Технологическая карта интегрированного урока по информатике и математике на тему "Координатная плоскость" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приложение для работы на компьютере в прямоугольной системе координат
Иконка файла материала Технологическая карта 6 класс.doc

Технологическая карта

Ф. И. О. педагога: Образцова Лариса Николаевна, Лаврова Татьяна Алексеевна

Предмет: математика, информатика

Класс: 6

Тема урока: Координатная плоскость

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта с дидактической структурой урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

УУД

1.Самоопределение к деятельности

 

Учитель математики

Сообщает эпиграф  к уроку для мотивации деятельности обучающихся.

Проводит математическую разминку,  в результате расшифровывают тему урока

 «Координатная плоскость». Использует небылицу о случае, который подсказал Декарту идею координат.

Учитель информатики

Ф Напоминает обучающимся изученные ранее знания по теме «Прямоугольная система координат» в рамках изучения темы  по информатике в 5 классе: «Кодирование информации. Метод координат».

 

Демонстрирует на основе приложения Graph (наглядная геометрия) последовательность построения прямоугольной системы координат (Прямоугольная система координат и рисунки из отрезков – Повторение -Построение - Обозначение)

Выполняют математическую разминку (2 варианта – работа в паре), заменяют числовые ответы буквами, получают:

1 вариант – «Координатная»

2 вариант – «плоскость». Тему урока записывают в тетрадь.

Ф

Отвечают на вопросы учителя, комментируют ответы.

 

Выполняют задания по выбору (работа в паре).

 

Записывают тему урока в тетрадь.

 

 

 

 

 

Мы знаем, что любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел (и наоборот).

1. Что такое метод координат? Расскажите о нем.

- как изобразить прямоугольную систему координат?

- как называется горизонтальная и вертикальная оси?

- как называется и как обозначается  место пересечения этих осей?

- какую пару чисел называют координатами точки?

- на сколько частей разбивают плоскость оси координат? Как называют эти части?

- в какой четверти мы с вами работали в 5 классе?

Закрепить вычислительные навыки действий чисел с разными знаками.

Формируются умения:

- определять понятия по существенным признакам

- систематизировать информацию

- формулировать вывод

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель информатики.

Предлагает выполнить задание на повторение (построение изображения по координатам точек и наоборот, запись координат точек по изображению на координатной плоскости): Приложение Graph – Координаты и графические диктанты – Графический диктант по тексту и Шифровка заданного рисунка.

Учитель контролирует деятельность обучающихся за компьютерами.

 

Предлагает  новое задание – ставит проблемную ситуацию перед обучающимися:

Приложение Graph – Прямоугольная система координат и рисунки из отрезков – Решение задач

Испытывают затруднения при решении поставленной задачи.

Обучающиеся работают с приложением Graph – Координаты и графические диктанты – Графический диктант по тексту и Шифровка заданного рисунка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращают внимание на нехватку знаний из области математики.

Задания из приложения Graph – Координаты и графические диктанты – Графический диктант по тексту и Шифровка заданного рисунка (по нескольким вариантам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания из приложения Graph – Прямоугольная система координат и рисунки из отрезков - Решение задач

Формируются умения:

-  определять новую задачу

- планировать собственную деятельность

- устанавливать межпредметные связи

 

3. Постановка учебной задачи.

Изучение нового материала

Учитель математики.

Подводит обучающихся к формулировке целей урока

Ставят цель:

Научиться определять координаты точек на координатной плоскости. Научиться строить точки  на координатной плоскости по координатам.

 

 

1). Что такое координатная прямая?

2). Что называют координатой точки?

3). Как пересекаются, под каким углом, предложные координатные прямые?

4). Две взаимно перпендикулярные прямые образуют прямоугольную систему координат или координатную плоскость, в которой мы будем работать сегодня на уроке.

5). Какие цели поставим на сегодняшний урок?

Формируются умения:

- выполнять сравнение по аналогии

- комбинировать известные средства для решения новых задач

- находить приемлемое решение при наличие разных точек зрения

- быть корректным к мнению других

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

Учитель математики.

