Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме.docx
МКОУ Шунгенская средняя общеобразовательная школа
Костромского муниципального района
Костромской области
Технологическая карта урока
математики в 6 классе по теме:
«Координатная плоскость»
Урок изучения нового материала
Учитель математики:
Мозголина Наталья Вячеславовна,
первая квалификационная категория Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме « Координатная плоскость»
2014 г.
Тема урока: «Координатная плоскость»
Цели урока:
Задачи:
организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятия координатная плоскость,
определения положения точки на плоскости, которое задается двумя числами – координатами точки;
содействовать в запоминании порядка записи координат и их названия; в умении отмечать на координатной плоскости точку по
заданным ее координатам и читать координаты отмеченной точки;
содействовать развитию компетентной личности;
развивать познавательную активность учащихся, используя на уроке компьютерную презентацию.
Обучающие:
ознакомить с прямоугольной системой координат на плоскости;
научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, строить точки по заданным её координатам и определять
координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
формировать умение воспринимать на слух координаты.
Развивающие:
Воспитательные:
развивать правильную и четкую, аргументированную речь учащихся;
учить четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
развивать творческие способности школьников.
воспитание интереса к предмету;
воспитание трудолюбия и самоконтроля.
Тип урока: Урок введения новых знаний.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Методы обучения:
словесный (рассуждение, беседа);
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
1
практический (построение точек на плоскости, определение координат точки);
репродуктивный (воспроизведение имеющихся знаний);
наглядный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Ход урока:
№
п/п
Этапа урока
Цель и задачи
этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Демонстрационный
материал
Врем
я
I
Организацио
нный
момент
Создать
благоприятный
психологический
настрой на
работу
II
Актуализация
знаний.
Устная
работа.
Создать
ситуацию успеха,
путем проверки
владения
материала
прошлых уроков.
Приветствие, проверка
подготовленности к
учебному занятию,
организация внимания
детей.
Ребята, послушайте, какая
тишина!
Это в школе начались
уроки,
Мы не будем тратить
время зря,
И приступим дружно все к
работе.
Учитель начинает беседу
по проверке владения
материалом прошлых
уроков.
Давайте вспомним
материал предыдущих
уроков.
1. Посмотрите
Учащиеся
успокаиваются,
включаются в
учебную деятельность и
деловой ритм урока.
Учащиеся отвечают на
вопросы.
1. Точки лежащие на
координатной прямой.
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
Слайд 1
Слайд 2
1 мин
5 мин
2 внимательно и скажите,
что изображено на экране.
2. Что такое
координатная прямая или
координатная ось?
3. Сколько точек
соответствует числу на
прямой?
4. Сколько чисел
соответствует точке на
прямой? Как называется
это число?
5. Назовите координаты
точек изображённых на
прямой.
Учитель начинает беседу
с проблемной задачи по
будущей теме урока.
Задает
наводящие вопросы.
учащимся
Слайд 3
2. Прямую с
выбранными на ней
началом отсчета,
единичным отрезком
и направлением
называют координатной
прямой.
3. Числу на
координатной прямой
соответствует одна
точка.
4. Точке на
координатной прямой
соответствует одно
число. Это число
называется координатой
точки.
5. В(5), С(2,5), Х(1),
А(2), К(0,5), М(6).
Участвуют в беседе с
учителем, отвечают на
поставленные вопросы,
приводят примеры.
III Подготовка к
восприятию
нового
материала.
Создать
проблемную
ситуацию.
В речи взрослых вы могли
слышать такую фразу:
«Оставьте мне ваши
координаты».
Что
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
5 мин
3 означает это выражение?
Суть координат или, как
обычно говорят, системы
координат: это правило,
по которому определяется
положение того или иного
объекта.
В жизни вы уже встречали
такие ситуации. Например:
Что указывают в билете в
театр или кино?
Ряд и место в
зрительном зале будут
являться координатами.
Скажите, пожалуйста, кто
из вас играл в морской
бой?
Как определяется место
корабля на карте?
А как определяется место,
куда ходят шахматные
фигуры?
