Технологическая карта урока на тему "Через тернии к звездам" (окружающий мир, 3 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
11.02.2017
Вашему вниманию представлен урок открытия новых знаний в форме урока-исследования. В ходе урока учащиеся работают в группах, индивидуально, фронтально. В процессе работы они сравнивают, анализируют, обобщают, выдвигают гипотезы, доказывают и опровергают, обсуждают, комментируют. Наблюдение, самостоятельная работа над книгой и документами, сбор информационного материала из различных источников, являются практической работой на уроке. По завершению урока на доске появляется карта СССР со всеми достижениями достигнутыми в период 60-70х годов прошлого века. На основании этого учащиеся могут сделать вывод о том, что СССР был великой державой, с выдающимися успехами в космосе, в строительстве, в развитии культуры, несмотря на то, что граждане страны испытывали нехватку самого необходимого для жизни.
технологическая карта.docx
Предмет: Окружающий мир (3й класс)
УМК ОС «Школа 2100»
Автор учебника: Вахрушев, Данилов, Тырин
Технологическая карта урока «Через тернии к звездам»
Тема
Тип урока
Форма урока
Методы, используемы на уроке
Виды практических работ
Формы работы
Цель
Задачи
Через тернии к звездам
Открытие новых знаний
Урокисследование
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез, доказательство и опровержение, обсуждение,
комментирование
Наблюдение, самостоятельная работа над книгой и документами, сбор информационного материала из
различных источников
Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная
познакомить учеников с послевоенной историей нашей страны, показать достижения и
противоречия в развитии государства
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1) формировать позитивную самооценку, самоуважение;
2) развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3) развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость;
4) воспитывать чувства гордости за свою Родину и за русский народ.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения
(регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
1) формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование
начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,
слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать
её, умения взаимодействовать и работать в группах;
3) развивать умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с
практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать
новое знание на основе имеющегося опыта), развивать умения использовать различные способы поиска
информации, развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа,
синтеза, обобщения, классификации.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1) формировать навык чтения: выразительное чтение, выборочное чтение;
2) формировать умения распознавать особенности сказки Основные понятия
Оборудование
Организация пространства
Этапы урока
3) формировать потребность в систематическом чтении;
4) развивать творческие способности.
проектор, компьютер, классная доска, оценочные листы, листы с заданиями для групп, презентация.
работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
сущность,
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
Ребята, посмотрите на экран. Что это? О чем мы сегодня будем говорить? (продолжим
путешествие по реке времени, узнаем новое).
Девиз нашего урока совпадает с названием урока. Посмотрите на него: « Через тернии к звёздам»
Как вы его понимаете? И сегодня мы с вами тоже будем преодолевать трудности. А вот достигнем
мы успеха или нет, узнаем в конце урока.
1. Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по реке времени. Я хочу показать вам небольшой
фоторяд.
Никто за границей не мог представить, как быстро разрушенная и разоренная недавней войной
страна войдет в число самых сильных и передовых держав.
В каком состоянии находилась наша страна после окончания Великой Отечественной войны?
(Страна была полностью разорена, разрушены города и т.д.)
Какой возникает вопрос? (Что нужно сделать, чтобы этого больше не повторилось)
Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (…..)
Сегодня я предлагаю вам поговорить о том времени, а именно о 60х и 70х годах 20 века. О том
какова была жизнь советского народа в послевоенное время.
II.Просмотр видеоролика.
О каком важном событии идет речь в этом видеофрагменте? (О первом полете человека в космос)
Что вам известно об этом событии?(……)
Можно ли сказать о том, что наша страна была великой державой в то время? (Да, об этом
говорят успехи науки и техники, улучшение жизни людей после войны.)
На слайде появляется запись: Советские люди были первыми в освоении космоса.
Значит, если мы были первыми в освоении космоса, то и на земле должны были жить хорошо?
(……..)
Известен факт, что спустя несколько лет после того, как Юрий Гагарин стал первым
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме. космонавтом Земли, СССР стал закупать хлеб за границей, причем с каждым годом все
больше и больше.
Какая главная мысль этой фразы?
На экране появляется запись: «Советским людям не хватало самого необходимого».
Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
В космосе были первые, а на земле людям не хватало хлеба.
4. Умение работать в руппах.
Какой возникает вопрос?
