Технологическая карта урока математики в 5 классе.
Учитель математики Щербакова Надежда Вадимовна, МБОУ «СОШ №4» г. Меленки
Класс: 5
Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед».
Тип урока: Урок изучения нового.
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с прямоугольным параллелепипедом, его составными частями и их свойствами.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о прямоугольном параллелепипеде, его гранях, ребрах, вершинах; вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, тренировать способность к практическому использованию.
Развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление, математическую речь, наблюдательность.
Воспитательные: формировать умения слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем; развивать творческие способности, научно-познавательные интересы, любознательность; воспитывать ответственность и аккуратность.
Современные образовательные технологии, применяемые на уроке: проблемно-диалогическая технология, элементы здоровьесберегающей технологии, игровые технологии.
Базовый учебник: Мерзляк А.Г., Математика, 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 304 с.
Оборудование и наглядность: персональный компьютер; проектор; экран; геометрические фигуры; фломастеры (4 шт); ножницы (4 шт); коробочки; карточки с заданиями для групп; инструкция по технике безопасности при работе с ножницами (4 шт); спичечные коробки, обёрнутые белой бумагой.
Время проведения: урок рассчитан на 40 минут.
Место проведения: МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г. Меленки.
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|
Технология, геометрия, черчение, быт |
Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная |
Учебник, раздаточный материал (коробочки, бруски, развертки), каркасная модель прямоугольного параллелепипеда. Презентация. |
|
Предполагаемый результат |
|||
Предметные УУД |
Личностные и метапредметные УУД |
||
Формулировать понятия о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях; научиться вычислять площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.
|
Личностные. Формирование у обучающихся положительное отношение к учебной деятельности, интерес к изучаемому материалу, объективную самооценку и взаимооценку; умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к педагогу и сверстникам. Метапредметные. Регулятивные. Формирование умений принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать оценку одноклассниками своей работы. Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости. Обучающиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения учебных задач. Познавательные. Формирование умений работать с информацией в учебном пособии; понимать знаки, символы, уметь их применять; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
||
Этап урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Включение в деятельность (подведение к теме урока)
|
«Рассказ»: иду к вам на урок, спотыкаюсь, чуть не падаю (дети заинтригованы). Смотрю обо что споткнулась (в руках – деревянный брусок). Что это такое? Как вы думаете, какое геометрическое название имеет данное тело. Ведь с этим названием связана тема сегодняшнего урока. |
Высказывают предположения (вариантов – масса)
Выражают недоумение. |
Личностные: Формирование у обучающихся положительное отношение к учебной деятельности, |
Формулирова ние темы урока, постановка учебных задач |
Как звучит тема урока?, Чтобы нам не ошибиться, выполним следующее задание. У вас на столах лежит коробка из под чая, её нужно разрезать строго по пунктирной линии указанной на ней. В коробке лежит карточка в заданием (ребята разрезают коробку, вынимают листочек с заданием). В связи с названной темой урока, какие учебные задачи можно перед собой поставить?
|
Записали тему в тетрадях. Высказывают предположения. Совместно с учителем (возможно и самостоятельно) формулируются задачи: 1)Познакомиться с элементами параллелепипеда; 2) Познакомиться с частным видом прямоугольного параллелепипеда - кубом и свойствами его составных частей и с отличием от свойств составных частей прямоугольного параллелепипеда.
|
Личностные: формирование у обучающихся самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: формирование умений понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: формирование умений понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
Открытие нового знания. |
Назовите предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда? (презентация). Знакомство с элементами прямоугольного параллелепипеда. Каким свойством обладают противоположные грани? Противоположные ребра? Что такое измерения параллелепипеда? Куб – параллелепипед или нет? (Используется каркасная модель параллелепипеда)
|
Называют предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.
Отвечают на вопросы.
|
Предметные: формулировать понятия о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях; Развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы. Личностные: формирование умений соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к педагогу и сверстникам. Регулятивные: формирование |
|
|
|
умений принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости. |
|||
Физкультмин утка. |
А теперь сели поудобнее и спокойно посмотрите ещё раз на грани, вершины и рёбра данных вам параллелепипедов. Проверим, как хорошо вы усвоили элементы прямоугольного параллелепипеда. |
Учащиеся выполняют с учителем разминку для глаз и рук |
|
Личностные: отдых, активизация деятельности на уроке. |
||
Применение новых знаний |
Сколько цветной бумаги понадобиться для того чтобы украсить коробку для подарка?
|
Работа в малых группах.
|
|
|
|
Предметные: научиться вычислять площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы. Личностные: формирование умений соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к педагогу и сверстникам. Регулятивные: формирование умений принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости. |
Рефлексия. Взаимооценка |
Обсуждение и выставление оценок |
Самооценка и взаимооценка учащихся (обсуждение и выставление оценок). и |
Личностные: формирование объективной самооценки и |
|||
|
|
формируют в целом мнение об уроке. Дифференцируемое домашнее задание. Домашнее задание предлагается учащимся выбрать самостоятельно исходя из своего уровня знаний по теме. Задание 1 для всех обязательное, а задания 2 и3 по желанию, можно выбрать любое. 1) №600, №607 (выучить элементы прямоугольного параллелепипеда параграф 22 учебника Мерзляк А.Г., Математика, 5 класс стр. 146.). 2) Из плотной бумаги сделать прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны: длина = 15 см, ширина = 12 см, высота = 8 см. 3) Составьте кроссворд (не менее 6 элементов), используя понятия, с которыми вы познакомились на уроке.
|
взаимооценки. Регулятивные: формирование умений адекватно воспринимать оценку одноклассниками своей работы. Коммуникативные: обучающиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения учебных задач. |
|||
Список источников
1. Мерзляк А.Г., Математика, 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 304 с.
2. Российская электронная школа. Урок №86 «Прямоугольный параллелепипед» URL : http://resh.edu.ru/subject/lesson/494/ (Дата обращения
01.12.2016).
3. Матвеева, Л.В. «Прямоугольный параллелепипед» http://www.vsoh1.ru/publ/konspekt_uroka_ prjamougolnyj_parallelepiped/12-1-0-140 (Дата обращения 28.11.16)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.