По билету можно
определить место в
зрительном зале. Свое
место в зрительном зале
можно найти по
ряду и месту,
указанному в билете.
По вертикали цифрой, по
горизонтали буквой.
И в шахматах тоже так
же.
Слайд 4
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
4 Значит, место в
зрительном зале, место
корабля и шахматной
фигуры можно
определить двумя
координатами.
Как вы думаете можно ли
по одной координате
определить место
положения точки на
плоскости?
Учащиеся
высказывают своё
мнение и делают вывод.
Нет, этого недостаточно,
надо знать две
координаты.
Идея задавать положение
точки на плоскости
зародилась в древности –
всего
прежде
у
астрономов.
Во II в.
древнегреческий астроном
Клавдий
Птолемей
пользовался широтой и
долготой в качестве
координат.
Система координат на
плоскости была
предложена французским
учёным, философом и
математиком Рене
Декартом. Она носит
название Декартовой
системы координат или
Слайд 5
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
5 IV
Введение
новых
знаний.
Обеспечить
восприятие,
осмысление и
первичное
запоминание
детьми
изучаемой темы:
координатная
плоскость.
координатной плоскости.
Это и будет темой нашего
урока.
Вместе с учениками
определяет цель и
задачи урока. Ведёт
объяснение нового
материала.
Ребята, откройте,
пожалуйста, тетради,
запишите в них число.
Тема урока: Координатная
плоскость.
Скажите, какие учебные
задачи мы сегодня можем
перед собой поставить на
нашем уроке?
Учитель корректирует
формулировки задач,
демонстрирует на экране
и вывешивает их на
доску.
Значит, учебными
Дети открывают
тетради, записывают
число, тему урока.
Учащиеся выдвигают
учебные задачи.
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
Слайд 6
12
мин
Слайд 7
6 Приложения 36
задачами нашего урока
будут:
• Дать определение
координатной плоскости;
• научиться строить
координатную плоскость;
• научиться определять
координаты точек;
• строить точки на
координатной плоскости
по заданным координатам.
А может ли ктонибудь из
вас сейчас дать
определение координатной
плоскости?
Для того чтобы
подтвердить или
опровергнуть
ваши предположения,
давайте прочитаем стр.
243 2 абзац п.45
учебника.
Так что же такое
координатная плоскость?
А что такое система
координат на плоскости?
Ответы учащихся.
Учащиеся открывают
учебник, читают текст в
учебнике.
Координатная
плоскость плоскость,
на которой выбрана
система координат.
Система координат на
плоскости это две
взаимно
перпендикулярные
прямые (оси ) с
выбранным началом
отсчёта, единичным
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
7 отрезком и
направлениями
положительными и
отрицательными.
Учащиеся слушают
учителя.
Вводится понятие
координатной плоскости,
определение координат
точки, отмеченной на
координатной плоскости
и знакомство с
названиями координат
точки (абсциссой и
ординатой).
Начинается совместная
работа учителя и
учащихся.
Учитель
прорисовывает каждое
новое
с
помощью анимации на
слайде,
а учащиеся
делают то же самое в
тетрадях.
понятие
Обозначают оси:
горизонтальную ось ОХ
(ось абсцисс),
вертикальную ось ОУ(ось
ординат).
Точка пересечения осей –
начало координат.
Ребята, какие учебные
Рисуют координатную
плоскость.
Записывают базовые
понятия.
Дали определение
координатной плоскости,
научились строить
координатную плоскость.
Слайд 8
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
8 задачи мы уже
достигли?
Каждой точке на
координатной плоскости
соответствует пара чисел:
абсцисса и ордината.
Записывают точка А(х;у),
хабсцисса, уордината. И
наоборот, каждой паре
чисел на координатной
плоскости соответствует
единственная точка,
координатами которой они
являются.
Учитель предлагает
выполнить задание по
применению новых
знаний.
Задание 1: (устно)
Посмотрите на экран и
определите координаты
точек, отмеченных на
координатной плоскости.
Ребята, что сейчас мы с
вами делали?
Какую учебную задачу
выполнили?
Учащиеся называют
координаты точек.
А(2;2), В(4;3), С(5;0),
D(3;2), F(4;1), Е(0;2).
