УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Соловьева Люция Петровна, учитель математики
МБОУ «Наяхинская СОШ»
В последнее время в отечественной педагогике наблюдается переход от
«зуновской» парадигмы к компетентностно – деятельностной. Теперь от
школьников требуется не просто усвоение определенного объема знаний по
предмету, а способность применять полученные знания и умения при решении
разного рода задач практического и межпредметного характера.
В современной ситуации в условиях введения Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения
учитель должен занимать активную, творческую позицию и учиться
создавать новый продукт.
Например, это могут быть:
Образовательные технологии, которые обеспечат наиболее успешное
внедрение стандарта и новых образовательных ценностей;
Контрольно – измерительные материалы;
Рабочие программы по предметам;
Модели и проекты уроков с применением современных
образовательных технологий;
Программы развития УУД и др.
В идеологии ФГОС особо подчеркивается активная позиция ученика. Что
это значит?
На наших уроках мы моделируем такую работу, а именно:
Организуем активную деятельность учителя
через специально
проектируемые ситуации.
Учитель, погруженный в эти ситуации,
заинтересован в получении результата, осваивает новые области знания и
деятельности через действия. Активная позиция педагога очень важна,
поскольку через учителя она передается ученикам, которые «учатся учиться»,
как требует
рефлексию собственной
деятельности. Мы подходим к принятию ведущей концептуальной позиции
стандарт, а также проводят
ФГОС: к развитию у ученика умения быть активным субъектом познавательной деятельности. На первое место для ученика выходит не
пассивное накопление информаций, а ее приобретение в процессе поисковой
деятельности. Это деятельность может привести к тому, что ученик осознает,
что же он не знает, не умеет, в чем испытывает затруднения и чему он хочет
научиться.
Следующий вопрос, который возникает: как развить умение учиться?
Принятие идеологии ФГОС предполагает
применение в
учебной
деятельности системно – деятельностного подхода. Применение учащимися
системных исследований возможно только на основе их собственной учебной
деятельности. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает
школьника на позиции субъекта этой деятельности.
В результате на уроке возникает субъект – субъектная ситуация, в
которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в
совместной деятельности. Ученик действует по принципу « я учусь». В
традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель,
а при этом ученик ограничен как объект педагогической деятельности
учителя и действует по принципу «меня учат». Отсюда разница – в активной
позиции ученика «я учусь» предполагает действия, постановку цели, шаги
к ее осуществлению.
А организация учебной деятельности школьников выделяют пять основных
компонентов.
1. Учебно – познавательные мотивы, т.е. осознание « для чего мне
необходимо изучит этот объект».
2. Действие целеполагания («что я должен сделать…»): выбор средств и
методов.
3. Планирование решения ( как и в какой последовательности я должен
решить задачу).
4. Решение задач.
5. Рефлексивно – оценочные действия (« все и правильно ли я сделал,
что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). Изучив, проект ФГОС учителя нашей школы убедились, что в его основе
лежит теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова.
С 1996 года начальные классы нашей сельской школы начали учиться по
программе развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина В.В. Давыдова
и в 1999 году в среднюю школу пришли дети, обучившиеся по программе
развивающегося обучения.
Выпускники начальных классов отличаются от своих сверстников,
обучающихся по традиционной программе, таким образом, новое
содержание начального образования и методы его реализации в среднем
звене потребовали от учителей – предметников овладения технологией
развивающего обучения. Только это мало способствовать дальнейшему
сохранению и укреплению мотивационного компонента учебной
деятельности у учащихся, интереса к содержанию изучаемого материала.
Мне, учителю с 20летним стажем работы по традиционной
программе, было очень трудно перестроить себя на новое мышление в
стиле РО:
1. В традиционном обучении (ТО) урок начинается с объяснения нового
материала учителем, а в развивающем обучении (РО) – с того, что
ученик умеет, то есть создается ситуация успеха.
2. Если в ТО дети выполняют задание с помощью готовых образцов, то
в РО дети на основе анализа создавшегося нового условия сами
планируют действия.
3. В ТО учащиеся усваивают ЗУН на уровне правила и по мнению
учителя, а в РО дети в ходе исследовательской деятельности сами
выходят на обобщенный способ на уровне понятия.
4. В ТО учащиеся обычно стремятся только к правильному ответу, а у
обучающихся РО главное – процесс овладения способом с помощью
самоконтроля и содержательной самооценки.
Система РО Эльконина – Давыдова в отличие от традиционной,
требует специальной подготовки или переподготовки. Убедившись на собственном опыте, я во многом изменила стереотипный взгляд учителя.
