Технологическая карта урока по русскому языку: Слово и его лексическое значение.
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
27.03.2017
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Слово и его лексическое значение».
Цель: Познакомить учащихся с определением понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значения слова», назначением толковых словарей; обучать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов
Тип урока: урок открытия новых знаний.Технологическая карта урока по русскому языку: Слово и его лексическое значение.
Слово и его лексическое значение.docx
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Слово и его лексическое значение».
Цель: Познакомить учащихся с определением понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значения слова»,
назначением толковых словарей; обучать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять
слова в соответствии с их лексическим значением; сформировать навык раскрытия лексического значения слова с
помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функцию слова в языке, понятия «словарный
состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматическое значение слова»,
основные приемы толкования лексического значения слова; уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные
статьи, извлекать из них нужную информацию), объяснять лексическое значение слова, используя различные приемы;
разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.
Метапредметные:
(компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение
приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования).
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. ХОД УРОКА:
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог
нашей школы. У когото с утра хорошее настроение, у когото, может
быть, немного грустное. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу,
пожелаем друг другу открыть новые знания.
Открываем тетради, записываем число.
ЗАДАНИЕ № 1.
№ Этапы работы
1 Мотивирование
к деятельности
2
Актуализация
знаний
Бурьян; вьются; иллюстрация; коллекция; моя; объем; поэзия; приехать;
птичья; смеяться; стихотворение; юркнуть; яблоко.
ОТВЕТ:
Деятельность учащихся
Слушают
учителя,
участвуют в диалоге с
учителем. Демонстрируют
готовность к уроку.
Отвечают на вопросы.
Строят понятные для
партнера высказывания.
Обдумывают ответы на
вопросы и осознают, что
знаний недостаточно для
полных ответов.
ЗАДАНИЕ № 2.
Выполнить фонетический разбор слов:
1 ряд – ДУБ
2 ряд – ЗУБ
3 ряд УКРОП
1. Как может обозначаться мягкость согласных на письме?
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС: 3
Создание
проблемной
ситуации
2. Какую еще роль выполняет Ь?
3. Что такое фонетика?
4. Чем отличается образование гласных от согласных?
5. Почему буквы Е, Ё, Ю, Я особенные?
6. На какие группы делятся согласные звуки?
7. На какие группы делятся гласные звуки?
Сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно
вам предстоит определить самим… Для того, чтобы определить тему
урока, я приготовила вам 2 подсказки:
Первая:
На доске слова:
Много слов на земле…. Есть дневные слова,
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
О чем высказывание?
Какова основная тема?
Догадались, о какой части речи идет речь?
Вторая:
Я приготовила пары слов, но в корне слова разные буквы. Почему?
Может, я допустила ошибку?
Посветитьпосвятить
Формулируют
цель
учебной деятельности в
диалоге с учителем.
Отвечают на вопросы,
выполняют задание. Примерять примирять
Полоскать поласкать
Обсудите в парах.
Объясните правописание этих слов.
На что обращаем внимание при написании слов?
(Правописание зависит от лексического значения слова)
Итак, первая подсказка слово, вторая – лексическое значение.
Кто догадался, какая тема урока?
Запишите тему урока: «Слово и его лексическое значение».
Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что
такое слово и его лексическое значение.
А какой же раздел русского языка изучает слово? Кто помнит?
(Лексика)
4
Открытие
нового знания
Лексика – это словарный состав языка.
УПРАЖНЕНИЕ 326
(УСТНО)
Отвечают на вопросы, под
руководством педагога
составляют план работы
над заданиями. Приводят
примеры. Делают выводы,
выполняют упражнения. Как вы думаете, сколько же слов в русском языке?
А конкретнее?
Почему же?
(Много)
(Нельзя сказать)
(Какието слова появляются, какието исчезают)
Ребята, как вы думаете, а ваш словарный запас из скольких слов
состоит?
Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного
человека
(Читать, расширять свой словарный запас)
Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность
того, что он преуспеет в жизни. Ребята, а что же такое вообще слово?
Каждое слово что то обозначает. Т.е. имеет лексическое значение.
Смысл слова и есть его лексическое значение. Без смысла, без
лексического значения слова нет и быть не может.
Что такое лексическое значение слова?
Лексическое значение – это основной смысл слова (его содержание).
Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является
нашими помощниками в этом?
(Словари).
УПРАЖНЕНИЕ 328
ЗАДАНИЕ: ИТОГ УРОКА:
1. Что такое лексика?
2. Что такое лексическое значение слова?
3. Что такое слово?
4. Что такое лексикология?
Подведем итоги нашей работы.
Чему вы научились сегодня на уроке?
Чтото новое узнали для себя?
Все ли нам удалось выполнить?
§ 64, упражнение 331
5
6
Рефлексия
Домашнее
задание
Определяют
свое
эмоциональное состояние
на уроке.
Открывают
записывают
задание.
дневники,
домашнее
Технологическая карта урока по русскому языку: Слово и его лексическое значение.
Технологическая карта урока по русскому языку: Слово и его лексическое значение.
Технологическая карта урока по русскому языку: Слово и его лексическое значение.
Технологическая карта урока по русскому языку: Слово и его лексическое значение.
Технологическая карта урока по русскому языку: Слово и его лексическое значение.
Технологическая карта урока по русскому языку: Слово и его лексическое значение.
Технологическая карта урока по русскому языку: Слово и его лексическое значение.
Технологическая карта урока по русскому языку: Слово и его лексическое значение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.