Цель урока Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся
Задачи урока 1. Создать условия для углубления и комплексного применения знаний, навыков и умений, для реализации усвоенных способов работы в интеллектуальной и практической деятельности.
2. Развивать умения самостоятельного поиска решения проблем.
3. Создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
4. Обучить детей целеполаганию, формулированию темы урока, правильной постановки новой учебной задачи, проявлению инициативы в учебном сотрудничестве.
4. Научить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
5. Развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания
6. Воспитывать чувства эстетического и прекрасного на основе знакомства с художественной культурой нашей страны и родного города
Основные термины и понятия Защитник, дружина, князь, ратник, доспехи
Форма проведения Комплексно – творческий урок
Планируемые результаты Предметные:
• развивать навыки композиционного мышления;
• закрепить умения владения средствами выразительности в графике – линия, штрих, пятно;
• развивать умение в воспроизведении, анализе и оценке произведений искусства
Личностные:
• создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле при знакомстве с творчеством Виктора Маторина и Виктора Васнецова;
• создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные:
• научить планировать и оценивать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• научить ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания и незнания;
• развивать умение осуществлять пошаговый контроль по результату;
• развивать умение работать с текстом: выбирать главное, опираясь на определения слов;
• развивать умения строить речевые высказывания в устной форме;
• научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям
Коммуникативные:
• научить формулировать собственное мнение и позицию;
• научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Познавательные:
• развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания;
• развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;
• познакомить ребят с творчеством Пензенского художника Виктора Маторина
Материалы и инструменты Шаблоны с изображением воина - защитника, графические материалы, ножницы, клей; лист ватмана, с изображением городского пейзажа, рисунки детей с прошлых уроков по темам «Древнерусский город – крепость», «Древние соборы», «Узоречье теремов»
Приемы и методы Активное восприятие, творческая деятельность; метод мотивации учебно – познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения: частично – поисковый, исследовательский метод
Ожидаемый результат Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия и выполнить творческий мини – проект «Древний город и его жители»
Используемые современные технологии 1) Информационные и – коммуникативные технологии
2) Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся)
3) Здоровьесберегающие технологии
4) Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
5) Технология развития критического мышления (маркировочная таблица)
6) Технология проектной деятельности (создание творческого мини - проекта)
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 4 классе . «Древнерусские воины – защитники»
Предмет
Учитель
Образовательное учреждение
Класс
Тема II четверти:
Тема урока
Тип урока
Технология построения урока
Цель урока
Задачи урока
«Изобразительное искусство»
Стрельникова Наталья Николаевна
ГБОУ «СОШ № 13»
4
«Древние города нашей земли»
«Древнерусские воины – защитники»
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап
2) Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
3) Мотивация учебной деятельности учащихся
4) Формулирование проблемы
5) Постановка цели и задач урока. Поиск решения проблем
6) Первичное закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой
ситуации (проблемные задания)
7) Контроль и самооценка
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой
индивидуальности обучающихся
1. Создать условия для углубления и комплексного применения знаний, навыков и умений,
для реализации усвоенных способов работы в интеллектуальной и практической
деятельности.
2. Развивать умения самостоятельного поиска решения проблем.
3. Создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного
оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
4. Обучить детей целеполаганию, формулированию темы урока, правильной постановки
новой учебной задачи, проявлению инициативы в учебном сотрудничестве.
