Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
6 кл
15.02.2018
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: практикум.
Цель урока. Содержательная: проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков, внесение корректив, выявление пробелов в знаниях. Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Структура урока:
1. Этап мотивации.
2. Этап актуализации знаний по теме «Человек среди людей».
3. Обобщение и систематизация знаний.
4. Рефлексия (подведение итогов занятия).
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: Активные — учитель = ученик. Интерактивные — учитель = ученик = ученик
Формы обучения: самостоятельная работа, диалог с учащимися, взаимоконтроль, алгоритм.
Используемые приёмы обучения: «Интрига», «Шкатулка», «Составление алгоритма», «Хорошо – плохо», «Словесное упражнение», «Вводный вопрос», «Зигзаг», «Тонкие вопросы», «Диктант значений», «Лестница успеха».
Метапредметные связи: русский язык.
Технологии: 1) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович). 2) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов). 3) Приём интерактивного обучения (Ш.А.Амонашвили). 4) Технологии уровневой дифференциации.
Ресурсы: УМК, опорная схема, раздаточный материал.Технологическая карта разработана на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности, которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
ТК урока ОБЩ. 6 кл.docx
Технологическая карта урока № 23.
1. Общие сведения.
Учитель: Мелехина Татьяна Серафимовна, МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»,
г. Чусовой, Пермский край.
Класс: 6
Предмет: обществознание.
Автор УМК: Л.Н. Боголюбов. Обществознание, 6 класс.
Тема урока: Практикум по теме «Человек среди людей»
__________ 2018 г.
2. Задачи и планируемые результаты.
Общеобразовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и
умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Человек среди
людей»; закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
Воспитательные: вовлечь учащихся в активную практическую деятельность;
проявить наибольшую активность в выполнении продуктивных заданий.
Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, обобщения;
формировать навыки самоконтроля.
Планируемые результаты
Предметные:
Объяснять значение понятий по теме «Человек среди людей»;
отвечать на «тонкие» простые вопросы;
самостоятельно анализировать текст, находить в нем правильный ответ.
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.
Метапредметные:
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её
решения;
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя,
одноклассников; владеть приемами работы с текстом, читать/слушать текст с разной
глубиной понимания.
3. Формы, связи, технологии, ресурсы.
Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
Активные — учитель = ученик
Интерактивные — учитель = ученик = ученик
Формы обучения: самостоятельная работа, диалог с учащимися,
взаимоконтроль, алгоритм.
Используемые приёмы обучения: «Интрига», «Шкатулка», «Составление
алгоритма», «Хорошо – плохо», «Словесное упражнение», «Вводный вопрос»,
«Зигзаг», «Тонкие вопросы», «Диктант значений», «Лестница успеха».
Метапредметные связи: русский язык.
Технологии:
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.
Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович).
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей
учебного материала (В.Ф. Шаталов).
Приём интерактивного обучения (Ш.А.Амонашвили).
Технологии уровневой дифференциации.
Ресурсы: УМК, опорная схема, раздаточный материал.
4. Тип и цель урока.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: практикум.
Цель урока.
Содержательная: проверка качества и прочности усвоенного материала,
сформированности умений и навыков, внесение корректив, выявление пробелов
в знаниях.
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля,
формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Структура урока:
1. Этап мотивации.
2. Этап актуализации знаний по теме «Человек среди людей».
3. Обобщение и систематизация знаний.
4. Рефлексия (подведение итогов занятия).
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Ход урока
1. Этап мотивации
Деятельность учителя
1) Прием «Интрига»: вопрос классу – на
компьютере криптограмма (зашифровано слово –
Человек среди людей: 25 6 13 16 3 6 12 19
18 6 5 10 13 32 5 6 11 (слайд 1)
2) Глазодвигательное упражнение
(физминутка): «Глаз – путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам класса буквы,
из которых надо сложить слово.
Задание: Исходное положение – стоя, найти
глазами буквы.
Определить вид деятельности – практикум
( практическая деятельность).
