Технологическая карта
Оценка 4.7

Технологическая карта

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
08.06.2018
Технологическая карта
Тема урока:Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье. .. Цель:Углубить представление учащихся о роли и необходимости церковного и фольклорного искусства в жизни человека.Технологическая карта по музыке 5 класс
3 чет 06.02.2016.doc
Технологическая карта №19 Дата: 06.02.2016 год Ф.И.О. Арзамасова Валентина  Петровна Класс: 5 Тема Цель Задачи УУД Планируемые результаты Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки Небесное  и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь.  Святое назначенье. .. Углубить представление учащихся о роли и необходимости церковного и фольклорного искусства в жизни  человека. Образовательные: познакомиться с православным хором «Богородице Дево, радуйся»  С. Рахманинова и католической молитвой «Аве Мария», иконой Владимирской Богоматери и картиной А.  Шишкина «Колыбельная»; Развивающие:  научиться   конструировать   вопросы   к   терминам,   исполнять   духовную   музыку   с сопровождением   и   без,  исполнять   фольклорные   произведения,   владеть   терминологическими   знаниями, исполнять выразительно поэтические произведения под музыкальное сопровождение, рассуждать о роли духовной музыки и фольклора в современной жизни, искать отличия живописной картины от иконы; Воспитательные: воспитание духовности, нравственности, приобщение к глубинным вечным ценностям.  Личностные УУД: 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «милосердие», «сострадание», «благодарность», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость»,  «народ», и т. д;   Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.   Познавательные   УУД:  Сопоставлять     и   отбирать   информацию,   полученную   из   различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).  Самостоятельно предполагать,   какая   дополнительная   информация   будет   нужна   для   изучения   незнакомого   материала. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.   Коммуникативные УУД:  Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку   зрения   на   события,   поступки.   Выполняя   различные   роли   в   группе,   сотрудничать   в   совместном решении проблемы. Предметные: Знать: ключевые понятия и термины: «знаменный распев», «унисон», «а капелла», «икона», «молитва»;  «фольклор» слова и мелодию хора «Богородице Дево, радуйся» и молитвы «Аве Мария». Уметь: выразительно и эмоционально петь православную молитву «Богородице Дево, радуйся» без  сопровождения и католическую молитву «Аве Мария» с сопровождением, рассуждать о роли духовной  музыки и фольклора в жизни современного человека, исполнять частушки, скороговорки, прибаутки и  народные песни, сопровождая игру на детских музыкальных инструментах, анализировать детали образа  живописной картины и иконы. Личностные результаты:  – чувство гордости за свою Родину, знание культуры своего народа; – коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками – эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты:  – умение самостоятельно ставить новые задачи; – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; – умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, размышлять,  рассуждать и делать выводы; Предметные результаты:  – развитие музыкальной памяти, слуха, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и  творческого воображения; – формирование мотивационной направленности на слушание музыки, пение, инструментальное  музицирование; – развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с  литературой, живописью; –расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса; – овладение способностью эмоционально воспринимать музыку, как образное искусство во взаимосвязи с  жизнью, со специальной терминологией и элементарной нотной грамотой. Знаменный распев, знамя, крюк, унисон, молитва, а капелла, хор, католическая церковь, икона, фольклор. Музыка – живопись – литература Учебник «Музыка» 5 класс. Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская Мультимедийные Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы основные   дополнительные Формы урока Технология фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая проблемного обучения Дидактическая структура  урока  Деятельность учителя  Деятельность учеников  Планируемые  результаты Предметные УУД Задания для  учащихся,  выполнение которых приведёт к  достижению  запланированных  результатов Организационны й момент  Время: 5 мин Основные  этапы: 1.