Данная технологическая карта урока по окружающему миру поможет учителю в подготовке к уроку по данной теме. Учащиеся повторят знания о значении воды на Земле. На уроке используются разные технологии, которые помогают детям справиться с заданиями. Используется презентация, проводится опыт с растениями. Всё это помогает учащимся самим делать определённые выводы.
Технологическая карта урока по окружающему миру по системе Л.В. Занкова.
Тема урока
Цель урока
Планируемые
результаты
Метапредметные
связи и
организация
пространства
Основные
понятия темы
Этапы урока
Организацион
ный момент
Методическая информация
Значение воды на Земле (1 час)
Уточнить представление детей о значении воды на Земле, о необходимости её
охранять.
Личностные:
осознание необходимости следовать правилам природосберегающего поведения.
Предметные:
уточнение представления о значении воды на Земле, о необходимости её охраны.
Метапредметные:
поиск средств для осуществления учебной задачи, понимание и сохранение учебной
задачи, выделение нужной информации.
Познавательные УУД:
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, находить
ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке, умение понимать, что словесную информацию можно кодировать, хранить и
передавать, используя знаковосимволические средства.
Регулятивные УУД:
формирование умения на основе наблюдений и сравнений делать выводы о значении
воды на Земле.
Личностные УУД:
формирования принятия ценности природного мира, природоохраны
Коммуникативные УУД:
уметь договариваться, приходить к общему решению при работе в группах.
Окружающий мир – русский язык – литературное чтение – математика –
технология.
Фронтальная работа, работа в группах.
Подготовленные дети со стихотворениями о воде.
Компьютер
Мультимедиапроектор
Экран
Материалы для проведения опыта
Карточки для доски: значение воды, вода, жизнь, дом, помощник
Картина – плакат с изображением природы и водоёма
Макет водоёма с кувшинками
Вода, водоёмы (океаны, озёра, реки, моря, пруды), свойства воды.
Содержание
урока
Технология изучения темы
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Прогнозируемый
результат
- Прозвенел и смолк
звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись,
подтянулись,
Друг на друга
посмотрели
И спокойно, тихо
сели.
Включение в
деловой ритм
Готовятся к
уроку
Личностные: самоо
пределение.
Регулятивные: целе
полагание.
Коммуникативные:
планирование
учебногосотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выявления
признаков.
Я думаю, что
сегодняшний урок
принесёт нам радость
общения друг с
другом. Я желаю,
чтобы за время работы
вы поднялись на
ступеньку выше.
Успеха вам и удачи!
Сегодня у нас на
уроке много гостей.
Покажите, что вы
приветливые хозяева
и рады гостям:
успокойтесь,
повернитесь к ним,
посмотрите и
улыбнитесь.
Постарайтесь
сохранить хорошее
солнечное настроение
до конца урока.
Мотивация
учащихсяАктуализация
знаний
Постановка
учебной
задачи
А у нас сегодня ещё
одна гостья, она скоро
будет здесь. Ребята, я
уже слышу её
приближение.
А вот и она.
Мы говорим, она
течет;
Мы говорим, она
играет;
Она бежит всегда
вперед,
Но никуда не убегает.
В морях и реках
обитает,
И часто по небу
летает.
А как наскучит ей
летать
На землю падает
опять.
Вы узнали, кто это?
Это не просто
Вода, это королева
Вода. Как вы думаете,
о чём мы сегодня
будем говорить на
уроке? Да, ребята, не
просто о воде, а о
значении воды на
Земле. Это тема
нашего урока
«Значение воды на
Земле». Весь урок мы
будем постепенно
заполнять таблицу:
Значение воды. В
конце урока нам
предстоит ответить на
вопрос: «Почему
нужно беречь и
охранять воду?». А
что вы знаете о воде?
Слушают
музыку.
Личностные:
развитие учебно
познавательного
интереса к учебному
материалу
Регулятивные:
контроль, коррекция,
оценка,
прогнозирование,
целеполагание
Учитель
включает
звукозапись, на
которой разные
звуки воды:
журчание ручейка,
шум дождя, плеск
воды о берег, шум
морского прибоя и
другие.
Учитель читает
загадку.
Отгадывают
загадку – вода.
Ребята
высказывают
разные мнения.
Познавательные:
общеучебные –
самостоятельное
выделение,
формулирование
цели; логические –
формулирование
проблемы.
Регулятивные: целе
полагание.
Коммуникативные:
постановка
вопросов.
Слайд №1
Создаёт
проблемную
ситуацию.
На доску
прикрепляет
карточку:
Значение воды.Регулятивные: план
ирование,
прогнозирование.
Коммуникативные:
сотрудничество в
поиске и выборе
информации.
