Технологическая карта урока по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
29.03.2018
Технологическая карта урока по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс
Цель: узнать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского. Задачи: - уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают; - развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости); - воспитывать гордость за свою страну, патриотизм. Планируемые образовательные результаты: Личностные: 1. Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; 2. Проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала; 3. Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм. 4. Формировать чувство ответственности и долга перед Родиной Метапредметные: 1. Формировать умение понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; 2. Находить в учебнике информацию о Куликовской битве и Дмитрии Донском в соответствии с заданием; 3. Строить монологические высказывания, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; Предметные: 1. Знать ход и значение Куликовской битвы; 2. Выявить качества великого князя Дмитрия Донского.Технологическая карта урока "Куликовская битва"
Технологическая карта урока 28.02.2018.docx

Орловский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Островянская  средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира

4 класс

Учитель: Сергеева Людмила Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х. Островянский

2018


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 28.02.2018 г.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тип урока: Комбинированный

Тема раздела: Страницы истории России.

Тема урока: «Куликовская битва»

Методы и формы обучения: объяснительно - иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая работа

Цель: узнать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского.

Задачи:

  - уметь  анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку  событиям, которые изучают;

 - развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);

 - воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Планируемые  образовательные  результаты:

Личностные:

1.      Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

2.      Проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

3.      Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

4.      Формировать чувство ответственности и долга перед Родиной

Метапредметные:

1.      Формировать умение понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;  

2.      Находить в учебнике ин­формацию о Куликовской битве и Дмитрии Донском в соответствии с задани­ем;

3.      Строить монологические высказывания, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;

Предметные:

1.      Знать ход и значение Куликовской битвы;

2.      Выявить качества великого князя Дмитрия Донского.

Оснащение урока: учебник Плешаков А. А. «Окружающий мир» 4 класс 2 часть»,  компьютер, презентация, фрагменты из мультфильма, анимированная карта «Куликовская битва», карта-схема «Куликовская битва», раздаточный материал, сигнальные светофоры, смайлики для рефлексии, лист самооценки успешности своего участия в работе на уроке.


Технологическая карта урока открытия нового знания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 

I. Организационный момент

  Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1

 

Необычный день у нас

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть Вас мы очень рады!

Слайд 2

 

Начинается урок,

Он пойдет, ребята,  впрок.

Постарайтесь всё понять, 

О новых подвигах защитников Руси  узнать.

- Ребята, пожелайте друг другу удачи.

Слайд 3

- Наш урок я хочу начать словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

 -  Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.

      Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

 

  А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события,  с которыми  мы с вами уже познакомились.

Приветствуют гостей.

 

 

 

 

 Настраиваются на урок и готовятся продуктивно поработать.

 

 

 

 

 

- Личностные УУД: создание мотивации к к изучению нового учебного материала;

 

 

II. Актуализация знаний

Слайд 4

I.                    - Сейчас мы поиграем в игру «Верно-неверно»

Я буду называть высказывания, если оно верное, то загорается зелёный сигнал светофора,  если неверное - красный.

1). Москва, Тверь, Ярославль - это города, наиболее удалённые от Орды.  (+)

2). При Иване Калите город Новгород стал центром русского княжества? (-)

3). В переводе с древнерусского слово “Калита” означало кошель. (+)

4). Территория Московского княжества при Иване Калите

стала меньше, чем была. (-)

5). Стены Московского Кремля при Иване Калите выстроены

 из дуба.(+)

6). В наследство от Ивана Калиты московские князья получили

Шапку Мономаха.(+)

Слайд 5 

II.                Соотнеси даты и события.

1237г.      Нашествие монголо-татар на Русь       хан Батый

988 г.         Крещение Руси        князь Владимир

15 июля 1240г.      Невская битва       князь Александр      

5 апреля 1242г.      Ледовое побоище     Александр Невский        

1380г.               ?                    

Фронтальная проверка

 

 

Работают сигнальными светофорами

 

Отвечают на вопросы учителя, благодаря которым повторяют материал прошлого урока.