Предлагает построить две перпендикулярные прямые в тетради. Вводит обозначение координатных прямых  x, y, дает новые названия ось абсцисс и ось ординат. Вводит новое понятие координаты точки и их обозначение.

 Контролирует правильность построения координатной плоскости с обозначением начала координат и осей. Вызывает обучающихся к доске (по одному) для построения точек по заданным координатам №1393.(Для самопроверки с образцом на доске).

№ 1394 Просматривает рабочие тетради, просит обучающихся озвучить ответ.

№ 1395.Ф

Слушают объяснение учителя

Ф Выполняют устно №1390, 1391 с.245

Строят в рабочих тетрадях координатную плоскость.

Ф Отвечают на вопросы учителя.

ПР с самопроверкой по образцу (на доске).

Выполняют №1393 в тетради (отмечают точки по координатам). №1394 в тетради (определяют координаты точек по рис.117 с.246)

№1395 Отвечают на вопросы.

Постройте две перпендикулярные координатные прямые, которые пересекаются в точке О.

О - начало координат.

Горизонтальная ось ОХ – ось абсцисс. Вертикальная ось ОУ – ось ординат.

№1393 Постройте координатные прямые х у и отметьте точки А(2;8), В(3;-4), С(-4;5), D(-3;-7), Е(0;5), М(0;-4), К(6;0), Р(-7;0).

№1394 Найдите координаты точек А,В,С,D (рис.117).

№1395 У каких точек на координатной плоскости абсцисса равна нулю?

 У каких точек равна нулю ордината?

Какая точка имеет координаты (0;0)?

Формируются умения:

- составлять на основе графика информацию о координатах точки;     

- наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях;

- систематизировать информацию;

- выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

- продолжить и развить мысль собеседника.

 

5. Первичное закрепление

Закрепление нового материала

Ф  Учитель информатики

Дает задания в приложении Graph – Прямоугольная система координат и рисунки из отрезков – Решение задач.

Ф Учитель математики.

 Дает задание построения точек в координатной плоскости по их координатам. Корректирует ответы. Подводит обучающихся к составлению алгоритма построения точек в координатной плоскости по их координатам.

 

 

Ф Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют №1397 в тетради (отмечают точки по координатам Проверяют лежат ли эти тоски на одной прямой самостоятельно).  

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют алгоритм построения точек в координатной плоскости по их координатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№1397 Изобразите на координатной плоскости точки А(-2;-2), В(-1;-1), С(0;0), D(1;1), Е(2;2). Проверьте с  помощью линейки, лежат ли эти точки на одной прямой и лежит ли на этой прямой точка М(-5;5).

 

Формируются умения:

- определять проблему и предлагать способы решения;

- планировать и проводить наблюдение за объектом;

- осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

 

 

Учитель математики

проводит физкультминутку, затем

предлагает выполнить

самостоятельную работу в рабочей тетради.

№1399  Строят треугольник ОВС по заданным координатам вершин.

№ 1399 Постройте треугольник ОВС, где О(0;0), В(4;6), С(1;5).

Формируются умения:

- строить фигуры в координатной плоскости по координатам вершин;

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

- осуществлять самоконтроль учебной деятельности;

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Домашнее задание

 

Ф учитель математики. Подводит итог урока, задает вопросы.

 

Ф Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. Подводят итог – выполнена ли цель урока или нет.

1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

2. Чему новому вы научились?

3. Где могут пригодиться знания по данной теме? (в географии, в быту)

4. Какие были затруднения?

5. Достигнуты ли цели урока?

6. Оставьте свое мнение на «Дереве успеха».

 

ДЗ № 4401, 1402, придумать и изобразить в координатной плоскости рисунок и указать координаты точек его вершин.

Обучающиеся приобретают

 - способность к действию,

-  способность применять знания полученные на уроках математики и информатики,

-  реализовывать их как собственные проекты

- формируется способность социального действия – умение работать в  парах,

-отстаивать свою точку зрения,

- умение комментировать свой ответ,

 - формируются умение контроля и самоконтроля

- умения устанавливать межпредметные связи.

Домашнее задание способствует формированию умений проектной деятельности, формированию креативного  мышления и коммуникативных умений защиты проекта.