Структура деятельности:
Субъект – Цель – Средства (с помощью чего) –
Объект (то, на что направлена деятельность) –
Результат (конечный продукт) – БУКЛЕТ (раздает
ученикам)
2. Этап актуализации
знаний по теме
«Человек среди
людей».
Ключевым звеном в теме является ЧЕЛОВЕК
определение записывают в БУКЛЕТ
(слайд 5-6)
3) Приём «Шкатулка». Ученикам выдает
конверты с набором слов.
Задание: выбрать слова – сложить в шкатулку,
которые относятся к изучению темы «Человек
среди людей», объяснить значение терминов
Деятельность учащихся
Эмоционально настраиваются на урок.
Определяют тему урока «Человек среди
людей»
Стоя, находят глазами буквы и читают –
ПРАКТИКУМ
Определяют структуру своей деятельности:
Субъект – учитель + ученик
Цель – систематизировать знания по теме
«Человек среди людей»
Средства – наши знания + раздаточный
материал + презентация
Объект – ученики + политическая сфера
жизни общества
Результат – приобретение УУД по теме,
составление буклета.
Работают в буклетах.
Работа в группах.
Из предложенного набора слов выбирают те
слова, которые относятся к теме «Человек
среди людей»,
Объясняют термины. (сделать правильное соответствие в таблице).
(слайд 7)
4) Приём «Составление алгоритма».
Предлагает ученикам алгоритм с пропущенными
несколькими звеньями.
– заполняем пробелы в схеме
Индивидуальная работа – алгоритм.
В буклетах заполняют пробелы в схемах.
это особенная связь
с окружающими
основа межличностных
отношений
(слайд 12-13)
5) Прием «Хорошоплохо». Работа в паре
Раздели перечисленные ниже чувства на 2 группы:
+ и
Работают в паре – распределяют чувства на
симпатии и антипатии.
симпатии
антипатии Удовольствие
Радость
Восторг
Доверие
Нежность
Любовь
Горе
Обида
Гнев
Тоска
Учащиеся в буклетах фиксируют ответы с
помощью «да» или «нет».
Взаимопроверка. Самооценка.
1. Знакомство.
2. Дружба.
3. Товарищество.
4. Приятельство.
5. Знакомство.
6. Приятельство.
7. Дружба.
8. Знакомство.
9. Товарищество
(слайд 14)
6) Прием «Словесное упражнение»: Учитель
зачитывает предложения – учся определяют вид
отношений:
1. Маша и Юля отдыхали вместе в лагере.
1)
2)
2. Саша и Федя всегда готовы прийти друг другу на
3)
выручку.
4)
3. Глеб и Настя – одноклассники.
5)
4. Диана и Марина вместе идут домой после
6)
уроков.
7)
5. У Паши есть соседка тётя Зина. Они
8)
здороваются при встрече.
6. Серёжа и Данил иногда вместе играют во дворе в
футбол.
7. Серёжа и Данил всё свободное время проводят
вместе – играют во дворе в футбол, ходят в кино и
кафе.
8. Сергей и Данил живут в соседних дворах и по
пути в школу здороваются.
9. Сергей и Данил – одноклассники, у них хорошие
отношения, хотя они часто спорят по разным
вопросам. 10. У меня появилась собака и я её очень…
Эталон ответа на экране – взаимопроверка.
Критерии оценивания.
(слайд 16-20)
Физминутка
7) Приём «Вводный вопрос»
С момента рождения ЧЕЛОВЕК является членом
той или иной группы.
В какие группы входишь ты?
(слайд 22)
8) Прием «Зигзаг». Задание для работы в группах:
(на столах тексты) прочитать текст и выполнить
задание.
Приложение 1.
(слайд 25-29)
9) Прием «Тонкие вопросы»:
Тонкие вопросы:
Через общение человек получает знания …
С помощью общения происходит передача …
Благодаря общению люди учатся оценивать…
В общении формируется…
(слайд 30-31)
10) Приём «Диктант ЗНАЧЕНИЙ» Учитель
диктует не слова, а их значения. Ученики должны
по значениям определить слова и написать их.
1. Обобщённое и упрощённое представление об
особенностях людей, принадлежащих к той или иной
Учащиеся дают ответ:
1. СЕМЬЯ.