Сейчас мы определяли
координаты точек.
Выполнили третью
учебную задачу.
Задание 2: (фронтально)
Выполним упражнение на
Один
из
более
V Формировани
е по
применению
новых
знаний.
Установление
правильности и
осознанности
изучения темы.
Выявление
пробелов
первичного
осмысления
изученного
материала,
коррекция
выявленных
пробелов,
обеспечение
закрепления в
памяти детей
знаний и умений,
которые
им
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
Слайд 9
Слайд 10
7 мин
9 необходимы для
работы
по
новому
материалу.
подготовленных
под
учащихся
контролем
учителя
строит координатную
плоскость и отмечает
на ней точку А(2;8),
остальные работают в
тетрадях.
Учащиеся по одному
выходят к доске и
строят точки.
стр.246 № 1393
Давайте вместе
построим точку А(2;8)
на
координатной плоскости.
Чтобы построить точку
А(2;8) нужно построить
систему координат.
Строим ось абсцисс (ось
х), перпендикулярно ей
строим ось ординат (или
ось у),
оси,
подписываем
отмечаем
начало
координат и единичный
отрезок. На оси абсцисс
найдем точку 2, через
нее проведем прямую,
перпендикулярную оси
абсцисс. На оси ординат
найдем точку 8 и проведем
через
прямую
перпендикулярную оси
Точка
ординат.
пересечения
двух
проведенных прямых и
есть искомая точка А с
координатами (2;8).
нее
желает у доски
Кто
следующую
построить
точку
данной
координатной плоскости?
Учитель,
в процессе
на
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
10 работы
учащихся,
оказывает по запросу
помощь.
Где лежат точки абсциссы
которых равны 0?
Где лежат точки ординаты
которых равны 0?
С заданием вы справились.
Молодцы!
Чем мы сейчас
занимались?
На оси ординат (на оси
у)
На оси абсцисс (на оси х)
точки
Сейчас мы учились
строить
на
координатной плоскости
по
заданным
координатам.
Да.
Учащиеся встают и
выполняют упражнения
физкультминутки по
примеру учителя.
Слайд 11
вместе
Решили ли мы еще одну
учебную задачу?
Устали? Давайте немного
отдохнем.
Учитель проговаривает
текст
выполняя
упражнения.
МЫ
все
улыбнемся,
Подмигнем слегка друг
другу.
Вправо, влево повернемся
и кивнем затем по кругу.
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши
руки.
Груз забот с себя
стряхнули,
И продолжим путь науки.
VI Физминутка.
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
1 мин
11 VII
Контроль
понимания
изученного.
Выявление
и
качества
уровня усвоения
знаний и умений
по данной теме
VII
I
Подведение
итогов урока.
Дать
качественную
оценку работы
класса
и
отдельных
обучаемых
лист
в процессе
Учитель,
учащихся,
работы
оказывает
помощь
учащимся по их запросу.
У каждого из вас на парте
лежит
с
изображением
координатной плоскости
и лист с заданиями в трёх
уровнях сложности, где
написаны
координаты
точек, которые вам нужно
построить. Точки нужно
строить в той же
последовательности
в
которой они у вас
написаны, и соединить их.
На выполнение задания 8
минут.
предлагает
Учитель
учащимся
обобщить
приобретённые знания
на уроке.
Учитель
отмечает, в какой мере
цели,
достигнуты
выполнены
задачи
урока;
выставляет
ученикам оценки за урок.
Что нового вы
сегодня узнали?
Чему
научились?
Учащиеся
самостоятельно
выбирают
сложности
контрольного задания и
выполняют его.
уровень
Учащиеся вступают в
диалог с учителем,
своё
высказывают
мнение,
подводят
общий итог урока.
Мы узнали, что такое
координатная плоскость,
научились определять
координаты
точек на
координатной плоскости,
научились
строить
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
Слайд 12
8 мин
Приложение 1; 2.
3 мин
12 С какими трудностями
столкнулись?
координатную плоскость
и точки на ней по
заданным координатам.
(Если столкнулись с
трудностями,
то
говорят с какими).
Молодцы!
