Технологическая карта урока географического краеведения в 6 классе с учетом требований ФГОС. Экскурсия в природный комплекс.
Предмет: географическое краеведение
Цель: формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций учащихся при изучении природных комплексов
Задачи:1. Научить различать природные комплексы.
2. Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи между образованием природных комплексов
3. Формировать умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы через организацию работы в группах сменного состава
1. Тема урока: Экскурсия в природный комплекс.
2. Базовый учебник: «Географическое краеведение Саратовской области. Автор учебника: Макарцева Л.В.
Планируемые результаты:
Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.Технологическая карта урока "Экскурсия в природный комплекс" 6 класс
Технологическая карта урока географического краеведения в 6 классе с учетом требований ФГОС.
Экскурсия в природный комплекс.
Предмет: географическое краеведение
Цель: формирование учебнопознавательной и коммуникативной компетенций учащихся при изучении
природных комплексов
Задачи:1. Научить различать природные комплексы.
2. Формировать умение устанавливать причинно следственные связи между образованием
природных комплексов
3. Формировать умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы
через организацию работы в группах сменного состава
1 Тема урока: Экскурсия в природный комплекс.
2
Базовый учебник: «Географическое краеведение Саратовской области. Автор учебника:
Макарцева Л.В.
Планируемые результаты:
Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно
отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку
зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать
суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с
учебником для исследования.
Предметные: знать термин – природный комплекс, называть виды природных комплексов. Сравнивать
природные комплексы.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу
одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с
ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю
географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР,
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Техническое оборудование: мультимедиа, атласы, учебник.
Структура и ход урока.
№ Название
этапа
урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Личностные результаты
Предметные
результаты1
2
Организац
ионный
этап.
Проверка
домашнего
задания
Приветствует учащихся.
Проверяет наличие учебных
инструментов и материалов для
работы на уроке.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Я желаю вам, ребята, Все работы
выполнять
И, желательно на пять.
Задаёт вопросы к классу,
проверяет номенклатуру.
По географии Саратовской
области.
3
Актуализа
ция
темы
Демонстрация презентации
. Что такое комплекс?
Формулируют
правила поведения
на уроке и
аргументируют их.
Активно включаться в
общение
построение
осознанное
речевого высказывания в
устной форме
Формирование
системы знаний о
Солнечной системе
Формирование
умений
умозаключения
Формирование
умений работы с
текстом учебника
Демонстрируют
знания по
пройденному
материалу
Демонстрируют
знания.
Формулируют
название темы
урока (Р)
Развитие мотивов учебной
деятельности
наиболее
Выбор
эффективных
способов
решения задач в зависимости
от конкретных условий и
умение их применять в
различных
жизненных
ситуациях
к
навыков
Формирование
коммуникативной
компетентности
Готовность
самообразованию
Поиск
необходимой информации
Осознанное
построение
речевого высказывания в
устной форме
выделение
иОбучающиеся
формулируют
тему и цели урока
4
Формулир
ование
темы урока
и
постановка
целей
Обобщает и корректирует ответы
учащихся. На востоке существует
интересная и поучительная притча.
Однажды 3х слепых мудрецов
подвели к слону и спросили: «Что
это такое?» Один обхватил руками
ногу гиганта и ответил: «Это
колонна!» Другой взялся за хобот
и испугался: «Это же змея!»
Третий, ощупав хвост,
провозгласил: «Это верёвка!»
Никто из мудрецов так и не понял,
что перед ними огромный слон,
поскольку каждый из них
рассматривал и пытался узнать
только отдельную его часть. Даже
обменявшись полученными
впечатлениями, они не смогли бы
«сложить» вместе верёвку, змею и
колонну и дать правильный ответ.
Так как нельзя узнать слона по
отдельным его частям, так нельзя
понять и устройство окружающего
нас мира, изучая его по частям.
Рассматривая и изучая
окружающее пространство, мы
формируем знания о ландшафте,
отдельных его компонентах.
