Технологическая карта урока
Тема урока «Координатная плоскость» (математика 6 класс)
Автор: Воропаева Ирина Михайловна, учитель математики МБОУ «СОШ №13» города Обнинска
Цели урока |
- познакомить с прямоугольной системой координат на плоскости; научить ориентироваться на координатной плоскости; строить точки по заданным координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости; - способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; - воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной, исследовательской работе; - формировать положительную мотивацию, способность к самооценке. |
Формируемые УУД |
Регулятивные: - умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по составленному плану; - оценивать правильность выполнения действий; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в своё действие после его завершения на основе его оценки с учётом допущенных ошибок; - высказывать свои предположения на различных этапах урока. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - внимательно слушать и понимать речь других, и совместно договариваться, работая в парах. Познавательные: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
|
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: - ориентироваться на координатной плоскости; строить точки по заданным координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. Метапредметные: регулятивные: - определять и формулировать цель урока с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий; - работать по составленному плану; - оценивать правильность выполнения действий; - планировать своё действие согласно поставленной задаче; - вносить необходимые коррективы в своё действие после его завершения на основе его оценки с учётом допущенных ошибок; - высказывать свои предположения на различных этапах урока. коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - внимательно слушать и понимать речь других, и совместно договариваться, работая в парах. познавательные: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). |
Основные понятия |
Координатная прямая, координата точки на прямой. |
Новые понятия и связи между ними |
Координатная плоскость, система координат, координата точки на плоскости. |
Тип урока, педагогическая технология |
Изучение нового материала. По источникам знаний: словесные, наглядные. По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа. Относительно характера познавательной деятельности: частично – поисковый, репродуктивный.
|
Контроль, самоконтроль на уроке |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, взаимопроверка. |
Оборудование урока |
Доска, мультимедиа проектор, ноутбук, презентация, карточки, рабочие листы. Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин и другие. – 32-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Используемые методы, приёмы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия |
1.Мотивация к учебной деятельности. |
Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.
Учитель берёт клубок с нитками, держит конец нитки и передаёт клубок ученику, сказав ему добрые слова, затем аналогично поступает выбранный ученик. После того как у учеников оказалась в руке нить, они по команде учителя поднимают руки вверх и смотрят на получившуюся паутину. - Распутать паутину мы сможем, если будем работать вместе и доверять друг другу. |
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Учащиеся передают клубок, проговаривая добрые слова друг другу, стараясь его не уронить.
|
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Паутина. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.
|
Готовность учащихся к обучению. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
|
- Ребята! Сегодня урок мне бы хотелось начать со слов: (Слайд 1)
«Лучший
способ изучить что-либо - это открыть самому». - Ребята, общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты». - А как вы думаете, что это значит и для чего это нужно? - Ребята, а где на уроках математики мы уже встречались с понятием «координаты»?
- Давайте вспомним материал прошлых уроков.
Задание 1. 1) Какую прямую мы называем координатной прямой?
2) Сколько чисел соответствует точке на прямой?
(Слайд 2) Задание 2. Дана координатная прямая и точки А, В, С, D, Е, М. Назовите координаты точек.
- Можем ли мы определить координаты точки А? - А почему не можем?
- А где лежит данная точка? |
Высказывают своё мнение. Вспоминают, высказывают своё мнение (когда познакомились с понятием координатная прямая, определяли положение точки на координатной прямой)
Отвечают на вопросы.
(Прямую с выбранными на ней началом отсчёта, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой).
(Точке на координатной прямой соответствует одно число).
Называют координаты точек, расположенных на координатной прямой. М(-7), Е(-5), В(-1), О(0), С(2), D(5)
- Не можем определить координаты точки А, потому что она не лежит на координатной прямой.
- Точка А лежит в плоскости.
|
Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи.
|
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: преобразовывать информацию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Уметь анализировать данную информацию. Знать определение координатной прямой. Уметь определять координаты точек на координатной прямой. |
3.Целеполагание и мотивация. |
- Умеем ли мы находить координаты точек не лежащих на координатной прямой?
- Ребята! Как вы думаете, что же нам надо сделать?
- А давайте попробуем вспомнить, где вы в жизни встречались с координатами?
- Давайте посмотрим на экран и ответим на вопросы.
(Слайд 3)
1) Билет в кинотеатр. - Какие показатели в билете помогут нам правильно занять место в зрительном зале?
(Слайд 4) 2) Скорый поезд. - Какие показатели в билете помогут нам правильно занять место в скором поезде?
- Ребята, а сколько чисел нам понадобилось для определения точного месторасположения в каждом из примеров?
- А как вы думаете, важен ли в каждом случае порядок определения каждого из чисел и почему?