4. Научить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
5. Развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания
6. Воспитывать чувства эстетического и прекрасного на основе знакомства с
художественной культурой нашей страны и родного городаОсновные термины и понятия
Форма проведения
Планируемые результаты
Защитник, дружина, князь, ратник, доспехи
Комплексно – творческий урок
Предметные:
Личностные:
развивать навыки композиционного мышления;
закрепить умения владения средствами выразительности в графике – линия, штрих,
пятно;
развивать умение в воспроизведении, анализе и оценке произведений искусства
создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу,
русской Земле при знакомстве с творчеством Виктора Маторина и Виктора Васнецова;
создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного
оптимизма, потребности в творческом самовыражении
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные:
научить планировать и оценивать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
научить ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания и незнания;
развивать умение осуществлять пошаговый контроль по результату;
развивать умение работать с текстом: выбирать главное, опираясь на определения слов;
развивать умения строить речевые высказывания в устной форме;
научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков; проводить сравнение по заданным критериям
научить формулировать собственное мнение и позицию;
научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь
Коммуникативные:
Познавательные:
развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания;
развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;
познакомить ребят с творчеством Пензенского художника Виктора Маторина
Материалы и инструменты
Шаблоны с изображением воина защитника, графические материалы, ножницы, клей;
лист ватмана, с изображением городского пейзажа, рисунки детей с прошлых уроков поПриемы и методы
Ожидаемый результат
Используемые современные технологии
УМК
Формы организации учебной
деятельности
Оборудование
Интернет ресурсы
темам «Древнерусский город – крепость», «Древние соборы», «Узоречье теремов»
Активное восприятие,
творческая деятельность; метод мотивации учебно –
познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод
самостоятельной познавательной деятельности учащихся; метод стимулирования и
мотивации; методы проблемного обучения: частично – поисковый, исследовательский
метод
Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки,
осуществлять их перенос в новые условия и выполнить творческий мини – проект «Древний
город и его жители»
1) Информационные и – коммуникативные технологии
2) Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для
определения границ знания – незнания обучающихся)
3) Здоровьесберегающие технологии
4) Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
5) Технология развития критического мышления (маркировочная таблица)
6) Технология проектной деятельности (создание творческого мини проекта)
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 19 классы», автор Б.М.
Неменский, Москва, «Просвещение»,2009 год.
Рабочая программа ФГОС «Изобразительное искусство. 14 классы». Автор Б.М.
Неменский. Москва, «Просвещение», 2012 год
Индивидуальная, групповая, фронтальная и работа в парах
1) Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска
2) Мультимедийная презентация «Древнерусские воины – защитники», видеоклип «Русь»
3)
Таблицы: «Оценка деятельности обучающихся на промежуточном этапе»,
«Самооценка индивидуальной работы»
4) Наглядный материал для групповой работы: дружина, князь, ремесленник, купец
5) Тексты для групповой работы и рефлексии
6) «Сигнальные» карточки
7) «Толковый словарь русского языка», созданный С. И. Ожеговым
http://ru.wikipedia. Дружина. Ремесленник. Князь. Купец
http://images.yandex.ru. Князь, дружина, ремесленник, купец – иллюстративный материал
http://images.yandex.ru Фотографии памятника богатырям
http://inpenza.ru/history/1663fortresspenza.phhttp://victormatorin.ru Виктор Маторин, биография и произведения художника
http://smallbay.ru/vasneztov.html Виктор Васнецов, биография и творчество
http://otvet.mail.ru/question/86222997 Текс для групповой работы
http://ru.wikipedia.org/wiki Древнерусские города. Население. Текс для домашнего задания
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Технологическая карта урока
1) Организационный
этап.
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 1
Учитель приветствует обучающихся и
проверяет их готовность к уроку
Проверка рабочего места
2) Актуализация
знаний. Воспроизведение
и коррекция опорных
знаний учащихся
Учитель просит ребят вспомнить
материал прошлых уроков. В ходе
ответов корректирует опорные знания
учащихся
Отвечают на вопросы
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 2
В: Ребята, куда мы с вами попали? Как вы
думаете?
О: В древний город
У: На протяжении многих уроков мы с вами
говорили о неотъемлемых составляющих
мира народной художественной культуры –
древнерусских городах. Русь состояла
Регулятивные
самостоятельно
организовывать свое
рабочее место
настроить
обучающихся на
позитивную
деятельность
Личностные
формирование
чувства гордости за
культуру и искусство
Родины
Регулятивные
научить строить
речевые
высказывания в
устной форме
формированиерефлексивных
умений определять
границу между
знанием и незнанием
Коммуникативные
научить
формулировать
собственное мнение и
позицию
прежде всего из городов – крепостей.
Прекрасна наша земля, великолепны и
древнерусские города, как свидетели давно
минувших времен. Города, сказочный образ
которых, по прежнему, волнует
воображение людей, любящих историю и
искусство своей страны.
В: Как они рождались? Из чего состояли?