Познавательные: мо
делирование;
логические –
решение проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез
и их обоснование.
Познавательные:
установление
аналогии.
Личностные:
развитие учебно
познавательного
интереса к учебному
материалу
Попробуйте
представить, что вся
вода на нашей планете
исчезла. Что
произошло бы вокруг?
Почему королева?
Да потому, что на
нашей планете она
находится повсюду: в
морях и океанах, в
реках и озёрах, в
почве, в растениях, в
животных. Организм
человека на 90%
состоит из воды. Вода
находится даже в
таких объектах, в
которых, кажется, её
быть не может,
например в камне.
Если бы не вода, то на
нашей планете не
возникло бы жизни.
Вот какая важная
гостья сегодня у нас
на уроке. Хотите с ней
познакомиться
поближе?
Откройте учебник на
странице 12,
рассмотрите картинки
и скажите, как
человек использует
воду?
Сравните 2
растения (2
комнатных растения
один засох, другой
цветёт).
Что заметили?
Почему одно растение
засохло? Сделайте
вывод.
Кто ещё не может
жить без воды?
(картинки на слайде о
животных – пьют,
купаются,
умываются). Для чего
Открытие
новых знаний
Анализирует
знания учащихся.
Сообщает
информацию о
воде.
Показывает
полоску синего
цвета и часть
белого.
Организует
деятельность
учащихся по
исследованию
проблемной
ситуации.
Показ растений.
Слайд №2
Выделяют
нужную
информацию,
высказывают
свои
умозаключения.
Ребята
высказывают
разные мнения.
Приходят к
правильному
выводу – для
жизни
растений
нужна вода.вода животным?
Животные без воды
гибнут. Например,
собака без пищи
может прожить 100
дней, а без воды – 10.
А слону нужно в сутки
90 литров воды.
Не умыться, не
напиться без воды
Листику не
распуститься без
воды.
Без воды прожить не
могут
Птица, зверь и
человек.
И поэтому всегда
всем везде нужна
вода.
Подведём итог и
сделаем вывод.
Познавательные:
умение
анализировать
объект с выделением
их отличительных
признаков. Строить
рассуждения в
форме простых
суждений об
объекте, его
свойствах.
Коммуникативные:
адекватно
испльзовать речевые
средства для
взаимодействия на
уроке,
формулировать своё
мнение строить
понятные для
партнёра
высказывания
Строят
логические
рассуждения.
Ученик читает
стихотворение
Ответ детей –
вода – жизнь.
Сообщает
информацию.
Показывает 5
литроваую
бутылку с водой.
Подводит
учащихся к
выводу: если ни
один живой
организм не
может жить без
воды, значит вода
– это сама…
жизнь.
На доску
прикрепляется
карточка – вода
жизнь.Физминутка
Кап, кап,
Тук, тук!
Дождик по дорожке,
Ловят дети капли
эти,
Выставив ладошки!
Кап – 3раза
Поёт нам дождик.
От дождя раскроем
зонтик.
Хотите узнать,
откуда пришла вода?
Послушайте.
Спросил на днях
малыш сосед
У струйки. Что течёт
из крана:
Откуда, ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял
в лесу,
Росой искрилась вся
поляна.
Откуда, ты? –
спросил росу.
Поверь, и я из океана.
На поле лёг туман
седой.
Малыш спросил и у
тумана:
Откуда, ты? Ты кто
такой?
И я, дружок, из
океана!
Удивительно, не так
ли?
В супе, в чае, в каждой
капле,
В звонкой льдинке, и в
снежинке,
И в дождинке, и в
росинке
Нам откликнется
всегда
Океанская вода.
Откуда же пришла
вода?
Оказывается, речь
идёт о Мировом
океане. В его состав
входит вся вода нашей
Выполняет
с
детьми движения.
Учащиеся
произносят
слова и
выполняют
движения.
Слайд №3
Дети читают
стихи
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция.
Коммуникативные:
управление
поведением партнёра
– контроль, оценка
действий партнера.
Познавательные:
общеучебные –
умение
структурировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач, умение
осознанно и
произвольно строить
речевое
высказывание.
Ребята
высказывают
разные мнения.планеты. Сколько же
воды в Мировом
океане? Посмотрите
на модель нашей
Земли – глобус.
Какого цвета вода?
Действительно, воды
на планете очень
много, гораздо
больше, чем суши.
Если планету
разделить на 4части,
то 3части – это вода.
На столах у вас
картинки растений и
животных. Вместе с
ребятами подумайте
и выберите тех, кто
связан с водой –
растёт и живёт в воде
или рядом.
Прикрепите эти
картинки на картину
на доске. Для этих
растений и животных
вода – это что?
