Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
Детсад—3 кл
01.04.2017
Урок окружающего мира "За землю русскую!" входит в раздел "Моё Отечество", 3 класс, образовательная система "Школа 2100". Соответствует ФГОС. Урок направлен на ознакомление учащихся с «военной историей» Древнерусского государства, создание образа русского воина-защитника. Урок способствует формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоевателям в современном мире.Файл содержит пояснительную записку к уроку и конспект
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
с углубленным изучением отдельных предметов»
Городской заочный педагогический фестиваль
«Историкокультурный стандарт: от идеи к реализации»
Методическая разработка урока
окружающего мира
«За землю русскую!»
Номинация №1. История России с древнейших времен и
до конца XVIII века.
Автор работы:
Косолапкова Наталия Леонидовна,
учитель начальных классов Череповец, 2017 г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………… 3
Конспект урока………………………………………………………………………... 6
Приложение 1. Кадры из к/ф «Александр Невский».
Приложение 2. Таблица «Враги Древней Руси» для работы в парах.
Приложение 3. Карта «Древняя Русь. Борьба с соседями».
Приложение 4. Карточки «Воинкочевник», «Европейский рыцарь», «Русский
дружинник» для работы в группах.
Приложение 5. Изображения воинов.
Приложение 6. Карточка для индивидуальной работы «Закончи предложения».
Приложение 7. Анимация «Ледовое побоище».
Приложение 8. Рассказ об Александре Невском.
Приложение 9. Презентация «Александр Невский».
Приложение 10. Проверка самостоятельной работы. Эталон выполнения задания.
2 Пояснительная записка
Предметная область: окружающий мир.
Класс: 3.
УМК: «Школа 2100».
Тема урока: «За землю русскую!»
Место урока в рабочей программе: раздел «Моё Отечество», тема: « Времена
Древней Руси. IX–XIII века», 4 урок.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока по линиям развития личности ученика:
линия 1: овладение картиной мира: знакомство с историей борьбы славян за
русскую землю.
линия 2: чувственно – эмоциональное отношение к миру: создание образа русского
воина – защитника, формирование отрицательного отношения к насилию, грабежу,
завоеваниям.
Задачи урока:
Обучающие:
— познакомить учащихся с историей борьбы русского народа против степняков
кочевников и европейских рыцарей;
— расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в
истории России.
Развивающие:
— формировать у учащихся приёмы и способы конструктивной, коммуникативной,
познавательной, учебной деятельности;
— способствовать развитию познавательного интереса, творческих способностей.
Воспитательные:
— воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории;
— формировать активную гражданскую позицию.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Предметные: познакомиться с «военной» историей Древнерусского государства.
3 Метапредметные:
Личностные:
— проявлять положительное отношение к изучению истории своего Отечества, к
учебному материалу;
— сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
— слышать другое мнение и принимать его;
— не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные:
— организовывать своё рабочее место;
— определять проблему урока;
— выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
— выполнять самопроверку учебного задания в форме сличения с эталоном;
— контролировать и оценивать свою деятельность, адекватно понимать оценку
взрослого и сверстников.
Познавательные:
— извлекать информацию из иллюстраций, текста, анимации, кинофильма;
— осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;
— давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа.
Коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— строить понятные высказывания;
— осуществлять диалог на уроке, включая работу в паре, группе;
— объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
Методы обучения:
— практические (работа с различными источниками информации: учебник, тетрадь,
дополнительная литература, карта),
— наглядные (демонстрация иллюстраций, анимации, кинофильма, исторической
карты),
— словесные (беседа, рассказ, дискуссия, работа с книгой),
4 — частичнопоисковые – сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его
собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих
самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (создание и
решение проблемных ситуаций),
— взаимо и самоконтроль.
Приёмы обучения: приём эмоционального вхождения в урок, сообщение темы с
мотивирующим приёмом «яркое пятно», чтение с пометами, заполнение таблицы с
опорой на содержание учебника, работа с контурной картой, публичное
выступление с опорой на презентацию, «незаконченное предложение», слушание и
осмысление, анализ фактов, сверка с эталоном, «цветотехника», синквейн.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Используемые технологии: технологии личностно – ориентированного,
здоровьесберегающего и проблемнодиалогического обучения, исследовательские
методы обучения, информационные технологии и технология групповой работы.
Средства обучения: информационный материал: учебник «Окружающий мир», 3
класс, часть 2, «Моё Отечество» (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В.
Сизова, С.В. Тырин), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3 класс,
«Моё Отечество» (авторы: Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова), книга для
чтения по истории «Родная страна» для 34 классов (авторы: В.А. Бердинских, М.Л.
Бердинских), видеофрагмент из к/ф «Александр Невский», анимация «Ледовое
побоище», презентация «Александр Невский».
