Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
16.04.2017
Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)
Технологическая карта к уроку окружающего мира УМК "21 века" 2 класс по теме "Лес и его обитатели". Урок разработан по всем требования Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения. Использованы следующие современные методы обучения:психологический настрой; слушание музыкального фрагмента; частично-поисковый; проблемное обучение, ИКТ; наглядно-иллюстративный; рефлексия; практический; познавательная игра.
технологическая карта урока по окружающему миру.doc
Конспект урока   учитель начальных классов МБОУ «Лицей» р.п. Земетчино Пензенской области                   Мельникова Лариса Геннадьевна,                                          Аттестуемый педагог (ФИО)                          Предмет                            окружающий мир                                                                                    __       _ Возраст учащихся: класс (группа)             2 класс                                                                                           Тема: «Лес и его обитатели» Цель урока:   создание условий для знакомства с лесом как природным сообществом, с  отличительными признаками основных групп растений; развивать исследовательские умения и навыки самостоятельной работы; прививать интерес к изучению родной природы. Оборудование:  компьютер;    мультимедиа проектор;     презентация к уроку; карточки с заданиями; учебник «Окружающий мир» Н.Виноградова, 2 класс Тип урока: урок изучения нового материала. План урока: Этапы урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала 3. Изучение нового учебного материала 4 Закрепление учебного материала  5. Домашнее задание Время 1 минута 4 минуты 24 минуты 15 минут 1минута Этап урока 1.Организационный  момент. Методы: психологический  настрой. ХОД УРОКА Деятельность учителя Цель: создать условия для формирования  внутренней потребности учеников во включение в  учебную деятельность, вспомнить правила  поведения в гостях. - Друзья мои, я очень рада, Придя  в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Давайте начинать урок. ­ Сейчас мы отправимся в гости в один необычный  дом. кажите, с каким настроением надо ходить в  гости? Объясните, почему? ­Давайте улыбнёмся друг другу так, как никогда еще  не улыбались. Пусть прекрасное настроение останется  с нами до конца урока. 2. Актуализация  знаний для изучения  нового учебного  материала  : обеспечить мотивацию учения, принятия  Цель   учащимися целей урока;  формировать у учащихся умения формулировать  тему и ставить цель;  актуализация субъективного опыта учащихся Методы: слушание  музыкального  фрагмента; частично­поисковый; проблемное обучение,  ИКТ. ­ А теперь закройте глазки, расслабьтесь и  послушайте, какая замечательная музыка доносится из этого дома. (звучит музыка леса)  ­ Где можно услышать эту музыку? (в лесу) ­ О чём же мы будем говорить на уроке? Слайд ­ Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о  чём мы будем говорить?  Слайд «Лес и его обитатели». Деятельность учащихся Цель: включиться в  учебную деятельность, показать готовность к  уроку. Отвечают на вопросы  учителя, эмоционально  настраиваются на урок. Цель: определить тему и цели урока;  определить  использование  полученных знаний в  реальной жизни Слушают музыку,  анализируют услышанное,  определяют тему урока. ­ Девизом нашего урока будут слова Н.И.Сладкова  «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить,  чтобы полюбить – её надо знать» (запись на доске) Читают фразу,  записанную на доске,  разбивают мысленно на ­Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой  на уроке? (познакомиться с лесом и его обитателями;  учиться бережному отношению к лесным жителям) части и называют цели  урока ­ А зачем нам это нужно? (эта информация поможет  вам ориентироваться в природе леса; мы часть  природы и должны подчиняться её законам) Цель:  содействовать усвоению способов, которые  привели к определённому выводу; дать понятие леса ­ как природного сообщества,  ярусы леса; создать условия для самостоятельного выявления  учащимися существенных признаков растений; формировать навык работы парами.  