Технологическая карта урока географии на тему "Может ли Россия прокормить россиян?".
Оценка 5

Технологическая карта урока географии на тему "Может ли Россия прокормить россиян?".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
29.01.2017
Технологическая карта урока географии на тему "Может ли Россия прокормить россиян?".
Технологическая карта урока географии в 9 классе на тему "Может ли Россия прокормить россиян?". Урок является заключительным в теме "Агропромышленный комплекс России". В ходе проблемной дискуссии обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и предлагают собственные пути решения данной проблемы. Конспект урока может быть полезен учителям географии.
Конспект.docx

 

Тема: Агропромышленный комплекс

Цели:

Обучающая: сформировать  знания о развитии АПК в России, представление о проблемах и перспективах сельского хозяйства в России.

 

Развивающая: формировать умение работать со статистическим материалом; развивать умение анализировать, делать выводы,  прогнозировать.

Развивать умение отстаивать своё мнение и слушать своих товарищей.

 

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к профессиям, связанным с сельским хозяйством, создавая особую эмоциональную обстановку на уроке, формировать заинтересованность в будущем нашей страны.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентации к уроку, таблицы со статистическим материалом, продуктовая корзина.

 

Тип урока: проблемная дискуссия.

 

Ход урока:

1. Организационное

начало

Прием «Нестандартный вход в урок»

- Ребята рассмотрите набор продуктов в продуктовой корзине. Определите, в какой стране они произведены.

 

Карточка № 1

- Рассмотрите статистический материал, проанализируйте его и сделайте вывод.

 

Вывод:  данные таблицы показывают, что РФ закупает многие продукты и товары в других странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

С одной стороны «…если страна зависит от импорта продовольствия более чем на 25%, то в случае каких-либо всемирных катаклизмов она не сможет себя накормить и быть самостоятельной». С другой стороны - Россия, например, издревле была страной земледельческой. Щедрая земля приносила обильные урожаи, которые не только позволяли прокормить себя, но и давали возможность торговать зерном с соседями. Земля считалась самой большой ценностью, самым большим богатством. Недаром во многих произведениях русских поэтов, писателей и даже политиков звучат фразы: «Земля-матушка», «Земля-кормилица».

 Возникает вопрос  «Может ли Россия прокормить россиян?»

2.

Актуализация

Учитель: можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Каких знаний нам не хватает?

 

Какая отрасль экономики России нас кормит?

Учитель: действительно мы пока ничего не знаем об отрасли, которая нас кормит.

Предложите свой путь изучения материала.

 

Прием «Своя опора»

Карточка № 2

 мы должны рассмотреть АПК: его структуру, размещение, проблемы, перспективы развития.

 

А зачем мы должны изучать эту тему? Где нам пригодятся полученные знания?

 

 

 

 

 

 

3. Изучение нового материала

 Прием «Мостик

Как связаны между собой понятия: Производство, потребитель,  переработка

 Используя  ключевые  слова  сформулируйте понятие АПК.

 

ЦОР

Проверим себя – АПК это совокупность взаимосвязанных отраслей, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

Понятно, что АПК состоит из нескольких отраслей

Карточка № 3

Перед вами карточка, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям

1 группа – 1 звено.

2 группа – 2 звено.

3 группа – 3 звено.

Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:

1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.

2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.

Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.

Основой АПК является сельское хозяйство

Используя текст учебника на стр. 119 найдите отличительные особенности сельского хозяйства.

1) Оно зависит от природных условий.

2) Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.

3) Земля является одновременно средством труда и предметом труда.

4) Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.

 

 

 

 

 

 

 

ЦОР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обсуждение и решение проблем

Рассмотрите данные слайда и ответьте на вопрос:

- Есть ли в России природно-ресурсный потенциал для успешного развития сельского хозяйства?

Проанализируйте  данные таблицы № 28 на стр. 119 и скажите:

– по каким показателям Россия лидирует, среди данных стран? (по с/х угодьям, по площадям пашни, по производству картофеля)

– по каким показателям уступает? (по всем остальным).

 

Карточка № 4

Используя статистический материал «Показатели  развития  с/х России и других развитых стран мира»

– Сделайте вывод о развитии АПК России по сравнению с другими странами.

(Вывод: развитие АПК России на низком уровне!)

– Как вы думаете, какие проблемы в АПК мешают его высоким показателям?

Кейс технология

Карточка № 5

Кейс

«Агропромышленный комплекс России»

Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя:

- растительным маслом на 58%,

 - сахаром на 42%,

- фруктами и ягодами на 28%,

- овощами и бахчевыми на 50%,

- хлебом на 80%,

-молочными и мясными продуктами на 50-58%.

Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении:

- до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д.

Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. сырья  получают на 20-30% меньше пищевой продукции, чем в развитых странах. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей.  В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока.

 Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает - 48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира, прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.

 

Распакуйте кейс и заполните таблицу.

Вопросы к кейсу.

1.     Сформулируйте проблему.

2.     Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты “Животноводство” и “Растениеводство”)

3.     Как сократить потери продукции при уборке и хранении?

4.     Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?

5.     Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?

6.     Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни Россиян?

7.     Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?

5. Решение учебных задач

Прием «Силовой анализ»

Сегоднешняя ситуация

Желательная ситуация

Зависимость от импорта продукции

Обеспечение страны собственным продовольствием

Противодействующие факторы

Действия по уничтожению или ослаблению

- большие потери при уборке и хранении продукции;

 

- недостаточное финансирование;

 

- мало частной собственности в с/х.

- современные хранилища сельскохозяйственной продукции

 

- поддержка своего сельскохозяйственного производителя

 

- развитие частной собственности и поддержание фермерских хозяйств

 

 

 

6. Формирование умений задавать вопросы

Может ли Россия прокормить россиян?

Может, если будут соблюдены все нами предложенные меры.

 

7. Контроль знаний обратной связи

Тест

Самопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Рефлексия

Поднимите руки, для кого этот урок был успешным.

Прием «Рефлексивная корзинка» - положите в корзину свой успех.

- я научился

- я узнал

- я понял

 

 

9. Д/З

 

 

 


 

Тема: Агропромышленный комплекс

Тема: Агропромышленный комплекс

Земля считалась самой большой ценностью, самым большим богатством

Земля считалась самой большой ценностью, самым большим богатством

Перед вами карточка, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям 1 группа – 1 звено

Перед вами карточка, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям 1 группа – 1 звено

Обсуждение и решение проблем Рассмотрите данные слайда и ответьте на вопрос: -

Обсуждение и решение проблем Рассмотрите данные слайда и ответьте на вопрос: -

Один из главных недостатков сельского хозяйства

Один из главных недостатков сельского хозяйства

Распакуйте кейс и заполните таблицу

Распакуйте кейс и заполните таблицу

Решение учебных задач Прием «Силовой анализ»

Решение учебных задач Прием «Силовой анализ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017