Технологическая карта урока:. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип членистоногие»
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
7 кл—8 кл
13.05.2017
Технологическая карта - это удобная форма планирования уроков по биологии. Согласно концепции Т.И.Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающую в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии.Технологическая карта урока:. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип членистоногие»
урок биологии.docx
Технологическая карта урока:. Обобщение и систематизация
знаний по теме «Тип членистоногие»
Составила: Учительница биологии КГУ СОШ №65 г.Караганды Смоляк Т.В.
Цели и задачи
урока
Оборудование
Формы
организации
урока
Методы урока
Ход урока
Обобщение и систематизация знаний об основных признаках типа
Членистоногие, отличительных особенностях классов Ракообразные,
Паукообразные, Насекомые.
Совершенствование умений проводить сравнение, обобщать, логически
рассуждать, выделять главное, устанавливать взаимосвязи между
особенностями строения, жизнедеятельности организмов и условиями их
обитания.
Воспитание экологической культуры, бережного отношения к редким и
исчезающим видам организмов.
Таблицы: «Речной рак», «Паук крестовик», «Отряд жесткокрылые»,
Коллекция «Речной рак».
Урок обобщения и систематизации знаний
Репродуктивные, частично – поисковые.
1 Постановка целей урока
2 Интеллектуальная разминка.
1)По цепочке назовите различных представителей типа Членистоногих.
2) Дайте общие названия приведенным ниже группам понятий.:
А) жабры, трахеи, легочные мешки (органы дыхания)
Б) грызущий, сосущий, лакающий (ротовой аппарат);
В) бегательные, прыгательные, хватательные (конечности);
Г) тазик, вертлуг, бедро, голень, лапка (отделы конечности насекомого);
Д) глотка, пищевод, зоб, желудок (передняя кишка).
3) Подберите существительные к следующим прилагательным:
А) головогрудной (щит)
Б) ротовой (аппарат)
В) анальная (лопасть)
Г) хвостовой (веер)
Д) околосердечная (сумка)
Е) паутинные (бородавки)
Ж) Мальпигиевы (сосуды)
З) гребенчатые (усики)
4) Исключите лишнее слово или словосочетание.
Напишите, что объединяет оставшиеся понятия:
А) голова, грудь, спина, брюшко (отделы тела членистоногих)
Б) дафния, циклоп, мокрица, паутинный клещ (ракообразные)
В) водяной ослик, широкопалый рак, лимнокалянус, понтопорея
(ракообразные Красной книги РБ)
Г) скорпион, шмель, домовой паук, собачий клещ, черная вдова
( Паукообразные)
Д) сенокосец, паук – серебрянка, домовой паук, черная вдова
(не опасные для человека паукообразные)
Е) бабочка, стрекоза, кузнечик, тля (насекомые, развивающиеся с Не полным превращением).
5) С каким понятием из темы у вас ассоциируются
следующие понятия:
А) щипцы (клешни)
Б) сеть (паутина)
В) маленький таз (тазик)
Г) маленькая кукла (куколка)
Д) укол (жало)
Е) общежитие (улей, муравейник)
3. Обобщающее повторение. Основные признаки внешнего и внутреннего строения
членистоногих. Групповая работа. Учащиеся получают готовые таблицы.
Заполните таблицу. Внешнее и внутреннее строение членистоногих
№
п/п
1.
Отделы тела
Признак
Класс
Паукообразные
Головогрудь,
брюшко
Четыре пары
Насекомые
Голова, грудь,
брюшко
Три пары
2.
Конечности (тип,
количество)
Ракообразные
Головогрудь,
брюшко
5 пар, 1 –я пара
клешни –
органы
нападения и
защиты, 4 пары
– ходильные
ноги.
Хитиновое
покрытие
Хитиновое
покрытие
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Внешние покровы Хитиновое
покрытие,
насыщенное
известью
2 пары
Количество
усиков
Крылья
Нет
Нет
Нет
Глаза
Сложные
Простые
Полость тела
Пищеварительная
система
Смешанная
Из трех
отделов:
передняя,
средняя,
задняя кишки
9.
Органы дыхания Жабры
10. Кровеносная
система
11. Выделительная
система
Незамкнутая
Зеленая
железа
12. Нервная система Окологлоточно
е нервное
кольцо,
брюшная
нервная
цепочка
Смешанная
Из трех
отделов:
передняя,
средняя,
задняя кишки
Трахеи и
легочные
мешки
Незамкнутая
Малигиевы
сосуды
Окологлоточно
е нервное
кольцо,
брюшная
нервная
цепочка
1 пара
Две пары, реже
одна
Сложные и
простые
Смешанная
Из трех
отделов:
передняя,
средняя,
задняя кишки
Трахеи
Незамкнутая
Малигиевы
сосуды
Окологлоточно
е нервное
кольцо,
брюшная
нервная
цепочка 13. Размножение
Отложением
икры
Отложением
яиц
Отложением
яиц
4. Сравнение изученных классов Членистоногих проводится учащимися с
использованием таблицы.
Общие признаки: членистые конечности, наружный хитинизированный скелет,
смешанная полость тела, незамкнутая кровеносная система, сходное строение
пищеварительной и нервной систем, половой способ размножения,
прерывистый рост.
Черты различия: наличие выделительных желез, жабер – у водных
членистоногих, трахеи и легочные мешки – у наземных, наличие крыльев у
насекомых , покровы тела.
Вывод: среда проживания формирует соответствующие приспособления
5. Итоговое тестирование.
1 вариант.
1. Тело членистоногих покрыто однослойной кутикулой, пропитанной хитином.
2. У паукообразных 3 пары ходильных ног.
3. органами выделения у ракообразных являются выделительные железы.
4. Пауки дышат только трахеями.
5. конечности насекомых состоят их пяти отделов.
6. Хвостовой веер речного рака образован последней парой брюшных конечностей
и анальной лопастью.
7. Паутинные бородавки паука – крестовика представляют собой видоизмененные
конечности.
8. Крылья насекомых развиваются из выростов спинной части первого и второго
грудных сегментов.
9. У насекомых нет печени.
10. некоторые ракообразные способны размножаться партеногенезом.
2 вариант.
1. У всех членистоногих смешанная полость тела.
2. Органами выделения паукообразных являются мальпигиевы сосуды.
3. У насекомых 4 пары ходильных конечностей.
4. Грудные сегменты речного рака несут только две пары ногочелюстей.
5. Для пауков характерно внекишечное пищеварение.
6. кровеносная система пауков незамкнутая.
7. Передняя кишка речного рака образована глоткой, пищеводом и однокамерным
желудком.
8. На головогруди пука – крестовика находится 6 пар членистых конечностей.
9. Нервная система насекомых образована сложным надглоточным ганглием и
брюшной нервной цепочкой.
10. Для речного рака характерно развитие с превращением.
Ответы 1 – й вариант: правильные 3, 5, 6, 7, 9,10; неправильные – 1, 2, 4, 8.
2 – й вариант: правильные 1, 2, 5, 6, 8, 9; неправильные – 3.4, 7, 10.
По результатам тестирования рассчитывается коэффициент усвоения темы:
Кусв. = (х – у)/х * 100%
Где х – количество утверждений (х=10), у – количество ошибок – все неверные цифры
в списке правильных и неправильных ответов.
6. Выставление оценок.
На дом: повторить 14 20
Технологическая карта урока:. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип членистоногие»
Технологическая карта урока:. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип членистоногие»
Технологическая карта урока:. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип членистоногие»
Технологическая карта урока:. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип членистоногие»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.