Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
02.02.2019
Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)
Технологическая карта урока музыки в 5 классе на основе УМК "Музыка" Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Тема: Духовная музыка русских композиторов. Цель урока: Формировать умения эмоционально-образного восприятия и умения характеризовать музыкальные произведения; создать условия для формирования понимания особенностей языка отечественной духовной музыкальной культуры. Структура урока соответствует ФГОС. Используются произведения П.Чеснокова, М.Березовского, С.В. Рахманинова.
Тех карта 5 кл.doc
Технологическая карта урока Предмет, класс Музыка, 5 класс УМК Учитель Тема урока Цель урока Задачи урока   умения     на эмоционально   музыкальное Музыка. 5 класс. УМК Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Мурашко Наталья Мефодьевна МОБУ «СОШ №62» г. Оренбурга Духовная музыка русских композиторов. Формировать умения эмоционально­образного восприятия  и умения характеризовать музыкальные произведения; создать  условия для формирования понимания  особенностей языка отечественной духовной музыкальной культуры. Обучающие Развить   умения   слушать   духовную музыку; Развить откликаться произведение; Формировать умения выделять образы духовной русских   композиторов; Создавать условия для формирования умения   определять,   характеризовать особенности   духовных музыкальных   произведений   на примере русских композиторов.  Предметные результаты Развивающие Развить умение самостоятельно  определять цели своего обучения. Развивать умение работать с  информацией, создать условия для  смыслового чтения. Развивать умение аргументировать и  отстаивать свое мнение. Воспитательные Воспитывать уважительное и доброжелательное отношения к вере, гражданской позиции, к  истории, культуре, религии, традициям народов России Метапредметные результаты Личностные результаты   музыки   музыки    языка Планируемые  результаты Эмоционально­образно воспринимать  и характеризовать музыкальные  произведения.  Понимать особенности языка  отечественной духовной  музыкальной культуры. Р.  Формировать умение  самостоятельно определять цели  своего обучения.  П. смысловое чтение (работа с  информацией) К. формировать умение  аргументировать и отстаивать свое  мнение. Осознанное, уважительное и доброжелательное  отношение к вере, гражданской позиции, к  истории, культуре, религии, традициям народов России; Проявлять готовности и способности  вести диалог с другими людьми и достигать в  нем взаимопонимания; Методическое обоснование  урока ИОС урока Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность  системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом  свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения  образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе  рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Это первый  урок изучения данной темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система  деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон) ­ это урок открытия нового знания (ОНЗ).  Учебно­методическое обеспечение аппаратное   Вид   используемых   на   уроке   средств ИКТ   (универсальные,   ОЭР   на   CD­ ROM, ресурсы сети Интернет)     Необходимое и программное   обеспечение   (локальная   Интернет, сеть, выход в мультимедийный компьютер,   программные средства) Мультимедийный проектор, компьютер   Учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д.  Критской. Иллюстрации храмов, икон, матери,  детей и т.д. Карточки со словами. Карточки для эмоциональных  впечатлений.  Магниты для доски.  Портреты ­ С.А. Дехтярев, Д.С.  Бортнянский, М.С.Березовский,  М.И.Глинка, Н.А.Римский­Корсаков,  М.А.Балакирев, П. Чесноков, С.В.  Ресурсы сети интернет 1.М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости». 2. «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. 3. церковно­славянский хор П. Чеснокова «Ангел вопияше». Рахманинов. Организационная структура урока Название этапа урока Оргмомент Деятельность учителя Приветствие обучающихся, проверка их готовности к  уроку. Деятельность обучающихся Приветствие учителя. Подготовка к уроку Мотивация к учебной  деятельности ­ Здравствуйте. Проверка присутствующих в классе. Организация мотивирования  к учебной деятельности на  уроке.  ­ Здравствуйте. Включение в учебную деятельность  Учитель предлагает детям прослушать музыкальное  произведение и сравнить созвучность музыки и  предложенных иллюстраций с изображением  архитектурных зданий (храм, офисное здание, жилой  дом) Прослушивание музыкального произведения :  М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене  во время старости».  Вопросно­ответная беседа: ­ Какое из предложенных архитектурных сооружений  подходит к прослушанному произведению? ­ Почему вы так решили?  Актуализация знаний и  фиксация затруднений в  деятельности Выяснение с помощью вопросов и заданий, что уже знают и умеют ученики для освоения новой темы, создание  ситуации затруднения в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Учитель задает вопросы: учащиеся проникаются проблемой,  эмоционально откликаясь, прослушивают произведение. учащиеся находят ответы на вопрос  учителя, высказывают личностное отношение об услышанном  музыкальном произведении, делают выводы. Ответы на вопросы по изученному ранее материалу Выполнение освоенных ранее учебных действий. Самостоятельное выполнение задания на применение  нового знания, запланированного для изучения на данном  уроке (пробное действие). ­ Какие чувства возникают у человека при   прослушивании подобной музыки?  ­ Какие эмоции может проявлять человек?  ­ Какие образы у вас возникли? ­ Какие  средства музыкальной выразительности вам  помогли определить соответствие выбранной  картины прослушанному произведению? А чем не похоже это произведение на ранее  прослушиваемые произведения? А как вы думаете, есть ещё различия? Вы можете мне их назвать? Почему у вас возникли затруднения в ответе на  поставленный вопрос? Ответы детей. Дети называют разные средства музыкальной  выразительности, на их взгляд отличающие духовную  музыку от светской. Дети затрудняются ответить Постановка учебной задачи Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения; определение на этой основе цели урока   и формулирование (или уточнение) темы урока. Выявление   места   и   причины   затруднения   в индивидуальном выполнении пробного учебного действия. Формулирование цели и (или уточнение) темы урока Учитель читает эпиграф к уроку:                                      «Прости мне, Боже, прегрешенья                                      И дух мой томный обнови,                                      Дай мне терпеть мои мученья                                     В надежде, вере, и любви.»                                                                                   И. Козлов.                                   ­ Как вы думаете, о какой музыке мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте   попробуем   сформулировать     цель   нашего урока.   Уточните,   что   же   мы   должны   сегодня научиться делать? Что мы хотим узнать? Научиться   слушать   духовную   музыку,   понимать   и эмоционально   откликаться   на   нее,   уметь   увидеть   Ответы детей Освоение нового учебного  материала образы и рассказать о них. Ну и конечно постараться понять   особенности   музыкального   языка   духовной музыки. Создание   в   ходе   обсуждения   с   учениками   плана достижения   цели,   схем, инструкций,   использование   которых   поможет   решить учебную задачу.   разработка   алгоритмов, ­ Дети,  а как мы с вами будем узнавать особенности музыкального языка духовной музыки?  ­ Какой у нас с вами,  будет план действий? Формулирование и осознание цели урока в совместной деятельности   с   учителем.  Запись  темы   урока   в тетрадь. Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов,   схем,   инструкций,   использование   которых поможет решить учебную задачу. Дети предлагают слушать духовную музыку,  обсуждать услышанное,   найти   материал   о   том,   где,   каким музыкальным языком, кем создавалась духовная музыка.  Учитель просит подвести итог. Итак,  1­ мы послушаем духовную музыку. 2­   Постараемся подобрать подходящие образы и слова, которыми мы сможет охарактеризовать духовную музыку   Узнаем   об   особенностях   музыкального   языка духовной музыки. 3­ ­   Я   предлагаю   рассмотреть   эти   вопросы   на музыкальных   примерах   произведений   русских композиторов. Кто за? Хорошо.  ­ Дети, а как вы думаете,  о чем духовная  музыка? Зачем она нужна человеку? Когда люди обращаются к духовной   музыке?   