В: Почему данные поселения называли
городом?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 3
В: «Город», «Городить» и «Ограда» что
общего у этих слов?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 4
В: Вспомните, о каком укрепленном месте
идет речь на слайде? Вы его узнали?
Обоснуйте свой ответ.
В: В каком году и кем была построена эта
крепость? Для чего?
В:
Какие архитектурные постройки
располагались на территории крепости? Что
являлось центром города?
В: Могли бы жители данной крепости
обойтись без этих построек? Убедите нас в
правильности вашего ответа.
О: Само слово «город» означает
«укрепленное место» и произошло от слова
«городить», то есть огораживать крепостной
стеной.
О: Корень, эти слова однокоренные
О: Это город крепость Пенза
О: Ю.Е. Котранским в 1663 году при царе
Алексее Михайловиче. Основана как
форпост на юговосточной окраине
государства, которая была легкой и
незащищенной добычей для степных
кочевников
О: На территории крепости располагалась
Приказная изба, двор воеводы и складские
помещения для провианта и боеприпасов.
Двор Соборной церкви
О: У главной проездной башни в центре
помещения для караула, колодничья изба,
тюрьма и помещение для архива. ЦентромВ: А наш современный город Заречный
можно сравнить с древнерусским? В чём
сходство и различие? Почему именно так
построен наш город, а не иначе?
3) Мотивация учебной
деятельности
учащихся
Учитель задает вопросы на знание
построения композиции
На доске расположена основа для
коллективной творческой работы: лист
ватмана с изображением архитектурного
пейзажа. Композиция составлена из
творческих работ учащихся по темам II
четверти
В: Как вы думаете, о чем рассказывает
данная композиция? Докажите,
что
изображен именно средневековый город
крепость
крепости являлась Спасская Соборная
церковь.
О: Да, наш город по конструкции очень
похож на крепость. Имеет тоже крепостную
стену, есть сторожевые башни.
О: Военные охраняют проездные ворота в
город, есть 3 контрольно – пропускных
пункта, не каждый желающий человек
может попасть на территорию города, для
этого нужен специальный документ –
пропуск.
О: Непрерывно военные охраняют вход в
город и его границы. На территории города
есть храм, жилые дома людей, общественные
здания, много растительности, есть лес и
животные, пруды.
Выдвигают свои версии, отвечают на
вопросы. Анализируют, придумывают
название композиции, ищут пути
решения проблемы.
О: О Древнерусском городе – крепости.
О: Город построен на холме, рядом есть ров
с водой, город защищён вокруг крепостной
стеной со сторожевыми башнями, внутри
города есть жилые постройки людей, в
центре крепости находится храм, красивые
Познавательные,
коммуникативные,
предметные УУД
закрепление навыка
композиционного
мышления,
проводить
сравнение по
заданным критериям
освоение способов
решения проблем
творческого и
поискового
характера
овладение навыкомВ: Есть ли у вас замечания по построению
данной композиции?
В: Можно ли утверждать, что она закончена?
В: Как бы вы решили данную проблему?
У: Правильно,
ведь композиция это
организующий компонент художественной
формы, придающий произведению единство
и цельность, соподчиняющий его элементы
друг другу и всему замыслу художника.
У: Согласна с вами, что для равновесия в
композицию можно добавить изображение
людей.
У: Кто составлял основное население в
древнерусских городах? Мы узнаем,
поработав в группах.
Учитель предлагает работу в группах.
Объясняет задание, обговаривает этапы
работы
У: Выберите капитана команды. Прочитайте
текст, напишите пропущенное слово.
Подберите картинку, которая подходит под
описание. Капитаны команд проводят анализ
групповой работы у доски, после чего вы
оцениваете правильность выполнения
задания каждой из команд, вносите свои
замечания и предложения в ответы
капитанов
расписные терема, амбары.
О: Вокруг очень красивая природа
О: Да. Композиция кажется незавершенной.
О: Нет людей и передний план выглядит
пустым – это нарушение в построение
композиции
Композиция неуравновешенна,
О:
не
закончена. Можно добавить элементы на
передний план: людей, животных, растения
анализа объектов с
выделением
существенных
признаков при работе
с текстом
умение работать в
группе
находить ответы на
вопрос с помощью
своего жизненного
опыта
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого
характера
осуществлять
анализ учебного
материала
овладение навыком
работы с источником
информации
Ученики работают в группах. Читают
текс. Находят пропущенное слово в
тексте, вписывают слово.
