7 класс
Информатика
Деятельность – единственный путь к знаниям!
Бернард Шоу
Определите, какие из следующих моделей являются
информационными, а какие натурными?
И
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
а
я
м
о
д
е
л
ь
1
2
3
4
Атлас автомобильных дорог
Манекен
Карта местности
Глобус
5
6
7
8
9
Игрушечная модель автомобиля
Оглавление книги
Скелет
Математическая формула
Кукла
10
Фотография человека
ь
л
е
д
о
м
я
а
н
р
у
т
а
Н
Модель это упрощенное представление о
реальном объекте, процессе или явлении.
Модели
натурные
информационные
Выполнить задания на сервере
http://learningapps.org/myapps.php
Виды моделей
Знаковые
Образные
Смешанные
Словесные
описания
Формулы
Рисунки
Фотографии
Таблицы
Схемы
Графики
Диаграммы
Задания группам
Вопрос:
Укажите объекты и одинаковые свойства
объектов.
Национальный костюм
Укажите объекты и одинаковые свойства объектов
В Испании национальной одеждой женщины является пышное
платье с воланами Bata de cola, головным убором мантилья
или кофьядепапос, инструментом гитара и кастаньеты.
В России национальная одежда женщины – сарафан, кокошник
или платок. Инструменты балалайка и гармошка.
В Индии женщины носят сари, чоли, дупатту, а национальным
инструментом является ситар.
Bata de cola пышное платье с воланами и оборками.
Мантилья кружевная накидка на голову
Кофьядепапос кружевная накидка на голову с высоко
поднятым основанием
Сари материал длиной 57 метров, который специальным
образом оборачивается вокруг тела.
Чоли короткая футболка, одеваемая под сари.
Дупатта лёгкий шёлковый платок.
Таблицы составляют для описания ряда объектов,
обладающих одинаковыми наборами свойств
Укажите объекты и одинаковые свойства объектов
Национальный костюм
Страна
Тип платья
Головной убор
Испания Платье
Bata de cola
Мантилья,
кофьядепапос
Инструмент
Гитара,
кастаньеты
Россия
Сарафан
Кокошник, платок Балалайка,
гармошка
Индия
Сари, чоли
Дупатта
Ситар
Вывод : информация в таблице наглядна, компактна, легко
обозрима.
Хронологические таблицы
Основные даты в истории компьютеров
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Дата
3000 г. до н.э.
1642 г.
1694 г.
1801 г.
1830 е годы
1890 г.
1946 г.
1948 г.
1964 г.
Событие
Счёты в Китае
Суммирующая машина Паскаля
Счётная машина Лейбница
Перфокарты Жаккара
Программируемая машина Бэббиджа
Счётная машина Холлерита
Первая ЭВМ
Изобретение транзистора
Появление интегральных схем
Тема урока: Табличные
информационные модели
Цель урока:
Расширить представления учащихся о
табличных информационных моделях,
закрепить навыки создания таблиц
Задачи урока:
1. Рассмотреть структуру, тип и правила
заполнения таблиц.
2. Научиться создавать и редактировать
табличные модели.
Табличные информационные модели
Структура таблицы:
Заголовок
Наименование граф (верхний заголовок)
Наименование строк
(боковик или боковой
заголовок)
ячейка
строки
графа (столбец)
Табличные информационные модели
Крупнейшие реки России
Физические величины
Название
Длина, км
Обь
Амур
Лена
Енисей
Волга
5410
4444
4400
4092
3531
Табличные информационные модели
Таблица – это универсальное средство для
представления информации.
Таблица используется для описания ряда
объектов, обладающих одинаковыми
наборами свойств.
Табличные информационные модели
Правила оформления таблиц:
1. Заголовок таблицы должен давать представление о
содержащейся в ней информации.
2. Заголовки граф и строк должны быть краткими.
3. В таблице должны быть указаны единицы измерения.
4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При
необходимости в них заносят следующие знаки:
• ? – данные неизвестны;
– данные невозможны;
– данные должны быть взяты из вышележащей
ячейки.