3. Изучение нового  учебного материала. Методы: проблемные  вопросы,  опережающее  обучение,  межпредметая  интеграция, наглядно­ иллюстративный,  рефлексия,  практический,  познавательная игра.  устанавливать Цель: причинно­следственные связи   на   основе микроисследований; описывать   на   основе иллюстрации изученные   объекты   и явления   живой природы,   выделять   их основные существенные признаки, новое; зафиксировать проблему и найти пути её решения. выделять   1.Лес – природное сообщество. ­ Когда мы приходим в гости, что говорим хозяину? ­ Давайте будем вежливыми и поздороваемся с лесом. Вспоминают правила  вежливости и читают  хором приветствие. Слайд ­ Здравствуй, лес, дремучий лес,   Полный сказок и чудес.   Всё открой, не утаи.   Ты же видишь – мы свои! ­ Ребята, а где можно найти объяснение слова «лес»?  (в словаре) Слайд ­ Да, в толковых словарях С.И.Ожегова и В.И.Даля. Вот что сказано в словаре Ожегова: «Лес ­ множество  деревьев, растущих на большом пространстве с  сомкнутыми кронами». ­ Ребята, вы согласны с этим определением? ­ А вы как думаете?   ­ Как много жильцов в лесу! Объясните, почему они не мешают друг другу?  ­ Чтобы их всех расселить, каким должен быть дом?  Работа со словарём. Анализируют жизненный  опыт и делают свой вывод (большой и многоэтажный) Слайд. ­ Тогда давайте попробуем расселить их в лесном  доме. Как мы их будем расселять, чтобы они не  мешали друг другу? Умеете? Почему? (не хватает  знаний) ­ Что же будем делать? (найти нужную информацию) ­ Как вы думаете, кто будет занимать верхний этаж?  (деревья) Слайд ­ Почему они такие высокие? (светолюбивые, тянутся  к солнцу). Назовите, какие деревья встречаются в  наших лесах. (ель, сосна, дуб, клён, берёза, липа) ­ На этаж ниже поселились растения, которые меньше  нуждаются в солнечном свете – это …? (кустарники) Слайд. ­ Сравните внешний вид растений и сделайте вывод,  чем кустарник отличается от дерева? (У дерева один  толстый ствол, покрытый корой. У кустарника  несколько стволиков. Они разной толщины и высоты.  Один стволик кустарника живёт в среднем 20­50 лет.  Но постоянно образуются новые, которые сменяют  старые стволики). Фиксация затруднения. Поиск решения  затруднения Опираясь на ранее  полученные знания,  приводят свои примеры.  Сравнивают и выделяют  основные существенные  признаки каждой группы растений. ­ Назовите кустарники наших лесов (рябина, калина,  орешник, малина, сирень). Приводят свои примеры. ­ Где меньше всего света в лесу? (на самом нижнем  этаже).  ­ Что за растения там поселились? Почему они там  могут жить? (Они низкие и теневыносливые).  ­  Чем они все похожи? (У них тонкие стебельки  зелёного цвета, легко ломаются). ­ У каждого дома есть фундамент – основание, на  котором дом держится. Он находится под землёй. У  леса, что является фундаментом? (корни растений) ­ Лесные этажи называются ярусами. Ярусность  помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. ­ Давайте проверим, всё ли вам понятно про лесные  этажи: «V» ­ эту информацию я знаю; «+» ­ это новая для меня информация; «?» ­ эта информация для меня непонятна, у меня  появились вопросы. ­ Итак, по какому признаку мы научились расселять  По собственным  наблюдениям делают  вывод. Учащиеся, самостоятельно оценивают полученную  информацию: «V» ­ эту информацию я  знаю; «+» ­ это новая для меня растения по ярусам? 2. Физкультминутка Цель: здоровье сбережение, снятие  утомления.  ­ Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнём. Солнечным погожим днём Мы с друзьями в лес идём. Долго по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.) За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к  глазам.) Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы  кверху),  И нас лучики согрели (тянутся к солнышку.). Бабочки кругом летали, И нам крыльями махали. (Машут руками.) Собираем землянику, Ищем вкусную чернику. (Приседания) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Отдохнуть пора, дружок. Мы присядем на пенёк. (Дети садятся за парты.) 