Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
30.03.2017
Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)
На данном уроке учащиеся знакомятся со строением, питанием и размножением лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением. Рассматривается приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания и влияния окружающей среды на жизнедеятельность этих организмов. Урок проводится с применением различных методов.
Лишайники.docx
Тема урока Цель Задачи УУД Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы Технологическая карта урока по биологии (5 класс) Лишайники.  Познакомить учащихся со строением, питанием и размножением лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим  и практическим значением.  Образовательная: продолжить развивать представления учащихся о многообразии живых организмов, познакомить с  особенностями строения и жизнедеятельности лишайников. Развивающая: распознавать комплексную приспособленность к симбиозу гриба и водоросли; распознавать на таблицах и гербарных экземплярах. Воспитательная: показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания и влияния окружающей среды на жизнедеятельность этих организмов; показать значение в природе,  народном хозяйстве и необходимости охраны данных растений.  Здоровьесберегающая: соблюдение правил ТБ, смена деятельности учащихся во избежание переутомления Личностные:  имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Регулятивные УУД:   Коммуникативные УУД:  продолжить развитие речевых и мыслительных навыков учащихся. Познавательные  УУД:   получат возможность научиться: работать с учебным материалом, организовывать рабочее место.  Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные  представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение,  пользоваться учебником, лабораторным оборудованием  Лишайники: листовые, кустистые, накипные; симбиоз, слоевище. География, экология.  1. УМК ПасечникаВ.В., Биология 5 класс2. Мультимедийная установка 3. Рабочий лист «Лишайники»   Формы учебной деятельности  Технология Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная и групповая работа  Технология  развития критического мышления; здоровьесберегающие технологии. Этап урока I.Организционный момент Деятельность учителя Деятельность ученика   психологическая Эмоциональная, и мотивационная   подготовка   учащихся   к усвоению изучаемого материала;   ­   напоминает   учащимся   о   необходимости правильной   осанки  во время урока.   Демонстрируют готовность   к   уроку, готовят   рабочее   место к уроку.  Слушают учителя,   Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты Предметные УУД Личностные: понимают  значение знаний для человека и принимают его; имеют  желание учиться; проявляют  интерес к изучаемому контролируют осанку.   свою 1.Вызов. Повторение изученного материала  Объявление темы, целей и задач урока.  Актуализация и мотивация знаний учащихся.  Даёт инструктаж по выполнению заданий  рабочего листа. Слушают, принимают  участие в диалоге,  отвечают на вопросы. Знают основные понятия. На прошлых уроках мы познакомились со  строением и жизнедеятельностью различных  грибов.  Вспомните, какой тип питания характерен для  грибов?  Что такое симбиоз?   Вы помните, что грибы вступают в  симбиотические отношения с корнями деревьев.  Как называется симбиоз гриба и корней  деревьев?  Грибы ­ гетеротрофные  организмы. Они  питаются готовыми  органическими  веществами и не могут  их синтезировать  самостоятельно. Симбиоз — это тип  взаимоотношений  между двумя  организмами в природе,  который приносит  пользу обоим  организмам, или одному из них и не наносит  ощутимого вреда  другому из них. Такой симбиоз  называется  микориза.  предмету, понимают его  важность. Коммуникативные:  работают в парах  (обмениваются мнениями,  учатся понимать позицию  партнера, в том числе и  отличную от своей),  высказывают свою точку  зрения, вступают в диалог,  обмениваются мнениями Личностные: имеют  мотивацию учебной  деятельности, понимают  значимость предмета  «Биология». Познавательные: могут  составить произвольное  речевое высказывание  в устной  и письменной  форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных  источников (из рассказа  учителя, материала  учебника, собственного  жизненного опыта). Регулятивные:  принимают и   сохраняют   учебную задачу; осознают недостаточность своих   знаний. Нарисовать схему  нашего путешествия, в  которой отражены  основные моменты  нашего пути. 2. Осмысление. Изучение   нового материала Грибы способны вступать в симбиоз не только с  корнями деревьев, но и с водорослями. Такой  симбиоз называется лишайником. Сегодня мы совершим наше путешествие на  экспрессе фантазии и узнаем много нового и  интересного об этих организмах. На каждой  станции, на которой мы будем останавливаться,  вы должны будете записывать основные понятия и термины  характеристики для каждой  остановки нашего экспресса. Я вам предлагаю  нарисовать схему нашего путешествия, в  которой отражены основные моменты нашего  пути.  Древняя   легенда   рассказывает,   что   однажды много дней толпа народа брела по бесплодной пустыне.   Все   припасы   были   съедены.   Люди падали   от   истощения.   Вдруг   поднялся   ветер. Путники   увидели,   что   он   гонит   сероватые кусочки. Ветер поднимал их над землей. «Манна небесная!»   ­   кричали   люди.   Они   собирали кусочки и ели их, варили кашу, пекли лепешки. Что это было?  Предполагают, что крупинки, о которых  рассказано в легенде, ­ это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по  пустыням Африки и Малой Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная».   В 1772 г русский естествоиспытатель, географ и путешественник Петр Симон Паллас открыл  лишайник пустынь Африки, Малой Азии и  Средней Азии. Станция «Географическая». Пояснения учителя с демонстрацией слайдов. На стволах деревьев, камнях можно увидеть  небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Это  своеобразная группа организмов, которая  состоит из гриба и водоросли, которые  помогают друг другу выжить. Благодаря  взаимопомощи этих организмов, лишайники  выживают там, где другие погибли бы.  Лишайники есть везде. Они встречаются на  голых скалах, деревьях, в воде. ФМ для улучшения  мозгового кровообращения. Физкультминутка. Вместе со мхом лишайники образуют покров на  болотах в тундре, тайге, на песках, лесах. –  Проводит физкультминутку и контролирует Станция «Биологическая». Рассказ учителя с элементами беседы. 1) Строение лишайника. Тело лишайника называется слоевище.  Вспомните, у каких организмов тело тоже  называется слоевищем?  Цвет слоевища лишайников может быть крайне  разнообразным. От серовато­белого, почти  бесцветного, до ярко окрашенного: красного,  зеленого, желтого, черного. Само слоевище, как мы уже говорили, состоит  из двух различных организмов — гриба и  водоросли. Взаимосвязь этих организмов  настолько тесная, что они являются  самостоятельными организмами.  Как вы  думаете, каковы функции каждого из  организмов, входящих в состав лишайника?  Нити гриба поглощают воду и растворенные в  ней минеральные вещества, а клетки водоросли  синтезируют органические вещества. Таким  образом, водоросль обеспечивает гриб  органическими веществами, а гриб водоросль  минеральными веществами и водой. 2). Слоевище может иметь форму листа,  кустика и т.д. По форме слоевища лишайники  подразделяют:  накипные, листоватые и  кустистые. А. Накипные лишайники выглядят, как тонкая  плёнка, которая формируется на поверхности  деревьев, камней и других поверхностей­ бацидия. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни. Б.  Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью,  прикреплено и похоже на листок.­ пармелия. В. Слоевище кустистых лишайников и правда  напоминает кустики, которые растут на  Выполняют  предложенные  действия. Слоевищем называется  тело многоклеточных  водорослей Зарисовать строение  лишайника и  подписать составные части  слоевища. Дети делают свои  предположения,  анализирует признаки  изучаемого объекта. Составить схему:  формы лишайников, и  привести примеры. Комплекс ФУ выполняется сидя за  столом: отвести голову  назад и плавно  наклонить, голову  наклонить вперед, плечи  не поднимать, совершить  круговое движение.  Повторить 4­6 раз.   А теперь послушайте  загадки и, конечно  попробуйте их отгадать. Я смотрел кору на ветке Сквозь стекло точеное: Там в ячейках белой  сетки  Рыбки спят зеленые. Удивительное дело –   Как,  дружны зеленый с  белым! Друг за друга отвечают И друг друга выручают. Свыклась водоросль с  грибком Да с развесистым  дубком, Зацепилась за кору И пришлась ко двору. У осины на коре, У забора, на дворе – Накипь, будто золото,   К дереву приколота. Когда я вам загадывала  загадки, я использовала  метод изучения природы  – описание. Попробуйте  и вы дать такое описание одного из лишайников,  изображенных на  рисунке учебника  (стр.67, рис. 57), по  которому одноклассники могли бы определить, о  каком идет речь.    Пользуясь учебником,  находят необходимую  информацию  и  заполняют таблицу. поверхности грунта, особенно в тундре ­  кладония. 3) Размножение лишайников. 1. Как целостный организм, лишайник  размножается вегетативно, т.е. кусочками  слоевища или особыми шаровидными  образованиями, в которых среди нитей гриба   размещены  клетки водорослей. Станция «Исследовательская».    Пользуясь учебником, а также знаниями,  полученными на уроке и личным опытом,  ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности  человека?  Значение лишайников в природе. А. Лишайники являются организмами­ пионерами. Они разрушают горные породы,  выделяя лишайниковую кислоту. Их  разрушительное действие завершает воздух и  вода. Поселяясь в местах, где растения не могут  жить, через некоторое время, частично отмирая,  образуют небольшое количество гумуса, на  котором могут поселиться другие растения,  например мхи. Со временем, на месте  произрастания лишайников, образуется грунт.  Б. Лишайники ­ индикаторы состояния  окружающей среды. Они очень чувствительны к  загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у  дорог. Особенно вредными для лишайника  являются соединения серы, угарный газ,  соединения азота.  Хотя, если посмотреть на  деревья, растущие вдоль дорог, вы можете  увидеть и там лишайники. Это говорит о том,  что даже эти организмы способны вырабатывать  приспособления к условиям внешней среды  Станция «Экологическая».  Требования лишайников к условиям  произрастания. Лишайники очень неприхотливые организмы.  