обучения,
Овладение
требующей, прежде всего, психологической подготовки и готовности к
принципиально
учителем
новой
системой
ней – это задача не из легких. А успешность ее решения зависит от того,
насколько педагог осознал потребность в ее овладении.
Начала с самого главного – пересмотра своего взгляда на ребенка как
учащего себя, а не обучаемого как в традиционной школе. Этому
способствовали семинары, проводимые учителями начальных классов,
курсы по линии ИПКРО, методические разработки по организации
учебной деятельности на уроках РО.
Основная цель РО – формирование полноценной учебной деятельности
у учащихся. Учебная деятельность начинает развертываться с постановки
учебной задачи, решение которой проходит посредством следующих
учебных действий:
Принятие от учителя проблемной ситуации и самостоятельная
постановка учебной задачи;
Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего
отношения изучаемого объекта;
Моделирование
выделенного
отношения
в
предметной,
графической и буквенной формах;
Преобразование модели отношения для изучения его свойств;
Построение системы частных задач, решаемых общим способом;
Контроль за выполнением предыдущих действий;
Оценка усвоения общего способа как результат решения данной
учебной задачи;
Формирование того или иного учебного действия определяет тип
урока в развивающем обучении.
Основные типы уроков РО:
1. Урок постановки учебной задачи;
2. Урок моделирования и преобразования модели; 3. Урок решения частных задач по применению открытого способа;
4. Урок контроля;
5. Урок оценки способа;
Сам термин «урок» в РО приобретает другой смысл. Это не
отрезок времени, а фрагмент учебной деятельности на формирование
определенного учебного действия.
Технология обучения в РО связана с организацией учебной
деятельности в классе. Что же происходит на уроке РО?
Приведу пример из опыта работы.
Тема: «Нахождение числа по его дроби» (5 класс)
Предлагается решить задачу: Найти величину А, если 2/5 равна 4.
По данной теме учащиеся работали в группах. У каждой группы
получился свой способ рассуждения:
|
1. по схеме |
―― ―― ―― ―― ――
|
|
|
|
2. на модели
3. символическая запись: 5 * 4 = 0
▲
0 : 2 = А=
▲
4. по действиям: 4 : 2 = 2
2 * 5 = 10
5. с помощью уравнений:
х : 5 * 2 = 4
4 : 2 * 5 = 2
Тема: «Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями» (5класс)
Работая индивидуально, из 18 учащихся получили 10 разных
выводов сравнения дробей 1/8 и 3/8:
1. на числовой прямой
2. Почему? Потому что нужно смотреть на числителя
3.
Я думаю (знаю), что 3 > 1 4. Числитель 3 больше
Мы откладываем только 1 раз
5.
6. Три правее единицы
7. потому что числитель 1 меньше числителя 3, а знаменатели
равны
8. 1 правее от нуля, а 3 еще правее от нуля
9. на модели
10.1/8 это показывает, что, разделяя на восемь равных частей,
мы получаем одну долю, а 3/8, разделяя на восемь частей,
берем три долю, что больше чем первая.
Здесь видна особенность развивающего обучения:
Учащиеся осознают потребность в данных ситуациях;
Обобщение и поиск деятельности идет через моделирование;
Учащиеся очень хорошо применяют полученные знания;
Формируется самооценка полученного результата;
Овладение учащимися универсальными учебными действиями ведет к
формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания,
умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса
усвоения, т. е. умение учиться.
Универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий,
открывающие учащимся возможность широкой ориентации, как в различных
предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая
осознание учащимися ее целевой направленности, ценностносмысловых и
операциональных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное
освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) учебные мотивы,
2) учебную цель, 3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка).
МБОУ «НАЯХИНСКАЯ СОШ»
УСТЬ – АЛДАНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)
ПЛАН – ПРОЕКТ УРОКА ПО АЛГЕБРЕ.
Учитель математики Соловьева Л.П.
Класс: 10
Учебник: Мордкович, А.Г. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы:
учебник/ А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2008.
Тема: в широком плане: «Тригонометрические уравнения»
Место урока в этой теме: «Первые представления о решении
тригонометрических уравнения»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель урока:
1. В предметном содержании: используя известные для обучающихся
способы работы, создать ситуацию для поиска нового способа решения
тригонометрического уравнения относительно синуса.
2. В форме организации деятельности детей: умение распределить работу
в парах (в группах).