Типы таблиц
Типы таблиц
Типы таблиц
Простые
таблицы
Сложные
таблицы
ОС
ООО
ООН
ОСО
20
Типы таблицПростые таблицыСложные таблицыОСОООООНОСО
Таблица типа «объектысвойства» (ОС)
Таблица типа «объектысвойства» (ОС)
Это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных
объектов, принадлежащих одному классу.
Температура плавления и кристаллизации
Вещество
Температура, ºС
Алюминий
Вода
Вольфрам
Железо
Золото
658
0
3370
1539
1063
Таблица типа «объектыобъектыодин» (ООО)
Таблица типа «объектыобъектыодин» (ООО)
Это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве
пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
Оценки по информатике учеников 7 класса
Ученик
Период обучения
1 четверть
2 четверть
1е полугодие
Алмаева
Руслана
Овчинкин
Артем
Лазурченко
Антон
4
4
5
5
4
4
5
4
5
Таблица типа «объектыобъектынесколько» (ООН)
Таблица типа «объектыобъектынесколько» (ООН)
Это таблица, содержащая информацию о нескольких
свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.
Оценки по информатике и математике учеников 7 класса
Ученик
Предмет
Информатика
Математика
1 четверть
2 четверть
1е
1 четверть
2 четверть
полугоди
1е
полугодие
Алмаева
Руслана
Овчинкин
Артем
Лазурченко
Антон
4
4
5
5
4
4
е
5
4
5
4
5
5
4
4
5
4
5
5
Таблица типа «объектысвойстваобъекты» (ОСО)
Таблица типа «объектысвойстваобъекты» (ОСО)
Это таблица, содержащая информацию и о свойствах пар объектов,
принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов
одного из классов.
Антропометрические данные и спортивные результаты
учеников 7 класса
Ученик
Рост,
Вес, кг
см
159
168
164
Алмаева
Руслана
Овчинкин
Артем
Лазурченко
Антон
Упражнение
Прыжок в длину
Бег на 1000 м
с места
Результат,
Оценка
Результат, с
Оценка
см
178
197
159
48
56
60
4
5
3
263
220
306
4
5
3
Табличные информационные модели
Пример:
Столица Франции – Париж. Площадь Франции – 552 тыс.кв.км. Население
Франции – 52 млн. чел. Форма правления Франции – республика. Столица
Великобритании – Лондон. Площадь Великобритании – 244 тыс.кв.км.
Население Великобритании – 56 млн. чел. Форма правления
Великобритании – конституционная монархия. Столица Швейцарии –
Берн. Площадь Швейцарии – 41 тыс.кв.км. Население Швейцарии – 7 млн.
чел. Форма правления Швейцарии – конфедерация. Столица Италии –
Рим. Площадь Италии – 301 тыс.кв.км. Население Италии – 55 млн. чел.
Форма правления Италии – республика. Столица Канады – Оттава.
Площадь Канады – 9974 тыс.кв.км. Население Канады – 22 млн. чел.
Канада – доминион в составе Британского содружества наций. Столица
Японии – Токио. Площадь Японии – 370 тыс.кв.км. Население Японии –
108 млн. чел. Форма правления Японии – конституционная монархия
(империя).
Табличные информационные модели
Характеристика стран
Страна
Столица
Площадь
(тыс.
кв.км.)
Население
(млн. чел.)
Франция
Великобрита
ния
Швейцария
Италия
Париж
Лондон
Берн
Рим
552
244
41
301
Канада
Оттава
9974
52
56
7
55
22
Япония
Токио
370
108
Форма правления
республика
конституционная
монархия
конфедерация
республика
доминион в составе
Британского
содружества наций
конституционная
монархия (империя)
Табличные информационные модели
Вывод:
Таблица – это универсальное средство для
представления информации.
Таблица используется для описания ряда
объектов, обладающих одинаковыми
наборами свойств.
