
охотничья,
барабанная,
зубная
танцевальная,
математическая…
Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят два барабана,
Иль каблуки отобьют её рьяно…
Представить в виде суммы двух
дробей с одинаковыми знаменателями
7
20
7
20
3
20
4
20
Представить в виде
произведения двух дробей
7
20
1
7
2
10
Назвать дополнение
дроби до единицы:
13
20
Выполнить самостоятельную работу
Тест на приготовленных для вас листах
Время выполнения не более 10 мин.
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Вышевыше потянулись.
Нука! Плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
К полу руками прикоснитесь.
Селивстали, сели встали.
И на месте побежали…
Чтобы в форме быть всегда
Двигаться нужно, друзья,
Наклоняемся раздва,
Нука, вместе поскакали,
Руки вверх, вы не устали?
А теперь все улыбнитесь,
И на место все садитесь.
Эпиграф урока:
«Без знания дробей, никто не может
признаваться знающим арифметику»
Римский оратор и писатель Цицерон
Какие арифметические действия мы с вами
научились выполнять с дробями?
А какое действие мы еще не умеем выполнять?
Задача
3
4
Стадион прямоугольной формы,
площадью
5
7
км². Длина участка была равна
км.
Как же найти ширину?
км
3
4
?
х
а в = S
3
5
4
7
Как найти х ?
Х
Как найти неизвестный сомножитель?
Х =
Умеем мы это делать?
Значит тема нашего
сегодняшнего урока:
Деление
обыкновенных
дробей
Если мы чегото не знаем, то какими
источниками информации мы смело
можем воспользоваться на уроке?
н
и
г
и
К
И
н
т
е
р
н
е
т
У
ч
и
т
е
л
ь
О
д
н
о
к
л
а
с
с
н
и
к
и
Взаимно обратные дроби
•Возьмем дробь - , перевернем её -
•
•Эту дробь называют обратной
дроби
•Умножим на , получим 1
•Два числа, произведение которых
равно 1, называют взаимно
обратными.
•То есть и
Алгоритм
нахождения
обратной дроби
надо
найти
• Если
взаимно
обратное число для обыкновенной
дроби – переверни её.
найти
• Если
взаимно
обратное число для смешанного
числа, то сначала переведи его в
неправильную дробь, а затем
надо
Найди дробь
обратную данной:
•
• 1
• 2
• 5
•6
Найди произведение:
•
1
Используя взаимно обратные
дроби, мы можем деление
дробей свести к умножению.
a
b
c
d
:
a
b
d
c
делитель
число, обратное
делителю
делимое
делимое
da
cb
частное
5
7
:
3
4
5
7
4
3
20
21
Правило деления
Чтобы разделить одну дробь на
другую, надо делимое умножить
на число обратное делителю
1
3
1
д
е
л
и
ь
т
е
л
д
е
л
и
м
о
е
Частное
Х
Вернемся к нашему
уравнению решим его:
3
4
5Х
:
7
5 Х
7
20Х
21
5
7
3
4
4
3
Алгоритм деления
дробей
1. Деление заменить
умножением.
2. Делитель заменить
обратной дробью.
3. Выполнить умножение
по известному алгоритму.
=
:
Устная работа
Найдите значение
выражения:
б)
6
13
:
6
13
а)
1
5
1:
в)
7:0
8
9
г)
:1
3
7
2
3
1
3
4
9
3
4:
1
2:
1
9:
2
3:6
1
5
4
9
:
:
:3
3
4
1
2
1
5
2:
7
8
11
41
12
1
1
1
4:
11
15
Правило деления:
•Дробь на дробь чтоб разделить,
Долго нечего мудрить.
Дробь обратную делителю
берёте.
И на эту дробь теперь
Умножайте поскорей.
Так вы частное искомое найдёте
При делении смешанных чисел, нужно
сначала эти числа представить в виде
неправильной дроби , а потом применить
правило деления обыкновенных дробей, т. е.
делимое умножить на обыкновенную дробь
обратную делителю.