Осуществляют анализ объектов с
выделением существенных признаков.
Проводят самоанализ своей работеВ: А почему не взяли остальные картинки?
В: Кто же это? Какова их роль этих людей в
жизни города? Отличались ли они внешне от
мирного населения, чем?
Учитель предлагает ученикам
поработать в группе. После словарной
работы, на доске появляются новые
слова и картинки «Князь», «дружина»
У: Объясните происхождение слова
«дружина» и «князь». Затрудняетесь, тогда
можно воспользоваться источником
информации и найти определение трудных и
новых нам слов в толковом словаре
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 5
4) Формулирование
проблемы
Учитель обращает внимание на
проблемный вопрос урока и предлагает
детям ответить на него
В: Для чего князю нужна была дружина? Мог
О: Они не подходят под описание, данное в
тексте
О: Дружина и князь
О: Да, военные носили доспехи, у них было
оружие
Осуществляют поиск информации с
использованием литературного
материала. Находят определение слова
в словаре. Анализируют свою работу
О: Слово «дружина» является
общеславянским. Оно образовано от слова
«друг», первоначальное значение которого
— спутник, товарищ на войне.
Следовательно, дружина — это боевые
спутники, товарищи.
КНЯЗЬ, м. (кон, конь, нормандское konung,
как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь)
начальник, властелин; владетель области,
княжества; почетное званье некоторых
дворянских родов, от владетельных князей,
или жалованных почетно.
Строят речевые высказывания в устной
форме. Вспоминают пройденный
материал темы четверти, отвечают
на вопросы
О: Дружинники были реальной военной
силой, всегда готовой к бою, а также
Регулятивные УУД
строить речевые
высказывания в
соответствии с
поставленной задачей
воспитаниели он без неё обойтись?
советниками князя.
элементом
необходимым
У: Правильно, ведь дружина является таким
же
в
древнерусском обществе, как и князь. Князь
нуждался в военной силе, как для
обеспечения внутреннего порядка, так и для
обороны от внешних врагов.
способности
высказывать свою
точку зрения
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 6
В: Чем воины дружины занимались в мирное
время?
У: Кроме этого воины дружины исполняют
различные поручения князя, сопровождают
его в качестве свиты и телохранителей.
Князь содержит дружину на доходы,
которые он получает с волости; кроме того,
дружина получает часть военной добычи.
В: Что делает дружина когда враг поступает
к стенам города?
В: Ребята, численность нашей пензенской
дружины, которая строила город – крепость
в 1663 году, составляла всего 100 человек.
В: Вспомните историю, когда
многотысячные армии Золотой Орды
нападали на Русь.
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 7
Учитель перед учениками ставит
проблемный вопрос. В ходе беседы
подводит детей к определению ими цели
и задачи урока
5) Поиск решения
проблем. Постановка
цели и задач урока.
О: Отрабатывали мастерство военного дела
О: Обучали молодых как правильно владеть
оружием, ездить на коне
О: Все, как один встают на защиту
княжества
Решают проблемный вопрос. Строят
речевые высказывания в устной форме.
О: Если силы равные, то да. Если врага по
Регулятивные УУД
развитие умения
высказывать своё
мнение;
овладевать умениемВ: Смогла бы малочисленная дружина
отразить такой натиск врага?
В: Что делать? Сдаваться? Или искать
другой выход из сложной ситуации? Какой?
Учитель проверяет домашнее задание
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 8
В: Кем на время войны становился
ремесленник? Купец? Вспомните вопросы
домашнего задания (найти поисковый и
иллюстративный материал, ответить на
вопрос, кто такой ратник)
У: Правильно, их называли ратниками или
ополченцами.
В: Объедините одним словом или
словосочетанием эти изображения? (на
доске картинки с изображением
ремесленника, купца, князя и дружины)
Учитель вывешивает на доску
словосочетание ВОИНЫ
ЗАЩИТНИКИ
В: Попробуйте сформулировать тему нашего
урока? Что нового можем узнать на уроке?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 9
В: Какую цель мы сегодня перед собой
поставим?