Какая   она   может   быть   по характеру? Давайте   послушаем   музыкальное   произведение   и проверим наши предположения.  ­ Дети поддерживают. Голосуют. Ответы детей. Слушание в аудиозаписи «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Слушают, анализируют, обсуждают. ­ Какая это музыка по характеру?    Отвечают на вопросы: ­   Хочется   ли   вам   Быстро   двигаться   под   такую музыку или что­то другое приходит на ум? Что вы себе представляете, слушая такую музыку?   ­ Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть и  подумать о смысле жизни, музыка успокаивает,  снимает стресс и печаль. Человек освобождается от  «грехов». Хочется совершать добрые поступки. Поработаем в группах по 4­5 человек. Задание 1.  Одна   группа   ­   подбирает   карточки   с   нужными словами,   характеризующими   музыку   (искренняя, нежная,   красивая, спокойная,   несущая   свет,   мелодичная,   несущая любовь). Другая   группа   ­   подбирает   образы,   подходящие   под звучание   произведения   (Храмы,   образы   икон   божьей матери, мадонны с младенцем, матери с ребенком)   успокаивающая,   песенная, Дети по желанию могут поработать по карточкам  со средствами музыкальной выразительности  (динамика тихая, от от pp до  ff,  мелодия плавная,  много подголосков, темп – спокойный, медленный,   звуковедение – связное, используется цепное дыхание,    Дикция – ясность, разборчивость произношения.  Тембр – звук округлый, не открытый.) Какие   схожие   черты   можно   определить, всматриваясь   в   икону   и   слушая   духовные Работа в группах.  Дети подбирают материал, озвучивают  свои  предложения. Обсуждают. По одному слову и одной  иллюстрации прикрепляют на доску на магните. Формируют  умение аргументировать и отстаивать  свое мнение. Задание повышенной сложности выполняют совместно с учителем, закрепляется на доске. Размышляют, анализируют. ответы: образ, распевность. произведения? ­ Дети, а где исполняется такая музыка?  ­ Кто из вас был в храме? ­ А пение церковного хора слышали?   ­ Когда вы были в церкви, вы обратили внимание на купол, потолок храма? Наше нёбо устроено так, что когда мы поем, звук идет в нёбо, тогда он получается звучным.   А   в   церкви   специально   создается   такой архитектурный ансамбль, при котором вверху купола с окнами  или  без  них.  Пение  как  бы  улетает   вверх,  к Богу,   делается   нежнее,   звучнее,   прозрачнее,   звук делается «неземным». Это тоже сложилось издавна. Присутствие икон в церкви создает свой православный мир,   в   который   человек   приходит   сам   и   несет   на излечение свою душу.              О  значении  церковного   пения  хорошо говорят святые отцы церкви.       Значение духовного пения заключается в том, что оно   способствует   живейшему   участию   верующих   в богослужении,   воспитывает   их,   делает   лучше, способствует     глубокому   усвоению   человеческих истин. «Церковное пение есть действенная связь земли с небом».     Откройте   страницу   учебника   №   82,   найдите   «Как назывался   основной   вид   древнерусского   церковного песнопения?»  «От какого слова происходило это название?» Иконы,   песнопения,   молитвы   –   часть   духовной культуры   Древней   Руси.   В   произведениях   русских композиторов, поэтов, художников. Ответы детей. Работа   с   учебником.   Смысловое   чтение   (работа   с информацией). Формулируют понятия: знаменный распев, песнопение  Обобщают при помощи учителя Д.С.   Бортнянский, потребностям   духовно­музыкальные    ­ Первые русские композиторы церковного пения – С.А. Дехтярев,   М.С.Березовский (показывает портреты композиторов)– были самыми видными преемниками итальянской школы в пении, но русские   композиторы   не   копировали   итальянскую музыку,   а   творчески   освоили   ее   достижения   и сочинения, написали соответствующие   русского богослужебного пения. ­ В начале ХХ века хоровое церковное пение в России достигло   большого   расцвета,   Почти   во   всех православных  русских храмах, даже в больших селах, были хорошие хоры. Наиболее выдающиеся хоры того времени – Придворная певческая капелла Московский Синодальный хор, хор Архангельского (в Петербурге), хор Юхова  (в Москве), капелла Д.Иванова (в Москве) и др.   Хор   пел   во   время   церковных   служб   и   во   время дворцовых   праздников   и   увеселений,   участвовал   в спектаклях – это о Придворной певческой капелле. С 1837   года   руководителями   этой   капеллы   были М.