Технологическая карта урока по технологии предназначена для уроков в начальной школе по теме " Куклы из ниток". Имеется подробное описание изготовления кукол "Веснянок". Также ребята знакомятся с историей кукол. В технологической карте отражены этапы урока по ФГОС, деятельность учителя и учащихся и применяемые проблемные методы.
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Надыбина Римма Александровна учитель начальных класссов филиал МОУ ГСОШ д. Василёво
Предмет: технология
Класс: 1 4
Тема урока: Куклы из ниток Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация «Куклы из ниток», компьютер, медиа – проектор, ножницы, набор шерстяных ниток, памятка по технике безопасности при работе
с ножницами. образец куклы.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: предметные
результаты – научатся выполнять куклу из ниток
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Планируемый результат
Предметные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Основные понятия
Ресурсы:
основные
дополнительные:
Учебные действия
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
научиться выполнять куклу из ниток;
умение готовить и убирать рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
способность справляться с доступными практическими заданиями с опорой на знание.
определять с помощью учителя тему и цель урока; выявлять совместно с учителем проблемы урока.
искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы; излагать свое мнение.
умение вести небольшой диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
уважительное отношение к результатам своего труда и труда своих одноклассников;
умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
Знакомство с историей возникновения куклы.
презентация «Кукла из ниток»
Для учителя: ноутбук, медиапроектор, образец куклы.
Для обучающихся: набор шерстяных ниток, ножницы, памятка по технике безопасности при работе с ножницами,
картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, образец куклы.
Организация пространства Фронтальная форма, индивидуальная работа, работа в группеЭтап урока, время этапа
Деятельность учителя
Самоопределение к
деятельности.
Психологический настрой. Минуты гармонии. Создание благоприятной
обстановки в классе.
Здравствуйте уважаемые коллеги. В начале нашего занятия я предлагаю улыбнуться
друг другу, ведь улыбка – это залог хорошего настроения. А с хорошим настроем любая
работа идёт на лад. Слайд 2
Актуализация знаний.
Цель: выработка на личностно
значимом уровне внутренней
готовности выполнения
нормативных требований учебной
деятельности
Ну, проверь скорей дружок
Ты готов начать урок?
Давайте проверим, готовы ли вы начать урок?
Слайд 3
На рабочем столе у нас должны находиться:
Нитки 2 цветов, ножницы. картон размером 12смна 9см.
Вспомним, как работать с ножницами.
Применяемые проблемные
методы
Настраиваются на работу
урока
Проверка готовности
принадлежностей и
повторение правила
поведения на уроке.
Постановка учебной
проблемы
Поиск решения учебной
проблемы
Давайте представим, что вы учся нач. кл. и вас пригласили в гости. Какие вопросы у вас
возникнут?( что подарить?) Рассмотрим предложения о подарках. Что можно подарить?
Купить в магазине или изготовить своими руками. Что проще? Что дешевле? Сейчас вошло
в моду дарить сувениры, сделанные своими руками. Как вы догадались сегодня будем
работать с нитками. Что вы можете предложить сделать из ниток? Попробуем определить
тему урока, отгадав загадки.
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
но с ней не скучно.
(Кукла)
Я, наверно, вам знакома,
Я живу у Тани дома,
С Танечкой хожу гулять,
Побуждающий
от
ситуации
создание проблемной
1)
проблемной
диалог.
ситуации;
побуждение к осознанию
противоречия проблемной
ситуации;
к
формулированию учебной
проблемы.
2)
диалог.
3)
Сообщение темы с
Подводящий к теме
побуждениеС Танечкой ложусь в кровать,
И сама, без всякой сказки,
Закрываю сразу глазки,
Я совсем не растеряша
Я игрушка... Кукла
Кто попробует сформулировать тему урока?
Тема: Изготовление поделки – куклы из ниток.
Знакомство с историей возникновения куклы.
История кукол почти такая же длинная, как и история всего человечества. Как только
появился “человек разумный”, а у него родились дети, встал вопрос о развлечении
маленьких чад. Правда, кукол древние люди еще не знали. В качестве игрушек они давали
своим детям различные камушки и деревяшки. Первые дошедшие до нас детские куклы
были обнаружены на территории Египта. Развитая египетская цивилизация умела делать
игрушки еще 4,5 тысяч лет назад.Слайд4 Ноги и руки египетских кукол могли двигаться,
они имели волосы и их украшали бусинами. В Древней Руси также знали о куклах. слайд 5
В простых семьях их для своих детей делали мамы. В тряпичные куклы играли как
девочки, так и мальчики1. Куклами не только играли. Ими сопровождался обряд посева.