Предваритель ная организация класса Проверить  присутствующих и  готовность к занятию.  Проверка заданий и отбор  удачных заданий, которые  подготовили дома ученики. Создание проблемной  ситуации по уже  изученному материалу 2.  Мобилизующее  начало урока. Определить по  видеофрагменту два  музыкальных  направления в  музыке и обозначить тему урока и задачи. Просмотр  видеофрагмента, в  котором  демонстрируется два  направления в  музыкальном  искусстве: духовное и  фольклорное  (небесное и земное) Знать:  интонационно­ образную основу  духовной и  фольклорной музыки. Уметь: на слух  определять  направления музыки,  формулировать тему  и задачи урока Познавательные: – выражать  положительное  отношение к  процессу познания,  проявлять внимание. Коммуникативные: – оформлять свои  мысли в устной  форме.   Регулятивные:  – выполнять задание  в соответствии с  поставленной целью. Организация беседы,  коррекция результатов  ответов: Отвечают на вопросы,  аргументируя их: 3.Актуализация  знаний. – О чем рассказывает  духовная музыка?  – О чем рассказывает  фольклорная музыка?  – О жизни Иисуса  Христа, Богородицы,  о небесных жителях. –  О праздниках,  обрядах,  повседневной жизни  людей, то есть о  земной жизни. Записывает на доске  тему: «Земное и  небесное.. …» не до конца Продолжает задавать  вопросы:  – Какими средствами   пользуется композитор,  чтобы написать музыку?   – Какими средствами  пользуется художник,  чтобы нарисовать  картину?  Дописывает тему на  – Звуками – Красками доске: «Небесное и земное в звуках и красках». –   Формулирует   цель урока: «Научиться понимать   необходимость присутствия   в   жизни каждого человека небесного   искусства   и земного.   – Каким образом мы  будем воплощать в жизнь эту цель? 4.Формулировка основной  учебной задачи Принимают участие в   формулировании цели  урока. Формулируют задачи  урока: 1.Проверить  домашнее задание. 2.Исполнить  духовные и  фольклорные  произведения; 3.Послушать новое  музыкальное  произведение и  сравнить его с уже  прослушанным. Учитель координирует  деятельность учеников,  выявляет у них знания и  умения. Проверка  домашнего  задания  Время: 15 мин  Этапы: 1.  Проверка  домашнего  1 ученик задает классу вопросы, составленные   им   по теме: «Небесное искусство». У учащихся класса на столах лежат  листы  с   Проверить домашнее задание   в   форме ролевой игры, когда ученик   на   время становится учителем. Знать:  терминологическую  основу темы Уметь: грамотно  формулировать и  четко задавать  вопросы; делать задания у 1  ученика.   грамотный анализ  живописной  иллюстрации,  выразительно  исполнять  фольклорные  композиции крупно напечатанными ответами   на   вопросы. Учащийся, у которого обнаружится   ответ  на вопрос заданный и выходит прикрепляет его магнитом к доске.       назывались   Как первые церковные напевы?  ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ –   Какими   знаками записывали церковные напевы?  ЗНАМЕНА КРЮКИ –   Как   называется пение хора в один голос? УНИСОН – Какой единственный музыкальный инструмент признавался Проверка  домашнего  задания у 2  ученика. способным   воплотить слово о Боге   в   музыкальных звуках?  ГОЛОС –   Как   называется пение хора без музыки А КАПЕЛЛА – Какое  произведение живописи представляется,   когда звучит церковная музыка? ИКОНА     ученик   2 по иллюстрации   иконы «Богоматерь Владимирская»  задает вопросы.   Другой ученик   показывает указкой соответствующие линии:  1. означают отсутствие напряженности; 2.   Золотые   штрихи   – свечение над головой;   Плавные   линии покой,   Проверить домашнее задание   в   форме ролевой игры, когда ученик   на   время становится учителем. Черный   цвет означает 3.   Контраст   между черным   и   золотым выделяет   фигуру Богоматери на желтом фоне; 4. одежды печаль; 5.   Плоское   лицо бесстрастно,   но   глаза наполнены   покоем   и умиротворением. .   Учитель делает логический переход к следующему  выступающему и   предлагает сравнить икону  «Богоматерь  Владимирская» с картиной художника Андрея  Шишкина «Колыбельная»  и обратить внимание на  живое чувственное лицо женщины, изображенной на картине, которая поет  колыбельную, лежащему в  колыбели ребенку.  – А какие фольклорные  жанры, кроме  колыбельной помогут  женщине познакомить  ребенка миром людей?    частушки, Игры, прибаутки, скороговорки то есть одним   словом   – земное искусство.  Проверить домашнее задание   в   форме ролевой игры, когда ученик   на   время становится учителем. Проверка  домашнего  задания у 3  ученика. Подводит итог вместе с  учащимися: – Какую роль в нашей  жизни играет  фольклорная музыка?  – Какую роль в нашей          и       Ученик его помощники   из   класса исполняют   частушки, прибаутку   «Андрей­ воробей», скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит», разыгрывают   русские народные песни «Бояре,   а   мы   к   вам пришли», «Ах вы сени, мои сени», подыгрывая   себе   на детских   музыкальных инструментах,   для   чтобы   класс того, угадал данные фольклорные   жанры. Учащийся, у которого обнаруживается правильный   ответ   на заданный вопрос выходит и прикрепляет магнитом к доске ответ.  – песенки, скороговорки, прибаутки необходимы,   чтобы   Фольклорные жизни играет духовная  музыка?    научить   маленьких детей первым словам,   действиям, рассказать о мудростях   земной жизни.   –   Духовная   музыка настраивает   на тишину, сосредоточенность, успокоение,   спасает от   громких   звуков, криков, шумов современного   мира, помогает     молодым людям задуматься о вечных   ценностях: милосердии,   добре, семье, благодарности.   Изучение  нового  материала  Время:10  Этапы:  1.Распевание Продолжает урок: Фольклорную   музыку исполнять   легко,   мы   в этом   убедились,   а   вот духовную   сложнее.   Но   нам   сделать это необходимо.   Давайте попробуем.   Вы   знаете, что   верующие   люди разговаривают   с   Богом Научиться  исполнять духовные  произведения Знать: правила  пения, округления  звука, четкой  артикуляции, мягкого дыхания, понимать  жесты дирижера. Уметь: выразительно читать предложенный текст, и  выразительно, вокально его  исполнять в ансамбле с другими  участниками этого  процесса. через молитву. –   Давайте   прочитаем молитву   «Богородице Дево,   радуйся»   (на   фоне «Утренней   молитвы» фоне П. И. Чайковского). –   Как   вы   понимаете содержание этой молитвы?   – Давайте исполним одну строчку молитвы   «Богородице Дево,   радуйся». Весь класс читает  молитву «Богородице  Дево, радуйся». Отвечают: – Дева Мария самая благословенная   из женщин, потому что родила   Спасителя наших душ. Исполняют – В Католических  храмах.   храмах звучание каких –В   разрешено музыкального инструмента?   2.Исполнение   исполним Давайте католическую   молитву «Аве   Мария»   Ф   Шуберта на   латинском   языке (вначале   чтение,   затем пение) –   А   что   изменилось   в в молитве     данном исполнении   (учащиеся слушают   «Аве   Марию» Джулио Каччини). 3.Слушание и  сравнительный  анализ –   Верно,   это   музыка итальянского композитора   Джулио Каччини –   Какие   выразительные средства   общие   у   одного произведения и у другого? Закрепление   нового  материала  Время: 5 мин  Этапы:  1. Составление  синквейна Учитель распределяет  задания: –  Девочки составляют  синквейн к  словосочетанию «Духовная музыка». Мальчики к  словосочетанию  «Фольклорная музыка». –   Мелодия   и   ритм совершенно   другие. Значит, написана она другим композитором. И в одном и в другом произведении характер   простой, благородный;   лад минор, темп   медленный,   тихая: динамика можно нарисовать в воображении   иконы, храм. Примерные   ответы учащихся: Обобщить  учащимися знания,  полученные на  уроке. Знать: правила  составления  синквейна Уметь: кратко и ясно выражать свои  мысли. Духовная музыка Умиротворенная, небесная, серьезная, простая. Успокаивает, заставляет задуматься  Чтобы подумать о добре и зле. Молитва, знаменный распев Фольклорная музыка Задорная, яркая, мудрая, обучающая. Учит, веселит, развлекает. Чтобы познакомить малышей с жизнью. Частушка. Скороговорка. Прибаутка. Читают свои работы  по желанию  Сегодня на уроке я….  Научился… Было интересно… Было трудно… Мои ощущения… Этот урок дал мне для жизни… Больше всего  Контроль  Время: 4 Рефлексия   Время: понравились  задания… Домашнее  задание  Время: Этапы: Рисунок по теме:  «Фольклор» или  «Духовная музыка».

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2018