Мы выполнили большой
объем работы на уроке,
повторили пройденный
материал, изучили новый,
выполняли упражнения,
получили
возможность
самостоятельной
деятельности.
Благодарю вас за работу
на уроке. На отметку
«отлично»
сегодня
сработали ...., вы были
активны во время урока,
хорошо работали у доски,
хорошо... вы также хорошо
работали, но допускали
некоторые
недочеты,
……….
Откройте
запишите
задание
Домашнее задание: §9,
п.45; №1417, 1421(а).
По желанию нарисовать
на
координатной
рисунок,
плоскости
дневники,
домашнее
Учащиеся записывают
домашнее задание
IX
Домашнее
задание.
Обеспечить
понимание
детьми
цели,
содержания и
способов
выполнения
домашнего
задания.
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
Слайд 13
2 мин
13 состоящий из ломаных и
"зашифровать" его с
помощью
координат
точек.
А теперь оцените ваше
эмоциональное состояние
и вашу работу на уроке.
Выберите смайлик и
прикрепите его к листу с
контрольным заданием.
Спасибо за урок!
своё
Оценивают
эмоциональное
состояние,
выбирают
смайлик, сдают листы с
контрольным заданием
на проверку.
Слайд 14
Приложение 7.
1 мин
Слайд 15
Инициировать
рефлексию
учащихся
по
поводу своего
психоэмоциональ
ного состояния,
мотивации своей
деятельности и
взаимодействия с
учителем
и
одноклассниками
XI
Рефлексия.
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
14 Ф.И. ____________________________________________ Вариант: ______ Уровень: ________
Приложение 1.
у
2
2
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
х
15 Приложение 2.
Вариант 1
Вариант 1
I уровень
(9;2), (3;3), (0;8), (3;3), (9;2), (5;3), (6;9), (0;7), (6;9),
(5;3), (9;2).
I уровень
(3;6), (3;6), (3;4), (9;4), (3;4), (6;4), (0;15), (6;4), (3;4),
(9;4), (3;4), (3;6)
II уровень
(5;1), (6;2), (6;3), (5;6), (4;7), (5;8), (6;8), (8;9), (9;9), (7;8),
(9;8), (6;7), (7;6), (9;6), (11;5), (12;3), (12;2), (13;3), (12;1),
(7;1), (8;2), (9;2), (8;3), (6;1), (5;1) и (5;7).
II уровень
(1;7), (0;10), (1;11), (2;10), (0;7), (2;5), (7;3), (8;0), (9;1),
(9;0), (7;2), (2;2), (3;1), (4;1), (1;3), (0;2), (1;2),
(0;0), (0;3), (1;4), (2;4), (3;5), (2;6), (1;9), (0;10), глаз (1;6)
III уровень
1) (1;4); (1;6); (4;6); (3;5); (1;5); (3;4); (3;3);
2) (1;1); (1;0); (3;0); (3;1); (4;1); (4;0); (3;1); (1;1);
3) (1;2); (3;3); (1;4); (0;6); (1;4); (1;2); (3;4); (6;5); (9;2);
(9;0);
4) (9;4); (6;4); (5;1); (4;1); (1;4); глаз (1;3).
III уровень
1) (7;2); (7;3); (5;3); (5;4); (1;4); (1;5); (7;5); (8;3);(
10;3);
2) (11;4); (11;5); (6;7); (4;9); (4;11); (12;11);(15;6);
3) (15;2); (12;1); (10;1); (10;1); (6;3); (2;3); (3;4); (5;4);
(6;5); (6;4); (7;5); (7;4); (8;2); (8;1); (4;1); (4;2); (7;2);
глаз (6;2).
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
16 Приложение 3.
Дать определение
координатной
плоскости.
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
17 Приложение 4.
Научиться строить
координатную
плоскость.
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
18 Приложение 5.
Научиться определять
координаты точек.
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
19 Научиться строить
Приложение 6.
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
20 точки на координатной
плоскости по заданным
координатам.
Смайлики вырезать для каждого ученика Приложение 7.
МКОУ Шунгенская СОШ Мозголина Наталья Вячеславовна
21
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.