Раздаточный материал: карточки для парной, групповой, индивидуальной
работы.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализация знаний,
постановка учебной проблемы, планирование деятельности, открытие и применение
нового знания, первичное закрепление и систематизация знаний, подведения итогов
обучения, рефлексия, домашнее задание.
5 Этапы урока,
цель каждого
этапа
Ι
. Организацион
ный момент.
Мотивация к
учебной
деятельности.
Цель: настроить
учащихся на
успешную работу,
включить в
учебный процесс,
способствовать
возникновению
устойчивой
положительной
учебной
мотивации.
Конспект урока окружающего мира «За землю русскую!»
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Личностные
(мотивация к
учебной
деятельности)
Коммуникативны
е
(умение слушать и
понимать других;
умение строить
речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами).
Прозвенел звонок и снова
Мы к уроку все готовы.
На столе должны
лежать
Пенал, ручка и тетрадь.
Будьте все внимательны,
Собраны, старательны.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте.
Посмотритека вокруг,
Рядом ли ваш лучший
друг,
Лишь совместный труд,
ребята,
Принесёт нам
результаты.
Сегодня на уроке мы
продолжим открывать
тайны исторического
прошлого нашей страны.
Что пригодится нам для
успешной работы на уроке?
Наши знания, умение
работать вместе, помощь
друг другу, умение
внимательно слушать.
ΙΙ
. Актуализация
А начнёт наш урок
Демонстрация фрагмента Познавательные
6 знаний и
постановка
учебной
проблемы.
Цель:
актуализировать
знания учащихся,
сформулировать
тему и цель урока.
небольшой видеофрагмент.
Он поможет нам
определить тему урока.
После его просмотра мы
обсудим то, что увидели.
из к/ф «Александр
Невский».
(Приложение 1)
Что и кого вы увидели?
Воинов, битву.
Как вы думаете, в какие
времена происходила эта
битва? Почему?
Во времена Древней
Руси, т.к. воины в
старинных доспехах, на
конях, вооруженные
копьями, щитами,
мечами.
За что может идти такое
жестокое сражение?
За Родину, за семью, за
землю русскую.
Кто участники битвы?
Русские воины и рыцари
Предположите,
будет наш урок?
о чём
свои
Проверьте
предположения
по
содержанию учебника и
назовите тему урока.
О русских воинах
защитниках земли
русской, о сражениях
времён Древней Руси, о
рыцарях.
Тема урока: «За землю
русскую!»
Тема урока звучит, как
призыв. Как вы думаете, к
чему он может призывать?
Какую цель поставим на
урок?
(обобщение ответов
учащихся и
формулирование цели)
Цель урока: познакомиться
с историей борьбы славян за
русскую землю.
К борьбе против врагов,
к защите своей Родины.
Узнать, от каких врагов
нужно было защищаться
русским людям. Узнать,
какое сражение было
показано в
видеофрагменте, и кто
стоял во главе русского
войска.
(информационные:
извлечение
информации из
видеофильма)
Личностные
(мотивация к
изучению нового
учебного
материала)
Коммуникативны
е
( умение
оформлять свои
мысли в устной
форме, вести
диалог)
Регулятивные
(определение темы
и постановка цели
урока)
7 (Тема урока и цель
записываются на доске)
На какие вопросы мы
должны ответить, чтобы
достичь поставленной цели?
. Планирование
ΙΙΙ
деятельности.
Цель: наметить
план действий для
открытия новых
знаний.
Расположите вопросы,
записанные на доске, в
правильной
последовательности, чтобы
у нас получился план, по
которому мы и будем
работать.
Регулятивные
(принятие цели и
постановка задач
урока,
планирование
действий)
(Вопросы учитель
записывает на доске)
Узнать, кто нападал?
Чем закончилось
сражение? С какой целью
нападали? Как были
вооружены?
План
1. Кто, откуда и с какой
целью нападал на Русь?
2. Какое вооружение
имели?
3. Итоги нападений.
8 ΙV. Открытие
нового знания.
Цель: создать
условия для
формирования
представлений о
борьбе славян за
русскую землю.
1 и 3 пункты плана я
занесла в таблицу «Враги
Древней Руси». Эту
таблицу мы будем
заполнять в течение урока.
(Приложение 2)
Чтобы ответить на 1
вопрос плана, прочитайте
текст учебника на с. 38
«Беспокойное соседство» и
заполните 1 и 2 графы
таблицы «Враги Древней
Руси». Используйте приём
чтение с пометами.
Давайте проверим, как вы
заполнили графы таблицы.
Кто был врагами Древней
Руси?
Откуда нападали
кочевники и рыцари?
Покажите на карте: 1
ученик будет работать у
доски, остальные в тетради
с.15 №4.
С какой целью нападали?
