Технологическая карта по теме «Координатная прямая» . информации средствами технологии проблемного обучения.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цели по содержанию:
Образовательная – сформировать понятия положительных и отрицательных чисел, координатной прямой, умение находить координаты точек на прямой, а также отмечать точки на прямой по их координатам.
Развивающая – продолжить развитие умений самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями, развитие креативности мышления, познавательного интереса учащихся.
Воспитательная – продолжить воспитание самостоятельности и настойчивости в достижении поставленных целей.
Технологическая карта по теме «Координатная прямая»
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оргмомент
( 1 мин.)
Целеполагание
и мотивация
( 2 мин.)
Организовать
учащихся на
работу
Сформировать
положительную
мотивацию для
изучения темы,
поставить цель
урока
Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует
учащихся. Создает позитивное настроение на
познавательную деятельность на уроке.
Известный математик Рене Декарт сказал: «Для того,
чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять,
чем заучивать».
Именно этим мы с вами сегодня будем заниматься на
уроке. Мы будем учиться размышлять, получая тем самым
новые знания. А познакомимся мы с вами на уроке с очень
важными понятиями, которые вы будете применять на
протяжении всего обучения в школе, причем не только на
уроках математики, но и на других предметах тоже и в
практической деятельности.
Запишите в тетрадях число и оставьте место для темы
урока, ее мы запишем позже.
Приветствуют учителя. Проверяют
готовность рабочего места.Актуализация
знаний и
умений
(5 мин.)
Организовать
повторение
знаний и
умений,
которые будут
необходимы на
уроке, создать
проблемную
ситуацию
1. Прежде, чем перейти к изучению новой темы,
давайте вспомним то, что нам сегодня на уроке
понадобиться, что поможет нам понять и хорошо
усвоить новый материал.
На прошлом уроке вам было дано домашнее задание:
решить две задачи, сравнить их и сделать выводы.
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
2. С направлением движения от начала отсчета
связано понятие координатного луча. Вспомните, что
такое координатный луч.
На координатном луче мы можем выполнить
операции сложения и вычитания. Покажите на
координатном луче 5 + 4 – 7.
Если мы прибавляем, то в каком направлении
двигаемся по лучу? А если вычитаем?
3. С помощью координатного луча мы можем решать
некоторые простейшие уравнения. Решите уравнения.
1) 9 х = 6 2) 7 + х = 5
Почему же не решается второе уравнение. Может быть
у нас на луче это не получается сделать. Попробуйте
решить без луча.
1. Озвучивают результаты домашнего
задания, делают общий вывод.
2. Дают определение координатного луча.
Один ученик у доски показывает на луче
операции сложения и вычитания.
Отвечают на вопросы учителя.
3. Решают уравнения
Говорят о том, что второе уравнение решить
нельзя.
Уравнение нельзя решить, потому что из
меньшего числа нельзя вычесть большее. ( 5
– 7)Выдвигают гипотезу.
Гипотеза. Возможно, известных нам чисел
недостаточно и существуют какие то еще
числа, о которых мы не знаем и на
множестве которых данная операция будет
возможна.
Решают проблему под руководством
учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Делают выводы.
Первичное
усвоение
материала
(6мин.)
Создать
условия для
первичного
усвоения
информации в
процессе
решения
проблемы
Проблема. Итак, вы утверждаете, что из меньшего числа
вычесть большее нельзя, а вот в Древнем Китае это
научились делать еще во втором веке до нашей эры. Как
же оказалось возможным вычитание большего числа из
меньшего?
Гипотеза. Возможно, известных нам чисел недостаточно и
существуют какие то еще числа, о которых мы не знаем и
на множестве которых данная операция будет возможна.
Давайте попробуем решить данную проблему.
Решение. Давайте вернемся к координатному лучу и
попробуем выполнить действие 5 – 7 на луче.
Почему не можем выполнить действие на луче?
Оказывается проблема в том, что все известные нам числа
располагаются на координатном луче, а для вычитания 5 –
7 луча недостаточно, нам некуда двигаться. Как же
сделать так, чтобы двигаться было куда.
Но если мы продолжим луч, то что получим.
Как называется эта прямая?