Можно ли теперь сказать, что СССР великая держава?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (пробле
му) урока: «Можно ли
назвать СССР великой державой, если наряду с выдающимися успехами в космосе
граждане страны испытывали нехватку самого необходимого для жизни?».
Давайте вспомним, что вам известно о СССР в послевоенное время? В каком состоянии
находилась страна ? (Разруха, нищета, голод…)
Какие главные задачи встали перед государством?(Восстановление хозяйства, недопущение новой
войны)
Когда перед людьми уже вставали такие задачи?(После Гражданской войны)
Ребята, а благодаря чему после Гражданской войны советским людям удалось быстро
восстановить хозяйство? (Благодаря самоотверженному труду и тому, что контроль за
развитием хозяйства был полностью в руках руководителей Компартии, которые распоря
жались государственными деньгами так, как считали нужным.)
Как вы видите, задачи государства после Гражданской и Великой Отечественной войны оказались
похожими. И вся власть в стране попрежнему принадлежала руководителям Компартии, которая
полностью контролировала все, что происходило в стране.
Как вы думаете, какой хотели видеть свою страну люди, пережившие тяжелое время войн?
(Построить в нашей стране справедливое общество как можно быстрее, где власть будет
принадлежать трудящимся. Где не будет бедных и богатых, все будут стремиться к светлому
будущему.)
Исходя из проблемы урока, наша цель рассмотреть, как государство решало вставшие перед ним
задачи, и оценить, можно ли такое государство назвать великой державой.
Я предлагаю проблему нашего урока разделить на несколько частей, которые мы будем решать
последовательно. В процессе их решения будет создана модель государства после ВОВы.
Что необходимо нам для того, чтобы решить проблему урока? (Знания)
Каких знаний нам не хватает?
. Совместное
ΙΙ
открытие
знаний.
Поиск решения
проблемы.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям,
выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
1. Зачем так много сил и средств тратилось на освоение космоса и развитие вооружения?
2. Оставались ли у государства средства на развитие народного хозяйства?
3. Какие недостатки были в развитии государства?
А что нам необходимо, чтобы превратить незнание в знание?
Где мы можем найти информацию?
Работа в группах
Ребята, обратите внимание, вам предложены тексты. В них содержится информация, которая
поможет вам сформировать новые знания, найти ответы на поставленные вопросы.
Задача каждой группы найти решения задач, которые стояли перед государством.
(Группы работают с текстами, находят решение задач, которые стояли перед государством. Делая
вывод, группы опираются на основную проблему урока. Регламент работы в группе 5 минут.
Выбирают ответственного в группе, который будет защищать ответ)
Итак, время вышло и мне хотелось бы выслушать ответы групп.
(Велика была цена Победы в ВОв. Страна потеряла свыше 26 миллионов человек. В руинах лежали
города и сёла. В Германию были вывезены ценнейшие произведения искусства. В США и других
странах считали, что Советскому Союзу понадобится не один десяток лет, чтобы возродить
разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в
чём–то их обогнать. И тут началось соревнование...)
1 группа. Вопрос первой группы: Почему на ваш взгляд так много сил и средств тратилось
государством на освоение космоса и развитие вооружения? (созданы первые ракеты и
космические корабли Искусственные спутники Земли стали помощниками человека. Они стали
выполнять огромное количество работ. Космонавтика стала важнейшей отраслью народного
хозяйства:
изучение Земли;
помощь кораблям, терпящим бедствие;
обнаружение лесных пожаров;
уточнение мест полезных ископаемых;
радио и телевизионные передачи на огромные расстояния.)
освоение
космоса
овладение
атомной Какова основная мысль данного текста? (Соревнование)
О каком «соревновании» идет речь?
Какие государства стали основными соперниками?
Какие открытия сопровождали это «соревнование»? (СССР и США участвовали в гонке
вооружений, в этот период была открыта атомная энергия.)
Где можно использовать атомную энергию?
Вывод: государство тратило очень много средств на развитие вооружения, так как не могло
позволить себе отстать в гонке вооружений.
2 группа. Оставались ли у государства средства на развитие народного хозяйства? Каких
успехов добилась наша страна в народном хозяйстве?
Ученики перечисляют достижения экономики: менялся облик страны, строилось метро и
т.д.