Какие враги были более
опасны? Почему?
(Дети самостоятельно
читают текст учебника
«Беспокойное
соседство», пометами
отмечают необходимую
информацию для
заполнения таблицы,
затем работают в паре и
заполняют 1 и 2 графы
таблицы)
Степняки – кочевники и
европейские рыцари.
Кочевники с юга, рыцари
с северо – запада.
(1 ученик выходит к
доске и показывает,
откуда шло нападение,
рисует стрелки;
остальные выполняют
аналогичную работу в
тетради с.15 №4)
(Приложение 3)
Степняки – кочевники с
целью завоевания земель
для пастбищ, европейские
рыцари с целью
завоевания русских
земель.
Враги из Европы были
более опасны, т.к.
Регулятивные
(удержание цели и
задач урока)
Познавательные
(информационные:
извлечение
информации из
текста, работа с
таблицей)
Коммуникативны
е
(взаимодействие в
паре, умение
договариваться)
Познавательные
(информационные:
представление
информации)
Познавательные
(логические:
наблюдение,
сравнение,
9 Какую 2 задачу поставили
на урок?
Сейчас мы поработаем в
группах и узнаем о воинах,
которые защищали и о
воинах, которые нападали
на нашу землю и их
вооружении.
Прочитайте задание на
карточках. Что нужно
сделать? (Приложение 4)
Ваша задача, опираясь на
вопросы, раскрыть
особенности каждого из
этих воинов.
Проверим результаты
работы в группах.
Давайте сделаем разминку.
Представьте, что вы –
русские воины, и вам
предстоит размяться перед
решающей битвой.
Какой 3 пункт нашего
плана?
ставили своей целью
завоевание русских
земель, присоединение их
к своим государствам.
Узнать, как были
вооружены воины.
Дать характеристику
воиновкочевников,
русских воинов и
европейских рыцарей по
плану: 1. Почему так
назывались?
2. Как были вооружены?
3. В чём было
преимущество и
недостаток вооружения?
(2 человека от каждой
группы рассказывают и
прикрепляют на доску
изображения воинов,
найденные на стенах
класса) (Приложение 5)
(Звучит музыка
«Богатырская наша
сила», 1 ученик
показывает движения,
другие за ним повторяют)
Итоги нападений.
умозаключение)
Регулятивные
(удержание цели и
задач урока)
Коммуникативны
е
(инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации)
Познавательные
(информационные:
извлечение
информации из
текста,
иллюстрации)
Коммуникативны
е
(монологические
высказывания)
Регулятивные
(удержание цели и
10
Физминутка Рассмотрите иллюстрации
в учебнике на с. 39 и
скажите, каковы были итоги
нападений степняков –
кочевников на Русь?
Заполните 3 графу
таблицы «Враги Древней
Руси».
О нападении рыцарей и об
итогах того сражения,
которое мы видели в начале
урока, говорится в тексте
учебника «Кто с мечом к
нам придёт, от меча и
погибнет!» на с. 3940.
Прочитайте текст и
выполните задание на
карточках. (Приложение
6)
Давайте проверим, как вы
продолжили предложения
(самопроверка).
Кто не ошибся при
выполнении задания? Что
пожелаем тем, кто
допустил ошибки?
Как вы думаете, что
помогло русским воинам
победить?
Давайте посмотрим
анимацию «Ледовое
побоище» и узнаем, каким
образом Александр
Невский построил свои
войска, и как это ему
Степняки – кочевники
грабили города, уводили
пленных, но всегда
возвращались к себе в
степь.
(Дети в паре вносят
записи в таблицу)
(Дети самостоятельно
читают текст учебника,
затем индивидуально
работают на карточках)
Сражение произошло в
1242 году недалеко от
на льду
Новгорода,
Чудского озера.
Эта
битва получила название
побоища.
Ледового
Русское
войско
Александр
возглавлял
Битва
Невский.
закончилась
победой
русских войск.
Быть более
внимательными, читать
текст, используя приём
«чтение с пометами».
Смелость, стойкость, ум,
хитрость, доблесть.
Демонстрация анимации
«Ледовое побоище»
(Приложение 7)
задач урока)
Познавательные
(информационные:
извлечение
информации из
иллюстрации)
Познавательные
(информационные:
извлечение
информации из
текста)
Коммуникативны
е
(монологические
высказывания)
Познавательные
(информационные:
извлечение
информации из
11 помогло выиграть
сражение.
Ответьте на вопросы:
Как построили свои войска
крестоносцы? Почему?
Как построил свои войска
Александр Невский?
Почему?
Какие победоносные слова
вошли в историю?
Какой смысл содержится в
этих словах?
Послушайте рассказ об
Александре Невском.
Как вы думаете, почему
русские люди до сих пор
вспоминают об Александре
Невском?