- Действительно, для определения положения точки на плоскости недостаточно найти её координату на координатной прямой, расположенной горизонтально, ведь необходимо знать две координаты. - А как вы думаете, что нам ещё необходимо?
- А как же нам её расположить в плоскости?
- Ребята, решение нашей проблемы было предложено великим математиком Рене Декартом.
(Слайд 5) Он придумал систему координат на плоскости, которая до сих пор носит название «Декартова система координат» или «координатная плоскость» и помогает определить координаты точек лежащих в плоскости.
- Как вы думаете, какая же тема нашего урока?
(Слайд 6) - Запишите в тетрадь дату и тему урока.
- Какая цель нашего урока, что вы должны усвоить и чему научиться на сегодняшнем уроке?
|
- Нет.
Высказывают своё мнение.
Вспоминают и высказывают своё мнение.
Отвечают на вопросы.
- Ряд и место.
- Номер вагона и место.
Делают вывод. - В каждом примере по два числа.
Высказывают своё мнение.
- Нам необходима ещё одна координатная прямая.
Высказывают свои предположения. - Вторая координатная прямая должна быть расположена вертикально.
- «Координатная плоскость».
Записывают дату и тему урока в тетрадь.
Высказывают своё мнение. - Познакомиться с координатной плоскостью; научиться строить точки по заданным координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. |
Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация, анализ. |
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: преобразовывать информацию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Уметь сформулировать тему и цель урока. |
4.Усвоение новых знаний и способов действий. |
- Ребята! А давайте подумаем как же построить Декартову систему координат, чтобы можно было найти координаты нашей точки А из предыдущего задания.
(Учитель контролирует и направляет и выполняет построения согласно высказываниям учащихся).
(Слайд 7)
- А теперь давайте откроем учебник на странице и проверим правильность нашего предположения.
- Ребята, а чего у нас не хватает?
(Учитель дописывает вместе с учениками на слайде).
(Слайд 7)
- А что же такое координатная плоскость?
- Итак, сколькими координатами мы будем определять положение точки на плоскости?
- Координаты точки записываются в скобках через точку с запятой, сначала указывается координата «х», а затем координата «у».
- Итак, вернёмся к нашей точке А (координаты которой мы не смогли найти).
(Слайд 8) - Отметим точку А произвольно на координатной плоскости. (учитель отмечает на доске-слайде) - А как же нам определить координаты точки? (учитель контролирует и направляет)
- Итак какие координаты имеет точка А?
- Пожалуйста, проверьте друг у друга. (учитель проверяет, если неверно, то помогает)
- А если точка задана своими координатами, как нам её построить в системе координат?
- Давайте в системе координат построим точки М(-5;2) и F(6;-3). (выполняем вместе, учитель на доске, а учащиеся в тетрадях) (Слайд 9) |
Высказывают своё мнение. Выполняют построения в тетрадях.
1)Построим две взаимно перпендикулярные прямые. 2)В точке их пересечения отметим число 0-начало отсчёта. 3)На каждой прямой задаём положительное направление. 4)На каждой прямой выбираем единичный отрезок (одинаковой длины).
Открывают учебник, находят необходимую информацию.
Обсуждают с соседом по парте, отвечают и дописывают.
Точка О - начало координат. Горизонтальная ось – ось ОХ или ось абсцисс. Горизонтальная ось – ось OY или ось ординат.
Координатная плоскость – это плоскость, на которой выбрана система координат.
- Двумя координатами х и у.
Записывают в тетрадях. А (х;у)
абсцисса
ордината
Каждый отмечает у себя в тетради.
Высказывают своё мнение. Формулируют план:
- Чтобы определить координаты любой точки на плоскости, нужно, опустить перпендикуляры из этой точки на оси координат, и на каждой оси найти соответствующее число.
Каждый ученик записывает координаты своей точки.
Проверяют у соседа по парте.
Высказывают своё мнение. Формулируют план: - Нужно отметить первое число на оси ОХ, второе число на оси ОУ, провести через отмеченные точки прямые, перпендикулярные осям координат. Точка пересечения прямых и будет искомой точкой.
Выполняют построение в тетрадях. |
Наблюдение, сравнение, работа с учебником. |
Регулятивные: проговаривать последовательность действий; - работать по составленному плану; - оценивать правильность выполнения действий; - планировать своё действие согласно поставленной задаче; - вносить необходимые коррективы в своё действие после его завершения на основе его оценки с учётом допущенных ошибок; - высказывать свои предположения. Познавательные: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт). Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - внимательно слушать и понимать речь других.
|
Уметь самостоятельно сформулировать новое правило. |
5.Первичное закрепление. |
- Теперь, когда мы с вами познакомились с планом, давайте выполним следующие задания: (Слайд 10)
Задание 1. Определите и запишите координаты точек (ученики по желанию записывают на доске)
Задание 2. Постройте в системе координат точки P(-2;4), K(4;1), M(6;6), N(-2;2).
|
.