3. Значение леса ­ Поднимите руку, кто хоть раз ходил в гости в лес. А  зачем вы туда ходили? (за ягодами, грибами,  вениками, дровами, подышать свежим воздухом,  отдохнуть, полюбоваться красотой леса).   ­ Приходя в гости, как мы себя должны вести? ­ Если лес даёт нам так много, какой вывод мы  должны сделать? (лес надо беречь) ­ Прочитайте текст и найдите ошибки в поведении  человека в лесу, обведите красным карандашом  (работа по карточкам). Текст: «С весёлой музыкой люди шагали по лесу. Они  собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы,  которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди  быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и  пошли дальше, побросав банки и пакеты. На лесной  опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев  муравейник, наломали прутиков и начали протыкать  его ими».  ­ Давайте проверим, насколько вы добры и  внимательны к лесным жителям (Слайд). ­ Надеюсь, вы никогда не допустите таких ошибок. Цель: закрепить полученные на уроке знания;  установить правильность и осознанность изученного информация; «?» ­ эта информация для  меня непонятна, у меня  появились вопросы Учащиеся выполняют  комплекс упражнений для  снятия усталости. Отвечают на вопросы  учителя. Работа по карточкам в  парах. Читают текст  самостоятельно,  осмысливают прочитанное, исправляют ошибки. Цель: показать степень осознанности  4. Закрепление  учебного материала Методы:  творческая  мастерская,   наглядно­ иллюстративный,  добывание  информации из  учебника,  самостоятельная  работа, рефлексия материала, выявить пробелы и провести их  коррекцию, обеспечить повышение уровня  осмысления изученного материала, дать  качественную оценку работы класса и отдельных  учеников изученного материала,  дать  оценку своей  работе и работе  учителя на уроке. 1. Самостоятельная работа. ­ Человек не любит одиночества. Растения тоже  редко растут вдали друг от друга. Чаще собираются  компаниями. Каждая компания имеет своё название.  Поиграем в игру «Найди пару». В первый столбик  записаны названия деревьев, во второй –  соответствующее ему название леса, где растут только эти деревья. Если затрудняетесь, можно найти помощь в учебнике на стр.40. Учащиеся самостоятельно  устанавливают связь «один – множество». При  затруднении ищут нужную  информацию в учебнике. Дуб                 березняк ель                  осинник сосна              липовый берёза           дубрава осина             ельник липа               сосновый бор Проверка. 2. Рассказ о берёзе. ­ Ребята, а кто знает, какое дерево является символом  России? (берёза) Слайд ­ Как в народе ласково её называют? (берёзка) ­ Как же называется лес, в котором растут только  берёзы? (березняк или берёзовая роща) ­ А какие грибы можно найти под этим деревом?  (подберёзовики) ­ А вы знаете, что берёза единственное дерево в мире с белым стволом? ­ Да, щедра наша природа! А как богат наш русский  язык! Прочитаем появившиеся на доске слова: берёзка, березняк, берёзовая (роща), подберёзовик,  береста (з//с). ­ Это слова ­ родственники. О них вы узнаете на  уроках русского языка. ­ От какого слова они образовались? (берёза) Опираясь на ранее  полученные знания,  отвечают на вопросы  учителя, подбирая  родственные слова к слову берёза.  3. Работа с демонстрационным материалом.  ­ Берёзка прислала нам свои подарки. Помощники  покажут и расскажут нам о них. 1уч. В аптеке можно увидеть вот такие коробочки с  Учащиеся выходят по  одному и рассказывают  кратко о пользе дерева. берёзовыми почками. Настой из почек употребляется  как лекарство от сердца и почек. 2уч. На стволах можно встретить наросты. Это  берёзовый гриб – чага. Из него тоже готовят  лекарство. 3уч. Говорят, что весной наши берёзки плачут. Что это значит? Из сока готовят сироп, потом его можно  развести и пить до следующей весны. Он вкусный и  полезный. Я предлагаю попробовать его после урока. 