Итак, каковы были итоги
нападений европейских
рыцарей на Русь?
Заполните 3 графу
таблицы «Враги Древней
Руси».
Их боевой порядок напо
минал «свинью». В
центре и по бокам
стояли
тяжеловооруженные
всадники, сзади легкая
конница, в центре –
тяжеловооруженная
пехота.
У крутого берега
поставил обоз. Перед ним
выстроились основные
полки, а на флангах –
полки левой и правой
руки и засадный полк.
«Кто с мечом к нам
придёт, от меча и
погибнет! На том стояла,
стоит, и стоять будет
земля Русская!»
(Рассказ ученика о
полководце с опорой на
презентацию. Текст
сообщения взят из книги
«Родная страна», с.61
65). (Приложения 8,9)
Разгром рыцарей и
победа русских войск.
(Дети в паре вносят
записи в таблицу)
анимации)
Коммуникативны
е
(монологические
высказывания)
Познавательные
(логические:
наблюдение,
сравнение,
умозаключение)
Коммуникативны
е
(монологические
высказывания)
Коммуникативны
е
(взаимодействие в
паре, умение
12 V. Применение
нового знания.
Первичное
закрепление и
систематизация
знаний.
Цель: закрепить и
систематизировать
знания учащихся,
полученные на
этапе открытия
нового знания.
VI. Подведение
итогов урока.
Рефлексия.
Цель: обобщить
полученные
знания, выявить
трудности в
усвоении нового
материала.
Для закрепления
изученного материала
выполните задание в
тетради №1 с.14.
Прочитайте, что нужно
сделать?
Давайте проверим вашу
работу. Обменяйтесь
тетрадями. За правильное
слово «+», за неверное
слово «». (Приложение
10)
Встаньте, у кого всё верно.
Поднимите руку у кого
есть ошибки?
Что пожелаем детям,
допустившим ошибки при
выполнении этого задания?
Как звучала тема урока?
Какую цель мы ставили в
начале урока?
Удалось ли нам достичь
поставленной
цели?
Почему?
Что вы узнали по теме
урока?
Почему мы можем
гордиться
нашими
предками?
С какими трудностями
встретились в ходе работы?
Оцените свою работу на
Вставить в текст
пропущенные слова,
придумать название
этому тексту и дописать
его окончание своими
словами.
(Дети самостоятельно
выполняют задание в
тетради, взаимопроверку
осуществляем в форме
сличения с эталоном на
слайде)
Не расстраиваться, дома
повторить и закрепить
изученный материал.
«За землю русскую!»
Познакомиться с
историей борьбы славян
за землю русскую.
Да. Мы выполнили весь
план действий.
(Обобщение по таблице
«Враги Древней Руси»)
Они были
мужественными, смелыми
и в результате боев
изгнали врагов с земли
Русской.
Ответы детей
(самоанализ детьми своей
работы).
договариваться)
Познавательные
(общеучебные:
следование
инструкции)
Регулятивные
(контроль в
форме сличения
действия и
результата с
эталоном)
Регулятивные
(удержание цели и
задач урока)
Коммуникативны
е
(монологические
высказывания)
Познавательные
(логические:
наблюдение,
сравнение,
умозаключение)
13 VII. Домашнее
задание.
Цель: закрепить
изученный
материал,
расширить знания
учащихся по теме.
уроке по критериям,
обозначенным на доске.
Покажите оценку работы с
помощью «цветовых
смайлов». Объясните свой
выбор.
Зелёный смайл – урок
прошёл удачно, я всё понял,
у меня всё получилось, я
доволен своей работой.
Жёлтый смайл – мне было
трудно, но я справился с
заданиями, я вполне
доволен своей работой.
Красный смайл – на уроке
ничего не понял, задания
были слишком трудными,
остались вопросы.
Мало одного урока, чтобы
раскрыть тему полностью,
т.к. она очень интересная и
богатая
информацией.
Поэтому я предлагаю вам
обязательное
домашнее
задание и задание по
выбору.
учебник
Обязательное:
с.3841
выборочный
пересказ, рабочая тетрадь
с.14 №2.
По выбору:
найти в старинных
1.
былинах
в
которых рассказывается о
подвигах русских воинов;
2. подобрать пословицы, в
которых говорится о защите
Родины;
3.
составить синквейн
(стихотворение из 5 строк)
эпизоды,
Личностные
(способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности)
Ответы детей с
объяснением своего
выбора (самооценка
детьми своей работы).
Личностные
(проявлять
положительное
отношение
к
изучению истории
своего Отечества,
к
учебному
материалу)
Познавательные
(общеучебные:
следование
инструкции)
14 по изученной теме.
Спасибо за урок.
15
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Технологическая карта урока окружающего мира "За землю русскую!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.