ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 42» г. ВОРКУТЫ
Тема:
Технологическая карта урока
как современная форма планирования
педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Подготовила:
учитель начальных классов
Лобанова С.К.
Воркута
2017 Гете писал: «Думать легко, действовать трудно,
а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»
Требование федерального государственного стандарта формирование универсальных
учебных действий учащихся. Организовать урок в соответствии с этим требованием может
помочь технологическая карта урока, как наиболее эффективная форма перспективного
планирования, как форма конструирования педагогом образовательного процесса.
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь
процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное
оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления
изделия, квалификация работника и т.п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического
взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока – обобщеннографическое выражение сценария урока, основа
его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Проект урока – это представленный учителем план проведения урока, в котором заложены
методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока.
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые
можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
должны быть указаны операции, их составные части.
Необходимость реализации в образовательном процессе системнодеятельностного и
личностно ориентированного подходов требует от учителя четкой фиксации субъектсубъектных
форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в
технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к
понятию деятельности.
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему
содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование
миру,
действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс
деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее
осознанность.
Отличия традиционного урока от урока с использованием деятельностного подхода.
Требования к уроку
Формулирование
Урок современного типа
Формулируют сами учащиеся (учитель
Традиционный урок
Учитель сообщает учащимся
темы урока
подводит учащихся к осознанию темы)
Постановка целей и Учитель формулирует и сообщает Формулируют сами учащиеся, определив задач
учащимся, чему должны научиться
(учитель подводит учащихся к осознанию
Учитель сообщает учащимся, какую
Планирование учащимися способов
целей и задач)
границы знания и незнания
Планирование
работу они должны выполнить,
чтобы достичь цели
Под руководством учителя
учащиеся выполняют ряд
достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Учащиеся осуществляют учебные
действия по намеченному плану
практических задач (чаще
(применяется групповой,
учащихся
применяется фронтальный метод
индивидуальный методы), учитель
Практическая
деятельность
Осуществление
контроля
организации деятельности)
консультирует
Учитель осуществляет контроль за
Учащиеся осуществляют контроль
выполнением учащимися
(применяются формы самоконтроля,
практической работы
Учитель в ходе выполнения и по
Осуществление
итогам выполненной работы
коррекции
учащимися осуществляет
коррекцию
Оценивание
учащихся
Учитель осуществляет оценивание
работы учащихся на уроке
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что
они запомнили
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует
(чаще – задание одно для всех)
взаимоконтроля), учитель консультирует
Учащиеся формулируют затруднения и
осуществляют коррекцию
самостоятельно,
учитель консультирует, советует,
помогает
Учащиеся дают оценку деятельности по
её результатам (самооценка, оценивание
результатов деятельности товарищей),
учитель консультирует
Проводится рефлексия
Учащиеся могут выбирать задание из
предложенных учителем с учётом
индивидуальных возможностей
Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не
передавать знания. Поэтому, учитель из вещателя и передатчика информации становится
менеджером, «дирижером», вдохновителем учащихся, осуществляющим скрытое управление
процессом обучения.
Функции ученика – активный деятель. Учащийся сам должен стать «архитектором и
строителем» образовательного процесса. Из присутствующего и пассивно исполняющего указания
учителя ученик становится главным деятелем на современном уроке. Для того чтобы справиться с
любой задачей, ученику необходимо овладеть универсальными учебными действиями, т.к. именно
овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей, то есть умения учиться.
Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный
подход” в обучении. Конструирование технологической карты направлено на достижение
результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос:
«Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить
содержание образования, достичь требуемых результатов.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя.
Так возникла необходимость использования в педагогической деятельности нового
методической продукции – технологической карты или конструктора урока.
вида
Учитель, проектируя учебное занятие, составляет Технологическую Карту или конструктор
урока. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в
целом и отдельных его этапах, технологическая карта урока рассматривается как звено
продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития
учащихся, направленные на достижение конечного результата.
Технологическая карта урока позволяет структурировать урок по выбранным учителем
параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного
материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность
учителя и деятельность обучающихся.
• Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально
детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную
эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом
этапе урока. При проведении самоанализа урока учитель имеет возможность оценить каждый этап
урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их
совокупности. Этапы работы над технологической картой:
•
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
•
•
•
•
•
•
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке: (индивидуальная; фронтальная; парная; групповая).
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты
каждого этапа. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных
образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых
образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не
столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций,
приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
При составлении технологической карты урок структурируется по следующим параметрам:
Параметры урока
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
1.название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
Структура технологической карты включает:
2.цель освоения учебного содержания
3.планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно
интеллектуальную компетентность и УУД)
4.метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
5.основные понятия темы
7.технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и
прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и
диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
8.контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Как правило, технологическая карта разрабатывается на основе блочного планирования
изучения учебного материала.
Технологическая карта позволяет:
увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по
освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы
работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать
самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный
контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий
эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность
достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени
начального и основного общего образования в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока
Ф.И.О. педагога
Предмет
Класс
Программа
Тип урока
Тема урока
Место урока в учебном процессе
Цель урока
Задачи
Учебные задачи урока
организации
Формы
познавательной деятельности
Методы и приёмы
Межпредметные связи
Технология
Прогнозируемый результат
Необходимое оборудование
материалы
и
ХОД УРОКА
Этап урока,
цель
Формы,
методы,
методические
приёмы
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
Промежуточный
контроль
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.