4уч. Верхний слой коры ­ береста ­ хороший материал  для изготовления шкатулок, посуды. В старину  береста заменяла нашим предкам бумагу. Объясните,  каким образом? У вас на столах кусочки бересты.  Попробуйте что­нибудь написать или нарисовать. 5уч. Древесину используют для изготовления фанеры,  лыж, мебели, катушек. 6уч. Берёзовый веник. Любители банных процедур  прекрасно знают об их пользе. В парилке, под  действием горячего воздуха, из листьев выделяются  целебные вещества ­ фитонциды, которые стерилизуют воздух и наполняют его антисептиками, т.е. убивают  всех…? (бактерий). Таким же свойством обладает и  дегтярное мыло. ­ Кому понравились подарки берёзки и рассказы ваших товарищей? (смайлики) Оценка работы своих  товарищей. Дети анализируют  услышанное и делают  вывод. Делают зарядку для глаз ­ Какой вывод мы сделаем из этих подарков? (берёзка  очень полезное дерево) 4. Зарядка для глаз. ­ Вы должны смотреть только глазками, не  поворачивая головы, и заметить, что в классе сделано  из дерева. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Где стена и где окно, Глазкам видеть всё дано. Я закрою глазки вдруг, И опять смотрю вокруг. ­ Что в классе сделано из дерева? (полы, шкафы,  парты, стулья, рамы, линейки, бумага) ­ Смотрите, как много в классе деревянных предметов. Какой вывод мы из этого сделаем? Делают вывод о пользе  дерева для человека. 5. Творческое задание. Работа в группах. ­ Посмотрите на репродукции картин в учебнике на  стр. 43­44. Что хотели передать художники своими  Рассматривают  репродукции картин в картинами? Удалось ли им это? ­ Давайте и мы побудем немного художниками.  Работаем группами. На первом ряду работает одна  художественная мастерская, на втором – другая, на  третьем – третья. Вспомните,  о чём мы говорили на  уроке, из чего состоит лес, и придумайте сюжет своего пейзажа. Дайте название своей работе. ­ Вспомните правила работы группой. Пока дети рисуют, звучит песня «Берегите лес» ­ Выставка работ, защита. 6. Подведение итогов урока (оценки, рефлексия) ­ Как говорится: «В гостях хорошо, а дома лучше».  Давайте попрощаемся с лесом (машут рукой).  Я довольна вами, вы порадовали меня своими  ответами, желанием помочь лесным жителям, добрым  отношением к ним. Но особенно мне понравилась  работа… ­ Что вы узнали на уроке? ­ Какие вопросы у вас ещё возникли? ­ Что больше всего понравилось? ­ Какие выводы вы для себя сделали из этого урока? Сегодня все должны понять: Природу надо охранять. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. ­ Пока шёл урок, выросло вот такое деревце. Оно без  листочков, но это не беда, мы его оживим! Зеленые  листочки ­ хорошее настроение, синие листочки –  совсем не порадовал вас урок… ­ На память о нашем уроке я каждому из вас дарю  памятку «Если вы заблудились в лесу». Прочитайте её, пожалуйста, и запомните.  (Приложение) Цель:  обеспечить понимание учащимися цели,  содержания и технологии успешного выполнения  домашнего задания. учебнике, оценивают. Учащиеся вспоминают  правила работы в группе.  По группам выполняют  задание, затем показывают  и озвучивают полученные  рисунки, корректируют  ошибки. Учащиеся отвечают на  вопросы, определяют  уровень усвоения учебного материала. Цель:  правильно  понять и записать  домашнее задание. ­ Дома я предлагаю вам провести небольшое  исследование о любом  дереве нашего леса и  рассказать, какие подарки оно могло бы прислать в  Учащиеся записывают в  дневниках домашнее  задание. 5. Домашнее задание  Методы: творческая  мастерская,  исследование,  самостоятельный поиск  информации в разных  источниках. виде рисунка, схемы, кластера,  реферата. Где можно  найти эту информацию? (энциклопедии «Деревья»,  интернет, спросить у взрослых)  ­ Узнать много нового и интересного  о мире растений  вы можете также из произведений М.Пришвина,  Н.Сладкова, В.Бианки, которые можно взять в  библиотеке.

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)

Технологическая карта урока "Лес и его обитатели" (2 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017