Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
24.02.2017
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»
• Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи. • Создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции. • Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи. • Развивать умение подбирать цвет. Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
ИЗО 5 КЛАСС.doc
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью.»       .  Цель урока:     Образовательный аспект     ­Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой­тычком .     Развивающий аспект    ­Закрепить знания о растительном орнаменте и особенностях композиционного построения на данном народном         промысле.    Воспитательный аспект   ­Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию школьников средствами народной художественной   культуры  Задачи урока:   Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.  Создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.  Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.  Развивать умение подбирать цвет.         Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.           Необходимое оборудование:  предметы хохломской росписи таблицы элементов росписи предметы для рисования – кисти, краски, вода, палочки для выполнения «тычка», шаблоны разделочных досок разной формы.  мультимедиа проектор, экран, 2 ноутбука с подключением Wi­Fi.     Раздаточный материал на столы­ фото изделий и элементов.  мультимедийная презентация « В гостях у Хохломы»  электронное приложение к учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной «Изобразительное искусство» 4 класс.  С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина «Искусство. Изобразительное искусство» 5 класс 2 ч. Материалы и инструменты: шаблоны изделий, кисти, палитра, гуашь, баночка для воды      Музыкальный ряд: народная музыка, частушки по теме.      Литературный ряд: стихи о хохломской росписи Планируемый результат Орнаментальный   рисунок   на   разделочной доске   с   учётом   особенностей   хохломской росписи   (элементы   и   цветовые   нюансы)   и композиционного построения. Цель для учащихся Выполнение орнамента на разделочной доске с учётом особенностей данного промысла. Задачи 1.Познакомиться   с   изделиями   промысла   на слайдах, предметах выставки и  раздаточного материала. 2.Познакомиться   с   особенностями   кистевой росписи, колористикой и символикой. 3.Определить последовательность рисования  орнамента. Цель для учителя Создание   условий   для   творческого выполнения   рисунка   по   теме   «Хохломская роспись». Задачи 1.Организовать   знакомство   с   промыслом,   с особенностями   изготовления   и   росписи изделий.  2.Формировать   умения   самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать   для   себя   новые   задачи   в учёбе и познавательной деятельности. 3.Способствовать мышления. 4.Сохранять   индивидуальность учащихся. 5.Содействовать   развитию   эстетического вкуса,   способности   воспринимать   эстетику народного   творчества,   выражать   своё отношение художественными средствами. 6.Создавать   эмоционально­положительную основу для развития патриотических чувств. 7.Расширять   обогащать их словарный запас. 8.Воспитывать интерес к предмету.   развитию   образного обучающихся, поддерживать   и   кругозор СТРУКТУРА И ХОД УРОКА. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД 1 Организа­ционный  момент. (Проверка  готовности к  занятию) (1 мин.) Цель: Создание  условий для  осознанного  вхождения  учащихся в  пространст­во  деятель­ности на  уроке. Этап мотивации и  актуализации  знаний. (1 мин) 2 Цель: Повто­ рение изученного  материала,  необходимо­го для «открытия нового знания» . ­Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте, всё ль в порядке:  Альбомы, кисти, краски!  Проверили? Садитесь!  С усердием трудитесь! Проверка готовности к уроку Л: самоорганизация Р: способность  регулировать свои  действия ­ Здравствуйте ребята! Сегодня на  урок я принесла вам необычный сундучок.  Судя по его виду, как вы думаете, что в нём? Давайте вместе с вами откроем и  посмотрим, что там находится и кто был  прав. ­ Посмотрите, какая красивая деревянная  ложка, а какая она красочная и яркая.  Что же придаёт ей такую красоту? ­ Что такое орнамент?  ­На этой ложке особый орнамент. Он не  похож на другие.  ­Что изображено?  Учитель активизирует знания учащихся,  создаёт проблемную ситуацию на уроке. ­ Мастера изготовляли не только ложки, но и ­Пытаются понять по внешности  сундучка, что в нём. (сундучок в  стиле народной резьбы и росписи.) ­ Вспоминают о различных видах  орнаментов. ­Работа с элементами. Л: развитие  эмоционально­ нравственной  отзывчивости;  нравственно­  мотивация к изучению  нового учебного  материала, умение  применить его в  жизни. Р: контролируют  правильность ответов  учащихся;  П: умение  структуировать многое другое необходимое в хозяйстве. (слайды без надписи промысла) 3 Постановка цели и  задач урока 3 мин Цель: Моти­вация  к  учебному  действию в  индивидуаль­ной  деятель­ности.  ­Поднимите руку, кому захотелось узнать  побольше об этих красивых изделиях. ­Тогда сформулируйте цель нашего урока. ­Дети поднимают руку. ­ А что именно можно узнать? Т.е. давайте сформулируем задачи урока. Слайд 5 ­А где мы можем достать такую информацию? ­ Где мы можем применить полученные  знания?  ­ Узнать о данном орнаменте и его  уникальных особенностях и  научится самим их изображать. ­ место образования ­ история ­ элементы, цвета ­технологии изготовления и  росписи. ­ Называют источники – учебник,  презентация, примеры изделий на  разд.материале и выставке,  Интернет, книги на выставке. ­Называют области жизненного  применения знаний и умений  (украсить предмет, кто­то  поступит учиться по данному  знания, находить  информацию в разных  источниках, умение  осознанно строить  речевое высказывание. принятие цели и  постановка задач  урока.  К: выражение своих  мыслей,  формулирование и  аргументация своего  мнения. К: выражение своих  мыслей,  формулирование и  аргументация своего  мнения П: умение  структуировать  знания, находить  информацию в разных  источниках, умение  осознанно строить  речевое высказывание; принятие цели и  постановка задач  урока.  Р:  планирование  учебных действий. Предлагает детям совместно с ним составить  план урока. Слайд 6 4 Первичное  восприятие и  усвоение нового  теоретического  учебного материала    (7мин) 1.Читает стихотворение о Хохломе. (см прил. №1) 2. Рассказывает легенду об образовании  промысла. (см прил.№1)  Цель­ вызвать  познавательный интерес к работе.  Цель: Организация коммуникативного взаимодей­ствия  для усвоения  нового материала. Слайд 7. 3.Предлагает работу в группах.( 5 минут)  (если наполняемость класса небольшая­  можно дать индивидуальную работу) Дополнительно: Подумать и ответить на  вопрос :  Какую роль играет декор в  крестьянском прикладном искусстве? Слайды 8­14. Организует выступление групп. Просит  внимательно выслушать ответы. Дополняет  ответы 3 группы краткими сведениями о  направлению, будет находиться в  данной местности, знание  культурного наследия и.т.д.) ­ Дети вместе с учителем  обсуждают учебные действия и  принимают план. Слушают рассказ учителя,  просматривают слайды  презентации. Работа в группах. Выбор  выступающего, распределение  материала. 1гр. Выясняет место основания  промысла и готовится рассказать  другим. (источник­учебник стр.12) 2 гр. Отвечает на вопрос «Почему  хохломскую роспись называют  «Золотая Хохлома»? (источник  учебник стр.11) 3 гр. Изучает элементы росписи  (презентация из Интернета  с  определённым адресом, рабочая  тетрадь) Стилизация. 4 гр. Узнать и рассказать о 2  традиционных способах письма –  верховое и фоновое (источник­  учебник стр.13, набор  иллюстраций, слайды презентации  на компьютере) П: построение  логической цепи  рассуждения; анализ, сравнение,  обобщение; находят  решение поставленных задач. Л: нравственно­  эстетическое  оценивание К: планирование  способов  взаимодействия, выражение своих  мыслей,  формулирование и  аргументация своего  мнения;  осуществление сотрудничества с  учителем и  одноклассниками Р: контролируют  правильность ответов  обучающихся и своих. 5 6 7 Обобщение и  система­тизация  знаний. (5 мин) Цель: Построение  нового способа  действия. Динамическая  пауза (1 мин) Самосто­ятельное  творческое  использо­вание  сформированных  умений и навыков (17 мин) Цель: Зафик­ сировать в  практичес­кой  работе новые  учебные действия. символике Просит внимательно выслушать  ответы. Дополняет ответы 3 группы краткими сведениями о символике элементов. Обсуждение ответа на доп.вопрос. Один ученик из группы отвечает на вопросы, остальные контролируют  правильность ответа,  если есть   ошибки исправляют и дополняют. Определить последовательность рисования орнамента. Показ на доске. Выполнение упражнений кистевого письма (мазок, тычок) Слайд 15­19. Р: выделение и  осознание того, что  уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению,  осознание качества и  уровня усвоения. П: создание  алгоритмов  деятельности. Выполнение упражнений для отдыха под  народную музыку. Выполнение упражнений в  соответствии с предложенным. Л: личностное  переживание Учитель организует деятельность  по  применению новых знаний. В очередной раз  обращает внимание на цель и задачи урока  (целеполагание) Слайд 20. ­Ваша задача: выполнение орнамента на  разделочной доске по мотивам хохломской  росписи с соблюдением законов композиции и кистевого письма. ­ звучит песня «Хохлома» в исп.  М.Пахоменко, далее частушки о Хохломе,  затем записи народных песен. Контроль правильности и последовательности выполнения. Индивидуальный подход­ коррекция и  отметка удачного в работах. Нацеленное прослушивание  задания. Выполняют творческое задание. Л:самоопределение Р:  осознание того, что уже усвоено,  осознание качества и  уровня усвоения. П:самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности,  использование  знаково­  символических   средств. 