В: Что предстоит нам сделать?
прогнозировать свою
будущую работу;
научить определять
и формулировать
тему и цель
деятельности на
уроке
определять
последовательность
своих действий на
уроке
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной задачей
численности больше, то нужна помощь
О: Нет, необходимо звать на помощь всех
горожан, ведь каждый, кто мог держать
оружие в руках, вставал рядом с воинами
княжеской дружины
Дети используют свой поисковый
материал
О: Ратниками
О: В отличие от воинов княжеской дружины
ратники из числа сельского населения и
горожан собирали в количестве,
определявшимся князем, только по мере
надобности
О: Воины – защитники
Ученики формулируют тему урока,
ставят цель и определяют задачи для
выполнения творческой работы.
Планируют своё действие в
соответствии с поставленной задачей иВ: Можем ли мы сразу нарисовать воинов –
защитников. Почему?
В: Что нам для этого нужно?
6) Первичное
закрепление знаний.
Творческое применение
и добывание знаний в
новой ситуации
Показ презентации
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 10 12
В: Можем ли мы в современном мире узнать
об истории Древней Руси, ее городах и
жителях, воинах – защитниках, их героизме
и подвигах? В каких видах искусства?
Приведите примеры.
условиями её реализации.
О: Нарисуем воинов – защитников
древнерусского города, приклеим их на фон
композиции. Завершим работу по теме
«Древнерусский город и его жители»
О: Нет, для этого нам надо сначала узнать,
как выглядели воины, с каким оружием
сражались в бою с врагом. Как защищали
себя от ранений.
Ученики отвечают на вопросы
О: В изобразительном искусстве, на
картинах художников.
О: В историческом и краеведческих музеях.
О: На праздниках «День героев Отечества»,
«День защитника Отечества» выступают
участники военнопатриотических секций
О: В школе на уроках литературы и истории.
О: В киноискусстве, режиссёры снимают
художественные и документальные фильмы,
создают мультипликационные фильмы о
богатырях и героях Отечества.
О: В музыке композиторы сочиняют
произведения на эту тему
Дети отвечают на вопрос, опираясь на
Коммуникативные,
познавательные,
регулятивные УУД
осуществлять отбор
необходимой
информации,
выделять главное;
работать в паре
осуществлять
анализ учебного
материала
строить речевые
высказывания в
соответствии с
поставленной задачей
слушать и
понимать речь других
развивать умения
находить ответы на
вопросы с помощью
своего жизненного
опыта;
осуществлятьсамоконтроль
рационально
строить
самостоятельную
творческую
деятельность
познакомить с
творчеством
Пензенского
художника Виктора
Маторина
Личностные УУД
создать условия
для формирования
чувства любви и
гордости к русскому
народу, русской
Земле
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 13
В: Вспомните название картины? Кто автор?
В: Сколько по времени работал В.Васнецов
над полотном «Богатыри». Почему так
долго?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 14
У: А это произведение «Святой благоверный
великий московский князь Дмитрий
Донской» молодого пензенского художника.
Какие заслуги перед Отечеством имел князь,
вспомните уроки истории?
В: Вы знакомы с творчеством нашего
земляка, может кто – то знает как его зовут,
видел его работы?
У: Нет, тогда самостоятельно найдите
информацию о нём в тексте.
Учитель предлагает прочитать текст
и узнать о творчестве пензенского
художника Виктора Маторина.
У: Что интересного узнали о художнике?
В: Почему живописец писал картины на
темы истории. Докажи словами из текста,
подчеркните их.
У: Выберите слова из текста, которые можно
взять в качестве девиза нашему уроку?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 15
У: Правильно, без памяти об истории
прошлого, нет настоящего и будущего.
знание истории России.
Обучающиеся самостоятельно
работают с текстом.
«Виктор Матрин родился и вырос в Пензе.
Окончил художественное училище имени
Константина Савицкого, которое находится
в числе лучших реалистических школ.
Маторин продолжил свое образование в
Москве, учился у Ильи Глазунова.
Основным в своем творчестве считает жанр
исторической картины. Именно в нем
художнику удалось сформировать свой
неповторимый стиль и наиболее ярко
выразить творческую индивидуальность.