Слайд 6 Были куклы и для невест. Слайд7
А сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку». Раньше эти куклы
являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном
участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей
зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца2. Слайд8
Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу? Почему?
Прочитайте на доске поговорку:
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Как вы её понимаете? (Сначала нужно сделать дело (например, изготовить куклу), а
потом и отдохнуть, поиграть (например, с этой же куклой).
Слайд9
1. Наматываем нитки на основу — это будет тело девочки. Постарайтесь запомнить на
ощупь, какое количество ниток вы намотали. Когда вы намотаете достаточное
количество, разрежьте нитки по одной линии.
Первичное закрепление
1 Информация с сайта www.detskieigrushki.net/kogdapoyavilaspervayakukla.php
2.Ещё раз намотайте на основу примерно такое же количество ниток, как в первый раз. Это
2 Информация с сайта www.rukukla.ru.
мотивирующим приемом.
Знакомятся с планом
действий.
Называют шаги
практической
деятельности.Самостоятельная работа
будут роскошные волосы нашей девочки и разрежьте намотку.
У вас получатся вот такие полоски, примерно одинаковой толщины.
Приступаем к конструированию куклы.
Кладём одну полоску на другую.Слайд10 Сгибаем. И завязывает обе стороны нитками
того же цвета. Таким образом, у нас получилась волосатая голова девочки.
Постарайтесь сразу разделить две половины нижних ниток. При перевязывании нитки
попытаются переплестись между собой и вы уже не сможете разделить их так же ровно,
как до связывания, и когда вы будете вставлять ручки, они могут встать криво или косо.
Теперь наматываем ручки. Объем намотки для ручек должен быть в половину меньше чем
на тело и волосы. Как вы помните, основа для них должна быть чуть меньше чем для всего
тела куклы. Только в случае с руками разрезать намотку нужно с обеих сторон. Слайд11
Завязываем полоску по краям. Отстригаем торчащие концы. Получившуюся полоску
вкладываем между сохраненными двумя половинками тела куклы. И завязываем
ниточками. В целом кукла готова, осталось навести лоск. Срезать неровный подол юбки.
Включение нового в систему
знаний
Включение нового в систему
знаний
Далее определяемся, кого будем делать девочку или мальчика. Девочка почти готова.
Нужно определиться с причёской. Длинные распущенные волосы, стрижка или косички.
Если выбираем мальчика, то делаем ему брючки и стрижку.
Определяем предназначение нашей куклы. Это будет подарок, сувенир, оберег или
игрушка. Только один маленький совет: если с куклами собираются играть маленькие
любопытные детишки, они запросто выдернуть куклам руки — они же никак не
закреплены, как вы помните. Для того, чтобы это произошло не сразу, можно налить
немного суперклея в пространство между руками и телом куклы, просунув туда носик
тюбика. В этом случае руки выдернутся не сразу. Если это сувенир, то можно изготовить
конус и кукла будет стоять. Если оберег подвязать за ниточку и повесить. Поставив
куклу на шпажку можно использовать для кукольного театра.7.Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка учащимися
результатов своей практической
деятельности, осознание метода
построения и границ применения
нового способа действия
Посмотрите, какие замечательные куклы у нас получились. Значит у вас хорошие, добрые
сердца Вы, ее создатели, вложили в нее частицу своей души и энергии. А теперь обратите
внимание на этот красочный цветок.
Отметьте, какое у вас сегодня на занятии было настроение.
Разговор на бумаге.
Самооценивание с помощью
цветика семицветика
8.Итог урока
«Я» (на уроке, с каким
настроением работал)
Спасибо за урок. Мне понравилось, что вы были активными
Дети встают и дарят гостям, присутствующим на занятии куколоберегов со словами:
Фиолетовый лепесток –
приподнятое настроение
красный – восторженное
настроение
оранжевый – бодрое
настроение
жёлтый – приятное
настроение
зелёный – спокойное
настроение
голубой – грустное
настроение
чёрный – унылое настроение
Отметь нужный лепесток.
Подведение итогов урока.