Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Пустыни»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
27.03.2019
Цели: Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания»
открыт. урок окр. мир.docx
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе
Учитель: Ерицева Елена Николаевна
по теме: «Пустыни»
Цели
деятельности
учителя
Способствовать формированию у учащихся представления о
природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности,
растительном и животном мире; первоначальных умений поиска
необходимой информации и анализа полученной информации;
развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать
условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь;
определения границ знания и «незнания»
Тип урока
Открытие нового знания.
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения
компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с географической картой, атласомопределителем,
дополнительной литературой, работать с моделями изучаемых
объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью
понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать
собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог,
оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое
общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы
обучения
объяснительноиллюстративный, исследовательский;
индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная
Оборудование
Карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с
изображением растительного и животного мира пустынь
Основные
понятия
Пустыни
Этапы урока
Деятельность учителя
Ход урока
Организационный
момент.
Создание эмоционального настроя
урока.
Цель:
включить детей в
деятельность.
Снова пришел долгожданный миг
Нам пора в дорогу.
Деятельность
ученика
Слушают учителя,
настраиваются
на предстоящую
работу в классе. Актуализация знаний
учащихся.
Проверка домашнего
задания.
Цель: проверить степень
усвоения предыдущего
материала.
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
Фронтальная работа.
С какой природной зоной мы
знакомились на прошлом уроке?
Какие особенности климата в этой
природной зоне?
Как приспособились животные и
растения к жизни в условиях этой
природной зоны?
Назовите основные виды деятельности
людей данной природной зоны.
Как влияет хозяйственная
деятельность человека на природу
степей?
Какие экологические проблемы с этим
связаны?
Выполнение теста «Зона степей»
Дети отвечают,
используя карту,
дополнительный
материал и доклады,
подготовленные дома
Выполняют тест.
Мотивация
(самоопределение) к
учебной деятельности
Демонстрируются слайды с
изображением степи и пустыни. ( Слайд.
Приложение 1)
слушают учителя.
принимают участие в
диалоге с учителем.
Цель: мотивировать к
предстоящей
деятельности на уроке.
Целеполагание.
Иллюстрации каких природных зон вам
представлены?
На какой из иллюстраций известная
вам природная зона?
Какие характерные особенности
помогли вам сделать такой вывод?
Работа с картой
природных зон
России. Определение
расположения зоны
пустынь
относительно зоны
степей.
Как вы думаете, неизученная
природная зона находится севернее или
южнее зоны степей?
Почему вы так решили? Докажите.
Сегодня мы поговорим об этой
природной зоне.
А как она называется, узнаете, разгадав
ребус. (Слайд. Приложение 2)
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Югозапад России раскроет тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
– О какой природной зоне идет речь?
Раздача инструкционных карт.
(Приложение 3)
Разделившись на микрогруппы, вы
будете представлять группы различных
ученых, исследующих новую природную
зону по вопро
сам ваших инструкционных карт.
По завершению исследовательской
работы мы должны определить основные
отличия зоны пустынь от зоны степей.
Инструкция детей по работе в группах.
Как будете работать в группе?
С чего начнете?
Есть ли необходимость разделить
обязанности?
«Открытие» новых
знаний.
Исследовательская
работа.
Цель: включить детей в
ситуацию выбора метода
решения проблемы,
решать проблему с
помощью выбранного
метода.
Работа в группах.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем,
Цель: предупреждение и
снятие утомления.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Деление на
микрогруппы с учётом
желания и интересов
детей..
Работа в
микрогруппах:
1. Географы
2. Ботаники
3. Зоологи
4. Экологи
В процессе работы
дети используют
учебник «Мир вокруг
нас» А.А.Плешакова,
Е.А. Крючковой;
атласопределитель
«От земли до неба»;
справочную
литературу;
инструкционные
карты.
Выполнение
упражнений для
снятия утомления с
плечевого пояса и
рук. Первичное
закрепление.
Цель: умение строить
речевое высказывание.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Предлагает учащимся выступить с
отчетами по результатам
исследовательской деятельности:
«Растения пустынь», «Животные
пустынь»,
«Экологические проблемы пустынь».
Включение новых
знаний в систему
знаний.
Практическая
деятельность учащихся.
Составьте экологическую пирамиду,
характерную для зоны пустынь.
Какие цепи питания можно составить
для этой природной зоны?
О чем свидетельствуют составленные
Отчет
представителей
микрогрупп.
1) Географы
показывают на карте
и рассказывают о
географическом
положении
природной зоны, об
особенностях
климата пустынь.
2) Ботаники
представляют
растительный мир
пустынь,
рассказывают о том,
как приспособились
растения к жизни в
данной природной
зоне.
3) Зоологи
рассказывают о
животном мире
пустынь, о
приспособлении к
жизни
представителей
животного мира.
4) Экологи освещают
экологические
проблемы пустынь,
меры, которые
используются для
решения этих
проблем и
природоохранные
мероприятия.
Составление
экологической
пирамиды и цепей
питания. вами цепи питания?
Выполните в паре задания № 5, № 6 из
рабочей тетради.
Подведение итогов
урока.
С какой природной зоной
познакомились на уроке?
Цель: проверка усвоения
материала урока.
Рефлексия.
Цель: рефлексия
деятельности на уроке
Каковы особенности её климата?
Назовите типичных представителей
растительного и животного мира? Как
они приспособились к жизни в условиях
пустынь?
Что нужно делать, чтобы не допустить
нарушения экологических связей в
пустыне?
На доске вывешивается заранее
заготовленное дерево без листьев.
Прикрепите, пожалуйста, к дереву
листочки. Кому всё понятножелтого
цвета, если возникли какиелибо
трудности зелёного цвета.
Это дерево нам пригодится на
следующем уроке при изучении новой
природной зоны.
Домашнее задание.
Помогает определить домашнее задание:
Цель: повторение и
закрепление изученного
на уроке,
самостоятельный поиск
дополнительной
информации
Страницы учебника 122131отвечать на
вопросы.
Подготовить минисообщение про одного
из представителей растительного или
животного мира пустынь. Задания 1, 2, 4
рабочей тетради.
Для чего выполняем задания дома?
Как будете выполнять, расскажите.
Посмотрите на задания «Проверь
себя». Что нужно сделать, чтобы их
выполнить?
Подчеркни правильный вариант ответа.
Тест «Зона степей»
Выполняют задания в
тетради.
Ответы на вопросы
учителя.
У детей
разноцветные
листочки на
магнитной
основе( желтые и
зелёные).
Дети по очереди (по
рядам) выходят к
доске, прикрепляют
листочки
Определяют
домашнее задание
(обязательные
задания и 1 задание
по выбору)
Рассказывают о том,
как будут выполнять
домашнее задание,
высказывают
предположения по
выполнению задания
«Проверь себя» 1. Зона степей расположена на… нашей страны:
а) севере; б) юге; в) западе.
2. Какое лето бывает в степи?
а) холодное и засушливое; б) теплое и дождливое; в) теплое и засушливое.
3. Какое травянистое растение не водится в степи?
а) ковыль; б) люцерна; в) типчак.
4. Какой журавль обитает в степной зоне?
а) красавка; б) стерх; в) серый журавль.
5. Где степные птицы устраивают гнезда?
а) на деревьях; б) на кустарниках; в) на земле.
6. Какой грызун не водится в степи?
а) суслик; б) хомяк; в) бурундук.
7. По вине человека экологическими проблемами степи являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;
в) загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.
8. Основным занятием населения степей является…
а) рыболовство. б) земледелие. в) оленеводство.
Ответы: 1б. 2в. 3б. 4а. 5в. 6в. 7а. 8б.
Приложение 1. Приложение 2
Приложение 3
Материалы для ботаников
Гербарий, рисунки с изображением растений, атласопределитель, учебник
(с.123,124). Карточкапомогайка:
1. Общая особенность растений.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель,
лист).
3. Значение в природе.
Материалы для зоологов
Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир.
Животные», материал учебника на с.126128. Карточкапомогайка:
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры,
окраска, образ жизни, чем питаются.
2. Значение в природе.
Материалы для экологов
Учебник (с.129131). Карточкапомогайка:
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
Материалы для географов
Учебник (с.122), энциклопедия «Я познаю мир. География». Карточкапомогайка:
1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных
зон и сторон горизонта.
2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
3. Поверхность земли в пустыне.
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Пустыни»
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Пустыни»
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Пустыни»
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Пустыни»
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Пустыни»
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Пустыни»
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Пустыни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.