8 9 10 Обобщение  усвоенного и  включение его в  систему ранее  усвоенных ЗУНов и УУД (5 мин) Цель: Контроль  усвоения,  обсуждения  допущенных  ошибок и их  коррекция. Рефлексия деятельности (3 мин) Цель: Осознание  учащимися своей  учебной  деятельности,  самооценка  деятельности Контроль за процессом и результатом деятельности школьников учебной (2 мин.) Выставка удачных работ. Слайд 21. Анализ рисунков: ­Общее впечатление ­Аккуратность ­Правильность выбора элементов и их  размещения ­В чём проявилось творчество автора? ­ Какую оценку поставите и почему? (оценочная деятельность) ­ (к автору) – Согласен ли ты с оценкой ? (если нет) ­ Как бы сам оценил свою работу? Предлагает вернуться к цели и задачам урока. ­Справились ли мы с поставленными целями и задачами? (полностью или частично)  Слайд 22 Закончи фразу: ­Я узнал … ­Я понял… ­У меня получилось… ­Мне было трудно… ­Для меня было открытием… ­Мне понравилось… Заключительное слово учителя Даёт  инструкцию по выполнению домашнего  задания. ( Слайд 23) Оформить материал в тетради по искусству.   Подобрать иллюстративный материал. ­ Если есть желание узнать больше о  хохломской росписи, зайдите на сайт  «Декоративно – прикладное искусство» и  Анализируют работы   одноклассников, отвечая на  вопросы учителя, высказывают  своё мнение. Взаимооценка. Самооценка. Вспоминают цель и задачи. Ответы детей. Осуществляют самооценку Записывают и задают вопросы,  если есть. П: анализ работы  товарища и  самоанализ К: выражение своих  мыслей,  формулирование и  аргументация своего  мнения. Р: контроль. Л: нравственно­  эстетическая оценка. Р: удержание целей и  задач урока  Л:смыло­образование П: рефлексия К: умение выражать  свои мысли. Л: нравственно­ эстетическое  оценивание,  самоопределение Р.самоконтроль узнаете ещё много нового и интересного о  технологии «золотой Хохломы».(задание  повышенной сложности) Благодарит за работу. Приложение №1. Стихотворение о Хохломе. Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые Резные ложки и ковши  Ты разгляди­ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые,            А может, солнцем залитые. Легенда об образовании хохломского промысла. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко  ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще  больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские  палаты и поселился в глухих  керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его  искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота  русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой  любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя.  Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва  летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и  раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они  увидели, как ярким пламенем горела изба чудо­художника. А самого художника, как ни  искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар  пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в  котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.  Значит , кисть художника была необычной – она была из солнечных лучей. Сколько здесь прекрасных чаш­ это Вам подарок наш! Семеновская хохлома Вся золотиста, краснолика! А вот поднос.  В нем алых ягод россыпь Отголоска лета В зелени травы,  Шелковые всплески Золотой листвы. Вот ладья: цветущий хвост –корма. Нос –петушиная головка Плывет по лесу хохлома.  Расписанная очень ловко Наши ложки хохломские­ Самый лучший сувенир. С позолотой – не простые Прогремели на весь мир.             Все листочки как листочки. Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди называют ХОХЛОМОЙ! Частушки о Хохломе. Все листочки – как листочки, Здесь же каждый – золотой. Красоту такую люди Называют хохломой.  Бабка деда не встречает Бранью или лаской – Целый день горшки рисует Золотистой краской. Хохлома, да хохлома, Разукрашу все дома, А потом всю улицу, Петуха и курицу. Бабка деда до обеда  Заставляет рисовать: Ведь в красивую посуду Щи приятно наливать! Я все небо разрисую, Разрисую хохломой: Пусть все летчики летают Под такою красотой. Я вчера такое видела – Не расскажешь никому: Сидит заяц на березе  И рисует хохлому! Я бегу, устали ноги. Чем бы можно дух поднять? Хорошо бы вдоль дороги Хохлому нарисовать! Литература. 1.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства.  Поурочные разработки. 2. Рабочая программа по ИЗО  5­9 класс «Дрофа» 2013 г. В.С.Кузин 3. С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина «Искусство. Изобразительное искусство» 5 класс 2 ч. («Дрофа» 2013г) 4. С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина «Искусство. Изобразительное искусство» 5 класс Рабочая тетрадь. («Дрофа» 2013г) Электронно­образовательные ресурсы. 1. Декоративно­прикладное искусство (http://school­collection.edu.ru)  2. http://www.fcior.edu.ru 3. http://www.school­collection.edu.ru. 4.Электронное   приложение   к   учебнику   В.С.Кузина,   Э.И.Кубышкиной   «Изобразительное искусство» 4 класс.

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе « Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью»