Тема: Земная поверхность на плане местности
Класс : 5
Цель: Понять, как изображаются неровности земной поверхности на плане местности
Задачи:
. -Узнать способы изображения неровностей земной поверхности
-Находить изображения неровностей на плане
-Определять по карте высоту, крутизну склона;
-Определять по карте относительную и абсолютную высоту
-Решать практические задачи по карте
Технологическая карта урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный |
1 |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний, узнали новое и интересное для себя. Успехов нам! Сегодня мы с вами снова работаем в картографической мастерской. Нам нужно будет оценить свою работу по критериям на каждом этапе урока. В листах самооценки по баллам оцените себя: 0баллов -не получается, не могу;1балл-могу с помощью подсказки, 2 балла- все могу сам. Подпишите листы. |
Приветствуют учителя, готовятся к уроку, подписывают листы для самооценки |
саморегуляция |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
5
|
Создает проблемное задание. Мы с вами изучали условные знаки. Все ли условные знаки мы изучили? Нарисуйте мне условный знак горы. Есть ли в атласе такой условный знак? На что похож твой знак? Да, ребята, так рисовали схематично план местности в древности. Учитель показывает слайд с изображением плана местности в древности. Можно ли по твоему знаку узнать высоту горы? Определить какой склон круче? (нет) А как быть? Вы затрудняетесь ответить, зато сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Сообщает тему урока (Земная поверхность на плане местности– записано на доске) - Попробуйте сформулировать цель нашего урока. - Как мы сможем достичь этой цели? Что нам нужно сделать?
|
Выполняют задание в тетради, один ученик у доски
Ученики пытаются нарисовать, у них получается рисунок горы. Не получается изобразить холм, т. к. не умеют.
Выявляют проблему: Как изображаются неровности земной поверхности на плоскости. Формулируют цель (понять, как изображаются неровности земной поверхности на плане местности) Определяют задачи: -Узнать способы изображения неровностей земной поверхности -Находить изображения неровностей на плане -Определять по карте высоту, крутизну склона; -Определять по карте относительную и абсолютную высоту |
Целеполагание, |
Актуализация знаний. |
1 |
Обращает внимание учащихся на практическое применение понимания, как изображаются неровности земной поверхности и предлагает 4 задачу. -Решать практические задачи по карте Это и будет план нашей деятельности на уроке |
Рассуждают о практическом применении понимания, как изображаются неровности земной поверхности |
смыслообразование |
Открытие новых знаний.
Первичная проверка понимания
Открытие новых знаний.
Первичная проверка понимания
Открытие новых знаний.
Первичная проверка понимания
Открытие новых знаний.
|
5
2
2
2
5
3
8 |
Объясняет новый материал создавая проблемные вопросы. Итак, какие неровности земной поверхности мы будем искать на плане местности? Все неровности земной поверхности называют рельефом. Как же они обозначаются на планах местности? Моделирует с помощью детской пирамидки. Давайте вместе попробуем нарисовать холм на плане. Для этого образ холма покажем через детскую пирамиду. 1-е условие: показываем вид сверху. Для этого каждый слой пирамиды обведите, на него наложите другой слой, а затем –третий. Посмотрите, какой рисунок получился. Как изображают холм? Каким способом? Эти линии одинаковой высоты называют горизонтали. Есть еще одно название-изогипсы (греч. Изос-равный, гипсос-высота). Но как узнать это гора, а может впадина? Определите, на каком рисунке изображен холм, а где впадина?
Как быть, если холм не такой правильной формы как пирамидка, а северный склон круче, а южный-пологий(значит некрутой)? Горизонтали будут ближе друг другу если склон крутой, а если склон пологий-горизонтали проведем дальше друг от друга.
Какую высоту имеет наш холм? Как нам различить, у кого выше холм, у кого ниже?Что вы предложите, какие решения? Это высота называется относительной. Относительно чего? Относительно подошвы холма. Высоту подписывают отметкой высот-ставят точку и рядом подписывают цифру, соответсвующего высоте холма. Горизонтали тоже отмечают высотой-обозначение делают на линии горизонталей
На рисунке определите, какую высоту имеет западный склон, какую высоту имеет восточный склон. Так, какая все-таки высота холма?