24
I вариант
II вариант
:
:
:
:
_
5
12
_
22
25
_
5
51
_
8
13
_
3
8
_
10
21
_
33
35
_
25
153
_
2
39
_
9
8
.
_
1
4
:
=
=
=
=
=
_
14
15
_
24
25
_
21
80
_
3
65
_
5
8
:
:
:
:
_
2
45
_
16
15
_
4
15
_
9
130
_
5
6
.
=
=
=
=
_
10
9
=
:
Раскрась картинки согласно ответам
I вариант
II вариант
:
:
:
:
_
5
12
_
22
25
_
5
51
_
8
13
_
3
8
_
10
21
_
33
35
_
25
153
_
2
39
_
9
8
.
_
1
4
:
7
8_
14
15_
3
5_
12
3
4_
=
=
=
=
=
_
14
15
_
24
25
_
21
80
_
3
65
_
5
8
:
:
:
:
_
2
45
_
16
15
_
4
15
_
9
130
_
5
6
.
21
9
10_
9
32_
2
3_
=
=
=
=
=
_
10
9
5
6_
:
Из истории деления
В древности на Руси говорили: «Умножение
– мучение, а деление –беда.»
Хотя умножение в старину и считалось
нелегким делом, однако деление было еще
сложнее. В Италии до сих пор сохранилась
поговорка: «Трудное дело деление»
В средние века людей, умеющих
производить деление, можно было
пересчитать по пальцам. Они переезжали
из города в город по приглашению купцов,
желавших привести в порядок свои счета
А мы сегодня на уроке доказывали обратное.
«Знание
только тогда
знание, когда оно
приобретено
усилиями
своей мысли,
а не памятью»
Л.Н. Толстой
Домашнее задание:
• Глава 9, пункт 9.5 Деление дробей
• №№ 853, 854, 882
• Для желающих:
• http://www.matematika na.ru/5class/mat_5_23.php
– тест на тему деление и дроби
• Тест на тему «Деление» на сайте ОБРАЗОВАКА
https://
obrazovaka.ru/test/deleniedrobeypravila5klass.htm
l
• Олимпиадные задачи
Рефлексия
• Оцените себя по итогам всего урока.
• Заполните листы самооценки и сдайте мне
вместе со всем раздаточным материалом.
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Хорошо вы потрудились,
Всем СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Использованные источники
• https://images.app.goo.gl/ZBmCLZbn4KG5suZT6 - оружейная дробь
• https://images.app.goo.gl/KEjFxx1bE1uMndSr6 – дробь в танце
• https://images.app.goo.gl/dWL5dfMzB6Jd6V4X6 – барабанная дробь
• https://images.app.goo.gl/aggfaEtGyU6o7snf6 - одноклассники
• https://images.app.goo.gl/GbaGSnCcKBuJAzSS7 - учитель
• https://images.app.goo.gl/67Hgwtu3MEVm4wg18 – ученик решает, думает
• https://images.app.goo.gl/SWhAtgnqohQ1V2pL8 - зарядка
• https://images.app.goo.gl/MQyHiH99a4zJ6N5V9 - книги
• https://images.app.goo.gl/m7sv6Y8zdUED21hz7 - интернет
• https://images.app.goo.gl/vvAK7oK2fJR5uR32A – кот ученый за компом
• https://images.app.goo.gl/HxMKzR35sFTomxr98 - солнышко
• https://images.app.goo.gl/Mij9gDBD9Eaxemdz6 – божья коровка
• https://images.app.goo.gl/eEyPHmzUWCs2n8GL7 - ежик
• https://images.app.goo.gl/12ca2GTDo9AQCmoL9 – устный счет
• https://images.app.goo.gl/tWvp6UVaKup61x8L6 – Л.Н. Толстой
• https://images.app.goo.gl/PhoujKX18zGAz1uh9 – шаблон для презентации
• https://images.app.goo.gl/ESGtLQFmVz5usZHH6 - рефлексия