Совместно с учителем подводят итог по изучению прошлой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе

 

Познавательные УУД: осознанно отвечать на вопросы с помощью  сигналов светофора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные УУД:

-Строить монологические высказывания;

 

III. Самоопределение к деятельности.

 

 целеполагание

 

Слайд 6

 - Прочитайте справа налево, и вы узнаете,  какое событие произошло в 1380 году.

- В этот год произошло очень важное   для России событие.

                  Это Куликовская битва.

Слайд 7

-  На какие вопросы истории нам предстоит ответить?

1.      С кем была эта битва?

2.      Почему   она произошла?

3.      Где   она   была?

4.      Как происходил    ход   битвы?

5.      Кто победил в этой битве?

 

 

 

 

 

 

Исходя из названия темы, формулируют цель урока (с помощью учителя).

 

Метапредметные УУД:

-понимать учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8,9

Учитель:

  -    На прошлом уроке мы говорили, что при Иване Калите на 40 лет прекратились губительные ордынские разгромы.

Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвёл надежный Кремль из белого камня  вместо дубового. Сейчас нам более подробно об этом расскажет  Абрамцева Алена (сообщение)

Слайд 10

В 1365 году в один их засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. Он возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2 – 3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более 100 лет белокаменные стены и башни Кремля служили надежной защитой Москве и Руси. За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и пожарам. К середине 15 века стены сильно обветшали, и тогда был возведен тот Кремль, который мы знаем (из красного кирпича).

Слайд 11

-  Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.

 

1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на  Русь…

 

…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со времён  Ивана  Калиты…

…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…дань собирали монгольские баскаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

 -  Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, московский князь,  не обращал   внимания на  требования  хана,  не хотел ему платить той  дани, которую платили прежде московские князья.

- Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относиться к завоевателям монголо-татарам.

Слайд 12

  Укажите, какое чувство у вас возникает:

      а)   боязнь, страх, испуг, ужас;

      б)   гордость;

      в)   удивление, недоумение;

      г)   радость.                                                                              

  Слайд 13

- Предположите, как отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя?

       - Мамай пришёл в ярость.

(ВИДЕО)

И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

 Слайд 14

1380 году огромное ордынское войско во главе с Мамаем двинулось на Русь.

Слайд 14 

 - Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.  Местом сбора было Московское княжество.

- Найдите подтверждение в тексте с.70

Слайд 15                                       

Вот так выглядели воины XIV века.

Сообщение  (Белоцерковский Толя)

Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали броню – кольчугу (рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец). Употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна, с нашитыми на них маленькими железными дощечками. На голове носили шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч.  Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку.

   Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры.

Слайд 16  Сергий Радонежский.

 

 - Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.

- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним бе­седовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

Слайд 17  Отрывок из мультфильма

 

 

 

Дети слушают учителя.

Читают новую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 Слушают сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре по карточкам.

 

Дети отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с книгой

 

 

 

 

 

 

 

Слушают сообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

 

 

 

 

 

Регулятивные: планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют

и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения;  достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

V. Физминутка

 

Слайд 18  

Аты – баты,
Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.

 

 

VI. Работа по теме урока (продолжение).

Слайд 19 Карта

 И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того  врага.

- Давайте обратимся к карте.

1). Найдите на карте место Куликовской битвы.

2). Проследите по карте передвижение русских и монголо-татарских войск.

Слайд 20,21

Сошлись войска  на Куликовом поле там, где Непрядва впадает в Дон. Настало утро  8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.     Дмитрий Иванович  решил принять участие в сражении   и, переодевшись  в одежду простого воина, встал  во главе войска.

- Предположите, какими качествами характера обладал Дмитрий Иванович?

Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

От смелого смерть бежит.                                                                                   Треск пулеметов не испугает патриотов.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.                                                                              Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт.                                                 Кто любит свою Родину и  народ, тот подлинный патриот.

(смелость, храбрость, отвага, патриотизм)

Слайд 22 Поединок

           Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок, найдите  в толковом словаре объяснение этого слова.

             Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не  что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

    -  Найдите в тексте, кто принял вызов   татарского воина?