Обращение к историческим темам позволяет
живописцу особенно ярко ощущать
современность, так как без памяти о
минувшем, не может быть ни настоящего,В: Воин защищал свою землю от врагов, а
сам он хотел остаться живым. Что у него
для этого было?
Учитель предлагает поработать в паре.
Объясняет задание.
У:
Вам надо вспомнить предметы
снаряжения и функциональное назначение
доспехов воина, свойства предмета защиты
воина: материал для его изготовления и
цвет. Впишите нужные слова.
ни будущего»
О: Доспехи и оружие, щит
Работают в паре, заполняют таблицу,
используя ключевые слова. Проводят
сравнение по заданным критериям.
Осуществляют взаимный контроль и
оказывают в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь
ФИЗМИНУТКА «Воин и тряпичная кукла»
Выполняют физкультминутку
7) Контроль и
самооценка
Учитель предлагает ученикам оценить
свою деятельность.
НА ЭКРАНЕ СЛАЙДЫ № 16 – 22
В: Как вы думаете, для чего мы составляли
данную таблицу?
Ученики дают оценку деятельности на
промежуточном этапе. Выполняют
пошаговый контроль по результату.
Оценивают правильность выполнения
действия на уровне ретроспективной
оценки.
О: Чтобы правильно нарисовать воина в
доспехах, показать снаряжение и оружие,
грамотно подобрать цветовую гамму.
Учитель объясняет задание для
самостоятельной индивидуальной
работы
Выполняют творческое задание:
изображают древнерусского воина
княжеской дружины графическими
материалами.
Регулятивные УУД
контроля
(самоконтроля),
коммуникативные
УУД
определять
критерии оценивания
выполнения
творческой работы
анализировать свою
творческую
деятельностьУ: Расскажи этапы своей работы. Вспомним
средства выразительности в графике. Какие
цвета подбираем при изображении доспехов,
одежды воина, плаща, оружия, щита.
Заполненные вами таблицы помогут вам не
допустить ошибок в работе
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 23
Учитель подводит итог творческой
работы учеников. Алгоритм оценивания
своей работы обучающиеся видят на
экране и в таблице, которая лежит
перед ними на парте
В: Что у кого не получилось? Почему?
В: Какие материалы ты использовал?
В: Ты придумал образ самостоятельно или
воспользовался образцом?
В: Какие средства выразительности в
графике ты использовал?
В: Что бы ты хотел изменить в своей работе?
В: Как бы ты оценил свою работу?
Учитель подводит итог работы.
Показывает видеоклип «Русь»
В: Как вы понимаете смысл слов, сказанные
героем видеоклипа Александром Невским?
У: Молодцы, у вас получилась очень
хорошая композиция. Это творческий
проект, где отражена работа каждого из вас.
осуществлять
итоговый и
пошаговый контроль
по результатам
Предметные УУД
развитие навыка
композиционного
мышления;
изображение
древнерусского
воина княжеской
дружины
графическими
материалами;
показать правильно
пропорции фигуры
человека, одежду и
вооружение воина
Ученики используют технологию
оценивания по алгоритму, приведенному
в таблице. Показывают сигнальные
карточки, ставят отметку своей
работе.
Отвечают на вопросы, обсуждают итог
выполнения композиции, находят
недочёты в работе, оценивают себя
Регулятивные,
коммуникативные
УУД
оценивать
правильность
выполнения действий
на уровне адекватной
ретроспективной
8) Рефлексия
(подведение итогов
занятия)оценки
учитывать разные
мнения и стремиться
к координации
различных позиций в
сотрудничестве
формулировать
собственное мнение и
позицию
вносить
необходимые
коррективы в
действие после его
завершения на основе
его оценки и учёта
характера сделанных
ошибок
Дайте название своей композиции.
В: Вспомните проблемный вопрос, который
мы определили в начале урока?
В: Достигли ли мы поставленной цели
урока? Можно ли теперь назвать нашу
композицию завершённой. Обоснуйте ответ.
В: Какие трудности возникли в ходе работы?
На каком этапе? Кто тебе помог в
возникшей проблеме?
У: Придумайте применение нашей
творческой работе.
О: Может ли малочисленная дружина
устоять перед многотысячной армией врага.
О: Нет, ей нужна помощь. И каждый житель
города готов встать на защиту своей земли,
своей Родины.