2. КЛАСС.
3. ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ .
4. КРУЖОК, СЕКЦИЯ.
5. НАРОД.
Работают в группе – анализируют текст и дают
аргументированный ответ. Развитие у учся
следующих умений: анализировать текст
совместно с другими людьми; доступно
передавать информацию другому человеку.
Учащиеся дают репродуктивный однозначный
ответ на тонкие вопросы
Об окружающем мире
Опыта, усвоения нравственных ценностей
Поступки и отношения
Характер
Ученики пишут диктант.
СТЕРЕОТИП.
РЕЧЬ.
САНКЦИИ.
КОНФЛИКТ.
Обобщение и
3.
систематизация знаний
о политике. группе.
2. Средство общения людей.
3. Способы порицания и поощрения.
4. Столкновение.
5. Биосоциальное существо, обладающее даром речи,
мышлением и способностью изготавливать орудия труда
(слайд 32-34)
ЧЕЛОВЕК
Оценка учителя.
Рефлексия
4.
(подведение итогов
занятия).
11) Лестница успеха
Ученик сам оценивает, на какой ступеньке он
оказался в результате деятельности во время
урока, т.е. оценивает достигнутые результаты.
5. Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
(слайд 36)
12) Предлагает учащимся дифференцированное
д\з (прописано в буклете) – на выбор.:
1. Тест (сильный ученик). Приложение 2.
2. Презентация по теме «Человек среди людей»
(средний ученик).
3. Составить кроссворд по теме «Человек
среди людей» (слабый ученик).
(слайд 37-38)
Формирование у учащихся положительного
отношения к учению в процессе выполнения
домашних заданий. Приложение 1. Задание группам для работы с текстом.
Прочитайте текст и выполните задание.
Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет
дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека. Человек рождается, и первая забота о
нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) о нём начинает
заботиться отец (до рождения ребёнка забота о нём уже была, но была до
известной степени «абстрактной» – к появлению ребёнка родители готовились,
мечтали о нём)…
Постепенно дети становятся объектами всё более высокой заботы и
сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но
и о школе, куда поместила их забота родительская, о своём селе, городе и
стране… Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Забота объединяет людей, крепИт память о прошлом и направлена
целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства
любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или
беззаботный человек скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека,
большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть
добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству
невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто.
Накормить ребёнка, провести через дорогу старика, уступить место в трамвае,
хорошо работать, быть вежливым и обходительным… – всё это просто для
человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с
себя.
1. Выделите смысловые фрагменты текста.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Забота скрепляет отношения между людьми.
2. Забота родителей о детях и забота детей о семье, школе.
3. Забота как проявление чувства любви, дружбы, патриотизма.
4. Человеку легко делать добрые дела.
2. Какова, по мнению автора, роль заботы в отношениях людей?
Забота скрепляет отношения между людьми, объединяет людей, крепИт память
о прошлом и направлена целиком на будущее.
3. Какие примеры добрых поступков приведены в тексте?
1. Накормить ребёнка.
2. Провести через дорогу старика.
3. Уступить место в трамвае.
4. Хорошо работать.
5. Быть вежливым и обходительным. Приложение 2.
Тест по обществознанию по теме «Межличностные отношения»,
6 класс
Работа состоит из 16 заданий. Заданий с кратким ответом — 12, с развернутым
ответом — 4.
Система оценивания заданий
Задания 1–12 оцениваются 1 баллом.
Правильное выполнение заданий 13–16 оценивается 2 баллами. Эти задания
оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2
балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в
том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) или неполное
выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное
выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Шкала перевода баллов в оценку.
Оценка
Балл
«2»
0-6
«3»
7-9
«4»
10-13
«5»
14-16
1. Найдите наиболее точное определение: Межличностные отношения —
это
1) взаимосвязи, которые возникают между людьми в совместной деятельности и
общении 2) контакты человека с окружающим миром 3) воздействие общества
на личность
4) чувства, которые возникают между людьми
2. Закончите предложение правильно. По стилю межличностные
отношения:
1) не отличаются друг от друга 2) разделяются на отношения знакомства и
товарищества
3) делятся на официальные и личные 4) бывают позитивные и негативные
3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает
приведённый перечень: знакомство, приятельство, товарищество,
дружба, любовь.