С. 72   

(Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.)

  Слайд 23 Поединок Пересвета с Челубеем

 

 И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

Слайд 24

Работа со схемой-картой расположение русских и монголо-татарских войск на Куликовской битве. Расскажите и покажите по карте.

-Как расположены войска Мамая и князя Дмитрия Ивановича?

-Какое преимущество было у князя Дмитрия?

-Для чего он оставил резервный и засадный полки?

-Как он ими воспользовался?

-Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»

1.    Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2.    Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русско­му войску.

(Ответы детей.)

Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

Слайд 25 (Анимированная карта “Куликовская битва).

 

Слайд 26

 Дорогой  ценой досталась победа в Куликовской битве. К чувству  торжества и ликования  примешались  горечь и скорбь по убитым. Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмитрия, принявший обличие князя. Многие сыны Родины полегли на поле Куликовом. Всё оно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня потом были красны.

В Куликовской битве и монголы, и русские понесли огромные потери.

8 дней (с 9 по 16 сентября) русские хоронили убитых.

Слайд 27(Свечи)

- Ребята, давайте почтим память павших русских воинов на Куликовом поле минутой молчания.

Слайд 28

С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.

Слайд 28

В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко.

     С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Слайд 29

- Каковы же итоги Куликовской битвы?

-Московский князь сумел собрать все силы Руси  и дать отпор татарам.

-Эта победа  была началом возрождения новой Руси.

-Выросло значение Москвы и московского князя.

-Был  уменьшен размер дани Золотой Орде.

-Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.

  

Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником и картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Работа со словарём)

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со схемой-картой в паре

 

 

 

 

 

 

 

(Мнения детей.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

 

Познавательные: формулировать выводы

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения;  достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа.

 

VII. Первичное закрепление нового материала 

 

А теперь давайте проверим,  как вы запомнили  рассмотренное  нами  сегодня событие.

Кроссворд

1. Перед битвой  князя Дмитрия  благословил Сергий…

2. Около какой реки  произошла Куликовская битва?

3. Правитель Золотой Орды в год Куликовской Битвы.

4. Ордынский воин, участвовавший  в поединке  перед битвой.

5. Имя русского воина, вышедшего на поединок.

6. Так прозвали  князя Дмитрия Ивановича после победы

на Куликовом поле.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Познавательные: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

VIII. Подведение итогов урока.

Д/З

              Фронтальная беседа по вопросам.

-    Что послужило причиной похода Мамая на Русь? (Почему Мамай выступил против Руси?)

  -  Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

 -   Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

  -   Где произошла битва?

Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

Домашнее задание:

  1. Базовый уровень:

Прочитать текст  учебника,   с. 70-73

2. Повышенный уровень:

 Подготовить  сообщение  о  Дмитрии Донском.

           

 

Отвечают на вопросы

Познавательные: рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; моделировать ход Куликовской битвы

Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

IX.

Рефлексия

- Я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Если вы считаете, что у вас все получилось, вам было легко - поднимите зеленый смайлик. Если вы испытывали небольшие затруднения, поднимите жёлтый. А ели вы считаете, что вам было очень трудно – красный.

 

 

 

Самооценка учебной деятельности

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: понимают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;

 

 


 

Орловский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Дата: 28

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Дата: 28

Технологическая карта урока открытия нового знания

Технологическая карта урока открытия нового знания

Москва, Тверь, Ярославль - это города, наиболее удалённые от

Москва, Тверь, Ярославль - это города, наиболее удалённые от

Кто победил в этой битве?

Кто победил в этой битве?

Слайд 8,9 Учитель: -

Слайд 8,9 Учитель: -

Слайд 8,9 Учитель: -

Слайд 8,9 Учитель: -

Слайд 8,9 Учитель: -

Слайд 8,9 Учитель: -

Предположите, какими качествами характера обладал

Предположите, какими качествами характера обладал

Как расположены войска Мамая и князя

Как расположены войска Мамая и князя

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти

Кто из русских князей бросил вызов

Кто из русских князей бросил вызов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018