Какой можно сделать
вывод?
Работа в
группах.
Физминутка
«Море волнуется
раз…»
Назовите увиденное
одним словом
(транспорт).
Распределите на
группы. Остановимся
на водном
транспорте. Как вы
думаете, зачем он
нужен человеку?
Какую ещё помощь
человеку оказывает
Слайд №4
Показ воды на
глобусе.
Посмотрите на
яблоко
разделить на 4
части.
Организует
работу в группах,
раздаёт конверты
с картинками.
На доске картина
природы с
водоёмом.
Подводит детей к
выводу.
Прикрепляет на
доску таблицу
вода – дом.
Включает музыку
– звуки морского
прибоя и называет
разные морские
фигуры.
Показывает
игрушки: машины,
самолёт,
вертолёт,
автобус,
подводная лодка,
катер.
Работают в
группах,
отбирая
нужные
объекты.
Прикрепляют
выбранные
объекты на
картину.
Ответ детей –
вода – дом.
Выполняют
движения,
которые
называет
учитель
Учащиеся дают
ответы:
транспорт,
наземный,
воздушный и
водный.
Ребята
высказывают
разные мнения.
Учащиеся
Коммуникативные:
адекватно
испльзовать речевые
средства для
взаимодействия на
уроке
формулировать своё
мнение строить
понятные для
партнёра
высказываниявода?
Сделайте вывод, если
вода оказывает такую
большую помощь
человеку, то вода –
это …
Давайте исследуем
воду, а помогут нам в
этом ваши
помощники.
Что вы можете
сказать о воде, глядя
на стаканы?
(прозрачная,
бесцветная, без
запаха)
Попробуйте на вкус –
одна простая, другая
солёная.
Как ещё мы называем
воду, которую пьём,
когда очень хочется
пить? (пресная) Как
вы думаете, какая
вода нужна человеку,
растениям и
животным?
К сожалению,
пресной воды на
Земле очень мало по
сравнению с солёной.
А чистой пресной
воды остаётся всё
меньше и меньше. И не
потому, что её запасы
заканчиваются. Над
водой нависла угроза.
Что нужно сделать,
чтобы помочь
сохранить чистую
воду? Какую помощь
можем оказать мы с
вами? Ребята воду
нужно беречь.
Задаёт вопросы.
Подводит детей к
выводу.
Прикрепляет на
доску таблицу
вода – помощник.
Организует
проведение опыта
по исследованию
воды: 2 ученика, 2
стакана с водой.
Задаёт вопросы.
Сообщает
информацию.
Слайд№4
Задаёт вопросы,
связанные с
экологией.
делают вывод –
вода
помощник.
2 ученика
выполняют
исследование,
высказывают
своё мнение,
остальные
наблюдают.
Познавательные:
умение понимать,
что словесную
информацию можно
кодировать,
осуществлять
фиксацию
доступными
способами.
Учащиеся
высказывают
свои мнения.
Регулятивные:
понимание
необходимости
осуществить
проверку
результатов.
Учащиеся
рассуждают и
высказывают
свои мнения..
Регулятивные: само
регуляция, контроль,
оценка, коррекция.
Познавательные:
общеучебные –
выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач, умение
осознанно и
произвольно строить
речевое
высказывание;
самостоятельное
создание способов
решение проблем
творческого
характера.
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли,
владение
монологической и
диалогической
формами речи.
Учитель читает
стихотворение.
Слайд №5
Учитель
призывает детей к
охране природы.
На планете год от
года
Человек вредит
природе,
И не понял он, чудак.
Что природа – не
пустяк.
Он зверей и пташек
Жестоко истребляет,
Мусором. Отходами
Речки засоряет.
Ребята, давайте
любить, беречь и
охранять нашу родную
природу!
На уроке
технологии мы с вами
делали кувшинки. Что
вы знаете о них? Тех
ребят, которые хотят
видеть нашу планету с
чистыми водами,
прошу заселить вот
этот прудик
кувшинками. Наш
пруд с кувшинками
будет символом того,
что мы с вами за
чистую воду на всей
планете.
Учащиеся
выходят и
помещают свои
кувшинки на
поверхность
водоёма.Рефлексия
Слайд №6
Чему вы удивились
на уроке? А что вы
хотели бы ещё узнать
о воде?
Настало время
ответить на главный
вопрос нашего урока:
почему надо беречь и
охранять воду? А
поможет нам таблица.
Учащиеся
высказывают
своё мнение по
пройденному
уроку и
отвечают на
главный вопрос
урока: вода –
жизнь, дом,
помощник.
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Познавательные: ре
флексия.
Личностные: смысл
ообразование.