Что такое ландшафт?Применение умений и
знаний
выполнении учебных
и
познавательных
задач
к
и
Готовность
самообразованию
саморазвитию
Формирование
умений
давать аргументированный
ответ
Формирование
коммуникативной
компетентности
Умения не
создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций
Формирование
умений
самостоятельной работы.
навыков
Работают с
текстом учебника,
запоминают
названия ПК.
оценивают их
распространение(Р
), анализируют
предстоящую
деятельность. (П)
Решают проблему,
демонстрируя
знания (К)
Обобщают и
формулирую
понятия (Р)
Узнают
интересные факты
о Саратовской
области
4
Изучение
нового
материала
1 . Беседа с элементами
самостоятельной деятельности
Что такое ландшафт?
Какие компоненты составляют
ландшафт?
С чего начинается формирование
ландшафта?
Когда сформировался ландшафт
Саратовской области?
Каков современный ландшафт
края?
Все природные компоненты
взаимосвязаны, т. е. соприкасаются
и влияют друг на друга. Вспомните
о взаимосвязи рельефа и климата.
(Горы задерживают осадки, на
южных склонах раньше тает снег.
Ливни и талые воды образуют
овраги, ветер образует дюны,
барханы и т. д.)
— Как климат и рельеф влияют на
воды? (Избыточное увлажнение
приводит к образованию болот,
густой речной сети, а рельеф
влияет на котловины озер,
скорость и направление течения
рек.)
— Приведите примеры влияния
климата на почвы. (В разных
климатических поясах различные
виды почв. Черноземы поглощают
больше солнечных лучей, чем
другие типы почв, сильнее
прогреваются и нагревают воздух.)
Какие природные комплексы
можно выделить на Земле?
Самый крупный ПТК —
географическая оболочка (состоит
из гидросферы, биосферы, верхней
части литосферы и тропосферы)
(глобальный)
Самые мелкие ПТК (локальные)
называются фациями — это
неделимые, однородные природные
комплексы: луг, болото.
Региональные ПТК –природные
зоны,области.
— Приведите примерыФормирование
образа жизни
здорового
Играют,
демонстрируя
свои творческие
таланты и знания
по новой теме. (К)
Выполняют
практикум
Саморегуляция,
самооценивание
Построение речевого
высказывания
устной форме
5
Физминутк
а
«Игра «ДаНет».
Антропогенный ландшафт –
топаем
Природный ландшафт – хловаем в
ладоши.
Река, лесостепь, поле
подсолнечника, фонтан,
лесопосадка, родник, Хвалынские
горы, аэродром, озеро Калач,
Медведица, ул. Чернышевского,
пришкольный участок
6
Практикум Предлагает выполнить задание
Определить горные породы по
образцам.
Описание природных комплексов
по плану.
Природные комплексы: 1 группа –
ПК суши, 2группа – ПК водных
объектов
3 группа – антропогенные ПК.
Отвечают на вопросы.
— Что такое ПТК? (ПТК
(природнотерриториальный
комплекс) — это закономерное
сочетание взаимосвязанных
компонентов природы на
определенной территории.)
— Назовите самый крупный ПТК
Земли? (Самый крупный ПТК
Земли — географическая
оболочка.)
— Назовите компоненты
географической оболочки.
(Географическая оболочка состоит
из биосферы, гидросферы, верхней
части литосферы и тропосферы.)
В природных комплексах
компоненты взаимосвязаны,
взаимодействуют друг с другом,
обмениваясь веществом и
энергией. Как этот обмен
осуществляется? (Обмен
веществом и энергией
осуществляется в виде
круговоротов воды, минеральных и
органических веществ.7
8
Рефлексия
Составить «Синквэйн» по теме
Учитель выставляет оценки, с
комментариями.
Домашнее
задание
Комментирует
Д/з §1213 Вопросы и задания
после
параграфа.
Рассуждение
учеников (Л),
выявление
причинно
следственных
связей(Р).
Формулируют
ответ, применяя
полученные знания
(Р).
Записывают
домашнее задание
Мотивация на обучение,
саморегуляция
Использование
умений и знаний при
выполнении задании
Мотивация на обучение,
саморегуляция
Использование
умений и знаний при
выполнении задании