В табличной информационной
модели информация более наглядна,
легче воспринимаема и легче
запоминаема.
Физкультминутка
Физкультминутка
• Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 2 раза.
• Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль
(считать до 5). Повторить 2 раза.
• Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за
медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и
вправо, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
• Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом
перевести взор вдаль на счет 5–8. Повторить 2 раза.
• В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую
сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Домашнее задание
1. Создать таблицу «Моя семья» по образцу:
Имя
Отчество
Кем
приходится
(мама, папа и
т.п.)
Дата
рождения
Образование
Профессия
Увлечение,
хобби
Домашнее задание: (творческое, можно придумать свою таблицу)
•В тетради построить таблицу по следующим данным:
Средняя глубина Камского водохранилища – 6,5 м. Площадь Горьковского водохранилища – 1400
кв.км. Объем Рыбинского водохранилища – 25 куб. км. Напор Цимлянского водохранилища – 26 м.
Площадь Братского водохранилища – 5300 кв.км. Средняя
глубина Куйбышевского
водохранилища – 10,4 м. Объем Цимлянского водохранилища – 4650 кв.км. Объем Братского
водохранилища – 180 куб км. Площадь Камского водохранилища – 1700 кв.км. Напор
Куйбышевского водохранилища – 28 м. Средняя глубина Цимлянского водохранилища – 9,2 м.
Напор Камского водохранилища – 21 м. Площадь Куйбышевского водохранилища – 5000 кв.км.
Напор Рыбинского водохранилища 25 м. Средняя глубина Братского водохранилища – 34 м.
Объем Куйбышевского водохранилища 52 куб.км. Напор Горьковского водохранилища 18 м.
Средняя глубина Рыбинского водохранилища 5,5 м. Объем Камского водохранилища 11 куб. км.
Напор Братского водохранилища – 104 м. Площадь Цимлянского водохранилища – 2600 кв.км.
•Под таблицей перечислить наименование граф и наименование строк.
Табличные информационные модели
Практическая работа:
Дифференцированные задания:
1 уровень – вставить таблицу по образцу, заполнить её,
уметь отредактировать (вставить/удалить строку,
столбец, объединить ячейки, применить конструктор и
т.д.)
2 уровень – уметь выполнить самостоятельно
аналогичные задания, с учетом, что таблицу, название
столбцам продумать самостоятельно
3 уровень уметь самостоятельно преобразовать
текстовую информацию в табличную.
Давайте обсудим
??
1. Приведите примеры таблиц, с которыми вы
сталкивались в жизни.
2. Всегда ли удобно табличное представление
информации?
3. Какие преимущества обеспечивают табличные
модели по сравнению со словесным описанием?
4. Любое ли словесное описание можно заменить
таблицей?
5. Каких правил следует придерживаться при
составлении таблиц?
??
Табличные информационные модели
Итоги урока
Рефлексия.
Лист самоконтроля – заполнить,
сдать.
Психологический и эмоциональный настрой.
У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из
класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:
Зеленая Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с
пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем
говорилось на уроке. Мне было хорошо и очень комфортно на уроке.
Желтая Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в
определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить
ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь,
мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на
уроке я не был готов.
Физкультминутка
Физкультминутка
Для улучшения мозгового кровообращения
Физкультминутка.
Цель, которая должна быть
достигнута учащимися:
отдохнуть, снять напряжение.
Цель, которую учитель хочет
достичь на данном этапе:
сориентировать на
произвольное внимание.
Задачи, которые ставит учитель:
улучшить мозговое
кровообращение
Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
1.Исходное положение – сидя на стуле.
o
1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не
поднимая плеч.
o Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2.Исходное положение – сидя, руки на поясе.
1. Поворот головы вправо.
2. Исходное положение.
3. Поворот головы влево.
4. Исходное положение.
o
o
o
o
o Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3.Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
o
1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть
влево.
3. Исходное положение.
4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.
6. Исходное положение.
o
o
o
o Повторить 4–6 раз. Темп медленный.