Для нормальной жизнедеятельности им  необходимы свет и влага, которую они  впитывают всем телом. Получать влагу они  могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную  жару они высыхают и кажутся безжизненными,  легко ломаются и крошатся. Но с появлением  воды они снова оживают. Продолжительность  жизни большинства лишайников составляет 50­ 100 лет, но отдельные виды живут дольше.  Отличительная черта лишайников – медленный  рост. За год средний прирост составляет 1­5 мм.  Единственный фактор среды, к которому  чувствительны лишайники ­ чистота воздуха.  Организует зарядку для глаз. Читают текст, отвечают на вопросы. ­ применять  знания,  полученные из других наук  (работа с  текстом ­  литература).   Вытянуть правую руку  вперед. Следить глазами, не поворачивая головы,  замедленными  движениями  указательными пальцами  вытянутой руки влево и  вправо, вверх и вниз. Повторить 4­5 раз.  Повторяют глазами  траекторию движения. Снятие утомления глаз. Физкультминутка для глаз. IV.   Обобщение   и систематизация новых знаний.   1) А теперь мы сыграем в игру «Семафор».   Я называю утверждение. Если оно правильное,  вы поднимаете зелёный знак семафора. Если  неправильное ­ красный. Контролирует выполнение задания,  отмечает степень вовлеченности  обучающихся на уроке.   лишайника слоевище 1.Тело называется   (да). 2.Лишайники   приносят (нет). вред   природе   3.Лишайники очень требовательны к условиям   произрастания (нет). 4.Слоевище лишайника – симбиотический организм,   состоящий   из гриба и водоросли (да). 5.Водоросль   лишайника синтезирует органические   вещества (да). 6.Гриб   паразитирует   на водорослях,   питаясь   за их счёт (нет). 7.Симбиоз взаимовыгодное сотрудничество (да). 8.Слоевище   лишайника –       знать: ­ понятия по  теме; ­ особенности  строения;  ­ процессы жизнедеятель ности; ­ значение   основные Познавательные: извлекают необходимую  информацию из  прослушанного объяснения  учителя, высказываний  одноклассников,  систематизируют  собственные знания. Личностные: осознают свои  возможности в учении;  способны адекватно  рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,  трудолюбием. Коммуникативные:  обмениваются мнениями,  умеют слушать друг друга,  строить понятные для  партнера по коммуникации  речевые высказывания,  задавать вопросы с целью  получения необходимой для  решения проблемы некоторые бывает   только   зелёного цвета (нет). 9.Лишайники делятся на: накипные,   кустистые   и листоватые (да). 10.Лишайниками питаются животные (да). 11.Лишайники   являются лечебными   организмами (да). 12.Лишайники   портят своими   выделениями почву (нет). Демонстрация учениками схем путешествия и  определение лучшей. информации, могут работать  в коллективе, уважают  мнение других участников  образовательного процесса. Регулятивные:  ориентируются в учебнике;  контролируют учебные  действия, замечают  допущенные ошибки;  осознают правило контроля и  успешно используют его в  решении учебной задачи Познавательные:  ориентируются в своей  системе знаний – отличают  новое от уже известного. Личностные: проявляют  интерес к предмету,  стремятся к приобретению  новых знаний. Регулятивные:  оценивают собственную   деятельность на уроке. ­ обобщать и  систематизир овать знания. III. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений: организует   обсуждение   результатов   урока, обеспеченность   осознания   обучающимися собственного прироста. Отвечают на вопросы,  обосновывают своё  мнение.  Определяют  собственные  затруднения в учебной  деятельности. Домашнее задание.  Проводит   инструктаж   домашнего   задания. Изучить параграф 19. Фиксирует   домашнее задание. Интегрирующая цель: в процессе учебной работы  вы должны сформировать представление об Рабочий лист урока по теме: «Лишайники». особенности строения и процессах жизнедеятельности лишайников. РАБОТА № 1. Станция «Биологическая». 1.  Рассмотрите строение лишайника (стр. 67­ рис. 58), зарисуйте и подпишите составные части слоевища.  РАБОТА № 2. Заполните схему и приведите примеры:                     Формы лишайников РАБОТА № 3. Станция «Исследовательская».  Заполните  таблицу, прочитав  текст  учебника  на  стр. 68­ 69  «Значение лишайников»,     а  также знаниями, полученными на уроке и личным опытом.   Значение лишайников в жизни и хозяйственной   Значение лишайников в природе деятельности человека                         РАБОТА № 4. Станция «Экологическая». Прочитайте   отрывок   из   книги   К.А.   Тимирязева   «Жизнь   растений»     и   установите,   о представителе какого царства живой природы идет в нем  речь. «Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется   ли   обломок   скалы,   обнаружив   свежий,   невыветренный   излом,   выломается   ли   валун,   века пролежавший   под   землей,   всегда,   везде   на   голой   бесплодной   поверхности   первым   появляется   ……, разлагая горную породу, превращая ее в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочем зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоевывает он каждую пять земли, и только по его следам, по проторенному им пути появляются более сложные формы жизни». Подготовьте  ответы  на  вопросы: ­ к какому царству относят описанный живой организм? ­ как  он  называется?           ­ напишите признаки, по которым вы это определили.

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока по биологии "Лишайники" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017