1) межличностные стереотипы 2) деловые и личные контакты 3) участие в
совместной деятельности 4) виды межличностных отношений.
4. Найдите наиболее точное определение. Стереотип – это: 1) привычка,
сформировавшаяся на основе повторения сходных действий 2) антипатия к
другим людям 3) обобщенное представление об особенностях людей, часто
неточное, упрощенное
4) внутреннее расположение к другому человеку
5. Какой из приведённых примеров иллюстрирует понятие стереотип: 1)
Летние месяцы дети Петровых проводят у бабушки. 2) Игорь Петров считает,
что все девочки болтушки. 3) По воскресеньям семья Петровых отправляется на
дачу. 4) Несколько лет подряд Игорь Петров побеждал в школьной
математической олимпиаде. 6. Выберите правильное высказывание: 1) Стереотипы могут
отрицательно влиять на межличностные отношения. 2) Межличностные
отношения могут быть только деловыми. 4) Приятели — это самые верные
друзья. 5) Любые контакты между людьми относятся к межличностным
отношениям.
7. Основой межличностных отношений в первую очередь является: 1)
стереотипы 2) материальные потребности 3) отсутствие ограничений 4)
взаимодействие
8. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает
приведённый перечень: доверие, уважение, благодарность, восхищение.
1) чувства, которые объединяют людей 2) чувства, порождающие антипатию 3)
формальные (официальные) чувства 4) межличностные отношения
9. Приятельские отношения в первую очередь связаны с
возможностью:
1) разделить досуг 2) встретить человека по дороге в школу 3) доверить тайну
4) участвовать в совместной деятельности
10. Какой из приведённых примеров иллюстрирует понятие
межличностные отношения: 1) Известный учёный-историк выступил перед
старшеклассниками.
2) Однажды шестиклассник Андрей встретил на улице знаменитого клоуна. 3)
Группа учеников работает над проектом. 4) Настя регулярно читает блог
популярного певца.
11. Выберите правильное высказывание: 1) Знакомства — наиболее
редкий вид межличностных отношений. 2) В межличностных отношениях
важны взаимопонимание и взаимодействие. 3) Официальные межличностные
отношения не требуют взаимодействия. 4) Чувства всегда мешают
установлению межличностных отношений.
12. Верно ли, что:
А) Межличностные отношения - это совокупность взаимодействий между
людьми.
Б) Межличностные отношения - особая связь человека с другими людьми.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) неверны оба суждения
13. Заполните пропуск в таблице.
__________ Неприязнь, отрицательное отношение
Симпатия Внутреннее расположение, благожелательное отношение
14. Заполните пропуск в таблице.
Знакомство
Приятельство
Виды межличностных отношений
Дружба
Любовь
______
15. Приведите в соответствие положения первого столбца со вторым.
Ответ напишите в виде набора цифр.
Примеры межличностных отношений.
А. Директор - секретарь
Б. Учитель-ученик
В. Мама - дети
Г. Государство - граждане
Д. Братья-сёстры
Е. Друзья-товарищи
Виды межличностных отношений.
1.Деловые
2.Личные А
Б
В
Г
Д
Е
16. Приведите в соответствие положения первого столбца со вторым.
Ответ напишите в виде набора цифр.
Эмоции
Виды эмоций
1.Положительные
2.Отрицательные
А. Гнев
Б. Радость
В. Страх.
Г. Обида
Д. Интерес.
Е. Восторг
А
Б
В
Г
Д
Е
Ключ
1-1
2-3
3-4
4-3 5-2 6-1 7-4 8-
1
9-
1
10-
3
11-
2
12-
3
13-антипатия
14-
товарищество
15-
А Б В Г Д Е
1 1 2 1 2 2
16-
А Б В Г Д Е
2 1 2 2 1 1
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Технологическая карта урока обществознания. Практикум по теме "Человек среди людей", 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.