3. В развитии коммуникативных способностей: аргументированно
отвечать на поставленные вопросы, участвовать в диалоге, понимать
точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение,
высказывать свою версию, мысль, умение строить обсуждение и
оценить работу, осмыслить ошибки и устранить их.
№ Структура
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
урока Как решить уравнение вида
по таблице
II Упражнения
на понимание
Может ли иметь данное
уравнение два решения?
Много решений?
I
Повторение
опорных
знаний
cos
t
1
= 2
t=
3
одно решение
один корень
t=
3
При помощи
геометрической модели,
используя определение
косинуса на единичной
окружности.
1
1
1
2
По определению cos t = x –
это абсцисса.
x =
1
2
а это x =
1 есть
2
прямая, которая
пересекает
окружность в
двух точках.
Два
t =
t = +
3
3
Еще можно учитывать,
что данная функция
повторяется
T – это период
T = 2 п k
t =
3
Можно, решим с
помощью графика
Знаем, что
y
x
cos
синусоида
Можно ли решить это
уравнение другим способом?
1y
2
– это прямая.
-
-
п
3
1у
2
п
3
относительно синуса;
т.к. синус и косинус
задаются с помощью
единичной
окружности; больше 1
меньше 1
область значения этих
функций на [1;1].
t sin
a
cos
t
a
1a
2
2a
2
3a
2
0a
1a
1a
Например:
cos t
4.0
cos
t
3
cos t
3.0
t
arccos
24.0
k
Это число (длина дуги).
Если
t
cos
t
a
arccos
a
, то
2
k
Еще какое уравнение можно
решить таким образом?
Когда эти уравнения не
имеют решения?
Все числа от 1 до 1 мы
будем обозначать буквой a .
Какой вид этих уравнений?
При каких значениях вы
можете решить эти
уравнения?
А как быть в остальных
случаях?
III Усвоение
новых
знаний.
Надо придумать новый
символ на математическом
языке? 1
1
4.0
1
Дуги?
тогда для уравнения
cos t
записать так:
корни можно
4.0
Они ввели новый символ
«arcus» дуга по латыни,
сравните со словом «арка» и
с помощью этого символа
таинственные корни t 1 и t 2
А все корни этого
уравнения?
корни можно записать так:
t 1
t 2
arccos
4.0
arccos
4.0
Можно отнять двумя
формулами:
t 1
t 2
arccos
k24.0
arccos
k24.0
Можно объединить?
Что же такое
arccos
4.0
?
Можно ли делать общий
вывод?
IV Упражнения
на
понимание.
cos t
3
5
cos
t
4
cos t
5
Это уравнение не
имеет решений, т.к. 4
1
<
арксинус не имеет смысла.
нет пересечения графиков
при Решите уравнения (Учебник
Мордкович):
4a
5a
№278 (a, b),
№279 (a, b),
№280 (a, b).
V Итог урока.
Чем занимались на уроке?
Рефлексия
Что нового узнали?
VI Домашнее
задание.
Как вы думаете, чем будем
заниматься на следующем
уроке?
Придумать примеры
с решениями;
без решения.
Учебник 317 стр. 72
76
Пример 1, 2, 3.
Технологическая карта урока
Тема урока в широком плане: Сравнение дробей
Место урока в этой теме: Сравнение дробей с одинаковыми
знаменателями.
Цель урока: 1. В предметном содержании:
используя известные для детей способы работы,
создать ситуацию
для поиска нового способа сравнение дробей с
одинаковыми знаменателями
2. В форме организации деятельности детей:
умение распределить работу в группах
3. В развитии коммуникативных способностей: Умение слушать, высказывать мысль, умение
строить обсуждение и оценить работу в группе.
Деятельность
учащихся
УУД
Личностные ууд
обеспечивают ориентацию
учащихся в социальных
ролях и межличностных
отношениях.
Коммуникативные ууд:.
Умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание в
устной форме.
Коммуникативные ууд:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с заданиями.
Регулятивные ууд:
целеполагание как
постановка учебной задачи;
планирование
определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного
результата; составление
плана и последовательности
действий;
прогнозирование
предвосхищение результата
и уровня усвоения.
Регулятивные ууд:
контроль в форме
сличения результата с
заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
коррекция внесение
необходимых дополнений ;
оценка выделение и
осознание учащимся того,
что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения.
Общеучебные
Структура
урока
Ситуация
успеха
1
Деятельность
учителя
Расположите
числа по
возрастанию:
3,21,13,81
по убыванию:
4,15,1,848,141
Сравните
числа: 0и8,
16и61,
438и8142,
1/8и3/8
2.