Записывают точки со своими координатами в тетрадях. 1)К(4;3) 2)В(-4;4) 3)С(-2;-3) 4)D(5;-4) 6)N(0;5) 7)S(-7;0) 8)T(0;-2) 9)O(0;0)
Решаем задание с комментированием один ученик у доски, а остальные в тетрадях.
|
Самоконтроль. |
Регулятивные: - проговаривать последовательность действий; - работать по составленному плану; - оценивать правильность выполнения действий; - планировать своё действие согласно поставленной задаче; - вносить необходимые коррективы в своё действие после его завершения на основе его оценки с учётом допущенных ошибок. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - внимательно слушать и понимать речь других. |
Уметь проговаривать последователь-ность действий. Уметь записать координаты точек, отмеченных на координатной плоскости; отмечать точки с заданными координатами на координатной плоскости. |
6.Физминутка. |
Игра «Ребро-ладонь-кулак». По команде учителя учащиеся фиксируют на парте или ребро, или ладонь, или кулак. Итак выполняют несколько раз. |
Выполняют команды учителя. |
|
|
Снять утомление и напряжение. |
7.Организация первичного контроля. |
- Ребята, а знаете ли вы, какой знак в школе Пифагора считался символом дружбы, тайным знаком по которому пифагорейцы узнавали друг друга? - А чтобы это узнать, я вам предлагаю выполнить следующее задание, поработав в парах. - У каждого из вас на парте лежит листочек с изображением координатной плоскости, также на листочке написаны точки с заданными координатами, которые вам необходимо отметить на координатной плоскости в той последовательности, в которой они у вас записаны и также последовательно их соединить отрезками. (Приложение 1)
А(0;3), В(-1;1), С(-3;1), D(-1;0), Е(-2;-2); F(0;-1), G(2;-2), K(1;0), L(3;1), M(1;1), A(0;3) (Пятиконечная звезда) - Существует легенда о том, что один из пифагорейцев больным попал в дом к незнакомым людям. Они старались его выходить, но болезнь сердца не отступала. Не имея средств заплатить за лечение и уход, больной перед смертью попросил хозяина нарисовать на воротах дома пятиконечную звезду, объяснив, что по этому знаку найдутся люди, которые вознаградят его. И на самом деле, через некоторое время один из путешествующих пифагорейцев заметил звезду и стал расспрашивать хозяина дома о том, каким образом она появилась у входа. После рассказа гость щедро вознаградил доброго человека. |
Отвечают на вопрос учителя.
Выполняют задание. |
Самостоятельная работа, работа в парах, взаимоконтроль. Исследовате-льская работа. |
Регулятивные: - работать по составленному плану; - оценивать правильность выполнения действий; - планировать своё действие согласно поставленной задаче; - вносить необходимые коррективы в своё действие после его завершения на основе его оценки с учётом допущенных ошибок. Личностные: - осуществлять самооценку. |
Уметь выполнять построение точки на координатной плоскости по заданным координатам. |
8.Подведение итогов урока. |
- Какую цель мы свами поставили в начале урока? - Достигли ли вы данной цели? Оценивает работу класса и отдельных учащихся. |
Отвечают на вопросы. |
Беседа в ходе фронтальной работы. |
Регулятивные: - оценивать правильность выполнения действий. Личностные: - осуществлять самооценку. |
Уметь делать выводы, общаться, слушать мнение одноклассников. |
9.Рефлексия. |
Учитель предлагает учащимся представить, что всё время, проведённое на уроке, они провели в кафе и теперь их просят сделать записи в книге отзывов и предложений, продолжив фразу: (Слайд 11) - Я съел бы ещё этого … - Больше всего мне понравилось ... - Я почти переварил … - Я переел … - Пожалуйста, добавьте … |
Учащиеся проговаривают свои отзывы и предложения, приклеивают разноцветные стикеры на доску. |
Кафе. |
Коммуникативные: - умение точно и полно выражать свои мысли. |
Анализ результатов обучения. |
10.Домашнее задание. |
- Ребята сегодня домашнее задание будет трёхуровневое. П. I уровень: № II уровень: «Загадочное письмо». III уровень: «Зашифруй картинку». (учитель комментирует) |
Учащиеся выбирают задание для себя. |
Задание трёх уровней. |
Личностные: самоопределение.
|
|
Приложение 1.
Самостоятельная работа
Постройте точки по заданным координатам и последовательно соедините их отрезками.
А(0;3), В(-1;1), С(-3;1), D(-1;0), Е(-2;-2), F(0;-1), G(2;-2), К(1;0), L(3;1), М(1;1), А(0;3).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.