Урок № 30 Тема: " Облака. Явления в атмосфере. Беспокойная атмосфера."
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Цель урока: способствовать формированию представления о явлениях, происходящих в атмосфере.
Задачи урока:
• Образовательные: продолжить формирование знаний учащихся об атмосфере; сформировать у учащихся понятия «облака», представление о явлениях в атмосфере (гроза, гром, ураган, смерч); о причинах возникновения;
• Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.
• Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник.
|
Планируемые результаты |
|
|
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
УУД |
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
Объяснять значение понятий и их особенности: «облака», «осадки», «гигрометр». Представлять и уметь себя вести во время опасных явлений, связанных с явлениями в атмосфере. Уметь работать графическими методами обобщения географической информации.
|
умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
|
Личностные: осознавать необходимость изучения темы. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ эта па |
Этап урока Задачи этапа |
Деятельность |
УУД |
|
учителя |
учащихся |
|||
1 |
1.Организационно - мотивационный этап урока Создать благоприятный психологический настрой на работу.
|
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Включение в деловой ритм. «С добрым утром. Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать». |
Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку Включаются в деловой ритм урока.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
|
2 |
Мотивационно – ориентировочный этап. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Постановка учебной задачи.
|
Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха. Поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и разгадаем кроссворд. 1. Нижний слой атмосферы 2. Ветер на берегу моря, который меняет свое направление два раза в сутки 3. Прибор для определения |
Отгадывают кроссворд, называют ключевое слово новой темы.
Облака. Явления в атмосфере.
Формулируют цель урока: изучить явления в атмосфере, узнать виды и причины образования, степень опасности для человека. Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда наша планета откроет вам свои |
Личностные: мотивация учения. Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
|
|
|
|
направления ветра 4. Больше всего в воздухе содержится 5. 21% в атмосфере составляет… 6. Ветер в пустыне который поет. Какую цель мы можем для себя поставить при изучении этой темы?
Давайте сформулируем цель и задачи урока.
|
тайны. |
|
|
4. |
Изучение материала.
|
нового |
Сегодня мы продолжаем путешествие на воздушном шаре. I. Облака. 1. Понятие «облака». Обучающиеся работают по рядам с текстом 3 пункта параграфа стр.120
- Как вы поняли, что же такое облака? Запишите определение в тетрадь. 2. Причина образования облаков. - Почему образуются облака. Работа с учебником: §24, стр. 120 Составьте логическую цепочку образования
ОБЛАКОВ . (5мин) 3. Виды облаков. Самостоятельная работа. Заполнение схемы «Виды облаков»
|
1 ряд – читает по цепочке (по одному предложению). 2 ряд – формулирует вопросы. 3 ряд - отвечает на вопросы одноклассников. Отвечают на поставленный вопрос. Записывают в тетрадь Формулируют вывод о причинах образования облаков и записывают его в опору. Составляют схему с высотой температура воздуха понижается пары воды охлаждаются кристаллики льда облака |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении вопроса. Познавательные: - уметь ориентироваться в системе своих знаний, структурировать их, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
|
|
Физкультминутка
Совместная деятельность.
Выступление обучающихся. |
учебная |
II. Гроза и гром. Что такое гроза? Откуда берется молния? Просмотр фрагментов видеоролика «Почемучка. Гроза» (начало просмотра ролика с 3:42 до 4:35) http://video.mail.ru/mail/sverdlovsk52/_myvi deo/2433.html - Почему гремит гром? (начало просмотра с 7:30 до 8:15) - Как определить на каком расстоянии происходит гроза? Сформулируйте правила поведения во время грозы (видео 9:53 – 10:45 ) - Как защитить себя от грозы? III. Ураган и смерчи. В атмосфере часто возникают грозные явления природы – ураганы и смерчи. Провести исследование. Работая и текстом выяснить, в чем заключаются главные особенности грозных явлений природы. Полученные результаты вписать в таблицу. |
Виды облаков
Перистые Слоистые Кучевые 0-2 км 2-6 км 6 км Осадки Жидкие Твердые
Составляют правила поведения во время грозы. Правила поведения во время грозы Нельзя: 1. Оставаться на открытом месте. 2. Прятаться под одиноко стоящим деревом. 3. Купаться в воде. Меры предосторожности: 1) Укрыться в здании, где есть громоотвод. 2) Переждать грозу в салоне автомобиля.
Заполнение таблицы |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
|
|
|
Наз ван ие
|
опре делен ие |
Где возни кают |
Размер и скорость |
Последствия для человека |
|
Обсуждение полученных результатов |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
||||||
|
||||||||||
5
6 |
Закрепление и первичный контроль Подведение итогов.
Рефлексия. |
Продолжи высказывание 1. Оптический эффект после дождя. 2. Наука о воздушной оболочке Земли. 3. Основной источник загрязнения воздуха. 4. Нижний слой атмосферы 5. Опасное атмосферное явление. 6. Ветер, разрушающий дома, обрывающий линии связи. - Приведите примеры доказывающие, что жизнь и здоровье людей зависят от атмосферных условий.
Прием «Шкала успеха» |
|
Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции: «Я» 0________10 «Мы» 0________10
|
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
Участие в подведении итогов урока; Самооценка.
|
|||||
7 |
Домашнее задание. Инструктаж по |
§ 24 п.3,4,7 |
|
|
|
|||||
|
домашнему заданию. |
|
|
|
Приложение 1.
Рабочий лист.
Тема ____________________________________________________
Изучение нового материала.
Дать определение. Атмосфера - это |
|
||||||||||||||||
Используя текст п.3 на стр. 120 «Виды облаков», преобразуйте текст в схему. |
|
Работая и текстом выяснить, в чем заключаются главные особенности грозных явлений природы. Полученные результаты вписать в таблицу. |
|||||||||||||||
|
|
Грозные явления природы
|
При составлении использовала технологическую карту:
Ерюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ Гимназия №2, г. Балаково, Саратовская область (гроза и гром)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.