строительство
городов
бесплатное
образование и
развитие науки и
техники
(В стране к 70 – м годам XX века большинство жителей проживало в городах. Тысячи семей
смогли переехать из коммуналок в отдельные квартиры, пусть и небольшие по размеру. В эти годы
особо стало цениться образование. Многие молодые люди стремились не только окончить школу,
но и поступить в высшие учебные заведения. В стране строились новые заводы. На могучих
сибирских реках были возведены мощные электростанции. Началась добыча богатейших запасов
нефти и газа. )
Вывод: на восстановление хозяйства тоже тратилось очень много средств, поэтому и удалось
добиться больших успехов.
Итак, смогли сделать жизнь в стране хорошей, преодолеть препятствия, добиться успехов?
Постепенно люди стали все больше обращать внимание на то, что самое лучшее и справедливое
государство развивается медленнее, чем некоторые страны Запада.
3 группа. Какие недостатки были в развитии государства? незаинтересован
ный характер
труда
большие затраты
на вооружение
развитие
отставало от
нехватка
продуктов,
Посмотрите, проблем у нас получилось больше чем успехов.
Как ни удивительно, но равновесие в стране сохранялось довольно долго, несмотря на то, что
средства с каждым годом распределялись все более неравномерно. Как вы думаете почему? (Что
то его поддерживало, не давало перевесить.)
Что на ваш взгляд помогало сохранить это равновесие? (Сохранить равновесие
помогала вера людей в то, что наше государство самое лучшее, самое
справедливое. Каждое новое достижение на Земле или в космосе
укрепляло веру людей в величие СССР.
Постепенно вера в могущество государства стала уменьшаться, советские люди начали
сомневаться в том, что их государственные порядки самые правильные. Равновесие в стране стало
выходить из под контроля, возникла необходимость перемен.
Как вы думаете, какие были необходимы перемены, чтобы восстановилось равновесие, чтобы люди
перестали бояться выражать недовольство по поводу какихто недостатков?
Ученики могут высказать различные предположения, в том числе и такие:
– нужно тратить больше средств на развитие народного хозяйства;
– остановить развитие вооружения и космических исследований;
– сместить с руководящего положения Компартию и др.
– Многие ваши предположения верны, с конца 80х годов и до сегодняшних дней предпринимаются
попытки обновления, улучшения нашего домагосударства.
Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (
«Можно ли назвать СССР великой державой, если наряду с выдающимися успехами в космосе
граждане страны испытывали нехватку самого необходимого для жизни?»)
Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Вывод: В послевоенные годы страна добилась огромных успехов как в космосе, так и на
Земле, величие и могущество СССР признавали во всем мире. Но сохранялось и много
ΙΙΙ
.
Самостоятельно
е применение
знаний.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника. недостатков. Процесс их преодоления идет до сих пор, мы являемся его свидетелями и
участниками.
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока и
рефлксия.
Рабочая тетрадь стр. 49№3,4.
Дома рассмотреть внимательно паспорт и если есть свидетельство рождения у родителей, а ещё
лучше у бабушек. Отличия записать.
Конечно, сегодня мы не смогли узнать все о том, что же происходило дальше в нашей стране, но
ведь история на этом тоже не заканчивается, на следующих уроках вы сможете узнать еще много
нового.
А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас помог мне зажечь «огонь добра» и выбрал тот факел,
который будет соответствовать вашему успеху на сегодняшнем уроке.
Если вы считаете, что у вас все получилось, и вы все поняли то красный.
Розовый – если недостаточно, а желтый – если все было не понятно.
Можете опираться на вопросы:
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Регулятивные УУД
1. Выделять и осознавать
учащимися того, что усвоено
на уроке, осознание качества
и уровня усвоенного.
2. Определять степень
успешности своей работы и
работы других
Технологическая карта урока на тему "Через тернии к звездам" (окружающий мир, 3 класс)
Технологическая карта урока на тему "Через тернии к звездам" (окружающий мир, 3 класс)
Технологическая карта урока на тему "Через тернии к звездам" (окружающий мир, 3 класс)
Технологическая карта урока на тему "Через тернии к звездам" (окружающий мир, 3 класс)
Технологическая карта урока на тему "Через тернии к звездам" (окружающий мир, 3 класс)
Технологическая карта урока на тему "Через тернии к звездам" (окружающий мир, 3 класс)
Технологическая карта урока на тему "Через тернии к звездам" (окружающий мир, 3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.