И.Глинка,   Н.А.Римский­Корсаков,   М.А.Балакирев   – все известные русские композиторы. Организация   деятельности   обучающихся   по   выполнению типовых   заданий   с   проговариванием   алгоритма   решения (фронтальная,   групповая   работа);   самостоятельному выполнению   задания   (индивидуальная   работа)   и осуществлению   самопроверки   (сравнение   с   образцом); выполнению   заданий   на   использование   новых   знаний   и умений в системе изученных ранее знаний и умений Закрепление учебного  материала Выполнение типовых заданий  с   проговариванием   алгоритма   выполнения   действий (индивидуально, в паре, в группе). Самостоятельное   выполнение   задания   (индивидуально)   и осуществление самопроверки (сравнение с образцом). Выполнение   заданий   на   использование   новых   знаний   и умений в системе изученных ранее знаний и умений Слушают музыку иконописи, Как   мы   с   вами   уже   отметили,   русская   церковная музыка   была   частью   храмового   синтеза   искусств, воздействовала   на   чувства   и   мысли   верующих   людей наряду   с   красотой   храма,   обряда богослужения. Давайте закроем глаза, представим красивый огромный храм   и   постараемся   ощутить   на   себе   все эмоциональные краски русской духовной музыки. Слушаем   церковно­славянский   хор   П.   Чеснокова «Ангел вопияше».    ­ какие чувства передает эта музыка? Учитель   раздает   учащимся   карточки,   они   должны вписать   в   каждую   карточку   по   одному эмоциональному   впечатлению   от   прослушанных произведений,   закрасить   в   цвет   и   выстроить   по значимости. Творческое   задание. впечатлений»   «Лестница   эмоциональных А   давайте   и   мы   с   вами   попробуем   исполнить небольшой фрагмент духовной музыки и теперь уже самостоятельно  передать чувства, о которых мы с вами сейчас говорили. Вокализация отрывка П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся» ­ Как исполнялось музыкальное произведение? ­ А какие средства музыкальной выразительности мы с вами использовали для церковного пения? (отмечаем   плюсиками   рядом   с   прикрепленными карточками  на доске) Слушают музыку. Отвечают на вопрос. Работают   в   парах   по   карточкам:   ранжируют   по порядку, закрашивают в определённую цветовую гамму. Интонируют вместе с учителем.  Работа над фразой (пение a cappella). Хором (Прием: a cappella, унисон). ­ Мелодия плавная. Динамика – тихая. Темп – спокойно, медленно. Дикция – ясность, разборчивость  произношения. Звуковедение – связное, используется  цепное дыхание. Тембр – звук округлый, не открытый. Рефлексия учебной  деятельности  Информация о домашнем  задании Организация деятельности обучающихся по соотнесению  целей и результатов учебной деятельности; определению  целей дальнейшей деятельности и заданий для  самоподготовки. Совместное подведение итога урока:  Давайте подумаем, достигнута ли  цель нашего урока?  ­ Что было для этого сделано? Какие действия мы  выполнили? ­ Сумели ли мы с вами сегодня на уроке выявить  особенности языка духовной музыки?  ­ С какими русскими композиторами познакомились? ­ Какова роль церковного пения и зачем оно нужно нам,  людям?  А вот комфортно ли вам было на сегодняшнем уроке я  пойму по теплым ( желтым, оранжевым) или  холодным (синим, голубым) цветам, которые вы  выберете для своих смайликов.  Учитель оценивает работу детей на уроке. Предложение разноуровневых заданий. Д/з: прослушать произведение Б. Окуджавы «Молитва»  и отразить в цвете, написать эссе «Мои эмоции и образы от звуков духовной музыки, по желанию  проанализировать язык произведения  Б. Окуджавы  «Молитва»*. Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов,  фиксирование степени их соответствия. Осуществление самооценки Итог прослушивания или исполнения духовной музыки –  это очищение души, пробуждение в себе лучших качеств.  Желание помочь ближнему,  отрешение от земной  (мирской) суеты. Такая музыка лечит душу. Снимает стресс. Демонстрирует связь земли и неба.  Учит делать добро и т.д. Закрашивают цветом настроения смайлик. Осуществление выбора задания для самоподготовки

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов" (5 класс, музыка)

Технологическая карта урока музыки на тему "Духовная музыка русских композиторов"  (5 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2019