О: Да, композиция завершена. Есть часть
города, природа и на переднем плане
древнерусские воины защитники крепости,
они показаны в доспехах и с оружием в
руках.
О: С поставленными задачами мы
справились и цель урока достигли.
О: У нас получилось большое панно. Значит,
мы выполнили коллективный творческий
проект, где видна работа каждого из нас.
Говорят о проблемах, возникших в ходе
урока, как справлялись с ними в ходе
урока, кто помогал в трудных
ситуациях
О: Эту работу можно повесить для
украшения в классе, подарить малышам в
наш подшефный детский сад № 7, подарить
в Дом ветеранов ко Дню Героев Отечества,
подарить папам на праздник День защитника
Отечества, можно принять участие с этой
работой в творческом конкурсе.
9) Информация о
домашнем задании,
Учитель даёт информацию о
домашнем задании. Обговаривает этапы
Ученики обсуждают работу по
подготовке домашнего задания, задают
Познавательные,инструктаж по его
выполнению
работы
У: Вспомните, о каких жителях
древнерусского города мы сегодня говорили
на уроке?
У: Только ли ремесленники, купцы, князья и
дружина жили в городе крепости?
В: Хотите узнать ещё и о других людях?
У: В качестве домашнего задания я раздам
вам текс. Прочитайте его. Подчеркните
слово, называющее жителя древнерусского
города, которое не упоминалось на нашем
уроке. Подготовьте устный рассказ о любом
из них, используя иллюстративный или
текстовый материал.
В: Есть ли вопросы по домашнему заданию?
Что не понятно?
У: Проверим, какие слова вы подчеркнули?
В: Где вы можете найти информацию для
выполнения работы?
вопросы по выполнению работы дома
регулятивные, УУД
О: Ремесленники, купцы, дружина, князь.
О: Да, хотим
осуществлять
расширенный поиск
информации с
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета при
подготовке
домашнего задания
научить основам
смыслового чтения
текста, выделению
существенных
признаков предмета
О: Я подчеркнул слова подёнщики,
промысловики, бояре, духовенство.
О: В библиотеке, Интернете, спросить у
родных и близких, найти определения в
толковых словарях
Таблица № 1«Оценка деятельности обучающихся на промежуточном этапе»
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Свойства предмета:
Оценка:Предмет снаряжения
воина
Назначение предмета.
Защита:
материал
цвет
«+»,
«+ »,
«»
1.Шлем
2. Кольчуга, броня
3. Щит
Ключевые слова:
1) Голова; рука и тело; туловище
2) Металл, дерево и железо
3) Серый, красный, жёлтый
Таблица № 2«Самооценка индивидуальной работы»
1. Изображение предмета снаряжения воина:
Критерии оценивания работы
• Шлем
• Кольчуга, броня
• Щит
2. Подбор цветовой гаммы, для изображения предмета снаряжения воина:
•
•
•
Шлем
Кольчуга, броня
Щит
3. Аккуратность выполнения работы
Оценка работы:
«+», «+ », «»
Задание для 1 группы: вставить пропущенное слово
В каждом древнерусском городе жили мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду,
шили одежду, строили дома, церкви. Это были __________________________________________________Задание для 2 группы: вставить пропущенное слово
В древнерусских городах было много богатых людей, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили
диковинные вещи. Это были ___________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Текс для поисковой работы:
Жители древнерусского города
Ремесленники, промысловики и подёнщики составляли основное население средневековых городов. Значительную роль в составе
населения играли князья, дружинники и бояре, связанные как с городом, так и с земельными владениями. Довольно рано в особую социальную
группу выделились купцы, которые составляли наиболее почитаемую группу, находившуюся под непосредственной княжеской защитой.
Со времени крещения можно говорить о такой прослойке населения, как духовенство, в рядах которого резко различались чёрное
(монастыри и монашество), игравшее важную роль в политических и культурных событиях, и белое (приходское), которое служило
проводником церковных и политических идей.
Задание:
1. Прочитай текст.
2. Подчеркни слово, называющее жителя древнерусского города, которое не упоминалось на нашем уроке.
3. Подготовь устный рассказ о любом из них, используя иллюстративный и текстовый материал.