Постановка
учебной
задачи
Хорошо, почему же
последний пример
не смогли сравнить?
Значит, не сможем
узнать результат
Мы умеем
сравнивать
натуральные
числа, а эти числа
1/8 и 3/8
сравнивать не
умеем?
3.
Анализ
условий
решения
задачи
Так чем вы будете
заниматься?
Да, я согласна
4.
Поиск
результата
различными
Варианты решения
выносятся на доску.
Дети аргументируют
Мы не умеем
сравнить дробные
числа
У нас нет
способа, но мы
можем
откладывать эти
числа на числовой
прямой
Знаменатель и
числитель дроби
знаем
Искать способ!
Можно работать
в группах? способами.
свои ответы
Варианты групп:
1. группа
1/8 и 3/8
откладываем эти
числа на числовой
прямой:
2. группа
Отрезок
разделяем на 8
равных частей
берем одну часть
и три части.
Сравниваем
эти части.
3. группа
Сравниваем эти
величины а и с
4. группа
8 – целое
число
найдем 1/8
этого целого
найдем 3/8
этого целого
мерка е= 8
целая часть 8
величина е=8
5.
Применение
открытого
Что одинаково у
всех групп?
8 является
знаменателем
универсальные действия:
моделирование
преобразование объекта из
чувственной формы в
модель;
Универсальные
логические действия:
построение логической
цепи рассуждений.
Познавательные
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от конкретных
условий;
Универсальные
логические ууд:
синтез как составление
целого из частей, в том
числе самостоятельно
достраивая, восполняя
недостающие компоненты;
Общеучебные
универсальные действия:
моделирование
преобразование объекта из
чувственной формы в
модель;
Универсальные
логические действия:
построение логической
цепи рассуждений.
Познавательные
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от конкретных
условий;
Универсальные
логические ууд:
синтез как составление
целого из частей, в том
числе самостоятельно
достраивая, восполняя
недостающие компоненты;
выбор оснований и
критериев для сравнения
Регулятивные ууд:
контроль в форме сличения способа
6.
Контроль и
оценка
Как называется это
число у дроби?
А числа 3 и 1?
Какая из моделей
нагляднее
представляет собой
сравнение?
На доске. Сравните
дроби : 4/13 и 9/13,
5/21 и 13/21,
5/9 и 2/9, 53/1843 и
142/1843
789/900 и 289/900,
1/100 и 89/100,
6688/9999 и 55/9999
543/7659 и 651/7659,
2/7 и 1/7, 10/1000 и
100/ 1000
Проверьте, правильно
ли решение
примеры?
3/24<13/24
дроби
а знаменатели
этих дробей
одинаковы
3 и 1 числители
дробей
мерка е1 >
е
величины а
< с
3 > 1
сравниваем
их
числители
Выводы групп:
если е > е, е
равны, то 3/8
>1/3
если
величины а
меньше, чем
величины с ,
в = в, то а<с.
если
знаменатели
одинаковы,
то
сравниваем
их
числители
1/8<3/8, т.к.
8 –
знаменатели
одинаковы, а
числители
1<3.
Учащиеся
работают
индивидуально.
Дети оценивают
способа действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
коррекция внесение
необходимых дополнений и
корректив в план и способ
действия в случае
расхождения эталона,
реального действия и его
продукта;
оценка выделение и
осознание учащимся того,
что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения.
Познавательные ууд:
рефлексия способов и
условий действия, контроль
и оценка процесса и
результатов деятельности;
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
Регулятивные ууд:
оценка выделение и
осознание учащимся того,
что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения.
Коммуникативные ууд:
Обеспечивают возможности
сотрудничества – умение
слышать, слушать и
понимать партнера,
планировать и согласованно
выполнять совместную
деятельность, распределять
роли, взаимно
контролировать действия
друг друга, уметь
договариваться, вести
дискуссию, правильно
выражать свои мысли в
речи, уважать в общении и
сотрудничества партнера и
самого себя 7. Итоговая
рефлексия
правильность
решения с точки
зрения
применяемым
способом. В
последнем
примере данный
способ не
подходит
Сравнили дроби,
если числители
разные, а
знаменатели
равные
4/4>1/4
1/52>1/52
17/18>5/18
57/103<49/103
1/4>1/5
Как вы
думаете, чем
мы будем
заниматься на
следующем
уроке.
Какую задачу
решили на
уроке?
Как это
сделали?
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Технологическая карта урока по математике по теме "Понятие квадратного корня" 8 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.