Вот это и есть тема нашего урока. Запишите ее. Наша с
вами задача сегодня научиться работать с координатной
прямой.
Итак продолжим. На прямой мы операцию вычитания
большего числа из меньшего уже можем выполнить и
получить конкретную точку. Но что за число
соответствует этой точке.
Ребята, числа, которые расположены слева от нуля
называются отрицательными, а справа – положительными.
Как они обозначаются вы видите на рисунке. ( +1, +2, +4, + 5,7 и т. д. и – 1, 2, 3,6 и т. д.) Для краткости знак +
2
3
не пишут. + 3 = 3.
Каким числом является число 0?
Выводы. Итак, мы ввели следующие понятия: (показывает
карточки с понятиями)
1) Координатная прямая – это … (формулируют дети);
2) Так же как и на луче, число показывающее
положение точки на прямой, называют координатой
этой точки. Пишут А( 1,5) , В (
), С ( 6).
2
7
3)
Положительные и отрицательные числа.
Расположение координатной прямой. (рисунки)
Как я уже сказала отрицательные числа появились
впервые в Древнем Китае во втором веке до н. э.
Отрицательные числа назывались «фу», а положительные
«чжэн». Постепенно числа «фу» стали истолковываться
как недостаток, долг. Введение отрицательных чисел и
правил их сложения и вычитания можно считать одним из
самых крупных открытий китайских ученых. В греческой
математике это сделал Диофант в середине III века, и
лишь в VII веке отрицательные числа появились в
индийской математике.Осознание и
осмысление
учебного
материала
(5мин.)
Обеспечить
понимание
основных
понятий
Первичное
закрепление
учебного
материала
( 14 мин. )
Формировать
умения
откладывать
точки на
координатной
прямой и
находить
координаты
1. «Математическая зарядка»Учитель показывает
карточки с числами: если число положительное –
ученики поднимают правую руку, если число
отрицательное – левую. Последняя карточка –
число – а.
Как же может быть, чтобы число записанное со
знаком «« было положительным. К этому вопросу
мы вернемся, кода будем изучать противоположные
числа.
2. Беседуют два друга. Один говорит: « Я вошел в
лифт на 3 этаже, проехал два этажа. На каком
этаже я вышел?» Второй сказал, что не может
ответить на этот вопрос. Почему он не смог
ответить? Уточните вопрос, чтобы на него можно
было дать ответ.
3. Известный древнегреческий математик Пифагор
родился в 570 г. и умер в 500 г. Как оказалось, что
год рождения больше, чем год смерти? А где вы
встречались с «линией времени»?
4. С координатной прямой вы встречались и на
уроках географии. Найдите по шкале высоты гор и
глубины морей и океанов. (плакат).
5. А какие еще вы можете привести примеры
координатных прямых.
1. Работа в группах. Составить задачи, которые были бы
связаны с направлением движения. Каждая группа
составляет одну задачу, записывает ее на заранее
подготовленный альбомный лист. Затем все листы
скрепляются.
2. № 897 ( ответы с обратной стороны доски)
3. Задание на карточке. Отметьте точки на координатной
прямой, приняв за единичный отрезок 2 клетки:точек
Л (1), Д ( 3), Ь (2
), У ( 1), О (3,5), М ( 4).
1
4
Получается слово модуль. Это понятие тесно связано
с положительными и отрицательными числами и
немного позднее мы с ним познакомимся.
Информация о
домашнем
задании
( 2мин.)
Проинформиро
вать учащихся о
домашнем
задании
Рефлексия (3
мин.)
Подвести итог
урока
4. Дополнительно задание на карточке.
Диктует домашнее задание, делает пояснения.
Д.з. п.26, № 919, 920, 921.
Для желающих № 911.
Вернемся к словам Декарта, как вы думаете, мы сегодня
хоть чуть – чуть наш ум усовершенствовали?
Что нового вы сегодня узнали? Чем был полезен для вас
урок?
Что вы должны знать и уметь по теме сегодняшнего
урока?
Где эти знания и умения пригодятся?
Проанализируйте свою работу на уроке и положите
жетончик в соответствующий кармашек. Дает прогноз на
следующий урок.
Знакомятся с домашним заданием.
Отвечают на вопросы учителя, анализируют
свою деятельность на уроке.