Чтобы разрешить этот спор, мы должны узнать еще и о 2 типе высоты-абсолютной высоте. Найдите в тексте определение абсолютной высоты. Сравните два определения-относительная высота и абсолютная высота. Найдите различия Чего не хватает на рисунке? Уровня Мирового океана. В чем возникает проблема? Как найти или измерить уровень океана? Вам и не надо этого делать, за вас такое измерение провели топографы и картографы. В России абсолютные высоты точек земной поверхности отсчитывают от уровня Балтийского моря от футштока Крондштате. Вам нужно только правильно определить по карте. Итак, на карте отмечены абсолютные высоты. Они обозначаются отметками высоты и горизонталями. |
Отвечают на вопросы, слушают объяснение учителя.
Вывод делают учащиеся : Все неровности земной поверхности, имеющие одну и ту же высоту на планах изображают линиями .
Определяют по рисунку холм или впадину по бергштрихам. Работа с маршрутным листом. Задание 1.Изображают в тетради холм и впадину, находят различия.
отвечают на вопросы, слушают, рассуждают,
Работа с маршрутным листом.Задание 1 Определяют, какой склон круче на рисунке. отвечают на вопросы, слушают
Работа с маршрутным листом. Задание 4 Определяют относительную высоту холма по рисунку.
Выполняют задания, задают вопросы, отвечают на вопрос
Сравнивают два определения-относительная высота и абсолютная высота. Находят различия |
поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог |
Первичное закрепление.
|
10
|
Формулирует задания , организует проверку после каждого вопроса: - Определите по карте атласа, стр. 10: 1.Какая абсолютная высота холма у деревни……………………. . 2.На какой высоте находится родник? 3.Это абсолютная или относительная высота? 4.Виден ли объект из точки А объект В? 5.Как изменяется рельеф при движении от деревни…………… к деревне? |
Работают по плану местности в атласе.
Работа с маршрутным листом. Задание 5-7 |
поиск и выделение необходимой информации, |
Рефлексия |
3 |
Подводит итоги занятия: Что нового узнали на уроке? Чему сегодня вы учились? Какими умениями вы владеете? Достигли ли мы цели урока?
Учитель предлагает заполнить лист самооценки. Подводит общий итог проделанной работы.
Кто себя оценил и поставил себе 2 балла по всем умениям? В каких умениях ты себе поставил 2 балла? А где поставил 1 балл? Кто поставил себе 0 баллов? Какие вопросы вам показались наиболее сложными? Почему? Какой вывод напрашивается? |
отвечают на вопросы, рассуждают о сложностях, путях их преодоления. - Узнали что такое абсолютная и относительная высота? Горизонталь? Можем по плану определить высоту, форму склонов холма? Можем изобразить холм, яму? Поняли как изображаются неровности земной поверхности на плане? Заполняют листы самооценки. |
Самооценка, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
1 |
Диктует домашнее задание: 1. Обязательное: Читать § 10, выучить определения, ответить на вопросы 1-5 письменно.
|
Записывают домашнее задание, задают вопросы |
умение слушать и задавать вопросы |
|
47мин |
|
|
|
Маршрутный лист_______________________________
к уроку по теме «Земная поверхность на плане местности»
1.На первом рисунке обозначьте впадину, на другом-холм.
Отличить холм от впадины можно с помощью ……………………………………..-
2. Определите, какой склон круче?
Как на плане местности отличить крутой склон от пологого?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Изобразите холм горизонталями. Западный склон крутой, восточный-пологий.
4. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1.Что изображено на плане___________________.
2.Сколько вершин имеет холм_____________
3.Через сколько метров проведены горизонтали__________________.
4.Какой склон круче?________________________
5.Какой склон пологий (не крутой)?____________________
6.Какие высоты имеют вершины холма_____________________
7.Что растет на вершине холма, имеющего высоту 13 метров?____________________
5. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего подходит для этого. Почему вы так решили?
6.Школьники выбирают место для игры в футбол. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами, больше всего подходит для этого. Почему?
Ответ:______________
7.Школьники соревнуются в заездах на скорость на велосипедах по кольцевому маршруту в направлении, показанном на плане стрелками. Определите, на каком из обозначенных на плане буквами участков дистанции им придётся тратить больше всего сил. Объясните, почему так думаете?
Ответ:_____________
Листы оценивания
Оценить свою работу по критериям:
0 баллов -не получается, не могу;
1балл-могу с помощью подсказки,
2 балла- все могу сам.
|
Умения |
самооценка |
оценка учителя |
1 |
Умею отличать холм от впадины |
|
|
2 |
Умею отличать крутизну склона |
|
|
3 |
Умею определять по карте относительную высоту |
|
|
4 |
Умею определять по карте абсолютную высоту |
|
|
5 |
Умею решать практическую задачу по чтению карты |
|
|
6 |
Могу дать определение понятиям «горизонтали», «абсолюная высота», «относительная высота» |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.